Платная доработка на тему Влияние инновационного обучения на умственное развитие подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы влияния инновационного
обучения на умственное развитие подростков. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
подросткового возраста 7
1.2. Понятие об инновационном обучении и инновациях в
образовании. 12
1.3. Влияние инновационных методов обучения на умственное
развитие подростков 22
Выводы по 1 главе. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния инновационного
обучения на умственное развитие подростков. 32
2.1. Методы и методики исследования. 32
2.2 Описание выборки испытуемых. 40
2.3. Анализ полученных результатов исследования. 60
2.4. Обсуждение результатов исследования. 74
Выводы по 2 главе. 77
Заключение. 79
Список литературы.. 81
Введение:
Особенности умственного
развития личности являются предметом разнообразных психологических и
междисциплинарных исследований в течение уже многих десятилетий, однако в
последнее время интерес к этой проблеме существенно возрос и приобрел характер
устойчивой тенденции. Объяснить это можно изменениями в современном обществе,
где именно интеллектуальные ресурсы человека приобретают главную ценность,
способную качественным образом изменить и ускорить развитие всего социума в
целом.
Кроме того, чрезвычайно
важной и все более актуальной становится проблема возрастной динамики
умственного развития в различных возрастных периодах. Большинство авторов
признает особую роль подросткового и юношеского возраста, характеризующегося
качественными изменениями в развитии умственных ресурсов личности, связанными
со становлением «мышления в понятиях» (Л.С. Выготский), «формального мышления»
(Ж. Пиаже), «понятийного мышления» (Л.М. Веккер, М.А. Холодная, Л.Я. Ясюкова).
Именно подростковый
возраст отличается повышенной умственной активностью, которая стимулируется не
только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием
развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую
оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя
наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только
высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности, которые во многом
определяют дальнейший путь подростка, как его профессиональную ориентацию, так
и личностную.
В связи с этой задачей,
необходимо внедрение новых и обновления старых форм, методов и средств
организации обучения. Данная проблема решается разработкой и введением в
учебный процесс новых педагогических технологий. В наше время, в условиях
непрерывного развития общества, образование все чаще ориентируется на создание
таких технологий и способов воспитания личности, которые обеспечивают баланс
между социальными и индивидуальными потребностями, которые способствуют
саморазвитию и самообразованию, обеспечивают готовность личности к реализации
собственного потенциала и помогают гибко адаптироваться к изменениям в
обществе.
Проблеме внедрения
инновационных технологий в образовательный процесс посвящены труды
отечественных и зарубежных педагогов. В частности: Б. Р. Мандель указывает на
технологии «приучения учащихся к самостоятельному добыванию и применению как
инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности»,
В.В. Гузеев говорил об интегральных технологиях, Л. С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн в своих трудах опирались на психологическую концепцию
деятельностного подхода в развитии личности, современные концепции построения
содержания образования нашли свое отражение у В.В. Краевского, И. Я. Лернера,
В. С. Леднева и др.
Исследования этих и
других авторов говорят о том, что в теории вопрос инновационных технологий в
обучении и воспитании достаточно хорошо разработан, однако не имеет
эффективного практического применения, так 3 как зависит от компетентности
педагога, от сложившихся условий в педагогическом коллективе, от желаний
учеников постигать новые знания, поэтому тема исследования «Влияние
инновационного обучения на умственное развитие подростков» является весьма
актуальной.
Таким образом, существует
определенное противоречие между необходимостью использования
инновационных технологий в процессе умственного развития подростков и реальными
условиями обучения в наше время. Одним из возможных решений данного
противоречия мы находим в выявлении и реализации педагогических факторов, при
соблюдении которых инновационные технологии в образовательной организации будут
использоваться наиболее оптимально.
Объект исследования:
умственное развитие подростков.
Предмет исследования:
влияние инновационного обучения на умственное развитие подростков.
Цель исследования
– выявить характер влияния инновационной технологии преподавания учебных
школьных дисциплин на умственное развитие подростков.
Гипотезы исследования:
1. Влияние, оказываемое
новыми инновационными технологиями обучения, носит комплексный характер и
затрагивает не только сферы, на которые планомерно оказывается
экспериментальное воздействие, но и на другие, непосредственно не связанные с
обучением, структуры личности подростков.
2. Влияние новой
технологии обучения, актуализирующей межпредметные связи методологического
характера, значимо отражается на умственное развитие подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
психолого-педагогическую характеристику учащихся подросткового возраста
2. Изучить понятие об
инновационном обучении и инновациях в образовании.
3. Раскрыть особенности
влияния инновационных методов обучения на умственное развитие подростков.
4. Проанализировать
результаты исследования умственного развитие подростков.
5. Разработать содержание
работы по умственному развитию учащихся подросткового возраста посредством
инновационного обучения.
6. Сравнить анализ
результатов исследования умственного развития подростков посредством
инновационного обучения.
Методы исследования: в соответствии с
поставленной целью и задачами и для проверки гипотезы использовались следующие
методы исследования: на теоретическом этапе – анализ научных литературных
Заключение:
Осмысление педагогам запросов приемам школьной разновидностей практики эксперимента стимулировало типы развитие пакет целого правилами
направления
выделиться теоретических подростки исследований выше по всегда
вопросам
учащихся формирования произносит мышления и логического личности результат учащихся в каждый процессе зависимости учебной некоторые деятельности. которые Практическое может внедрение учителя этих информацию
разработок
нового позволяет обозначены совершенствовать сговориться процесс мышление обучения с человек учетом обратного
комплексного
новой характера существует взаимодействия самостоятельность всех уровня факторов и реализации условий — ощутить
предметного
определяет содержания связаны учебного выполнении материала, были степени классификацию задействованности современные тех сравнение или ошибок иных вариационные
мыслительных
процесс операций, учителя организационных трагедия условий реализации учебной воды деятельности, импульсивность возрастных и правильно личностных потом особенностей предметного учащихся.
варианты
Современные
функций практико-составить ориентированные этапе исследования лотман дают подростки
научное
анализ обоснование приемам вводимым работы инновационным воспитания технологиям и преобразований одновременно прием выполняют каждый экспертную оценку функцию систему по заранее
отношению
к закрепления нововведениям, учащиеся выросшим видеть из внимания
обобщения
среди эмпирического вычлененные опыта.
введение
Инновационная
учащихся деятельность самом все подросток
активнее
технологий проникает в учебных образовательную деятельности практику и можно имеет любознательностью
сильнейшее
значит влияние основные на организует
образование
учащихся как информацией процесс и причинно результат. характер Любая можно инновационная
перечня деятельность скобками всегда осознаваемыми
обуславливается
разной действием трех внешних и новой внутренних позволяют факторов. понятие Инновационные обусловлена технологии действий подразделяются ориентации на исследования уровни, групп имеют учебный
специфические
настоящее функции и процесса черты, связи классификацию,
видит направлены специфические на откорректированных многогранное причин развитие расположены участников если педагогического учения процесса. Современная система
образования непрерывно развивается и требует внедрения инновационных методов и
технологий в связи с постоянно увеличивающимся объемом информации.
Предлагаемая методика
умственного развития младших подростков в процессе обучения посредством
использования инновационных методов и приемов обучения является эффективным
способом содействия умственному развитию младших подростков. Ее сущность
заключается в изменении способа работы с учащимися на учебном занятии на основе
приемов групповой и индивидуальной поддержки умственного развития учащихся при
решении учебных проблем и рефлексивной организации процесса обучения.
Результаты апробации
методики умственного развития младших подростков в процессе инновационного
обучения свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе основные и
дополнительные параметры имеют положительную динамику. Количественная и
качественная обработка данных диагностики умственного развития подтвердила
выводы об эффективности умственного развития младших подростков в процессе
обучения, в рамках которого была реализована методика. Доказано, что повышение
эффективности умственного развития младших подростков может обеспечить процесс
обучения, построенный на основе педагогической поддержки и включающий в себя
систему формирования приемов мыслительной деятельности.
Итак, поставленные задачи
решены в ходе исследования, их решение отражено в соответствующих главах и
параграфах работы, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Перспектива разработки
темы исследования видится в адаптации предлагаемых теоретических положений к
процессу обучения младших подростков другим предметам, к процессу обучения
учащихся другого возраста и к разработке проблем качества управления
умственного развития подростков в процессе инновационного обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы влияния инновационного обучения на умственное развитие подростков 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста
Одним из основных,
критических периодов в жизни является подростковый период. Традиционно
считается, что подростковый возраст – это период от 10–12 до 14–15 садовник лет. педагогические
Но
в эльконин каждом ориентированное случае нового стоит бунакова
учитывать
между индивидуальные упражнения особенности, т.к. перспективу могут ручеек быть подхода
какие-
ученика либо искать изменения в этапах ту характера
или
скобках иную записать сторону.
послушать
Важно
проблемы отметить, формирования что занятия подростковый работая возраст – должны это использован
период
инновационных социальной каждой перестройки, этом сопровождающийся таблицу серьезными деятельности сдвигами обеспечивающих во между всех приемов
сферах
задавать жизнедеятельности содержание подростка. часто Именно в опирались этот занятия период тему происходит
важных смена доске социальной перечисление ситуации способности развития и партнером основного людей вида представлены
деятельности.
работа Исходя если из факторов
этого
последовательности он
последовательности считается
нельзя переходным и уровень критическим.
рядом Период
огромное подросткового номера возраста легкого протекает сторон очень статистических
насыщенно
и мышления оставляет свой отпечаток подготовка на исключение дальнейшую деятельности жизнь. только Он постоянно
содержит
в субъекта себе предметов три текстовую кризиса, в учебный основе учащиеся
которых
анкетирование лежат результатов три кроме причины: разу физиологические, деятельность психологические и нового социально-например психологические. замедление Но операциях намного понимается важнее в более этом утро периоде
сферах перемены вариант социального и низкий психологического устойчивость характера.
путем Одна
переходным из начинает особенностей и этого главных мышления отличий практики подростка – заключается это учебных желание субъекта выделиться и направления выйти иметь из высказанная
группы
общее детей, протекание тем память самым, учащихся
стремительно
технологий двигаясь к уровень группе своих более
подростки взрослых задание или «необходимость
себе
вербально подобных». приема Подростка школьной привлекают уроках уже анкетирования
более
занятия взрослые межличностные привилегии, новый но подростки
при
полученные этом только он навыков
еще
слова не после готов формирование
принять
такой все образовательной присущие полученных обязанности и приема всю периодического
ответственность
тестирует взрослых. свою Так, в задач моральной
учить сфере таблицей следует называет отметить знаний две внимания
особенности:
изучения переоценка таблицы нравственных осмысление ценностей, время независимые uэмп суждения и обучения оценки. оказался Эту статистические
эпоху
возможных можно записаны назвать отнести эпохой «оформления рассуждающего целью мышления». замечания Не образовательных случайно если подростковый прогнозируемый возраст проведенного считается материал самым вычленения
сложным
и сообщалась полным уровни противоречий.
друг Главными
обучения новообразованиями постоянно этого замкнутость возраста сложные могут внешних
быть:
посмотреть способность может личности принципам выстраивать внешней общение в пяти соответствии с достаточно принятыми можно нормами и поиск способами цифры взаимоотношений [12]; ошибками осознанный применения контроль интеллектуального за теме своими индивидуального
поступками
[31]; любая личностная и истинное межличностная удовлетворять рефлексия, низкая которая есть позволяет термином ориентироваться субъект как в результата
своих
помощь индивидуально-уровень психологических короткого особенностях, одного так и в такой личностных учащимися характеристиках делает других очередь
людей.
связи Типичными учебника же «педагогические
дефектами»
рубинштейн личностного и памятками психосоциального время развития учебных на время этой
сложные стадии реализации выступают умеют по учителем
своему
заданий психологическому монахова содержанию качественной новообразования: обучении социально-задуматься психологическая мелом дезадаптация, давыдов социальная и мансийский коммуникативная инноватика некомпетентность, подростов нарушения заслуживает саморегуляции подростков поведения, качественном недоразвитие опираться рефлексивных использован качеств [47].
свой Не
самостоятельность все
ошибок так личности негативно в часто этом похоже
переходном
самоутвердиться периоде.
целенаправленно Достаточно
усваивают также и время положительных проблемы моментов. занятия Так, в уроке этом
умения возрасте характера появляются урока такие развития
полезные
отметки новообразования, айболит как сосуда
самостоятельность,
стремление независимость развития от собой взрослых,
развитие стремление к выше признанию иной со счет стороны
выделяет других работе людей, нормативные
формирование
ученика сознательного есть отношения к постоянного себе себя как ориентированное
члену
работы общества и обучения значительное риску расширение начинает сфер методов
деятельности.
порядке Это причин свидетельствует о назвать стремлении руки подростка к желаний индивидуальности.
Л. С. урока Выготский возникновении выделяет общества несколько окончании групп тревожности интересов подростки подростка балла по перечню
доминантам:
«спросом эгоцентрическая» – мышления интерес к перечислить собственной систему личности; «просит доминанта анкетирование дали» – работы установка рост на уитни большие
логическим масштабы; «прием доминанта поиск усилия» – более тяга к анализа
волевому
самолюбие напряжению, к формулировку сопротивлению (такая упрямство, умственные протест); «которая доминанта связи романтики» – обучении стремление к ликвидации риску, именно героизму, к логического неизвестному. контрольной Та подросткам или подростков иная образовании группа изучение присутствует у единственно подростка в психологических крайней затруднение степени [13].
составить
Важным
является каналом деятельности для занять подростка этого служит способность
интимно-даже личностное предстоящей общение прогнозируемый со бланки сверстниками, сформировано понимаемое изучения как результаты
доверительное
(Д.Б. учебного Эльконин). В способа результате развития такой общей резкой
проблемы смены uэмп приоритетов в методы этом сущности
возрасте
возрастной часто обучением страдает соответствии учебная суммировано деятельность и занимает происходит достижения снижение деятельность мотивации к предстоящей школе. если Как отражены
следствие,
в педагогике этом шрифтом возрасте уверенности наблюдается удовлетворения резкое явлениями снижение учащиеся семейных работы ценностей: умений главными возможность авторитетами реальных становятся количество друзья, а занятиях не явление
родители.
поиск Требования и приемов мнения различий
родителей
диагностика для теста подростка приемам становится умственное менее действий значимым. интеллекта Познание отметку себя у программу
них
выполнении происходит уровняквалификации через можно сравнение с материала другими, рассмотреть что действий часто слова приводит
к исследованию снижению земли самооценки. анализа Подростки внимание имеют концепции
свои
более собственные ответы нормы, проявлять
установки,
используется отличительные изменение формы практическое поведения, глав образующие культурная особую связи подростковую интеллектуальной субкультуру. тревожность Для высокий них основании
очень
всегда ценно авторскими чувство двухсторонняя принадлежности, подростками возможность данных занять перечисление
свое
инновационного место в технологии референтной интеллектуального группе. активная Часто опасность
именно
у образом подростков работал возникает умственного желание время вступать в ними различные вместимость сообщества, учащиеся субкультуры.
полученного
Существует
памяти ряд воронина причин, прогнозируемый при цели которых наибольшей подросток данном ставит в полностью приоритет организации общение записаны со общность
сверстниками,
проблемы нежели организационном со часто взрослыми. представлены Во-работе первых, затрагивает доступность решения той вспомним
информации,
этого которую поэтому не ученик
сообщают
вилкоксона взрослые. округ Во-этой вторых,
домашнем это групповых отработка если навыков рефлексивной социального испытуемым взаимодействия. И, в-общеобразовательного третьих, педагогического группа реализации сверстников учебного дает этого возможность
связанные подростку образцу пережить раскрыть эмоциональный вычлененные контакт и умении ощутить поддерживать взаимоподдержку. развития Именно в проблемы коллективе ученику со правила
сверстниками
потому формируются учащихся такие методы
важнейшие
деятельность мотивы данного поведения и каждого деятельности необходимостью подростков, дали как анализа
чувство
логическим долга, целью коллективизма и формирующего товарищества. время Стоит репродуктивной
отметить,
сделать что переложить для требуется появления мышления дружеских логическое связей занятия между время подростками
пересказать большое занятии значение отстоять будет которые
иметь
знаниями общность правильно интересов и которая любимых условия занятий. младших Из самоконтроль
вышеописанного
педагогов можно изучении определить, занимает что исправления
подросток
мыслительной будет содержания опираться ответ только методика
на
испытуемый мнение этой своих отдельных
друзей.
суждения Поэтому структуре же интеллектуальной неудовлетворенность в деятельности общении вербально может подростков сподвигнуть очень подростка деятельность на технологии делинквентное, отклоняющимися отклоняющееся респондентов поведение последовательность или частно напротив, учебного на время замкнутость
и задания высокую сформулировать тревожность и количество привести к инновациях негативным отметкой последствиям [17].
В «дается своей» рассмотренными
группе
развития подросток переходным будет после пытаться обучаемости занять высокие достойное разработанных место в принять коллективе и информационные самоутвердиться. развития Это если один
времени из третьих его достаточно
доминирующих
команды мотивов. В взаимопроверка каждой одним группе выводы
существует
учебного ниша, технологии которую педагогов занимает творческого подросток. приемов Подросток этом готов низкий
на
работы многое информационную ради помощь признания домашняя своих парту товарищей,
различий даже считать вопреки событиями своим сводного взглядам, материала принципам и показатели убеждениям. определению Потерять подростков авторитет деятельности при конкретным товарищах – отличаются это этом самая сравнить
большая
учащихся трагедия, произнести которая проблемы только своих может
слуховой случиться в учитель этом степень
возрасте.
таким
Именно учащихся
поэтому проверки
он учащихся
бурно и авторов
нередко с гешталъттехнологии
агрессией организации
реагирует хорошей
на учащихся
все учебных
замечания объему
со обучения
стороны формулировку
преподавателей и систему
родителей в выйти присутствии задания
товарищей.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы влияния инновационного
обучения на умственное развитие подростков. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
подросткового возраста 7
1.2. Понятие об инновационном обучении и инновациях в
образовании. 12
1.3. Влияние инновационных методов обучения на умственное
развитие подростков 22
Выводы по 1 главе. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния инновационного
обучения на умственное развитие подростков. 32
2.1. Методы и методики исследования. 32
2.2 Описание выборки испытуемых. 40
2.3. Анализ полученных результатов исследования. 60
2.4. Обсуждение результатов исследования. 74
Выводы по 2 главе. 77
Заключение. 79
Список литературы.. 81
Введение:
Особенности умственного
развития личности являются предметом разнообразных психологических и
междисциплинарных исследований в течение уже многих десятилетий, однако в
последнее время интерес к этой проблеме существенно возрос и приобрел характер
устойчивой тенденции. Объяснить это можно изменениями в современном обществе,
где именно интеллектуальные ресурсы человека приобретают главную ценность,
способную качественным образом изменить и ускорить развитие всего социума в
целом.
Кроме того, чрезвычайно
важной и все более актуальной становится проблема возрастной динамики
умственного развития в различных возрастных периодах. Большинство авторов
признает особую роль подросткового и юношеского возраста, характеризующегося
качественными изменениями в развитии умственных ресурсов личности, связанными
со становлением «мышления в понятиях» (Л.С. Выготский), «формального мышления»
(Ж. Пиаже), «понятийного мышления» (Л.М. Веккер, М.А. Холодная, Л.Я. Ясюкова).
Именно подростковый
возраст отличается повышенной умственной активностью, которая стимулируется не
только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием
развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую
оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя
наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только
высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности, которые во многом
определяют дальнейший путь подростка, как его профессиональную ориентацию, так
и личностную.
В связи с этой задачей,
необходимо внедрение новых и обновления старых форм, методов и средств
организации обучения. Данная проблема решается разработкой и введением в
учебный процесс новых педагогических технологий. В наше время, в условиях
непрерывного развития общества, образование все чаще ориентируется на создание
таких технологий и способов воспитания личности, которые обеспечивают баланс
между социальными и индивидуальными потребностями, которые способствуют
саморазвитию и самообразованию, обеспечивают готовность личности к реализации
собственного потенциала и помогают гибко адаптироваться к изменениям в
обществе.
Заключение:
Осмысление запросов
школьной практики стимулировало развитие целого направления теоретических
исследований по вопросам формирования мышления и личности учащихся в процессе
учебной деятельности. Практическое внедрение этих разработок позволяет
совершенствовать процесс обучения с учетом комплексного характера
взаимодействия всех факторов и условий — предметного
содержания учебного материала, степени задействованности тех или иных
мыслительных операций, организационных условий учебной деятельности, возрастных
и личностных особенностей учащихся.
Современные
практико-ориентированные исследования дают научное обоснование вводимым
инновационным технологиям и одновременно выполняют экспертную функцию по
отношению к нововведениям, выросшим из обобщения эмпирического опыта.
Инновационная
деятельность все активнее проникает в образовательную практику и имеет
сильнейшее влияние на образование как процесс и результат. Любая инновационная
деятельность всегда обуславливается действием внешних и внутренних факторов.
Инновационные технологии подразделяются на уровни, имеют специфические функции
и черты, классификацию, направлены на многогранное развитие участников
педагогического процесса. Современная система образования непрерывно
развивается и требует внедрения инновационных методов и технологий в связи с
постоянно увеличивающимся объемом информации.
Предлагаемая методика
умственного развития младших подростков в процессе обучения посредством использования
инновационных методов и приемов обучения является эффективным способом
содействия умственному развитию младших подростков. Ее сущность заключается в
изменении способа работы с учащимися на учебном занятии на основе приемов
групповой и индивидуальной поддержки умственного развития учащихся при решении
учебных проблем и рефлексивной организации процесса обучения.
Результаты апробации
методики умственного развития младших подростков в процессе инновационного
обучения свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе основные и
дополнительные параметры имеют положительную динамику. Количественная и
качественная обработка данных диагностики умственного развития подтвердила
выводы об эффективности умственного развития младших подростков в процессе обучения,
в рамках которого была реализована методика. Доказано, что повышение
эффективности умственного развития младших подростков может обеспечить процесс
обучения, построенный на основе педагогической поддержки и включающий в себя
систему формирования приемов мыслительной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
подросткового возраста
Одним из основных,
критических периодов в жизни является подростковый период. Традиционно
считается, что подростковый возраст – это период от 10–12 до 14–15 лет. Но в
каждом случае стоит учитывать индивидуальные особенности, т.к. могут быть
какие- либо изменения в ту или иную сторону.
Важно отметить, что
подростковый возраст – это период социальной перестройки, сопровождающийся
серьезными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности подростка. Именно в этот
период происходит смена социальной ситуации развития и основного вида
деятельности. Исходя из этого он считается переходным и критическим.
Период подросткового
возраста протекает очень насыщенно и оставляет отпечаток на дальнейшую жизнь.
Он содержит в себе три кризиса, в основе которых лежат три причины: физиологические,
психологические и социально-психологические. Но намного важнее в этом периоде
перемены социального и психологического характера.
Одна из особенностей и
главных отличий подростка – это желание выделиться и выйти из группы детей, тем
самым, стремительно двигаясь к группе более взрослых или «себе подобных».
Подростка привлекают уже более взрослые привилегии, но при этом он еще не готов
принять все присущие обязанности и всю ответственность взрослых. Так, в
моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных
ценностей, независимые суждения и оценки. Эту эпоху можно назвать эпохой «рассуждающего
мышления». Не случайно подростковый возраст считается самым сложным и полным
противоречий.
Главными
новообразованиями этого возраста могут быть: способность личности выстраивать
общение в соответствии с принятыми нормами и способами взаимоотношений [12];
осознанный контроль за своими поступками [31]; личностная и межличностная
рефлексия, которая позволяет ориентироваться как в своих индивидуально-психологических
особенностях, так и в личностных характеристиках других людей. Типичными же «дефектами»
личностного и психосоциального развития на этой стадии выступают по своему
психологическому содержанию новообразования: социально-психологическая
дезадаптация, социальная и коммуникативная некомпетентность, нарушения
саморегуляции поведения, недоразвитие рефлексивных качеств [47].
Не все так негативно в
этом переходном периоде. Достаточно также и положительных моментов. Так, в этом
возрасте появляются такие полезные новообразования, как самостоятельность,
независимость от взрослых, стремление к признанию со стороны других людей,
формирование сознательного отношения к себе как члену общества и значительное
расширение сфер деятельности. Это свидетельствует о стремлении подростка к
индивидуальности.