Платная доработка на тему Возможности использования сказки как средства обогащения логико-математического опыта дошкольника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты логико-математического
развития детей дошкольного возраста
посредством дидактической сказки. 7
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
логико-математического опыта детей дошкольного возраста. 7
1.2 Методы формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного
возраста. 14
1.3 Возможности использования дидактической сказки как
средства формирования логико-математического развития детей старшего
дошкольного возраста. 18
Выводы по первой главе. 24
Глава 2. Эксперементальное иследование уровнем
сформированности логико-математики развития дошкольника. 26
2.1 Констатирующий этап изучения уровня сформированности логико-математического
развития дошкольника. 26
2.2 Методические рекомендации по применению дидактической
сказки. 32
Выводы по второй главе. 35
Заключение. 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
Приложения. 45
Введение:
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),
основная образовательная программа предъявляет ряд достаточно серьезных
требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их
математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние
оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование
умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика
показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении
математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей
является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного
возраста. В частности, многие
современные ученые и педагоги отмечали большое влияние сказки на
логико-математическое развитие дошкольников. Сказка олицетворяет специфику
взаимоотношений людей, обличает жизнедеятельность человека в социуме.
Сказка
– наиболее близкий вид описательного творчества для детей дошкольного возраста.
Яркие характеры героев привлекают внимание ребенка, происходящие ситуации, в
которых ребенок может найти собственное «я» запоминаются надолго и
откладываются в сознании, а нравственный подтекст, который содержится в каждом
событии сказки позволяет ребенку интерпретировать собственные чувства и
самоопределяться в мире ценностей.
Помимо
привычной нам, математической сказки, существует дидактическая сказка — это
сказка с математическим содержанием, где персонажами являются цифры, формы,
геометрические фигуры, а также и простые герои сказки. Сюжет дидактической
сказки разрешает объединить в самом ребенке сказку и проблемные условия, а жанр
и волшебные персонажи притягивают воспитанников. Исходя из всего вышесказанного можно
сформулировать противоречие между возможностями использования сказки как
средства в процессе обогащения логико-математического опыта дошкольника, практической
не реализацией этих возможностей.
Из данного противоречия вытекает
проблема: как реализовать возможности дидактической сказки в процессе
логико-математического развития старших дошкольников.
Объект исследования – логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – реализация возможностей дидактической сказки в процессе обогащения логико-математического
опыта дошкольников
Цель исследования – реализовать возможности дидактической сказки процессе
логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста
В
соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть психолого-педагогические
особенности формирования логико-математического опыта детей старшего
дошкольного возраста;
2) Определить методы формирования
элементарных математических представлений у старших дошкольников;
3) Выявить возможности использования сказки
как средства логико-математического развития дошкольника;
4) Провести анализ исходного уровня логико-математического
развития старших дошкольников;
5) Разработать рекомендации по
логико-математическому развитию дошкольника; Методы
исследования.
—
анализ научной, математической, педагогической и психологической литературы по
теме исследования;
—
теоретический анализ и синтез диагностических материалов по выявлению уровня
логико-математического развития дошкольника;
—
моделирование методических рекомендаций для педагогов по использованию
дидактической сказки как средства логико-математического развития дошкольника;
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование
осуществлялось на базе ГБОУ СОШ (ДОО) №146 г. Москвы.
Практическая
значимость
дипломной работы состоит в том, что составленные методические рекомендации по
формированию элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста с использованием дидактических сказок могут быть
использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Структура дипломной
работы: введение, где сформулирована актуальность дипломной работы, определены
объект исследования и предмет исследования, выдвинута цель исследовательской
работы, и определены задачи, для достижения выдвинутой цели; две главы, одна из
которых теоретическая, в которой раскрываются психолого-педагогические
особенности старших дошкольников, описываются методы формирования элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста, и
описываются возможности использования дидактической сказки как средства
формирования логико-математического развития детей старшего дошкольного
возраста; вторая глава, в которой описывается констатирующий этап исследования
с выводами, прописываются рекомендации по использованию дидактической сказки в
непосредственной образовательной деятельности; заключения, где прописаны
основные выводы по главам; список использованной литературы.
Заключение:
Многогранное значение
логико-математического развития дошкольников в современной системе образования
и всей их последующей жизни подчеркивали многие отечественные и зарубежные
ученые.
В соответствии с ФГОС ДО
одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста
является развитие логико-математических представлений о математических
свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических
фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие
предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка,
развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание,
воображение, речь.
В нашей работе ставились
и были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены психолого-педагогические особенности формирования
логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста, выявлены
наиболее точные пути развития, возможности усвоения детьми данного возраста
новых знаний и готовность психического развития к преобразованию видов
деятельности.
2) Определены методы формирования элементарных математических
представлений у старших дошкольников, к ним относятся практические, наглядные,
словесные, игровые. Ведущим является практический метод. Суть его заключается в
организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго
определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями,
графическими рисунками, моделями и т. д.).
3) Выявлены возможности использования сказки как средства
логико-математического развития дошкольника, где дидактическая сказка является
важным, всесторонне полезным и комплексно развивающим средством обогащения
логико-математического опыта. Благодаря сказке дети могут расширять
элементарные математические представления, с применением дополнительных
стимулирующих средств, таких как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики
Никитина и другие, или же без них.
4) Проведен анализ-диагностика исходного уровня
логико-математического развития старших дошкольников, по результатам которого
выявлен преимущественно средний и низкий уровень логико-математического
развития старших дошкольников.
5) Реализованы возможности дидактической сказки как средства
логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста в рамках
проекта: «Месяц сказок». Разработанная нами программа предполагает
систематическое усвоение известных элементарных математических представлений, с
последующим обновлением и усложнением таковых.
6) Интерпретированы результаты практической работы, выявлена
положительная динамика по истечению экспериментальной работы, чтобы говорит о
продуктивности разработанной программы – проекта.
Задачи решены и цель нашего
исследования достигнута – реализованы возможности дидактической сказки в процессе логико-математического
развития детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты логико-математического
развития детей дошкольного возраста посредством дидактической
сказки
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
логико-математического опыта детей дошкольного возраста В современной жизни
проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется,
прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной
компьютеризации.
Математика – это одна из
наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди
широко используют технику (в том числе и компьютерную) – это требует от каждого
определенного минимума математических знаний и представлений.
В мир математики ребенок
попадает с маленького возраста. А в
течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться
элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить
фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Математика для
дошкольников позволяет одновременно решить
сразу несколько задач, главная из которых – это привить детям основы
логического мышления и научить простому счету.
В концепции развития
математического образования в Российской Федерации говорится о том, что
математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни,
являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая
познавательные способности человека [40]. Следовательно, математическое
образование необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Рассмотрим основные понятия,
связанные с этим. Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А.
Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности
личности, которые происходят в результате формирования математических представлений
и связанных с ними логических операций [16].
Логико-математическое развитие
ребенка в среднем дошкольном возрасте направлено на:
·интерес
к познанию отношений объектов (через установление связей, зависимостей по
свойствам), освоению преобразующих действий;
·стремление
включаться в продуктивную групповую деятельность;
·проявление
интереса в поисковую деятельность, не всегда результативную;
·в
конкретных ситуациях ориентируются в пространственных и временных отношениях;
·устанавливают
отношения порядка между 4-5 объектами;
·преобразуют
формы, воссоздают силуэты, тематические композиции [17].