Платная доработка на тему Влияние психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы исследования проблемы влияния психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации 7
1.1 Сущность феномена «адаптация» в психологических исследованиях 7
1.2 Особенности психологического сопровождения новых сотрудников в организации 16
Выводы по первой главе 24
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
Выводы по второй главе 29
3 Практическое исследование влияния психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации 31
3.1 Результаты исследования адаптации сотрудников 31
3.2 Связь между психологическим сопровождением и адаптацией новых сотрудников в организации 46
Выводы по третьей главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Введение:
Актуальность исследования. Динамичные изменения, которые происходят в различных сферах российского общества, изменения окружающей действительности требуют эффективности функционирования механизмов адаптации личности. В настоящее время необходимы люди, которые способны не только существовать с окружающей средой, но и также реализовывать свой потенциал в ней. Особенно остро на сегодняшний день стоит проблема адаптивности новых сотрудников в организации.
Современная экономическая ситуация кардинально изменила подход к управлению человеческими ресурсами. Ряд причин, таких, как появление новых технологий, расширение бизнеса и др., подводят компании к необходимости постоянного найма персонала. Появление новых сотрудников, как правило, замедляет темпы деятельности организации, поскольку на рабочие места приходят люди с различным профессиональным опытом, определенным взглядом на результаты работы, а также имеющие индивидуальные цели и ценности, которые могут расходиться с принятыми на предприятии. Особенно важным становится установление таких социальных пропорций в основных характеристиках персонала организаций, которые способствуют ее росту и развитию, в том числе за счет привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально подготовленных специалистов. Это актуализирует проблему поиска новых управленческих средств, методов и технологий успешного решения адаптации сотрудников в современной организации. Вышеперечисленные аспекты обуславливают актуальность исследования процесса введения новичков в компанию.
Адаптация является одним из элементов системы управления персоналом организации, и ее результаты в значительной мере влияют на эффективность всей системы. В период адаптации нового сотрудника происходит приобщение и привыкание к определенной деятельности и к среде, в которой она протекает. Процесс адаптации в становлении будущих специалистов имеет особое значение, потому как, во-первых, в ходе адаптации важно извне правильно ориентировать нового сотрудника в избранной им сфере деятельности, во-вторых, этот период осложняется внутренним напряжением, связанным с процессом привыкания. Согласно исследований, у 25% новых сотрудников адаптация протекает тяжело, что проявляется в повышении уровня невротизации, снижении психоэмоциональной устойчивости, возможны преобладание торможения, мнительность, впечатлительность, снижение самооценки при неудачах и др. [62].
Процесс адаптации очень важен в профессиональном становлении работника, степень его успешности напрямую влияет на всю дальнейшую профессиональную деятельность. Кроме того, успешная адаптация сотрудника к конкретным условиям профессиональной деятельности уже на этапе его первых лет работы является ранней профилактикой эмоционального и профессионального выгорания. Эффективная адаптация определяет высокое качество деятельности, способствует ее успешности и эффективности, является условием личностного роста и самореализации личности. В связи с этим возникает необходимость психологического сопровождения сотрудников в организации.
Проблема исследования: Каково влияние психологического сопровождения новых сотрудников на уровень их адаптации в организации?
Проблема адаптации новых сотрудников в организации отражена в трудах таких исследователей как: Е.Е. Казанцева, Н.А. Свиридов, С.В. Титова, В.А. Толочек, И.В. Новикова, И.Ю. Осипян, А.О. Шумская, В.В. Юрченко и др.
Проблема психологического сопровождения новых сотрудников в организации касались в своих работах: Я.А. Батрак, М.П. Будякин, Е.Е. Егоров, Е.А. Журавлева, М.И. Марьин, А.А. Невара.
Однако в рамках данного направления остается недостаточно исследованной проблема влияния психологического сопровождения новых сотрудников на уровень их адаптации в организации.
Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Влияние психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации».
Объект исследования – процесс адаптации новых сотрудников.
Предмет исследования: влияние психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации.
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации новых сотрудников в связи с их психологическим сопровождением.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность феномена «адаптация» в психологической литературе;
— выявить особенности психологического сопровождения новых сотрудников в организации;
— определить совокупность диагностических методик для изучения социально-психологической адаптации новых сотрудников;
— исследовать социально-психологическую адаптацию новых сотрудников, провести обработку полученных результатов, их анализ;
— разработать программу психологического сопровождения новых сотрудников в организации и оценить ее влияние на уровень их адаптации.
Гипотеза исследования: разработанная программа психологического сопровождения будет способствовать повышению уровня социально-психологической адаптации новых сотрудников в организации.
Методы исследования:
— теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.
2. Опросник оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (УСПА) Р.X. Исмаилова.
— статистические: математико-статистические методы обработки данных (расчет средней арифметической, U-критерий Манна-Уитни).
Теоретико-методологические основания работы составили: методический прием выявления особенностей и степени социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда; положения психологов (В.Г. Асеева, В.В. Гриценко, А.И. Иванова, В.Г. Крысько, И.К. Кряжева и др.) о феномене «социально-психологическая адаптация».
Практическая значимость: заключается в том, что предложенная программа психологического сопровождения, может использоваться для улучшения социально-психологической адаптации новых сотрудников в организации.
Заключение:
В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Адаптация — процесс взаимодействия живых организмов и окружающей среды, приводящий к наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности.
Виды адаптации представлены: социальной адаптацией, биологической адаптацией, физиологической адаптацией, психологической адаптацией и др.
Социально-психологическая адаптация – это вид адаптации; процесс приспособления личности к определенной социальной среде, который заключается в освоении ею определенных социальных норм, ролей, формировании адекватных форм поведения и межличностных отношений, которые обеспечивают эмоциональный комфорт и чувство удовлетворения от пребывания в ней.
Психологическое сопровождение новых сотрудников в организации — система организационных и социально-психологических мероприятий, направленных на адаптацию новых сотрудников.
Направлениями психологического сопровождения определены: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция (коррекционно-развивающая работа).
Основными задачами психологического сопровождения новых сотрудников в период адаптации определены: развитие личностных качеств, которые способствуют более быстрой адаптации новых сотрудников; обучение методам саморегуляции, снятия стрессовых состояний и делового общения в коллективе; изучение и развитие личностного и творческого потенциала молодых специалистов в целях повышения его конкурентоспособности; проведение семинаров-практикумов личностного и профессионального роста для специалистов и др.
В результате решения задач исследования подобраны:
— репрезентативная группа из новых сотрудников,
— методики для изучения особенностей социально-психологической адаптации, у представителей репрезентативной группы:
— Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда,
— Опросник оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (УСПА) Р.X. Исмаилова.
По результатам проведенных методик установлено следующее:
— интегральный показатель адаптации в экспериментальной группе (52,9) и в контрольной группе (56,5) соответствует низкому уровню,
— уровень социально-психологической адаптации в экспериментальной и контрольной группах сотрудников соответствует низкому уровню (39,3 и 37,3),
— различия между показателями адаптации сотрудников в контрольной и экспериментальной группах носят недостоверный характер.
После внедрения экспериментального фактора – разработанной программы психологического сопровождения новых сотрудников установлено, что:
— интегральный показатель адаптации в экспериментальной группе равен 70,6 (было 52,9), в контрольной – 58 (было 56,5),
— социально-психологическая адаптация в экспериментальной группе сотрудников соответствует выраженному уровню (65,1 было 39,3),
— в уровне социально-психологической адаптации в контрольной группе сотрудников также произошли изменения в сторону улучшения (43,4 было 37,3), однако изменения, в отличие от экспериментальной группы, носят недостоверный характер, что указывает на наличие положительного воздействия психологического сопровождения на адаптацию новых сотрудников в организации.
Полученные данные подтвердили поставленную гипотезу.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы исследования проблемы влияния психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации
1.1 Сущность феномена «адаптация» в психологических исследованиях
Рассмотрим понятие и сущность адаптации в психологической литературе.
В психологическом словаре термин «адаптация» (от лат. adaptare – приспособлять) представлен в качестве взаимодействия живых организмов и окружающей среды, приводящее к наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности; процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) [1].
В широком понимании адаптация – это приспособление органов чувств к особенностям стимулов, которые на них действуют, с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки [33]. С точки зрения социальной психологии адаптация – это приспособление индивида к условиям социальной среды; связанное с принятием индивидом определенных социальных ролей, адекватным отображением себя и своих социальных связей [37].
В психологии труда [36] адаптация понимается как взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда, преодоление возможных негативных моментов, возникающих как по вине компании работодателя, так и по вине работника [34].
В научной литературе выделяются следующие виды адаптации, которые представлены:
— социальной адаптацией,
— биологической адаптацией,
— физиологической адаптацией,
— психологической адаптацией,
— профессиональной адаптацией и др. [46].
Социальная адаптация — способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например, при вхождении в новую микросоциальную группу [40].
Направлением социальной адаптации выступает социально-психологическая адаптация (наряду с профессионально — производственной, социально-бытовой, социально-средовой) [43].
А.И. Иванова рассматривает социально-психологическую адаптацию как процесс усвоения социально-психологических ролевых функций, приобретения людьми социально-психологического статуса [32].
С точки зрения Н.А. Свиридова, социально-психологическая адаптация представлена в качестве вступления личности в отношения внутри группы, приспосабливание к последним, создание образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данного коллектива (группы), получение, усвоение и развитие умений и навыков межличностного общения в данном коллективе [63].
Ряд авторов (А.В. Булгаков, И.В. Дмитриев, Л.Г. Егоров, А.Н. Николаев, Ж.Г. Сенокосов и др.) рассматривают социально-психологическую адаптацию в качестве процесса проявления индивидуальных предпосылок в конкретных социально-психологических условиях.
А.А. Тиморин, П.П. Лазарев [40] указывают на то, что социально-психологическая адаптация личности — двусторонний процесс, характерным для которого является то, что в процессе взаимодействия личности и общества индивид без продолжительных внутренних и внешних противоречий способен выполнять свою основную деятельность, свободно реализуя те ролевые ожидания, которые ожидает от него общество, переживает состояния самореализации и может смело выражать свои творческие способности [58].
К субъекту социально-психологической адаптации относят: личность, группу, социальную общность, социум в целом.
Основная элементарная единица социально-психологической адаптации ‒ личность [47].
В качестве объекта можно выделить все то, что способствует удовлетворению потребностей субъекта адаптации.
В психологической литературе имеют место два типа социально-психологической адаптации, которые представлены:
— прогрессивным типом,
— регрессивным типом [54].
Прогрессивный тип характеризуется достижением полной адаптации.
Регрессивный тип выглядит как формальная адаптация, которая не отвечает интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.
Некоторые психологи (Н.А. Ошукова, Н.А. Свиридов) определяют регрессивный тип социально-психологической адаптации как конформный, который основан на формальном принятии личностью тех или иных социальных норм и требований. При таком типе адаптации личность покоряется последним (социальным нормам и требованиям) и не имеет возможности раскрыться, добиться самореализации, испытать чувство собственного достоинства, проявить себя в творчестве. Лишь прогрессивная адаптация может привести к истинной социализации личности, тогда как длительное следование конформистской стратегии приводит ее к постоянному неправильному поведению (не соблюдению норм, ожиданий, стереотипов поведения) и способствует появлению новых проблемных ситуаций.