Платная доработка на тему Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие «культура общения» 5
1.2. Особенности воспитания культуры общения у старших дошкольников 9
1.3. Игра как средство воспитания культуры общения 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Разработка программы, направленной на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Введение:
Одной из главных компонентов в жизни человека является общение, поскольку начиная с рождения маленькому человечку необходим первоначально эмоциональный контакт, после потребность в совместной деятельности и, конечно же, в сотрудничестве.
Период дошкольного возраста является одним из самых интенсивных в психическом развитии и создании внутреннего пространства ребёнка. За счёт обширных возможностей к обучению благодаря активному общению с развитыми личностями ребёнок становится сам гармоничной личностью.
В дошкольном возрасте мир ребенка больше не ограничивается семьей. Для него сейчас важны не только мама, папа или бабушка, но и другие дети и сверстники. А по мере взросления для него становится все важнее иметь контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники заводят друзей, спорят, мирится, общаются, завидуют, помогают друг другу, а иногда и делают маленькие пакости. Все эти отношения переживаются ребенком остро и характеризуются обилием разных эмоций. Родители и педагоги иногда не знают, сколько эмоций и отношений испытывают их дети, при этом не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Чтобы развитие ребёнка было полноценным необходимо содержательное общение с близкими людьми. Начиная с раннего возраста очень важно прививать детям главные нравственные качества такие как доброта, общительность, жизнерадостность. Ведь в настоящее время проблемы нравственного воспитания детей являются одними из самых острых в обществе. Именно поэтому в дошкольном учреждении, и конечно же в семье, следует приучать детей быть вежливым, развивать дружеские отношения, проявлять внимание к окружающим, воспитывать культуру общения.
Актуальность настоящей темы заключается в том, что опыт первых отношений со окружающими и является той основой, благодаря которому впоследствии развивается личность ребёнка.
Объект изучения – образовательный процесс дошкольного учреждения, направленный на воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет изучения – особенности игровой деятельности как средства воспитания общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – выявить роль игровой деятельности в воспитании культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— рассмотреть сущность и значение культуры общения в развитии дошкольника;
— изучить особенности воспитания культуры общения детей у детей старшего дошкольного возраста;
— выявить значение игровой деятельности в воспитании культуры общения у детей дошкольного возраста;
— разработать программу по воспитанию культуры общения у старших дошкольников посредством игровой деятельности.
В ходе написания работы были использованы следующие методы: анализ научной литературы и её обобщение.
Заключение:
Таким образом, изучив литературу, было выявлено, что игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно.
Огромный потенциал играет игровая деятельность в воспитании культуры общения у детей старшего школьного возраста. Чтобы эффективно организовать процесс воспитания навыков культуры общения и при этом интерес к самостоятельной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Эта среда не только обеспечивает деятельность ребёнка, но и является основой самостоятельного творчества каждого дошкольника, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально личностного развития ребёнка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребёнка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована особая зона или уголок, а также тихий уголок, где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др. На протяжении всего дошкольного детства, а также особо в старшем дошкольном возрасте воспитателям и родителям следует учить ребёнка правильно общаться и преодолевать коммуникативные барьеры и трудности.
Приобретая навыки культуры общения в процессе игры, дети формируют у себя такие нравственные качеств как сопереживание, дружба, внимательность, забота. Проведение игр на воспитание культуры общения способствует развитию коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что процесс развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:
— развитие всех сторон речевой деятельности будет гармонично при использовании деятельностного, личностно ориентированного и культурологического подходов;
— в воспитательном процессе наблюдается интеграция всех видов деятельности детей, обеспечение активного речевого общения через расширение связей с окружающим миром;
— проводится работа с родителями по обогащению опыта соблюдения норм и правил культурного общения друг с другом, повышающая их педагогическую компетентность.
Цель данной работы реализована и задачи, поставленные перед нами в начале работы, решены в полном объёме.
Фрагмент текста работы:
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «культура общения»
Одной из главных составляющих гармоничного развития личности является культура речи, родиной которой были древние государства — Древний Рим и Древняя Греция, где зародилось ораторское искусство. Большое значение в развитии речевой культуры в нашей стране сыграли работы М.В. Ломоносова. Среди учёных-педагогов проблемой развития культуры общения можно отметить Н.В. Клюеву, Ю.В Касаткину, А.С. Макаренко, С.В. Петерину, В.А. Сухомлинского, К.Д Ушинского и других.
Понятие «культура общения» отличается многозначностью. В литературе выделяют множество определений, которые отражают различные позиции авторов.
Е.И. Кульчицкая рассматривает культуру общения как «человеческое достоинство, определяющее поведение человека при общении с другими людьми. При этом оно характеризуется проявлениями к окружающим таких качеств, как внимание, вежливость, забота, уважение, тактичность и др.» [21].
По утверждению С.В. Петериной культура общения предусматривает «выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения» [10].
Н.В. Клюева, Ю.В Касаткина считают что, «культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной ситуации действиями, словами» [4].
А.О. Степанова культура речевого общения рассматривается: во-первых, как качество речи, качество использования языка в речи, в общении, реализуемая языково-речевая способность; во-вторых, как наука о качестве пользования языком [16].
Практически большинство определений относят культуру общения к важной составляющей общей культуры личности, становление которой выступает в виде необходимой потребности современности. Поскольку в наши дни вокруг нас происходит переоценка нравственных ценностей и привычных убеждений, поиск новых жизненных ориентиров. Можно сделать вывод, что культура общения является частью человеческого поведения, выражаемая главным образом в речи.
Говоря о культуре общения, мы фиксируем внимание на том, как человек осуществляет взаимопонимание с окружающими его людьми. Этот подход к культуре общения согласуется с пониманием культуры поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в котором находится внешнее выражение моральной и эстетической нормы этого поведения.