Платная доработка на тему Внешняя политика Туркменистана в условиях афганского кризиса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Характер и особенности внешней политики Туркменистана 12
1.1. Роль и место Туркменистана в системе международных отношений в Центральной Азии 12
1.2. Основные этапы становления и развития внешней политики Туркменистана 22
1.3. Принципы и приоритеты внешней политики Туркменистана 32
Глава 2. Афганский конфликт как угроза региональной безопасности в Центральной Азии 44
2.1. Конфликт в Афганистане: исторический обзор проблемы (1979-1991 гг. 44
2.2. Состояние проблемы в постсоветский период (1991-2021 гг.) 53
2.3. Афганский конфликт: вызовы и угрозы для Туркменистана 75
Глава 3. Влияние кофнликта в Афганистане на внешнюю политику Туркменистана 80
3.1. Усилия Туркменистана по укреплению своей военной безопасности 81
3.2. Деятельность Туркменистана по расширению и углублению двусторонних и многосторонних отношений 90
Заключение 96
Список источников и литературы 99
Введение:
Введение
Актуальность темы продиктована современными проблемами взаимодействия между Туркменистаном и Афганистаном, которые приводят к конфронтации между и угрозе безопасности, связанной, в первую очередь, с радикализацией внутри страны. Истоки этой проблемы лежат в истории формирования отношений на основании усиления радикализма, как следствие, вопрос об отношениях между странами остается актуальным.
Афганский кризис провоцирует сложности в существовании окружающих Афганистан стран, в частности, Туркменистан. Исследование по взаимоотношениям Афганистана и Туркменистана на протяжении истории подтверждает, что риски, которые несут принципы «разнонаправленных» и «многогранных» угроз безопасности, все еще остаются, и поэтому их оценка очень трудна. Однако для управления этими рисками Туркменистан предусматривает широкую архитектуру безопасности, включающую взаимодействие институтов, в которых решение проблем «здесь и сейчас» является краеугольным камнем.
Внешняя политика Туркменистана формируется под влиянием исторических и геополитических факторов. После снятия защитного советского «зонтика» внешнеполитические задачи, стоящие перед независимым Туркменистаном, заключаются в создании независимых систем национальной безопасности и экономики, одновременно преодолевая длительное наследие существования в империях царской России и Советского Союза. По состоянию на 1996 год все газопроводы Туркменистана шли на север в Российскую Федерацию или другие страны СНГ, тем самым подчиняя секторы экономического развития страны относительно бедным странам. Поскольку Туркменистан не имеет сильных вооруженных сил, независимость зависит от установления военных пактов с Россией и от развития сбалансированных дипломатических и экономических связей с Россией и соседними странами.
Статус Туркменистана как исламского государства также влияет на отношения Туркменистана с Ираном и Саудовской Аравией. Хотя Туркменистан нуждается в иностранной помощи и возможностях развития, предоставляемых этими странами, правительство Туркменистана также стремится приглушить любые предполагаемые угрозы своему светскому статусу, исходящие от мусульманских активистов. До сих пор тюркская идентичность основной части населения страны не являлась существенным фактором во внешней политике, поскольку Туркменистан вынужден конкурировать с другими тюркскими республиками Центральной Азии за рынки сбыта и за более тесные социально-экономические связи с Турцией.
Объектом исследования является конфликт в Афганистане.
Предметом анализа является внешняя политика Туркменистана в условиях развития афганского конфликта.
Целью работы является выявление влияния афганского кризиса на внешнюю политику Туркменистана. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Выявить особенности и роль внешней политики Туркменистана,
2. Проанализировать основные этапы становления внешней политики Туркменистана,
3. Рассмотреть принципы и приоритеты внешний политики Туркменистана,
4. Провести исторический обзор проблемы с 1979 по 1991 гг.,
5. Дать оценку проблемам в постсоветский период с 1991 по 2021 год,
6. Рассмотреть вызовы и угрозы Туркменистана,
7. Определить усилия Туркменистана по укреплению военной безопасности,
8. Проанализировать деятельность Туркменистана по расширению и углублению двусторонних и многосторонних отношений.
Хронологические рамки исследования можно разделить на два этапа:
1. Конфликт в Афганистане: Общий исторический обзор конфликта в Афганистане 1979-1991 гг. исследуются исторические предпосылки и последствия войны в Афганистане в 1979-1989 гг. Анализируются угрозы безопасности современной России, исходящие из данного региона. Рассматривается роль правоохранительных органов в борьбе с данными угрозами.
2. Состояние проблемы в постсоветский период 1991-2021 гг. С момента провозглашения независимости Туркменистана его важная роль в региональной и мировой экономике обусловлена наличием на его территории значительных запасов нефти, газа и других энергетических ресурсов.
Источниковая база исследование – для поставленных целей и задач автор использовал источники, включающие законодательные, публицистические документы, документы личного происхождения.
В процессе работы над данным исследованием было изучено большое количество нормативно-правовых актов. Нормативной основой данной работы служат Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года), Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 года), Конституция Республики Таджикистан (06 ноября 1994 года), Уголовный кодекс Таджикистана (21 мая 1998 года, №574), Конституция Афганистана (26 января 2004 года), законодательные акты СССР, стран Центральной Азии и другие документы .
Итак, большую ценность предоставляют официально опубликованные материалы и документы, среди которых Конституция Туркменистана (все редакции), законы и нормативно-правовые акты национального законодательства Туркменистана и других стран, затронутых в исследовании, в области государственного устройства, внешней политики, дипломатии, экономики.
Автор использовал в работе такие документы, как резолюции Генеральной ассамблеи ООН, международные соглашения и документы международных универсальных и региональных организаций (СНГ, ООН, ОЭС, ОБСЕ, ОИК, НАТО, Европарламента и других) .
В числе значимых источников необходимо выделить сборники речей, выступлений и интервью первого президента Туркменистана «Внешняя политика нейтрального Туркменистана»; аналитические материалы и описания хода встреч дипломатов и высшего руководства разных стран с официальными лицами и президентом Туркменистана, опубликованные в сборнике «Архив внешней политики» Министерства иностранных дел Туркменистана. Также использовались бюллетени международных договоров МИД РФ и статистические ежегодники СНГ. Большой интерес представили три уникальных сборника под общей редакцией помощника президента Туркменистана В. М. Храмова, где встречи, визиты, переговоры и все значимые события перечисляется в хронологическом порядке.
Таким образом, источниковая база исследования её введение в научный оборот новых источников, документов и материалов, углубляющих фундаментальность диссертации и усиливающих достоверность ее выводов, является еще одним примером научной новизны. В совокупности комплексный анализ фактического материала позволил выявить реальную картину формирования и развития внешней политики Туркменистана в условиях афганского кризиса.
Степень научной разработанности темы. Сравнительный анализ позволяет выделить среди публикаций по тематике данной диссертации несколько наиболее устоявшихся методологических подходов. К первой группе можно отнести авторов, акцентировано связывающих войну в Афганистане и ситуацию в сфере безопасности в Центральной Азии с проблемой трансазиатских коммуникаций и энергоресурсов каспийско-центральноазиатского региона.
Рассматривая само явление проблемы Афганского кризиса в деятельности Туркменистана как важнейшего направления внешней политики государства, можно выделить следующих зарубежных авторов, например, С. Хоффман , Дж. Най-мл. , Р.Кеохейн и др., рассматривающие роль международных организаций как ключевую в современных международных отношениях и мировой политике.
Что касается раздела, посвященного анализу исторических предпосылок афганского конфликта, то здесь оказались полезны работы В.Г. Коргун , Ежова Г. , Теплинского Л.Б. , Козырева Н.И. , Лаврова А.И. и др. При этом следует отметить тот факт, что несмотря на изданные в последние годы монографические исследования по афганской проблеме, наиболее полно исторический фактор афганского конфликта позволили раскрыть работы, изданные в советское время.
Особо нужно отметить фундаментальные исследования афганских авторов по истории страны, среди которых следует назвать труды Наби А. , Андешманда М. и др. В этих работах раскрывается позиция афганской стороны и видение конфликта изнутри, что позволяет автору представить более ли менее объективную картину произошедшего.
К следующей группе следует отнести ту категорию публикаций, авторы которых видят в первооснове афганского кризиса 1990-х — начала 2000-х гг. межэтническое противостояние в афганском обществе, связанное, прежде всего, с переделом властных полномочий в стране после вывода советских войск . Часть исследователей пытается обосновать содержание афганского кризиса стремительным развитием явления исламского радикализма.
В зарубежной афганистике и в изучении современной Центральной Азии здесь можно отметить работу таких авторов как Оливье Руа, Фредерик Грэйг. А.В. Малашенко считает , что «радикальный исламизм — постоянный и объективно-неизбежный участник здешних политических интриг как на страновом, так и на региональном уровне». Высокое значение религиозному фактору придается в работах индийских исследователей . Понятно, что данная дифференциация в определенной мере относительна.
Хотелось бы уделить внимание отдельное работе А. Медведева , посвященной оценке роли Афганистана как нейтрального государства. По мнению автора, подобная роль может обеспечить мир и стабильность в стране и регионе. Автор последовательно и конструктивно раскрывает свой тезис. Отдельный блок в библиографии представляют авторефераты диссертаций.30 Таким образом, к сожалению, в современной научной литературе проблема роли международных акторов в разрешении афганского конфликта представлена весьма слабо.
При написании данной диссертации автор обращался также к публикациям и материалам зарубежных исследовательских центров, изучающих постсоветское пространство, внешнюю политику Российской Федерации и непосредственно республик Центральной Азии. Среди них особого внимания заслуживают материалы Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса (CACI), «Общества исследования Центральной Евразии» (CESS) Института изучения Малой Азии Университета Индианы. Кроме того, в диссертации были использованы статьи журналов, специализирующихся на изучении развития Центральной Азии, «Central Asian Survey» и «Центральная Азия и Кавказ». Изучению внешней политики Туркменистана туркменские специалисты уделяли мало внимания. Исключением можно назвать немногочисленные статьи и публикации научных сотрудников и культурных деятелей Туркменистана, затрагивающие внешнюю политику Туркменистана, опубликованных в журналах «Демократия и право», «Туркменистан», интернет-газете turkmenistan.ru, сборнике «Halk Watan Turkmenbasy» и многих других национальных изданиях. В них часто встречаются панегирики представителям страны.
Оригинальные выводы и обстоятельное изложение событийной канвы внешнеполитических действий и решений вносят немало нового в историческую науку и конкретно в историю международных отношений и внешней политики, в том числе в её теоретическую базу, расширяет возможности дальнейшего изучения международных отношений на постсоветском пространстве, а также позволяет создать объективную картину становления независимости туркменского государства.
Методологическая основа исследования базируется на принципе, включающем научную объективность и системность. История внешней политики Туркменистана изучалась во взаимосвязи с политическими процессами, происходящими как внутри страны, так и вокруг нее.
При написании работы автор стремился дать объективную оценку событиям и проблемам международной деятельности Туркменистана в контексте времени. Аналитический подход позволил выявить концептуальные ориентиры формирования внешней политики Туркменистана в 1991–2021 годах. Применяя метод синтеза, удалось выявить основу для определения внешнеполитических ориентиров. Также были использованы сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы.
Применяя все эти методы, удалось создать комплексное исследование общих и особенных черт внешней политики Туркменистана. Критический анализ широкого круга российской, туркменской и западной научной литературы и источников позволил избежать конъюнктурных оценок внешнеполитических шагов Туркменистана в те годы.
В качестве методологической основы работы были использованы общенаучные методы (индукция и дедукция) и метод сравнительного анализа. Кроме того, особое значение имеют методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить основные внешнеполитические ориентиры Туркменистана. Отдельно следует отметить важность таких историографических методов, как метод описания (для анализа отношений Туркменистана с Россией) и кейс-стади (для анализа ключевых событий в туркменско-российских отношениях).
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на ряде базовых концепций, в соответствии с которыми афганский кризис рассматривается как деструктивное явление с присущими ему негативными последствиями для соседних стран. Также используется политико-правовой, институциональный, структурно-функциональный и сравнительный подход.
Научная новизна во многом предопределяется актуальностью темы. В работе рассматривается целый комплекс явлений в экономической и политической жизни Туркменистана в период независимости: изменения в характере и структуре национальной экономики Туркменистана при переходе на рыночные принципы хозяйствования в условиях распада прежних общесоюзных экономических связей; использование значительных запасов энергетических ресурсов как основы для создания современной и конкурентоспособной экономики, имеющей устойчивое развитие.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений диссертации при разработке современных подходов внешней политики Туркменистана, в том числе и по вопросам энергоресурсов Центральной Азии и региона Каспийского бассейна. Эти выводы также могут быть использованы при подготовке общих и специализированных курсов новейшей истории и внешней политики стран постсоветского юга, СНГ в высших учебных заведениях России, Туркменистана, других стран СНГ, европейских, азиатских и американских университетах.
Структура работы: работа состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
С момента появления независимых государств Центральной Азии на политической карте мира, каждая страна все еще проходит процесс построения социально-политической системы, экономики и обретения культурной идентичности. Некоторые страны более успешны в этом процессе, чем другие. Но регион в целом и каждая страна, несомненно, имеют огромные геополитические интересы для региональных и мировых держав. Туркменистан, обладающий богатыми энергетическими ресурсами, выгодным географическим положением и особыми принципами внешней политики, неизбежно оказался в центре внимания мировых держав. В свете событий последних лет и в связи со сложившимися формами внешнеполитической деятельности США, Китая, России, Ирана, Турции и Афганистана Туркменистан в любой момент может стать ареной острой геостратегической конкуренции, борьбы и даже (как показывает практика) применения вооруженной силы. Ашхабад знает правила игры, поэтому идет по пути создания видимости демократического процесса. Ярким примером этого стали парламентские выборы в декабре 2013 года, которые можно рассматривать как страховку в мире, где демократию несут морские пехотинцы.
Для понимания процессов, происходящих сейчас в Туркменистане, очень важно понять, как развивалось суверенное туркменское государство после провозглашения независимости, и, в частности, как формировалась внутренняя и внешняя политика этой страны, ставшей независимой после долгих лет пребывания в составе Российской империи и Советского Союза. Не менее важно и то, как Туркменистан развивал свои позиции в новом геополитическом регионе Центральной Азии и в мире в целом.
Только на основе осмысления всех вышеперечисленных фактов можно увидеть, что недавнее прошлое, период 1991-2006 годов, в той или иной степени присутствует в жизни Туркменистана XXI века, как в деятельности государственной власти, так и в развитии гражданского общества. Без полного и тщательного анализа внешней политики Туркменистана в период правления его первого президента С.А. Ниязова, объявившего себя туркменом и написавшего программную книгу «Рухнама» о прошлом, настоящем и будущем страны, невозможно оценить события, происходившие в стране в постниязовский период при президенте Бердымухамедове, реформы и направление внутренней и внешней политики при президенте Бердымухамедове.
Сейчас можно отметить некоторые результаты этой светской политики: экстремистская активность в Казахстане недавно была сведена к минимуму, а количество головных платков на улицах значительно сократилось. Можно даже сказать, что произошла определенная модернизация одежды религиозных женщин, что отражается в ношении более современных платков, которые не сразу бросаются в глаза из-за их минимального выделения. Другими словами, «радикальный секуляризм» повлиял на некоторую модернизацию современной исламской традиции, при этом следует отметить, что эта традиция смогла адаптироваться к этому «жесткому секуляризму». Социальный угол сглаживается, но как долго это продлится — никто не знает.
В целом, можно сказать, что Китай в той или иной форме присутствует во всех туркменских экономических проектах, которые Ашхабад считает важными для республики. Однако ситуация такова, что именно эти проекты в первую очередь отвечают интересам развития Китая. Очевидно, что это станет основой для дальнейших отношений между двумя странами, развитие которых может привести к тому, что Туркменистан потеряет контроль над стратегически важными областями своей экономики.
Современный Афганистан представляет собой причудливый сплав политической системы со всеми формальными атрибутами демократического государства, имеющей сложную и разветвленную структуру, и глубоко архаичного общества со сложной мозаикой племенных отношений. Все это не могло не наложить отпечаток на восприятие Афганистана его политической элитой в системе международных отношений. В данной статье будет проанализировано восприятие национальной идентичности Афганистана лицами, принимающими политические решения, во взаимосвязи с шагами страны на внешнеполитической арене.
На протяжении двадцатого века Афганистан довольно последовательно придерживался политики нейтралитета, не вмешиваясь в вооруженные конфликты за пределами своих границ. Страна избежала участия в обеих мировых войнах, хотя к началу Первой мировой войны Афганистан еще не обрел полной независимости. Политика нейтралитета была связана с материальными выгодами для афганской элиты — например, во время Первой мировой войны эмир Хабибулла получил субсидию в размере 1 800 000 рупий за лояльность Великобритании.
Представляется, что на формирование афганского нейтралитета повлияло позиционирование Афганистана во второй половине XIX века как буферной зоны между Российской империей и Великобританией, которые в этот период осуществляли колониальную экспансию в Центральной и Южной Азии соответственно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характер и особенности внешней политики Туркменистана
Ни одно из постсоветских государств Центральной Азии не привлекает сегодня столько внимания, как Туркменистан. И дело не только в огромных природных ресурсах этой страны и не только в весьма своеобразном характере политического режима Туркменистана, аналогов которому нет нигде в регионе и в СНГ в целом. Туркменистан является уникальным государством в силу особенностей внешней политики, проводимой его руководством. Формально она основана на так называемом позитивном нейтралитете. В современной научной литературе практически отсутствует комплексный анализ внешнеполитической практики Ашхабада.
На наш взгляд, именно особенности тоталитарного туркменского варианта правления препятствовали объективной оценке внешней политики Туркменистана в прошлом и продолжают это делать сегодня. Как правило, авторы, пишущие об этом государстве, тяготеют к двум крайностям. Первая, менее распространенная, — некритическое воспроизведение информации, в изобилии публикуемой пропагандистским аппаратом туркменских властей. Последние, в силу особенностей установленного в Туркменистане тоталитарного политического режима, не только не допускают свободы мнений и информации, но и жестко навязывают в информационной сфере четкие пропагандистские клише. С их помощью окружение как первого президента страны Сапармурата Ниязова, так и нынешнего главы государства Гурбангулы Бердымухамедова оправдывает свою политику и даже пытается сделать ее предметом зависти, если не подражания, других народов мира. Объективности ради следует отметить, что успехов в выполнении последней задачи было немного.