Платная доработка на тему Управление проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы управления проектом по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста ………………….
8
1.1 Проблема формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ….
8
1.2 Проектная деятельность как эффективное средство формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……..
18
1.3 Организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………
27
2 Опыт управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста …………………..…
38
2.1 Изучение исходного уровня сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ………………………
38
2.2 Управление и организация проекта по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста .…….
60
2.3 Анализ эффективности управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……..
77
Заключение………………………………………………………………………. 86
Список использованных источников…………………………………………… 89
Приложения……………………………………………………………………… 96
Введение:
Актуальность темы исследования. Одним из основных принципов ФГОС ДОО является осуществление воспитательно-образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно — эстетическое развитие ребенка. Процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается одной из наиболее значимых проблем в педагогике. Эстетическое представление — целенаправленный процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе ДОУ – формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста и занятия по изобразительной деятельности — переплетены.
В изобразительной деятельности, эстетические представления зависят от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Когда дети выполняют творческую работу, отмечают, почему она нравятся, что в ней интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение.
Эстетическая оценка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои творческие работы и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать.
Актуальность исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Занятия, основанные на использовании многообразных видов деятельности: лепка, рисование, декоративно-прикладное творчество, способствуют развитию эстетических эмоций и чувств, детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Степень научной разработанности.
Проблемой формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста занимались А.В. Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, Т.Г.Казакова, В.И.Киреенко, Т.С.Комарова. Известны исследования в этой области Г.Г.Григорьевой, Т.О. Ендовицкой и др.
Теоретические основы процесса формирования эстетических представлений с помощью предметов эстетического цикла сформирована на основе научных выводов Н.А.Ветлугиной, Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, О.С.Ушаковой, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и др.
Несмотря на то, что формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности посвящено достаточно много научных исследований, остается малоизученным вопрос о тех педагогических условиях, которые стали бы наиболее эффективными в этом процессе.
Именно поэтому существует необходимость разработать и апробировать проект, который бы смог восполнить в педагогической практике формы, методы и средства формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному творчеству.
На основании вышесказанного можно обозначить следующие противоречия:
— между потребностью общества в эстетически воспитанной личности и недостаточным использованием различных форм, методов и средств формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному творчеству в практической деятельности воспитателей ДОО;
— между важностью занятия по изобразительному творчеству и отсутствием комплексного проектирования этого процесса.
Данные противоречия позволили выявить проблему исследования: какова роль и значение проекта по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Ведущей идеей данной работы становится создание и апробация проекта, который включен в педагогические условия по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость решения данных проблем и определило выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста будет достигнута, если:
1) выявлены организационно-педагогические условия управления проектом по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста;
2) разработан и реализован проект по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста;
3) реализована деятельность по достижению ключевых показателей эффективности управления проектом.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
− уточнить сущность и содержание понятия «эстетические представления детей старшего дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе;
– определить возможности проектной деятельности в формировании эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
– изучить исходный уровень сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
− выявить, обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия реализации и управления проектом по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Научно-теоретическими подходами к данному исследованию выступили:
— Деятельный подход к развитию детского творчества (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец)
— Педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Е.Ф. Флерина, Б.П. Юсов)
— Положения о возможности изобразительного творчества в формировании эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Т.Г. Казакова, И.А.Лыкова, Л.Д.Мардер, Н.П.Саккулина, Л.А. Парамонова и др.)
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические – анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические – анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент; математические методы обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что: разработан проект, направленный на создание условий в ДОО по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
1. Планирование изобразительной деятельности с учетом полного включения нетрадиционных техник рисования.
2. Объединение всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, родители, дети) в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
3. Включение разнообразного изобразительного материала в воспитательно-образовательный процесс, соответствующий возрасту детей.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Атяшевский детский сад № 1» р.п Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Все дети были разделены на две группы (по 15 детей в каждой). С детьми экспериментальной группы были апробированы педагогические условия по формированию у них эстетических представлений.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс проекта, направленного на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО. Данный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей, в системе повышения квалификации педагогов, воспитателей, при разработке программ спецкурсов на факультетах начального образования и в педагогических колледжах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить, что эстетические представления рассматриваются как результат эстетического восприятия ребенка, которые закреплены в образе воспринятого.
Структурными компонентами эстетических представлений старших дошкольников являются: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-побудительный, деятельностно-практический.
Важность проектной деятельности в формировании эстетических представлений дошкольников заключается в том, что специально созданный проект помогает создать необходимые условия, которые станут наиболее эффективными в этом процессе.
Метод проекта в образовании – это инновационная технология обучения, благодаря которой формируются компетентности в процессе целенаправленной, плановой и выполненной взаимосвязанной деятельности, которая реализуется при постоянном мониторинге и завершается реальным практическим результатом – образовательным продуктом.
Управление проектом в образовании рассматривается как создание необходимых условий и проектных документов по решению поставленных задач в образовательном учреждении посредством имеющихся ресурсов: времени, капитала, человеческих ресурсов, и базирующаяся на предварительной коллегиальной разработке комплексной системной модели действий по достижению оригинальной цели.
В этом вопросе особое значение приобретает практическая деятельность детей и умение воспитателя управлять этим процессом. С учетом теоретических основ исследования проблемы формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста и определенных нами в результате исследования его компонентов, принципов реализации воспитательного потенциала искусства, направлений и организационных форм работы по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста стало возможным разработка педагогически обоснованной и логически построенной организационно-методической модели проекта по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Представлена модель проекта по формированию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста «Волшебные сказки и разноцветные краски». Модель включает в себя следующие структурные компоненты: цель, задачи, ресурсы, кадровое обеспечение, возможные риски.
Данная модель и представленные педагогические условия, были апробированы среди детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МАДОУ «Атяшевский детский сад № 1» р.п Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Все дети были разделены на две группы (по 15 детей в каждой). С детьми экспериментальной группы были апробированы педагогические условия по формированию у них эстетических представлений.
Согласно выделенным критериям был подобран диагностический материал и проведено исследование.
Результаты констатирующего этапа позволили ввить, что у всех детей уровень сформированности эстетических представлений был низкий.
На формирующем этапе были реализованы педагогические условия в рамках проекта по процессу формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО был приоритетным и включает в себя второе (привлечение всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей) и третье (использование разнообразного изобразительного материала (нетрадиционные техники рисования, декоративно-прикладное искусство, мультимедийные технологии) условия, но не уменьшает их значение. Все условия внедрялись не последовательно, а одновременно.
Основой применения проекта стал цикл интегрированных занятий (занятие-фантазирование (рисование небывалости, рисунок сновидений); занятие-игра (рисунок-сказка, ассоциативное рисование, образный рисунок); рисунок-экспериментирование (спонтанный рисунок).
Эффективность доказали такие формы, как чтение или рассказ сказок, прослушивание музыкальных произведений, эмоционально-образный рассказ, игра пантомима, создание фантастической истории по воображению или во время рассмотрения ассоциативных карт, использование определенной атрибутики преподавателем, игра в ассоциации, экспериментирование с техниками выполнения; творческие упражнения, занятия путешествие, занятие-экскурсия; пленеры, конкурсы и выставки; а также методы создание эмоционально-положительного состояния ребенка и стимулирование у него эмоциональных проявлений, диалогово-интерактивного погружения в искусство; метод режиссуры занятия.
Для преподавателей проводились семинары, практикумы, методические совещания, консультации, организовывались встречи по обмену опытом. Художественно педагогическое информирование родителей организовывалось во время родительских собраний, семинаров для родителей, индивидуальных онлайн-консультации родителей.
Динамика сформированности эстетических представлений старших дошкольников средствами живописи по сравнению результатов констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента доказала эффективность разработанных педагогических условий и проекта.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы управления проектом по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Понятие «эстетическое воспитание» вошло в историю еще с древности. Сущность эстетического воспитания, его задачи, цели менялись, начиная со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Первым в педагогику ввел сам термин «эстетическое воспитание» Ф. Шиллер. Эстетическое воспитание он считал одним из «важных и сложных сторон системы человеческого воспитания». Его значительную роль в формировании личности объяснял тем, что эстетическое воспитание привлекает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, понимать прекрасное в окружающей жизни, ценить произведения настоящего искусства [53].
Т. Н. Дронова отмечает, что «эстетическое воспитание – составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование и воспитание эстетических чувств, вкусов, суждений, художественных способностей личности, на развитие ее способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека» [11, с.21].
Результатом эстетического воспитания являются сформированные эстетические представления.
Представление рассматривается как психическое качество личности, которое сказывается как социальное, субъективно-объективное, целостное, идеальное, внутренне личностное, общечеловеческое, оценивающее и заведомо выборочное явление.
Психологи описывают разнообразные свойства представлений. Так, В. С. Мухина рассматривает представление как направленность личности, как процесс, порожденный стечением обстоятельств, в устойчивые личностные побуждения [38].