Платная доработка на тему Влияние алекситимии на развитие личностных особенностей студентов вуза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ТЕОРЕТИКО
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ.. 8
1.1 Феноменология алекситимии. 8
1.2 Механизмы
развития алекситимии. 17
1.3 Влияние алекситимии на
развитие личностных особенностей студентов вуза 26
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ
АЛЕКСИТИМИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА.. 47
2.1 Методология и методы
исследования. 47
2.2 Анализ полученных
результатов. 55
2.3. Программа по коррекции
алекситимии. 66
2.4. Проверка эффективности
предложенной программы.. 77
Заключение. 82
Список использованной литературы.. 85
Приложение А.Торонтская шкала
алекситимии. 89
Приложение Б. Инструкция к тесту
«Определение типа личности» по типологии Карла Юнга. 91
Приложение В. Тест (опросник)
эмоционального интеллекта Люсина 93
Приложение Г. Тест
К. Леонгарда — Н. Шмишека. 97
Введение:
Алекситимия широко изучена. Хотя первоначально это явление наблюдалось в
клинических условиях только недавно, больше внимания стало уделяться
исследованиям алекситимии в психотерапии. Алекситимия концептуализируется как
сложность распознавания и передачи чувств, внешне ориентированный стиль
мышления, ограниченное воображение и отсутствие фантазии.
Это нарушение, впервые наблюдаемое в контексте психосоматических
расстройств, теперь выявляется при нескольких других патологиях, таких как расстройства
настроения, злоупотребление и зависимость от психоактивных веществ,
расстройства пищевого поведения и расстройства личности, такие как пограничное
расстройство личности. Следует отметить, что алекситимия, по-видимому, не
является центральным признаком какого-либо из этих расстройств, а скорее
является сопутствующим заболеванием.
Алекситимия была связана с плохими результатами психотерапии и
рассматривалась как предиктор остаточных симптомов после терапии, независимо от
типа терапии. Большинство психотерапевтических подходов предполагают, что
клиенты имеют, по крайней мере, некоторое понимание своих эмоций и доступ к
ним.
Студенты с алекситимией представляют собой особую проблему, поскольку они
испытывают трудности с самими навыками, которые являются центральными в
психологии, такими как способность различать, вербализовать и обсуждать
субъективные переживания и эмоции. Студентам с высоким уровнем алекситимии
обычно трудно описать, что они чувствуют, и они склонны сосредотачиваться на
своих физических симптомах.
Сфера отношений у алекситимика всегда страдает. Либо он сам того не
замечая обижает близких людей, либо обижают его и он так же этого не замечает.
Что именно будет преобладать зависит от других психологических особенностей,
таких как склонность к зависимым отношениям, тенденции к подчинению и
доминированию, стабильность самооценки и т.д.
Про алекситимика, находящегося в сильном, доминирующем положении,
говорят, что он равнодушен до жестокости. Он может достигать значительных высот
в деятельности, требующей строгой логики, рациональности и систематизации
(математика, программирование).
Похожую модель взаимодействия алекситимик будет демонстрировать и в
собственной семье. Он сможет обеспечить близким материальный комфорт, но не
эмоциональную близость, спонтанность и понимание. Их попытки внести
разнообразие в регламентированный уклад, скорее всего, будут встречены
раздражением. Постепенно они могут дойти до полного истощения от чувства, что
бьются в глухую стену в попытках вызвать реакцию алекситимика. Если личность алекситимика носит более зависимый характер, то он может
вступать в крайне деструктивные отношения, не ощущая того, что разрушается в
них день за днем. Он может терпеть сколько угодно дурное отношение, не чувствуя
боли. А там, где нет точки дискомфорта, нет и мотивации к изменениям. Потому
такие отношения часто затягиваются надолго, до того момента пока не проявятся
такие аспекты проблемы, не замечать которые уже не получится.
Ситуация существенно осложняется тем, что в ситуации самоизоляции и
перехода на взаимодействие в онлайн-пространство, алекситимия начинает
развиваться более активно.
Результаты также показали, что алекситимики сообщали о большем количестве
проблем, связанных со здоровьем по сравнению с неалекситимиками, и проблемы со
здоровьем у алекситимиков, вероятно, были результатом их трудностей с
регулированием эмоций, на что указывало незначительное различие в состоянии
здоровья после контроля регуляции эмоций.
Как упоминалось ранее, алекситимия связана со многими различными
расстройствами, от депрессии до расстройств личности, но она была недостаточно
изучена и недооценена, что представляет собой проблему для психологической
помощи и процессов развития личности.
Хотя есть некоторые исследования алекситимии, а также алекситимии и
эмоциональной обработки, исследования алекситимии у студентов в контексте
университетского обучения отсутствуют. Мы провели исследование, в котором была
предпринята попытка изучить связи между алекситимией, эмоциональным осознанием,
эмоциональной дифференциацией и регулированием эмоций, чтобы определить лучшие
способы оказания помощи алекситимическим студентам.
Цель данной работы заключена в исследовании
проявлений алекситимии у студентов и составления программы преодоления данного
качества. В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику феномена алекситимии
2. Выявить особенности механизмов развития алекситимии
3. Выявить специфику влияния алекситимии на особенности
поведения студентов
4. Составить программу работу с алекситимией
Объект исследования: алекситимия у студентов.
Предмет исследования: специфика проявления
алекситимии у студентов.
Гипотеза исследования. Алекситимии в большей степени
подвержены люди с низким уровнем эмоционального интеллекта и с индивидуально-типологическими
характеристиками, как интраверсия, т. к. они ориентированы только на себя и
свой внутренний мир. Однако, успешно проведенная психолого — педагогическая
коррекция, может способствовать снижению проявления алекситимии у студентов.
Степень научной разработанности: формированию данного понятия посвящены
исследования М. Б. Воловича, Я.И. Груденова, В. А. Гусева, В.А. Далингера, Т.
А. Ивановой, Е. И. Лященко, Ю. М. Колягина, В.И. Крупича, Г. И. Саранцева и др.
Выборка. В исследовании приняли
участие студенты очного отделения Саратовского Государственного Университета в
общем количестве 40 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Общее количество юношей
составило 23 человека, девушек — 25 человек.
Для реализации поставленных задач и проверки
выдвинутых гипотез использовалась группа следующих методов:
1. Теоретические: анализ, обобщение и систематизация
психологических данных по проблемам изучения алекситимии,
индивидуально-типологических характеристик.
2. Диагностические методики:
— «Торонтская шкала алекситимии TAS-20-R»;
— тест «Определение типа личности» по типологии Карла Юнга;
— Опросник «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина.
3. Методы качественной и количественной обработки данных, в том
числе методы статистической обработки данных:
— Метод ранговой
корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление
корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями)
признаков;
— U-критерий
Манна — Уитни был использован для оценки различий между двумя независимыми
выборками.
Математическая обработка полученных данных
производилась с помощью программы MS Excel 2013.
Исследование
было организовано в три этапа:
На
первом этапе был проведен анализ литературы по теме исследования. Проходил
отбор диагностических методик для проведения исследования, подбирались
испытуемые для проведения исследования.
На
втором этапе исследования проводилось первичное исследование по выбранным
методикам, обобщались полученные результаты. Проводилась коррекция в условиях
групповых занятий, которая состояла из трех последовательных этапов: 1)
релаксация и дидактическая направленность; 2) опора на невербальные средства
общения; 3) актуализация «внутреннего диалога».
На
третьем этапе была повторно проведена диагностика. обобщались полученные
результаты. Проводился статистический подсчет и анализ полученных результатов.
Практическая
значимость: полученные результаты могут быть использованы специалистами, работающими
в области психологического консультирования и коррекции, в том числе
алекситимии.
Работа состоит из введения; двух глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Заключение:
Данная работа посвящена
изучению феномена алекситимии в структуре здоровой личности, особенностям
взаимосвязи алекситимии и ее компонентов с рядом индивидуально-типологических
характеристик и особенностей личности у лиц юношеского возраста (студентов). В
ходе исследования были обследованы студенты в общем количестве 40 человек
мужского и женского пола, в возрасте от 17 до 23 лет, проанализированы
различные подходы, теории и концепции к определению понятия «алекситимия».
В ходе проведенного эмпирического анализа нами был
проведен корреляционный анализ, позволивший получить данные о характере
взаимосвязей алекситимии с индивидуально-типологическими характеристиками и
личностными особенностями у студентов. При этом некоторые взаимосвязи требуют
дальнейшего анализа литературы по данной теме и обращения к опыту других
исследований. Так, например, выявленная отрицательная взаимосвязь между
алекситимией и индивидуально-типологическими характеристиками в соответствии с
типологией К. Г. Юнга нуждается в дальнейшем анализе и более детальном
объяснении, которые, возможно, можно получить благодаря обращению к
исследованиям феномена алекситимии не только в структуре здоровой личности, но
и в рамках выборки с соматическими заболеваниями.
На заключительных этапах
работы благодаря применению U-критерия были получены
результаты, свидетельствующие о статистически значимых различиях по уровню
выраженности как алекситимии и ее компонентов, так и некоторых особенностей
личности после коррекции.
По итогам математической обработки эмпирического
материала и его последующей интерпретации нами были разработаны практические
рекомендации. Вместе тем, мы можем констатировать, что поставленная в
исследовании цель достигнута, выдвинутые в соответствии с целью задачи были
успешно решены, а гипотеза нашла подтверждение.
Фрагмент текста работы:
1.ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ 1.1 Феноменология
алекситимии Алекситимия — это личная черта, характеризующаяся субклинической
неспособностью идентифицировать и описывать эмоции, испытываемые собой или
другими [1] Основными характеристиками алекситимии являются выраженная
дисфункция эмоционального сознания, социальной привязанности и межличностных
отношений. Кроме того, людям с алекситимией трудно различать и оценивать эмоции
других людей, что, как считается, приводит к бессмысленной и неэффективной
эмоциональной реакции.
Алекситимия встречается примерно у 10% населения и может возникать при
ряде психических состояний, а также при любом нарушении психического развития
[27].
Алекситимия считается чертой личности, которая подвергает пораженных
людей риску других медицинских и психических расстройств, снижая при этом
вероятность того, что эти люди ответят на обычные методы лечения других
состояний.
Алекситимия не классифицируется как психическое расстройство в четвертом
издании Диагностического и статистического руководства по психическим
расстройствам. Это размерная черта личности, интенсивность которой варьируется
от человека к человеку. Показатель алекситимии человека можно измерить с
помощью таких вопросников, как Шкала алекситимии Торонто (TAS-20), опросник
Бермонда-Форста по алекситимии (BVAQ), онлайн-опросник по алекситимии (OAQ-G2)
или шкалу наблюдателя по алекситимии (OAS) и их русскоязычных адаптациях.
Оно отличается от психических расстройств личности, таких как
антисоциальное расстройство личности или пограничное расстройство личности, с
которыми оно имеет некоторые общие характеристики, а также отличается от
аномальных состояний социопатии или психопатии.