Дошкольная педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Управление проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы управления проектом по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста ………………….

8

1.1 Проблема формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ….

8

1.2 Проектная деятельность как эффективное средство формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……..

18

1.3 Организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………

27

2 Опыт управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста …………………..…

38

2.1 Изучение исходного уровня сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ………………………

38

2.2 Управление и организация проекта по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста .…….

60

2.3 Анализ эффективности управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……..

77

Заключение………………………………………………………………………. 86

Список использованных источников…………………………………………… 89

Приложения……………………………………………………………………… 96

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из основных принципов ФГОС ДОО является осуществление воспитательно-образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно — эстетическое развитие ребенка. Процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается одной из наиболее значимых проблем в педагогике. Эстетическое представление — целенаправленный процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе ДОУ – формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста и занятия по изобразительной деятельности — переплетены.

В изобразительной деятельности, эстетические представления зависят от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Когда дети выполняют творческую работу, отмечают, почему она нравятся, что в ней интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение.

Эстетическая оценка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои творческие работы и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать.

Актуальность исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия, основанные на использовании многообразных видов деятельности: лепка, рисование, декоративно-прикладное творчество, способствуют развитию эстетических эмоций и чувств, детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Степень научной разработанности.

Проблемой формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста занимались А.В. Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, Т.Г.Казакова, В.И.Киреенко, Т.С.Комарова. Известны исследования в этой области Г.Г.Григорьевой, Т.О. Ендовицкой и др.

Теоретические основы процесса формирования эстетических представлений с помощью предметов эстетического цикла сформирована на основе научных выводов Н.А.Ветлугиной, Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, О.С.Ушаковой, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и др.

Несмотря на то, что формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности посвящено достаточно много научных исследований, остается малоизученным вопрос о тех педагогических условиях, которые стали бы наиболее эффективными в этом процессе.

Именно поэтому существует необходимость разработать и апробировать проект, который бы смог восполнить в педагогической практике формы, методы и средства формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному творчеству.

На основании вышесказанного можно обозначить следующие противоречия:

— между потребностью общества в эстетически воспитанной личности и недостаточным использованием различных форм, методов и средств формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному творчеству в практической деятельности воспитателей ДОО;

— между важностью занятия по изобразительному творчеству и отсутствием комплексного проектирования этого процесса.

Данные противоречия позволили выявить проблему исследования: какова роль и значение проекта по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Ведущей идеей данной работы становится создание и апробация проекта, который включен в педагогические условия по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость решения данных проблем и определило выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективность управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста будет достигнута, если:

1) выявлены организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста;

2) разработан и реализован проект по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста;

3) реализована деятельность по достижению ключевых показателей эффективности управления проектом.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

− уточнить сущность и содержание понятия «эстетические представления детей старшего дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе;

– определить возможности проектной деятельности в формировании эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

– изучить исходный уровень сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

− выявить, обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия реализации и управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Научно-теоретическими подходами к данному исследованию выступили:

— Деятельный подход к развитию детского творчества (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец)

— Педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Е.Ф. Флерина, Б.П. Юсов)

— Положения о возможности изобразительного творчества в формировании эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Т.Г. Казакова, И.А.Лыкова, Л.Д.Мардер, Н.П.Саккулина, Л.А. Парамонова и др.)

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические – анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические – анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент; математические методы обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что: разработан проект, направленный на создание условий в ДОО по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

1. Планирование изобразительной деятельности с учетом полного включения нетрадиционных техник рисования.

2. Объединение всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, родители, дети) в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Включение разнообразного изобразительного материала в воспитательно-образовательный процесс, соответствующий возрасту детей.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Атяшевский детский сад № 1» р.п Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Все дети были разделены на две группы (по 15 детей в каждой). С детьми экспериментальной группы были апробированы педагогические условия по формированию у них эстетических представлений.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс проекта, направленного на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО. Данный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей, в системе повышения квалификации педагогов, воспитателей, при разработке программ спецкурсов на факультетах начального образования и в педагогических колледжах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить, что эстетические представления рассматриваются как результат эстетического восприятия ребенка, которые закреплены в образе воспринятого.

Структурными компонентами эстетических представлений старших дошкольников являются: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-побудительный, деятельностно-практический.

Важность проектной деятельности в формировании эстетических представлений дошкольников заключается в том, что специально созданный проект помогает создать необходимые условия, которые станут наиболее эффективными в этом процессе.

Метод проекта в образовании – это инновационная технология обучения, благодаря которой формируются компетентности в процессе целенаправленной, плановой и выполненной взаимосвязанной деятельности, которая реализуется при постоянном мониторинге и завершается реальным практическим результатом – образовательным продуктом.

Управление проектом в образовании рассматривается как создание необходимых условий и проектных документов по решению поставленных задач в образовательном учреждении посредством имеющихся ресурсов: времени, капитала, человеческих ресурсов, и базирующаяся на предварительной коллегиальной разработке комплексной системной модели действий по достижению оригинальной цели.

В этом вопросе особое значение приобретает практическая деятельность детей и умение воспитателя управлять этим процессом. С учетом теоретических основ исследования проблемы формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста и определенных нами в результате исследования его компонентов, принципов реализации воспитательного потенциала искусства, направлений и организационных форм работы по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста стало возможным разработка педагогически обоснованной и логически построенной организационно-методической модели проекта по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Представлена модель проекта по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста «Волшебные сказки и разноцветные краски». Модель включает в себя следующие структурные компоненты: цель, задачи, ресурсы, кадровое обеспечение, возможные риски.

Данная модель и представленные педагогические условия, были апробированы среди детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МАДОУ «Атяшевский детский сад № 1» р.п Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Все дети были разделены на две группы (по 15 детей в каждой). С детьми экспериментальной группы были апробированы педагогические условия по формированию у них эстетических представлений.

Согласно выделенным критериям был подобран диагностический материал и проведено исследование.

Результаты констатирующего этапа позволили ввить, что у всех детей уровень сформированности эстетических представлений был низкий.

На формирующем этапе были реализованы педагогические условия в рамках проекта по процессу формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО был приоритетным и включает в себя второе (привлечение всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей) и третье (использование разнообразного изобразительного материала (нетрадиционные техники рисования, декоративно-прикладное искусство, мультимедийные технологии) условия, но не уменьшает их значение. Все условия внедрялись не последовательно, а одновременно.

Основой применения проекта стал цикл интегрированных занятий (занятие-фантазирование (рисование небывалости, рисунок сновидений); занятие-игра (рисунок-сказка, ассоциативное рисование, образный рисунок); рисунок-экспериментирование (спонтанный рисунок).

Эффективность доказали такие формы, как чтение или рассказ сказок, прослушивание музыкальных произведений, эмоционально-образный рассказ, игра пантомима, создание фантастической истории по воображению или во время рассмотрения ассоциативных карт, использование определенной атрибутики преподавателем, игра в ассоциации, экспериментирование с техниками выполнения; творческие упражнения, занятия путешествие, занятие-экскурсия; пленеры, конкурсы и выставки; а также методы создание эмоционально-положительного состояния ребенка и стимулирование у него эмоциональных проявлений, диалогово-интерактивного погружения в искусство; метод режиссуры занятия.

Для преподавателей проводились семинары, практикумы, методические совещания, консультации, организовывались встречи по обмену опытом. Художественно педагогическое информирование родителей организовывалось во время родительских собраний, семинаров для родителей, индивидуальных онлайн-консультации родителей.

Динамика сформированности эстетических представлений старших дошкольников средствами живописи по сравнению результатов констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента доказала эффективность разработанных педагогических условий и проекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы управления проектом по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста

1.1 Проблема формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Понятие «эстетическое воспитание» вошло в историю еще с древности. Сущность эстетического воспитания, его задачи, цели менялись, начиная со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Первым в педагогику ввел сам термин «эстетическое воспитание» Ф. Шиллер. Эстетическое воспитание он считал одним из «важных и сложных сторон системы человеческого воспитания». Его значительную роль в формировании личности объяснял тем, что эстетическое воспитание привлекает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, понимать прекрасное в окружающей жизни, ценить произведения настоящего искусства [53].

Т. Н. Дронова отмечает, что «эстетическое воспитание – составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование и воспитание эстетических чувств, вкусов, суждений, художественных способностей личности, на развитие ее способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека» [11, с.21].

Результатом эстетического воспитания являются сформированные эстетические представления.

Представление рассматривается как психическое качество личности, которое сказывается как социальное, субъективно-объективное, целостное, идеальное, внутренне личностное, общечеловеческое, оценивающее и заведомо выборочное явление.

Психологи описывают разнообразные свойства представлений. Так, В. С. Мухина рассматривает представление как направленность личности, как процесс, порожденный стечением обстоятельств, в устойчивые личностные побуждения [38].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы