Платная доработка на тему Вокальное творчество С.И. Танеева
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Общая характеристика творчества С. И. Танеева 5
Глава II. Содержательные и исполнительские особенности камерно-вокального творчества С. И. Танеева 10
Глава III. Опера С. И. Танеева «Орестея»: стилевые и жанровые особенности 24
Глава IV. Исполнительская трактовка образа Кассандры ( на примере ариозо из второй картины) 32
Заключение 40
Список литературы 42
Введение:
Сергей Иванович Танеев — выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени.
Опера «Орестея» занимает особое место в творчестве композитора как единственный представитель данного жанра. «Орестея» — опера лирико-эпического склада. В ее основе лежит нравственный конфликт сил, олицетворяющих добро и зло. Это определило трактовку действующих лиц, часто выступающих как носители обобщенных идей. Особое своеобразие придает произведению обилие монументальных хоровых сцен, сближающее его с ораторией. Здесь композитор по-своему продолжил традиции русской оперы, придав им новое толкование в связи с содержанием античной трагедии. Одним из ярчайших образов «Орестеи» является Кассандра, она – символ возмездия.
Вокальная партия Кассандры достаточно сложна, так как необходимо настоящее драматическое сопрано, которое может исполнить эпическую оперу; особая интонационность танеевской мелодики требует мастерского владения дыханием, фразировкой, артикуляционными приемами, пением на legato. В партии Кассандры необходимо выстраивать образ так, чтобы все время держать внимание зрителя и слушателя, нужно уметь сохранять драматизм на протяжении большой сцены. В этой связи тема данной дипломной работы актуальна, особенно для исполнительниц, включающих в свой репертуар ариозо Кассандры, работающих над созданием ее вокального и сценического образа.
Также в этой связи актуален и сравнительный анализ вокальной интерпретации главной героини такими вокалистками как Анна Шахова и Нинель Ткаченко.
Объект дипломного реферата: опера С.И.Танеева «Орестея».
Предмет исследования: исполнительская трактовка образа Кассандры (на примере ее ариозо из второй картины).
Цель данной работы заключается в выявлении художественных и исполнительских особенностей партии Кассандры в опере «Орестея» С.И. Танеева.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи реферата:
1. Рассмотреть основые черты творчества (в том числе и оперного) С.И.Танеева;
2. Раскрыть основные черты его композиторского стиля;
3. Исследовать историю создания и постановок оперы «Орестея»;
4. Проанализировать структуру оперы «Орестея» и роль Кассандры в данной опере;
5. Выполнить музыкальный анализ ариозо Кассандры
6. Провести сравнительный анализ ариозо Кассандры из второй картины «Орестеи» в исполнении различных вокалисток.
Структура квалификационной работы включает в себя Введение, четыре главы с выводами, Заключение и Список использованной литературы. В первой главе рассматривается творческое наследие С.И. Танеева, особенности его музыкального стиля. Во второй главе, рассматриваются особенности сочинений композитора в жанре романсов, анализируются некоторые из них. В третьей главе исследуются история создания и постановок оперы «Орестея», особенности стиля и жанра оперы. В четвертой главе подробно рассмотрен образ Кассандры и его воплощение музыкальным языком, а также выполнен сравнительный анализ исполнительского прочтения образа Кассандры певицами Анной Шаховой и Нинелью Ткаченко. В Заключении сделаны вывод по содержанию данной работы. Список литературы содержит 34 издания.
Заключение:
Танеевская трилогия, в которой античная трагедия трактуется в свете христианских духовных ценностей, есть художественное выражение Русской идеи. В отличие от балакиревцев, утверждающих идеалы русской культуры созданием произведений на национальные темы, Танеев эти идеалы «вживляет» в жанры и темы европейские, в данном случае — в жанр оперы на античный миф.
Античный миф русским музыкантом осознаётся как общечеловеческая ценность на все времена, как выражение высоких стремлений, неисчерпаемое содержание которых воздействует на чувства людей вне зависимости от их национальной принадлежности. Поэтому нет противоречия между танеевским стремлением «способствовать созданию национальной музыки» и обращением к античному мифу в сочинении оперы.
Для Танеева, видевшего в современной ему культуре проявления симптомов болезни духа, трагедия есть способ обращения к внутреннему миру человека с целью настроить его на духовную трезвенность. В танеевской трилогии трагедия «Орестея» выполняет одновременно роль жанрового первоисточника и роль классического образца жанра трагедии, в которой способность духовного врачевания проявлена в предельной форме.
Как отмечают исследователи античной трагедии, ни у Софокла, ни у Еврипида в их «Электре» нет того величия и той силы художественного обобщения, что свойственны трагедии «Орестея» Эсхила. Эта обобщённость сказалась на либретто оперы, что позволяет его рассматривать, прежде всего, в контексте моральных взаимоотношений личности с миром (вне опоры на социально-исторический подход, используемый музыковедами, например, в отечественной мусоргиане в отношении «Бориса Годунова» или «Хованщины»).
Образы танеевской оперы настолько ярки, что они катарсис, столь характерный для русской оперы, реализуется каждый раз принципиально различно. Культура современности демонстрирует набор качеств, который свидетельствует об активных процессах гомогенизации, совмещения, размывания границ, о невозможности однозначной оценки явлений культуры по шкале «высокое» — «низкое». Становится очевидным, что сегодня достаточно трудно идентифицировать то или иное явление культуры, отнеся его к какому-либо типу.
В современную эпоху все отчетливее проявляет себя тенденция, связанная с совмещением пластов элитарной и массовой культуры. Это связано с развитием коммуникационных технологий, с тенденциями глобализации, где феномены многих культур приобретают качества элитарности, попадая в несвойственный для себя контекст.
Как следствие, прочтение образа Кассандры приобретает принципиально отличное прочтение. Инструментальное заключение ариозо построено на тоническом органном пункте, звучащем как набат и подчеркивающем неизбежность трагической развязки.
В данной работе мы также упомянули об исполнительницах партии Кассандры в разных постановках «Орестеи», и подробнее остановились на интерпретации ариозо Кассандры в исполнении Анны Шаховой и Нинели Ткаченко. В результате сравнения мы сделали вывод, что обе интерпретации оправданы, поскольку выявляют грани авторского замысла и соответствуют стилистике и жанровым особенностям оперы-оратории «Орестея» С. И. Танеева.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Общая характеристика творчества С. И. Танеева
С. И. Танеев (1856 – 1915) занимает особое место не только среди русских композиторов XIX в., но и среди поколения композиторов, чье творчество ознаменовало переход от классической русской музыки к новой стилевой эпохе начала XX в.
Прежде всего, здесь следует назвать серьезные философские пристрастия композитора, убежденного в необходимости обращения создателей музыки к изучению философско-эстетических идей, составляющих духовный контекст и умонастроения эпохи времени. Глубокое изучение С. И. Танеевым работ Б. Спинозы, Р. Декарта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева, В. В. Розанова; дружба с Л. Н. Толстым, с русским религиозным философом С. Н. Трубецким во многом определили идейно-философскую направленность содержания наследия композитора.
Подобный подход важен для русского музыкального искусства XIX в.: философская концепция Богочеловечества, согласно которой результатом личностных исканий и самосовершенствования является слияние Бога и человека и преображение мира вокруг человека, нашла выражения во многих произведениях С. И. Танеева, в первую очередь, вокальных.
При этом специфической русской чертой воплощения данной идеи является оптимизм мировоззрения С. И. Танеева, поэтому в его музыке цель музыкально-драматургического развития заключается в достижении высшей гармонии, противопоставленной мятущейся и тревожной стихийности. М. С. Скребкова-Филатова определяет такую концепцию многих произведений С. И. Танеева как «концепцию преодоления просветления» [29].