Платная доработка на тему Устранение недостатков развития фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством сказки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Теоретический анализ
понятия «речь», «звукопроизношение»
1.2. Речевые ошибки и понятие
фонетико-фонематического недоразвития речи
2.2. Возможности развития
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством сказки
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
3.1. Методы, база и организация
эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН
У многих детей в
дошкольном возрасте фонематическое восприятие сформировано уже практически
полностью, и они умеют грамматически верно строить предложения, имеют
развернутый словарный запас, но тем не менее, не у всех процесс овладения речью
протекает одинаково. В некоторых случаях он может исказится, и тогда у детей
выявляются разные отклонения в речи, которые нарушают нормальный ход ее
развития.
Исследования ряда
психологов, педагогов, лингвистов Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н.
Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и других ученых
подтверждают, что элементарное восприятие и осознание фонематических
особенностей слова влияет и на общеречевое развитие ребенка – на усвоение
грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
По данным статистических
исследований – анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящие время в
системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что
количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Согласно современным
научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и
представляет собой нарушения процессов формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического
восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения
произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов,
овладения грамотой, т.к. только после достижения определенного (стартового)
уровня фонематического восприятия ребенок может полноценно овладеть звуковым
анализом и синтезом, а впоследствии- навыками письма и чтения. Многочисленными
исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше и др.
было подтверждено предположения, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными
учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем
большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство
фонематического восприятия и как следствие- несформированность навыков
звукового анализа и синтеза.
Известно, что вторичные
отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям
дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в
открытии логопедических групп для детей с ФФНР, в которых большая роль
отводится формированию фонематического восприятия.
Преодоление
фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной
логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического
недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР
включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению
грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В.
Коноваленко).
Современная ситуация в
системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на
ценностные основания педагогического процесса, его германизацию и
индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает
педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и
технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии,
обучении, общении и поведении. Одной из таких форм является метод сказки.
Воспитательные и
обучающие свойства сказки, как педагогического метода, известны с давних
времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста
созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы,
успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.
Метод сказки применяется во всех формах и на всех этапах
коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими
речевые нарушения, в том числе и в работе над фонематическим восприятием.
Максимальный эффект в
реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение
проводится в форме игр, чтения сказок, их драматизации, изготовления кукол и
разыгрывания с их помощью сказочных сюжетов. Поэтому считается целесообразно использовать
в логопедической работе с детьми, сказки, которые способствуют коррекции и
развитию речи детей дошкольного возраста.
Во время работы над
сказкой у детей обогащается словарь, идет процесс развития звукового анализа и
синтеза, так же автоматизируется постановленные звуки и вводятся в
самостоятельную речь. Тексты сказок помогают, верно, строить диалог, влияют на
развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи:
тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Работа по предупреждению
и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в
дошкольном возрасте, еще до начала обучения грамоте, этим и определяется
актуальность данной темы. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к
тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе
овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального
обучения в целом.
Объект:
фонематическое восприятие детей дошкольного возраста.
Предмет:
развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН
посредством сказки.
Цель исследования:
устранение недостатков развития фонематического восприятия у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи по средствам сказки.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических
источников по проблеме исследования отечественных и зарубежных авторов.
2. Исследование
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР.
3. Развитие
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР.
Гипотеза научного
исследования основана на том, что формирование
фонематического восприятия у дошкольников с ФФН посредством сказок будет
проходить успешно, если созданы и реализованы следующие условия:
– коррекция речевых
нарушений будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации
занятий посредством сказок;
–занятия посредством
сказок будут включены в коррекционно-логопедическую работу;
– содержание занятий
посредством сказок будет направлено на формирование фонематического восприятия
детей, развитие у них основных моторных функций организма в целом и
артикуляционного аппарата в частности.
Для решения поставленных
задач в работе использовались следующие методы исследования:
− теоретические (анализ
психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме); −
эмпирические (изучение
медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми);
− методы обработки
результатов (методы качественного и количественного анализа полученных
результатов.
Теоретическая основа
исследования явились положения:
– положения общей и
специальной психологии о единстве общих закономерностей развития детей нормы и
детей с нарушениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
– положения о системном
подходе в ходе анализа речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
– положения Т.А.
Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной об организации
образовательного процесса детей с ФФН.
Исследование проводилось
на базе МБДОУ детский сад «Светлячок» п.ст. Харанор, в исследовании приняло 10
воспитанников старшей логопедической группы, в возрасте 5-6 лет. Исследования
проводилось
Практическая значимость
исследования получены данные, подтверждающие
эффективность преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи путем
включения сказок в коррекционную работу.
Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
Проанализировав
психолого-педагогическую, логопедическую, специальную литературу по проблеме
исследования определили, что звукопроизношение — это процесс образования
речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным
(голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого
аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Звукопроизношение
включает в себя совершенствование движений органов артикуляционного аппарата —
артикуляционная гимнастика; последовательная работа над четким произношением
уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными
согласными, затрудняющими детей; закрепление правильного произношения звуков в
контекстной речи, т.е. физиологические, фонематические и психологические
аспекты, согласованная работа которых поможет детям овладеть грамотно
построенной связной речью, адекватно
понимать голосовые сообщения, точно выражать и выполнять любые
коммуникативные функции языка. Поможет
детям ориентироваться в окружающем мире, уметь думать.
Фонематическое восприятие
является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. При
нарушении фонематического восприятия невозможно становление других
фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических
представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет
страдать освоение лексико-грамматических категорий языка и в свою очередь могут
возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма
(пропуски, перестановка, замена букв). В норме к концу дошкольного возраста
ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими
фонемами и овладевает их произношением.
Дошкольников с ФФН
навыкам фонематического восприятия необходимо специально обучать, так как они
не могут самостоятельно ими овладеть, поэтому нуждаются в своевременной,
квалифицированной помощи. В логопедической работе необходимо учитывать уровень
речевого развития обучающегося и характерные этому уровню особенности
фонетико-фонематической стороны речи.
Одним из средств
коррекционно-педагогической работы по формированию у дошкольников
фонематических процессов может выступать сказка. Специально подобранные сказки,
имеющие коррекционную направленность, могут стать полезным инструментом в
работе над речевым развитием детей дошкольного возраста.
Исследование проходило на
базе МБДОУ детский сад «Светлячок» п.ст. Харанор. В исследовании приняли
участие 10 детей, из них 4 девочки и 6 мальчиков, в возрасте 5-6 лете с
логопедическим диагнозом ФФН.
Констатирующий
эксперимент позволил нам сделать вывод, что у всех детей, принявших участие в
эксперименте, нарушено изолированное восприятие звуков и страдает дифференциация
звуков на слух, что подводит нас к необходимости планирования и проведения
коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста данной категории.
На основе полученных
данных была реализована программа посредством сказа с целью формирования
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Коррекционная работа для старших дошкольников с ФФН проводилась систематически,
последовательно, целенаправленно.
Работа проводится в форме
подгрупповых занятий.
Работа была выстроена
так, чтобы дети проявляли себя в разных сферах деятельности, и могли развивать
различные стороны речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ исследования ПРОБЛЕМЫ
НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ФФН
1.1. Теоретический анализ
понятия «речь», «звукопроизношение»
понятия «речь», «звукопроизношение»
Речь — основное средство
общения, приобретения знаний, развитие всех психических функций. Изучение
уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых
способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
К старшему дошкольному
возрасту у ребенка накапливается значительный словарный запас, развивается
качественная сторона лексики: усваиваются слова, обозначающие родовые и видовые
отношения, слова, сходные или противоположные по значению, а также многозначные
слова.
Звук — это то, что
слышится, воспринимается слухом.
«Звук речи – это
конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно
нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук – это будет уже другой звук
речи» [32, с. 16].
Звук речи – точка в
артикуляционном и акустическом пространстве, минимальные членораздельные
элементы речи с присущими им физическими признаками.
«Звук языка – это
множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом
отношении, определяемых говорящими как тождество» [23, с. 6]. Звук языка – это
звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и
всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.
Звуки речи имеют сложную
природу и имеют 4 различных аспекта, которые тесно связаны: артикуляционный
аспект, акустический аспект, слуховой аспект и лингвистический аспект.
Способность образовывать языковые единицы — не единственное свойство звукового
носителя. В дополнение к этому, звуковое вещество имеет свои собственные
независимые свойства как физическое явление. Более того, это продукт
человеческой деятельности. Будучи созданным говорящим, звуковая субстанция
указывает на личность говорящего (пол, возраст, индивидуальные особенности),
раскрывает его физиологическое и эмоциональное состояние, географическое
происхождение, образование, социальный статус и так далее. Звуковые явления имеют
разные аспекты.
Физические свойства
звука:
— частота (количество
колебаний в секунду);
— интенсивность (вариации
громкости);
— композиция (вибрирует
не только в целом, но и в отдельных его частях).
Язык-непосредственная
актуальность мышления и важнейшее средство коммуникации. Он существует в двух
основных языковых формах: устной и письменной. В устной речи субстанция-фоновая
субстанция, в письменной речи-графическая субстанция. Звуковая субстанция
образует единицы фонетической системы языка.
"Фонетическая
система языка представляет собой совокупность фонетических единиц,
расположенных в определенной структуре для замены друг друга» [5, с. 10].
Сегментные единицы — элементарные звуки, гласные и согласные, образующие
гласную и согласную подсистему. Просодические единицы — это слоги, ритмические
единицы и группы интонаций, высказываний, образующие подсистемы высоты тона,
ударения, ритма, темпа и пауз.
«Звуковое вещество
является средой, в которой вся система языка воплощается» [10, с. 13].
Сегментные единицы и просодические единицы служат для формирования и
дифференциации единиц других подсистем языка, лексических и грамматических
единиц. Модификации слов и их объединение в высказываниях-это прежде всего
звуковые явления. Грамматическая форма глагола может быть изменена только путем
изменения составных частей его звуков. Изменяя просодическую структуру
(интонацию) высказывания, можно изменить смысл высказывания.
Фонетика изучает звуковую
систему речи, состоящую из сегментарных фонем, ударений в словах, слоговых структур
и интонаций. Это касается прежде всего экспрессии. Это важно, когда вы изучаете
язык. Это самая фундаментальная отрасль лингвистики; она занимает одно и то же
значение с грамматикой и Лексикологией. «Фонетика имеет два основных
направления: с одной стороны фонология, изучает звук, работает от модели языки,
как язык, как «код», а на другой стороне-изучает вещества, которая несет в себе
код» [7, с. 36].
Таким образом, термин
"звук речи" можно определить как звук, создаваемый с помощью речевых
органов человека и служащий средством общения для людей, не имеющих
лингвистического значения. Он отличается от всех других окружающих звуков и
является важнейшей, важнейшей единицей фонетического уровня речи.
Однако при говорении
звуки речи могут быть подвержены существенным индивидуальным видоизменениям
вследствие различных вариантов движений языком, губами и других органов
артикуляции. Кроме того, в каждом языке существуют звуки, различающиеся между
собой артикуляционно, но не различающиеся акустически и воспринимаемые на слух
как идентичные. Подобные видоизменения при восприятии человеком, знающим язык,
соотносятся с фонемами.
По мнению Н.С.
Трубецкого, в контексте формирования речи звуки являются лишь материальными
символами фонем (от греч. phonema –звук, голос), а фонема не совпадает с
конкретным звуком и может реализоваться в ряде различных звуков, по его мнению,
любая фонема представляет собой звук речи, однако не все звуки речи являются
фонемами, а только те, которые позволяют различать эти единицы, противопоставлять
их друг другу. Как кратчайшие фонологические единицы языка фонемы
характеризуются различительными и неразличительными признаками. Различительные
признаки образуют фонологические оппозиции, которые, по мнению Н. С.
Трубецкого, могут классифицироваться по трем основаниям – по отношению к
системе оппозиций, по отношениям между членами оппозиции и по действенности в
различных позициях.
Таким образом, «звуки
речи» можно определить, как кратчайшие сегменты звучащей человеческой речи,
лишенные языкового значения. Звук речи отличается от всех других звуков
окружающей среды и является основной, важнейшей единицей фонетического уровня
языка. Однако при говорении эта основная единица может быть подвержена
существенным видоизменениям. Кроме того, в каждом языке существуют звуки,
различающиеся между собой артикуляционно, но не различающиеся акустически и
воспринимаемые на слух как идентичные.
Обучаясь устной речи,
человек учится воспроизводить определенные движения языком, губами. «В процессе
формирования правильного звукопроизношения человек учиться управлять своими
органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за
речью окружающих и собственной» [1, с. 15]. При акустической реализации
основная единица может быть подвержена существенным видоизменениям.
Фонетика — речевой звук,
фонология — фонема.
Так, по мнению А.
Шлейхера, создание языка является процессом формирования материального
субстрата мышления и механизма говорения.
По мнению И.А. Бодуэна де
Куртенэ, язык является комплексом членораздельных и знаменательных звуков и
созвучий, соединенных в одно целое как комплекс чувствующих и бессознательно
обобщающихся единиц.
По мнению В. Гумбольта, в
языке существует несколько иерархических уровней: фонологический, служащий
основанием, морфологический и синтаксический, являющийся вершиной, причём
единицы более высокого уровня строятся из единиц непосредственно
предшествующего уровня.
По мнению Ф. де Соссюра,
речевая деятельность имеет три составляющие: физическую – распространение
звуковых волн, характеризующуюся произвольностью связи между означающим и
означаемым, то есть в отсутствии между ними внутренней, естественной связи;
физиологическую – от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к
движениям органов речи, обладающую протяжённостью во времени; психическую –
акустические образы и понятия.
По мнению учёных,
исследовавших звукопроизношение и структуру речевого общения, звуками речи
являются:
‒ минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом
артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными
акустическими и перцептивными свойствами;
‒ в отличие от всех других звуков образуются вследствие
артикуляционных движений речевых органов человека и характеризуются
определенными акустическими и перцептивными свойствами;
‒ используются в качестве средств общения людей, выполняя
социальную, коммуникативную функцию;
‒ являются минимальными простейшими единицами речевой цепи и в
отличие от единиц других уровней языка сами по себе не имеют языковых значений.
По мнению Ф. де Соссюра
фонема обладает значимостью (ценностью) в зависимости от её места в системе
фонем и от физических свойств класса звуков, представленного данной фонемой, а
сам по себе звук как материальный элемент является вторичным для языка.
По мнению Л.В. Щербы,
Л.В. Бондарко, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев и других учёных,
основной функцией фонемы является обозначение и различение звуковых оболочек
слов, а не их смысловое содержание.