Платная доработка на тему Виды интеллекта и возможности их диагностики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВИДЫ 5
1.1Понятие интеллекта 5
1.2Виды интеллекта 8
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2.МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА 17
2.1Диагностика КОТ 17
2.2Методика ШТУР 19
2.3Тест прогрессивных матриц 20
2.4Диагностика по Векслеру 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность работы заключается в том, что задача установления уровня интеллекта является одной из важнейших в психологии с момента формализации этой науки. Интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества.
Существует очень много значений понятия интеллект в психологической науке. Такая ситуация в науке связана с тем, что концепция интеллекта очень многогранна, следовательно, каждый ученый рассматривает этот вопрос со своей точки зрения. Стоит отметить, что и на текущий момент ситуация не изменилась, следовательно, наука не имеет единого общепринятого определения термина «интеллект».
Обоснование актуальности работы. Психометрические теории интеллекта.
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в познании и умственных способностях человека могут быть адекватно рассчитаны с помощью специальных тестов. Сторонники психометрической теории считают, что люди рождаются с одинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с разными физическими доказательствами, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакая социальная программа не сможет превратить людей с разными умственными способностями в интеллектуально равных людей.
Психометрические теории интеллекта:
Двухфакторная теория интеллекта К. Спирмена.
Теория первичных умственных способностей.
Кубическая модель структуры интеллекта.
Триархическая теория интеллекта
Согласно теории интеллекта психолога Роберта Штернберга, существует три различных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать проблемы), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и существующие навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям в окружающей среде).
Генетический подход. Интеллект как следствие сложной адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром
Этологическая теория интеллекта, операционная теория интеллекта
Цель работы – изучить подходы ученых к вопросу об интеллекте, а также охарактеризовать методики диагностики интеллекта.
Задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели таковы:
1)Рассмотреть понятие интеллекта среди разных ученых.
2)Дать характеристику различным типам интеллекта.
3)Охарактеризовать систему диагностики интеллекта КОТ.
4)Проанализировать систему диагностики интеллекта ШТУР
5)Изучить методику прогрессивных матриц Равена.
6)Выявить особенности теста уровня интеллекта по методике Векслера.
Предмет исследования – тесты интеллекта.
Объект исследования – изучение интеллектуального развития.
Гипотеза исследования – многовариантность методик, которые диагностируют интеллект, обуславливается тем, что в силу большого объема данного понятия не представляется возможным всесторонне оценить интеллект при помощи какой – либо одной методики.
Методы исследования — изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
— анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, психодиагностики, экспериментальной психологии личности и др.
Заключение:
Изучая понятие интеллекта, мы пришли к тому, что существует очень много значений данного понятия.
Такая ситуация в науке связана с тем, что концепция интеллекта очень многогранна, следовательно, каждый ученый рассматривает этот вопрос со своей точки зрения.
Стоит отметить, что и на текущий момент ситуация не изменилась, следовательно, наука не имеет единого общепринятого определения термина «интеллект».
В ходе работы над первой главой нами также были проанализированы различные формы интеллекта. Всего мы насчитали шесть типов интеллекта, каждый из которых отражает либо интеллектуальную сферу деятельности (логический, вербальный), либо социальную сферу (эмоциальный, духовный), либо же отражает физические качества человека (физический интеллект).
Задача установления уровня интеллекта является одной из важнейших в психологии с момента формализации этой науки. Интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества.
Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволило разработать различные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Создание его структуры создало огромное количество тестов, которые исследовали различные аспекты.
Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления. Тесно связанные с уровнем интеллекта также показали тесты профессиональных способностей.
Методы исследования интеллекта делятся на: экспериментальные, опрошенные и творческие (интуитивные). Первые дают самый быстрый и четкий результат. Другие позволяют идентифицировать ряд взаимосвязанных данных, но их немного сложнее обрабатывать.
Третий тип помещен в отдельный класс, он является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результатов и его лечении, более того, результаты, полученные этой группой методов, не всегда четко связаны с аналогичными результатами второй группы.
Но очень скоро поиск в этом направлении был заменен задачей выявления в общешкольной школе детей, которые имеют заметные отклонения в своем умственном (интеллектуальном) развитии и не могут усвоить знания и навыки, позволяющие в дальнейшем адекватно функционировать личности в обществе (Бине).
Тесты интеллекта представляют собой набор методов, сформированных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространенных методов психодиагностики. Тесты интеллекта-стандартизированные методы, направленные на измерение общего уровня способности человека решать широкий класс мыслительных задач.
Таким образом, задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВИДЫ
1.1Понятие интеллекта
Интеллект часто отождествляется с мышлением в определении: интеллект — это умственные способности человека. Однако французский психолог Пиаже разводил эти две концепции. Он предложил рассматривать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям».
Согласно Пиаже, «интеллект-это состояние равновесия, к которому тяготеют все последовательно установленные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма с окружающей средой»[13;108].
Одной из основных характеристик человеческого интеллекта является то, что не все содержимое, полученное из внешнего мира, может быть поглощено, а только то, что хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам человека.
Ассимиляция (ассимиляция) и адаптация (приспособление) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и человеческая деятельность направлена на достижение баланса между ассимиляцией и приспособлением.
Еще одним важным показателем интеллекта является его организация, то есть. представление интеллектуальной деятельности субъекта как некой структуры с выделением в ней отдельных элементов.
Пиаже говорил об этапах развития интеллекта, другими словами, об этапах развития какой-то структурной схемы с различными компонентами, выделяющимися в ней.[13;128]
Выделяются 4 стадии развития интеллекта.
Первая, называемая фазой сенсомоторного интеллекта, длится от 0 до 2 лет.
Второе-предоперационное мышление-длится от 2 до 7-8 лет.
Третий этап-период специфических операций-от 7-8 до 11-12 лет.
Последний, четвертый период развития интеллекта-это период формальных операций, он начинается с 12 лет и развивается на протяжении всей жизни.
Если на первых этапах развития интеллекта операции так или иначе связаны с объектами, конкретными и часто недифференцированными между собой, то в процессе освоения различных способов замены реальных объектов, обозначая их прежде всего словесными знаками, появляется возможность более разнообразных связей с реальностью, в противном случае, есть развитый интеллект, позволяющий приспособить человека к внешней среде.
Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорить их прохождение, а при отсутствии обучения по разным причинам может возникнуть задержка в развитии. Например, в исследованиях П. И. Гальперина было показано, что в целевом обучении формальные операции уже появляются у старших дошкольников.
Если для Пиаже интеллект является общим регулятором поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, л. Векслера) он является символом обучения человека и любого другого живого существа всему новому.[1;99]
В семидесятые годы 20 века появились идеи об интеллекте как компьютерной программе. Основная проблема была замечена исследователями в поиске аналогии между потоком человеческой мысли с вычислениями компьютеров, которые решают проблему. Психологи, идущие по этому пути, пытаются использовать интеллект с точки зрения информационных процессов, которые происходят у человека при решении проблем.
Видными сторонниками этого подхода к пониманию интеллекта являются А. Дженсен, Э. Кант, Р. Штернберг, Г. Саймон. Таким образом, г-н Саймон попытался изменить интеллект, изучая информационные процессы, происходящие в человеке, который решает очень сложные проблемы, такие как логические или шахматные.
Р. Штернберг изучал ход информационных процессов при выполнении человеком сложных мыслительных задач, таких как аналоги, завершение ряда и силлогизмы. Основное видео заключается в поиске тех функций, которые делают их более эффективными обработчиками информации по сравнению с другими.[9;33]
Он сформулировал основную позицию своей теории, называемой триархической, так: «интеллект можно определить как тип умственной саморегуляции (самоуправления) — умственного управления своей жизнью конструктивным и целенаправленным образом».
Психическая саморегуляция содержит три основных элемента:
адаптация к окружающей среде;
отбор новых воздействий на окружающую среду;
формирование окружающей среды.
Адаптация-это адаптация человека к окружающей среде, разведение-это выбор среды, которая является общей для человека, той, которая может адаптироваться, а формирование-это адаптация окружающей среды к человеку.
Таким образом, человек может действовать по-разному по отношению к окружающей среде, но компоненты интеллекта, которые он использует, универсальны. Их три:
1)метакомпоненты (процессы, позволяющие планировать, контролировать и оценивать решение проблем);
2)компоненты выполнения (процессы нижнего порядка, используемые для выполнения команд метакомпонентов);
3)компоненты приобретения знаний (процессы, используемые для обучения решению проблем).