Платная доработка на тему Управление профессиональным развитием молодого специалиста (МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ В Школе)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы управления профессиональным развитием молодого специалиста в условиях общеобразовательной организации…..9
1.1. Сущность понятия «профессиональное развитие молодого специалиста»……….…………………………………………………………….9
1.2. Профессиональное становление и развитие педагога как поэтапный процесс……………………………………………………………………………17
1.3. Управление профессиональным развитием педагогов……………………25
1.4. Формы и виды управления профессиональным развитием молодых специалистов в условиях учреждения общего образования………………….34
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности самоуправления профессиональным развитием молодых специалистов в общеобразовательной организации……………..……………………………..44
2.1. Методика эксперимента и исследование уровня развития молодых специалистов……………………………………………………………………..46
2.2. Разработка и реализация проекта самоуправления профессиональным развитием молодых специалистов в условиях общеобразовательной организации……………………………………………………………………….60
2.3. Оценка эффективности разработанного проекта……………….…………66
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….78
Заключение……..………………………………………………………………….78
Литература…………………………………………………………………………84
Приложения………………………………………………………………………100
Введение:
Актуальность исследования. В условиях модернизации современной системы образования, расширением требованием к профессиональному мастерству педагогических работников, возможностей профессиональной самореализации личности в сфере образования и осознание ответственности за специалистов за собственное профессиональное развитие создает необходимость управления этим процессом.
Управление профессиональным развитием рассматривается как один из аспектов педагогического менеджмента наряду с управлением персоналом и управлением качеством образования.
Реалии сегодняшнего дня требуют от педагога высокого уровня профессионализма, творческой социально-профессиональной активности и способности совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности.
В ряде психолого-педагогических трудов подчеркивается, что начало педагогической карьеры является важным этапом в процессе профессионального развития. Практика показывает, что в условиях стремительных изменений мира адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности за максимально короткое время без специально-организованной помощи достаточно сложно. Очерченный вопрос можно решить, целенаправленно руководя профессиональным развитием молодых специалистов через всестороннюю поддержку непосредственно на рабочем месте.
Многие известные философы и педагоги в своих трудах затрагивали проблемы профессионального развития педагога, определяли требования к его профессиональному мастерству и профессионально значимым личностным качествам (Я.А. Коменский, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.В.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Наиболее активно проблема развивалась в теории педагогической науки начиная с XIX века, различные аспекты данной проблемы исследовались в ХХ веке. Актуальными в контексте исследования являются психолого-педагогические труды по развитию и саморазвитию личности (Г. Балл, И. Бех, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Проблемы профессионального развития и формирования профессиональной компетентности педагогов исследованы в трудах Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кухарева, М.И. Лукьяновой, А. К. Марковой, Г.С. Сухобской, С. Д. Якушевой и других.
Молодых специалистов как специфическую категорию трудовых ресурсов исследовали С.Г. Вершловский, И.С. Кон, К.М. Левитана; профессиональные затруднения начинающих педагогов – К.А. Абульханова-Славская. Современныс проблемам профессионального становления педагога посвящены работы И. В. Никишиной, Е. А. Сиденко, Н.В. Сухой, Л.Н.Харавининой и др.
Теоретические основы управления учреждениями образования изложены в исследованиях В.П. Беспалько, В.Ю. Кричевского, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, П. И. Третьякова, Т.И. Шамовой, а также В. И. Зверевой и других. Особое внимание работе с педагогическим коллективом уделено в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Е. Селивановой, Соколовой и др.
Проблема управления профессиональным развитием педагогических кадров нашла отражение в работах современных исследователей: Е. Аврутиной, С. В. Власенко, О. Д. Желновой, Е. А. Мелехиной, А. Н. Орлова, М. М. Поташника.
Итак, анализ научных источников подтвердил наличие научной основы исследования проблемы профессионального развития молодых педагогов в условиях учреждений образования. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню профессионализма молодых специалистов образовательной сферы, ставятся задачи обеспечения успешного профессионального старта молодого педагога и его дальнейшего профессионального развития.
В процессе работы по теме исследования возникла идея использовать возможности молодых специалистов для саморазвития. Самоуправление рассматривается в педагогической литературе с позиции студенческого самоуправления, самоуправления образовательной организации, самоуправления профессиональных сообществ (профсоюзов и творческих союзов работников культуры: писателей, художников, кинематографистов, др.).
Вместе с тем в изученной нами литературе возможность вовлечения самих молодых специалистов в управление своим профессиональным развитием в условиях общеобразовательной организации не исследована. Проблеме организации самоуправления молодых специалистов своим профессиональным развитием и было посвящено наше исследование.
Объектом исследования выступает профессиональное развитие молодого специалиста в общеобразовательной организации.
Предмет исследования — процесс самоуправления профессиональным развитием молодого специалиста в общеобразовательной организации.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проекта самоуправления профессиональным развитием молодых педагогов в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс профессионального развития молодых специалистов в общеобразовательной организации будет проходить более успешно, если будет разработан и внедрен проект самоуправления профессиональным развитием, который включает:
самостоятельно разработанный и обоснованный сообществом молодых специалистов комплекс мер управления профессиональным саморазвитием, ориентированный на развитие ценностно-мотивационного, когнитивно-креативного, рефлексивного, коммуникативного компонентов профессионального становления;
использование разноаспектного профессионального потенциала молодых специалистов, обусловленного разными профилями образования и особенностями образовательных организаций;
коллегиальность как способ управления; создание в сообществе атмосферы сотрудничества, творческого партнерского взаимодействия как условия самореализации, исключающее в отношениях «равный равному» позицию профессионального инфантилизма.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профессиональное развитие молодых педагогов в учреждениях образования».
2. Охарактеризовать этапы профессионального становления и развития педагога.
3. Описать особенности управлением профессиональным развитием молодых педагогов в образовательной организации.
4. Разработать содержание и этапы проекта организации самоуправления профессиональным развитием молодых педагогов в учреждениях образования.
5. Экспериментально проверить эффективность технологии управления профессиональным развитием молодых педагогов в учреждениях образования.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что: разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия самоуправления профессиональным развитием молодых педагогов в учреждениях общего образования. Предложен вариант определения понятия «Самоуправление профессиональным развитием молодых педагогов в образовательной организации». Выявлены особенности самоуправления профессиональным развитием молодых педагогов.
Положения, выносимые на защиту
1. Саморазвитие личности связано с процессами самораскрытия и самоактуализации личности, условиями для наиболее полной реализации которых являются сотрудничество и сотворчество. Происходящее при этом смещение акцентов на личностно и социально значимую цель стимулирует мотивы совместного преодоления трудностей, в процессе которого происходит совершенствование личности. Занимая активную (субъектную) позицию, личность из подчиняющейся среде становится сама творцом среды, которая, в свою очередь, влияет на саморазвитие. Этот механизм действует и для профессионального саморазвития.
2. Самоуправление профессиональным развитием – это целенаправленный процесс осознанного самосовершенствования специалиста или группы специалистов, включающий определение, обоснованный выбор, планирование и реализацию комплекса необходимых мер для своего профессионального становления.
3. Самоуправление собственным профессиональным развитием молодых специалистов происходит наиболее эффективно, когда в организованном сообществе создана атмосфера сотрудничества, творческого партнерского взаимодействия как условия самореализации; осуществляются взаимовлияние и взаимоподдержка; происходит взаимообмен профессиональными знаниями и опытом. Данные условия минимизируют проявление позиции профессионального инфантилизма отношениях «равный-равному».
4. Особенностями самоуправления профессиональным развитием молодых специалистов являются:
• возможность использования разноаспектного профессионального потенциала молодых специалистов, обусловленного разными профилями образования и особенностями образовательных организаций;
• необходимость учет типичных и индивидуальных проблем становления молодых специалистов;
• коллегиальность как способ управления (принятия, реализации и оценки управленческих решений).
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности внедрения самоуправления профессиональным развитием молодых педагогов в учреждениях образования, а также в разработанном и обоснованном комплексе мер по организации такого самоуправления. Полученные результаты могут быть использованы руководителями образовательных учреждений для работы с молодыми педагогами, а также в процессе преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях высшего и среднего педагогического образования, курсов повышения квалификации педагогов в системе последипломного педагогического образования.
Для реализации цели и решения задач исследования были применены следующие методы исследования:
теоретические: анализ психологической и педагогической литературы, сравнение, систематизация и обобщение теоретических и экспериментальных данных для определения критериев, показателей, уровней профессионального развития молодых педагогов;
эмпирические: опрос, педагогический эксперимент, описание, педагогическое проектирование;
математические методы: для обработки результатов экспериментальных данных, оценки достоверности различий между показателями контрольной и экспериментальной групп по результатам экспериментальной работы, ранжирование, графического представления и интерпретации результатов.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Заключение:
По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «профессиональное развитие молодого педагога учреждения образования» определяют как многокомпонентную, интегральную характеристику личностно-профессиональных изменений, обусловленных системой внешних и внутренних воздействий в профессионально-педагогической деятельности. Профессиональное совершенствование включает развитие ценностно-мотивационного, когнитивно-креативного, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессионального становления педагога.
2. В профессиональном развитии педагога наиболее сложным и значимым для продолжения работы в данной профессии является период профессионального становления молодого специалиста, его адаптации не только к образовательному учреждению, но и к практической профессиональной деятельности. В этот период важна не только помощь наставника, но и поддержка других молодых специалистов, которые испытывают или уже преодолели те же трудности.
3. Успешность и результативность профессионального развития молодых педагогов в условиях ОО зависит от системы управленческих воздействий. На основе проведенного исследования понятия «управление профессиональным развитием молодых педагогов в условиях учреждения образования» определено как система специальных воздействий, которые направлены на обеспечение тесного взаимодействия опытных и молодых специалистов в реальных условиях учреждения образования с целью улучшения результатов деятельности ОО, при условии обеспечения профессионального развития участников образовательного взаимодействия.
Сущность системы управления профессиональным развитием молодых педагогов в условиях ОО заключается в упорядочении совокупности организационно-педагогических условий: разработка и реализация профессионального развития молодого педагога в условиях учреждения образования; внедрение технологии профессионального развития молодых педагогов на основе наставничества; создание в коллективе благоприятной психологической атмосферы творческого партнерского взаимодействия.
4. Рассматривая управление профессиональным развитием с позиции самоуправления, мы определили самоуправление профессиональным развитием как целенаправленный процесс осознанного самосовершенствования специалиста или группы специалистов, включающий определение, обоснованный выбор, планирование и реализацию комплекса необходимых мер для своего профессионального становления.
Для наиболее полной реализации самоуправления молодых специалистов своим профессиональным развитием необходимы сотрудничество и сотворчество, в процессе которых создаются условия для профессиональной самоактуализации личности, взаимовлияние и взаимообмен профессиональными знаниями и опытом с позиции «равный-равному». Организация самоуправления должна включать этапы управленческого цикла: анализ с целью выявления проблемы, определение пути ее решения, разработку комплекса мер по ее решению, его реализацию при необходимом контроле и коррекции, итоговый анализ результатов.
5. Нами были определены особенности самоуправления профессиональным развитием молодых специалистов. Ими являются:
ориентированность самоуправления профессиональным развитием молодых специалистов на совершенствование ценностно-мотивационного, когнитивно-креативного, рефлексивного, коммуникативного компонентов;
возможность использования разноаспектного профессионального потенциала молодых специалистов, обусловленного разными профилями образования и особенностями образовательных организаций;
необходимость учета типичных и индивидуальных проблем становления молодых специалистов;
коллегиальность как способ управления (принятия, реализации и оценки управленческих решений), сотрудничество и сотворчество.
5. Справедливость теоретических выводов была проверена во время экспериментального исследования. Разработанный проекта самоуправления профессиональным развитием молодых педагогов в общеобразовательной организации включал комплекс мер, направленных на решение актуальных проблем молодого специалиста. Были использованы такие формы работы, как деловые игры, дискуссии, тренинги, консультации, анализ профессиональных ситуаций. Организаторами данных мероприятий стали сами молодые специалисты. В процессе сотрудничества возникла атмосфера взаимоподдержки, совместного творческого поиска, что позволило молодым специалистам раскрыться, обрести уверенность в себе.
6. Оценка эффективности разработанного проекта происходила с использованием 4-х диагностических методик, направленных на определение уровней развития основных компонентов профессионального становления: мотивационно-ценностного, когнитивно-креативного, коммуникативного и рефлексивного.
Результаты констатирующего этапа исследования показали преимущество среднего уровня профессионального развития молодых педагогов в условиях ОО по всем критериям. Общие результаты свидетельствуют о том, что большинство молодых педагогов (40%) имеют средний и низкий уровень профессионального развития, у 20% –высокий уровень. Сравнение полученных результатов на контрольном этапе исследования с данными констатирующего исследования продемонстрировали существенную разницу в уровне профессионального развития. 50% педагогов достигли высокого уровня профессионального развития, 40% — средний уровень и только 10% остались на низком уровне. Итак, последовательное выполнение задач экспериментальной работы подтвердило эффективность определенных организационно-педагогических условий по управлению профессионального развития молодых педагогов в ОО.
Таким образом, осуществлена теоретическая и экспериментальная проверки гипотезы возможности организации самоуправления молодых педагогов своим профессиональным развитием.
Материалы исследования были апробированы при выступлении на секции XI Международной научной конференции «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества» в 2021 году. Результаты опубликованы в сборнике конференции:
Тодорова В. Э. Название статьи // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы XI междунар. науч. конф., 11–12 ноября 2021 г. / отв. ред. доц. М. И. Морозова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. – С. …- ….
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы управления профессиональным развитием молодого специалиста в условиях общеобразовательной организации
1.1. Сущность понятия «профессиональное развитие молодого специалиста»
Сложность проблемы профессионального становления и развития заключается в том, что оно является объектом изучения многих наук, то есть имеет междисциплинарный характер. Однако для выяснения категориального аппарата исследования и понимания ее концептуального содержания, прежде всего, целесообразно глубже раскрыть содержание основных понятий.
Исходным является понятие «развитие», которое и считаем необходимым рассмотреть в первую очередь. Это понятие широко рассматривается в психологии и педагогике. Так, ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, которые на первый план выдвигают проблемы сложности, стадийности, и многомерности проблем психического развития человека, проблемы движущих сил, закономерностей и детерминант его развития, критериев и механизмов [12; 30].
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что процесс развития – это движение, имеющее определенную направленность и тенденции, приводящие к необратимым качественным изменениям в структуре объекта, к «…возникновению новых структурных составляющих объекта – элементов, связей и зависимостей, составляющих его структуру» [3, с. 32].
В философских исследованиях анализ понятия «развитие» основывается на диалектическом учении Гегеля и определяется как процесс и результат целостной системы изменений [7].
В психологии и педагогике под развитием понимается процесс изменения в сознании и поведении личности [16], личности к себе, природы, социума [28].
Понятие «развитие» тесным образом связано с категорией «саморазвитие личности».
А.Г. Вержицкий, Е.С. Щеголенкова, Е.Н. Вержицкая дают такое определение этого понятия: «саморазвитие — это умственное или физическое развитие человека, которого он достигает самостоятельными занятиями, упражнениями. Саморазвитие осуществляется собственными силами, без влияния или содействия каких-либо внешних сил» [10, с. 43]. Проблема саморазвития личности имеет длительную историю изучения в различных науках о человеке: философии, психологии, педагогике и др.
В философии понятие «саморазвитие» трактуется как переход на более высокую ступень организации и является свойством как организма, так и общества воспитывать самого себя.
Эссенциалистический подход лишает человека права на управление собственным бытием. Исходным тезисом направления является не человеческая природа, а человеческое существование. Отсюда понимание того, что человек должен определять себя и свое формирование сам. Итак, в философском контексте понятие «саморазвитие» рассматривают неотделимо от исследования развития человека в целом.
В педагогических исследованиях наиболее близким к понятию «саморазвития» являются категории «самосовершенствование», «самовоспитание». В условиях введения инноваций в сфере образования, в первую очередь в условиях гуманизации образовательного процесса, усиливается роль психологического подхода к пониманию содержательной составляющей указанного процесса.
Понятие «саморазвитие» и близкие к нему понятия становятся все более персонифицированными. Доминирующим становится влияние таких направлений в педагогической деятельности, как педагогика сотрудничества и педагогика сотворчества. Признание задекларированным ранее индивидуальным подходом к ученикам необходимого интереса к личности ученика со стороны педагога и собственной личности добавляет нового содержания педагогической деятельности. Как показывает анализ научных источников, в определении понятия «саморазвитие» в педагогике доминирует процессуально-организационный подход. Он объединяет понимание личностных и профессиональных самих изменений как внутренне и внешне организованных процессов (саморазвитие как педагогическая технология). Внешне организованный процесс саморазвития предполагает наличие внешнего воздействия, которое и является педагогическим процессом, а неорганизованный понимается как стихийное влияние социальной среды.
Дефиниция «внешне организованный процесс саморазвития» является не совсем содержательно корректной, поскольку могут измениться только условия и факторы саморазвития в педагогическом процессе, а процесс саморазвития начать личность может только на основании собственного внутреннего стремления и благодаря собственным волевым усилием (волевой мотивационный компонент).
Важным является понимание поведения личности как реакции на действие внешних факторов: человек может воспринять внешнее воздействие (при условии внешней значимости и усиления внутреннего напряжения между внутренними структурами: желаемым и действительным), может игнорировать, заблокировать (как проявление механизмов психологической защиты), а может действовать вопреки. В своей исследовательской позиции мы опирались на труды С. Л. Рубинштейна, в которых раскрывается общий принцип детерминизма, сущность которого заключается в том, что действие внешних условий объясняется особенностями их отражения в личности как целостной системе внутренних условий. Следует заметить, что в зарубежной научной терминологии нет четкого разграничения между категориями «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация». Эти термины в своих работах используют такие психологи гуманистического направления, как А. Маслоу и К. Роджерс.