Платная доработка на тему Управление международными связями региона на примере города Москвы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ РЕГИОНА:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.. 8
1.1. Регион как субъект мировой политики. 8
1.2. Управление международными связями региона:
основные подходы и механизмы управления. 12
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ Г.
МОСКВЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.. 29
2.1. Москва в системе мирополитических
взаимодействий. 29
2.2. Современное состояние системы управления
международными связями Москвы 33
2.3. Основные направления оптимизации системы
управления международными связями г. Москвы.. 47
Заключение. 62
Список использованной литературы.. 65
приложения.. 72
Введение:
Актуальность
исследования
Сегодня РФ принимает
активное участие в международных интеграционных процессах. На современном этапе
развития страны появляется вопрос об определении роли и места отечественных
регионов, в том числе – Москвы, в глобальном сотрудничестве в контексте происходящей
глобализации и регионализации.
Сейчас, как никогда
ранее, актуальной выступает задача дать четкую характеристику системе
политического механизма в рамках российского региона (в данном исследовании
рассмотрен г. Москва) и обозначить, как действует данный механизм и достаточно
ли он эффективен. Крайне актуальным представляется всестороннее научное
рассмотрение политического механизма межстрановых связей регионов РФ для более
глубокого и подробного изучения глобального сотрудничества России в целом.
Выработка международной
региональной политики, формирование регулирующей ее нормативно-правовой базы,
управление финансово-экономической деятельностью региона, которая гармонично бы
вписывалась в общегосударственную внешнеполитическую, экономическую и правовую
систему – все эти действия необходимы для стимулирования развития региона и
обеспечения его конкурентоспособности.
В настоящей работе авторы
фокусируются на анализе опыта управления международными связями города Москвы,
а также предлагают конкретные управленческие решения в рамках региона Москва в
условиях всеобщей межстрановой интеграции. Объектом исследования является управление международными
связями региона.
Предметом исследования является механизм управления
международными связями г. Москвы.
Степень научной
разработанности проблемы.
Вопрос регионального
развития изучается многими исследователями с точки зрения управления, права,
политики, социологии, экономики.
К первым ключевым трудам,
посвящённым изучению регионов, можно отнести работы А. Пирена (H. Pirenne),
М.Вебера (M. Weber), Ф. Броделя (F. Braudel).
Далее появляется большее
количество работ, сконцентрированных на экономическом аспекте регионального
развития. Например, труды Дж. Аллена (J. Allen), Дж. Биверстока (J.
Beaverstock), Н. Гликмана.
Изучением проблем
регионального управления занимались такие зарубежные учёные, как Ф. Тейлор (P. Taylor), Дж. Биверсток (J. Beaverstock), Г. Кук (G. Cook), Н. Пандит (N. Pandit), К. Пейн (K. Pain) [1].
Среди российских
исследований в сфере регионального управления можно выделить работы С.
Г.Еремеева [2], А. О.Барышникова [3], А.
В.Коневой [4], С.
С.Бачуриной [5], М. И.Середины [6], О.
В. Плотниковой [7] [8] [9] , О.
Ю. Дубровиной [10] [11], В.
А. Дергачева и Л. Б. Вардомского [12], В.
М. Володиной вместе с Л. В. Рожковой и господином О. В. Сальниковым [13].
Часть из них сфокусирована на анализе отдельных факторов, влекущих за собой
управленческие проблемы регионов.
В данной работе по
изучению регионов мы опирались на исследования группы учёных, занимающихся
анализом управленческих проблем регионов, а также действия процессов
международной интеграции в регионах. Изучением роли регионов в условиях
международной интеграции занимались Н.
А. Слука [14],
М. М. Лебедева, С. Сассен (S. Sassen) [15],
В. А. Ачкасов [16], А. А. Нистарова [17],
Д. С. Чумакова [18],
М. Э. Пилька [19].
Целью исследования является определение проблем в
системе управления международными связями г. Москвы и разработка основных
направлений оптимизации такого управления.
В соответствии с
поставленной целью автор предпринял попытку решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть
характеристику региона как субъекта мировой политики.
2. Изучить понятие и
особенности управления международными связями региона.
3. Исследовать специфику
управления международными связями г. Москвы.
4. Выделить основные
проблемы в системе управления международными связями г. Москвы.
5. Предложить основные
направления оптимизации управления международными связями г. Москвы.
Научная новизна
исследования:
1. Выявлены и обоснованы
основные факторы, обуславливающие функционирование регионов как субъекта
мировой политики и определяющие систему управления внешнеполитическими связями
региона.
2. Определена специфика
современного состояния и возможные направления эволюции механизма управления
международными связями г.Москвы.
3. Обоснованы возможные
направления усилий по оптимизации механизма управления международными связями
г.Москвы.
Методологическую
основу данного
исследования составляют методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, а также
такие эмпирические методы, как анализ контента и метод экспертного интервью.
Кроме того, были использованы сравнительный анализ, прогностический метод,
логический метод взаимосвязи между общественно-политическими и социальными
явлениями. Методы анализа и синтеза были использованы для подведения итогов и
написания выводов к работе.
Указанные базовые методы,
в том числе анализ официальных документов и статистических данных, позволили
получить необходимый научный результат при анализе отдельных аспектов объекта
исследования.
Научно-практическая
значимость
исследования состоит в том, что обоснованные в работе научные результаты могут
быть использованы при разработке подходов к управлению регионами и их международными
связями в современных условиях глобализации. Результаты проведенного
исследования могут быть востребованы в учебно-образовательном процессе при
разработке и чтении учебных курсов «Современные международные отношения»,
«Проблемы экономической безопасности в условиях глобализации», «Глобальная
безопасность» и ряда других.
Апробация. Участие в IV Ежегодной научной
конференции молодых учёных «Актуальные проблемы мировой политики: итоги и
перспективы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит
из введения, двух глав, разделённых на пять параграфов, и заключения, а также
списка использованных источников и литературы и одного приложения. [1] Taylor P. Beaverstock J., Cook G.,
Pandit N., Pain K. Financial services clustering and its significance for
London: Extended report. – L.: Corp. of London, 2003. – 151 p. [2]
Еремеев С.Г. Мегаполисы как территории инновационного развития // Экономика и
управление. — 2008. — № 6. — С. 122-125. [3]
Барышников А.О. Современные информационные технологии как ключевой фактор
повышения эффективности управления мегаполисом // Информационное общество. —
2002. — № 2. — С. 17-15. [4]
Конева А.В. Проблемы управления мегаполисами: новая парадигма развития //
Интерэкспо. Гео-Сибирь. — 2009. — Т. 6. — С. 160-170. [5]
Бачурина С.С. Мегаполис: методы и модели управления процессами комплексной
реконструкции сложившейся застройки. — М.: Изд-во «СИНТЕГ», 2004. — 112 с. [6]
Середина М.И. Современные мегаполисы мира и их социальные проблемы // Сервис
plus. — 2011. — № 1. — С. 23-27. [7] Плотникова, О. В. Международные связи
регионов государств: теория и практика Новосибирск, 2013. 272 с. [8] Плотникова О. В. , Дубровина О. Ю. 2016.
Международные связи регионов государств: характеристика и особенности: учебник.
М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с. [9] Плотникова, О. В. Международные отношения
государств и международные связи регионов государств: общее и особенное //
Власть. –2014. – № 12. – С. 65–69. [10]
Плотникова О. В. , Дубровина О. Ю. 2016. Международные связи регионов
государств: характеристика и особенности: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с. [11]
7. Дубровина О. Политический
механизм осуществления международных связей регионов государств. // Экспертиза.
– Власть. – 2011. – N 10. – С. 74-76. [12] Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. 2015.
Регионоведение: учебное пособие. М.: Юнити-Дана. 463 с. [13]
6. Володин В. М., Рожкова Л. В.,
Сальникова О. В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ: НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРОВИНЦИЯМИ КИТАЯ // Общественные науки. Экономика. –
2017. – N 3 (43). – С. 185-192. [14]
Слука Н.А. Глобальные города в современной архитектуре мироустройства // В
сборнике: География мирового развития к 90-летию Института географии Российской
Академии Наук. — Институт географии РАН. – Москва. — 2009. — С. 44-74. [15] Sassen S. The global city: New
York, London, Tokyo. Princeton, New Jersey. —
Princeton University Press, 1991. — 472 p. [16]
Ачкасов Валерий Алексеевич «Глобальные города» перед вызовами глобализации //
ПОЛИТЭКС. — 2013. — №4. [17]
Нистарова А. А. Роль мегаполисов в социально-философском осмыслении
глобализационных процессов // СИСП. — 2013. — №1 (21). — С. 122-124. [18]
Чумаков Д.С. Московский мегаполис в политических процессах эпохи глобализации:
диссертация … кандидата политических наук: 23.00.02 / Чумаков Дмитрий
Сергеевич; [Место защиты: Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования "Российский университет
дружбы народов"]. — Москва, 2015. — 170 с. [19]
Пилька М.Э., Слука Н.А. Размещение представительств зарубежных
транснациональных корпораций в глобальных городах США // Вестник Московского
университета. — Серия 5: География, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.). –
2014. — № 4. — С.75-82.
Заключение:
Целью
исследования являлось определение
проблем в системе управления международными связями г. Москвы и разработка
основных направлений оптимизации такого управления.
В первой главе были
рассмотрены теоретические аспекты в управлении международными связями региона.
В первую очередь, был разработан понятийный аппарат такого управления для
данного исследования.
Глобализация
приводит к созданию новых элементов мировой политической системы — глобальных
регионов, которые представляют собой структурированное пространство, основными
характеристиками которого являются как традиционные факторы (экономические,
исторические, культурные и культурные), так и новые факторы экономического
развития, эпоха постмодерна (сетевая, коммуникационная, виртуальная и др.).
Характерными чертами мирового пространства являются: наличие общих частей,
наднациональный характер; наличие транснациональных сетей.
Российская региональная
политика представлена такими нормативно-правовыми актами и законами, как
Конституция РФ, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Федеральный закон
от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от
15.07.1995 N 101-ФЗ и другие.
Подробное рассмотрение
управленческого механизма реализации глобальных региональных связей привело
авторов к выводу о том, что имеется несколько уровней функционирования такого
механизма – международный, государственный и субнациональный или региональный.
Межстрановые, национальные, региональные и субрегиональные образования сейчас
играют немаловажную роль в развитии глобального регионального сотрудничества, в
функционировании управленческого механизма международных связей и коммуникаций.
На каждом из названных уровней механизм управления содержит регулятивную,
организационную, и функциональную компоненты.
Во второй главе были выявлены
механизмы формирования и управления международными связями города Москвы. В
частности, была проанализирована специфика деятельности Департамента
внешнеэкономических и международных связей города Москвы по управлению
международными связями города Москвы.
Москва выступает на
международной арене не только как динамично развивающийся и инвестиционно
привлекательный мегаполис, но и как передовой центр глобального сотрудничества
по различным аспектам, создающий на своей базе новые связи и процессы
межрегиональной интеграции мирового масштаба. Амбиции такого глобального
города, каким предстаёт сейчас Москва, создают объективные требования к
поддержанию и перманентному усовершенствованию качественных связей с
иностранными партнерами, странами, регионами и мегаполисами. Важность
наращивания и эффективного поддержания международных связей регионов
государств, влияние этих связей на международные отношения в целом и внешнюю
политику стран диктуют необходимость изучения политического механизма их
реализации.
Для усовершенствования международных связей региона
предлагается:
1. Структурные
изменения в Московском правительстве. Занимаемое Департаментом в иерархии место
не удовлетворяет запросам в межрегиональном сотрудничестве, особенно на фоне
санкций.
2. Появление диджитал-отдела в Департаменте. Проводимые онлайн-мероприятия
требуют цифровой поддержки.
Цель проекта: внедрение диджитал площадки для проведения
онлайн-мероприятий, а также обеспечения конфиденциальности реализации
международных связей путем внедрения защищенных диджитал устройств.
В соответствии с анализом рисков выявлено, высокая степень рисков
присуща нехватке времени для разработки ОС и ПО, отсутствию квалифицированных кадров.
Средняя степень рисков наблюдается у отсутствия технологий для реализации
проекта. Рискам отсутствия согласования требований по проекту, несогласования
бюджета, возникновения критических ошибок – присвоена низкая вероятность
наступления.
Предполагается, что внедрение проекта по информационной безопасности
«Доверенная мобильная среда» в Департаменте (2022-2024 гг.) создаст рынок и
сформирует фундамент для развития экосистемы диджитал устройств и российских
разработчиков программного обеспечения.
В заключении авторами
была предпринята попытка предложить эффективные стратегии решения проблем
управления международными связями региона на примере Москвы и основные
направления оптимизации.
Фрагмент текста работы:
1. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ
РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 1.1. Регион как субъект мировой
политики Эволюция
развития мировой политики в международной научной и правовой доктрине
подвергалась постоянным и значительным изменениям. Мировая политика как
общеобразовательная дисциплина, а также активно расширяющийся мир международных
акторов требует от исследователей уточнения характеристик предмета мировой
политики.
Американские
ученые Джозеф С. Наймл и Роберт О. Кохейн в своей статье в 70-х годах 20 века
описали взаимодействие международных отношений и мировой политики, выпустив
также книгу. Именно с научных идей Ная и Кохейна в мировой экономике появилось
понятие глобализации, и начали появляться научные исследования на эту тему. Мировая
политика активно вошла в процесс глобализации и начала искать свое место в ряду
международных дисциплин[1].
Отечественные
издания о международной политике содержат данные о разграничении международных
отношений и мировой политики, что говорит о вовлечении российских
исследователей в формирование мировой политики как науки.
В
соответствии с классической теории понятие региона соотносится с понятием
международных связей и общих характерных признаков. Следовательно, включение
интернациональных государств в международные отношения осуществляется через
призму наличия взаимных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности,
обеспечения безопасности, торговли и экономических процессов. [1]
Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. 2016. Международные связи регионов государств:
характеристика и особенности: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с.
Содержание:
Введение. 3
1. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ РЕГИОНА:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.. 11
1.1. Регион как субъект мировой политики. 11
1.2. Управление международными связями региона:
основные подходы и механизмы управления. 18
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ Г.
МОСКВЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.. 35
2.1. Москва в системе мирополитических
взаимодействий. 35
2.2. Современное состояние системы управления
международными связями Москвы 39
2.3. Основные направления оптимизации системы
управления международными связями г. Москвы.. 55
Заключение. 70
Список использованной литературы.. 73
приложения.. 80
Введение:
Актуальность
исследования
Сегодня РФ принимает
активное участие в международных интеграционных процессах. На современном этапе
развития страны появляется вопрос об определении роли и места отечественных
регионов, в том числе – Москвы, в глобальном сотрудничестве в контексте происходящей
глобализации и регионализации.
Сейчас, как никогда
ранее, актуальной выступает задача дать четкую характеристику системе
политического механизма в рамках российского региона (в данном исследовании
рассмотрен г. Москва) и обозначить, как действует данный механизм и достаточно
ли он эффективен. Крайне актуальным представляется всестороннее научное
рассмотрение политического механизма межстрановых связей регионов РФ для более
глубокого и подробного изучения глобального сотрудничества России в целом.
Выработка международной
региональной политики, формирование регулирующей ее нормативно-правовой базы,
управление финансово-экономической деятельностью региона, которая гармонично бы
вписывалась в общегосударственную внешнеполитическую, экономическую и правовую
систему – все эти действия необходимы для стимулирования развития региона и
обеспечения его конкурентоспособности.
В настоящей работе авторы
фокусируются на анализе опыта управления международными связями города Москвы,
а также предлагают конкретные управленческие решения в рамках региона Москва в
условиях всеобщей межстрановой интеграции. Объектом исследования является управление международными
связями региона.
Предметом исследования является механизм управления
международными связями г. Москвы.
Официальные
документы и источники:
1. Договор о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе
Российской Федерации[1].
2. МИД
России. — Памятка по вопросам координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации в целях проведения единой
внешнеполитической линии Российской Федерации. Ноябрь 2017[2].
3. Европейская
рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и
властей. Мадрид. 21 мая 1980 г.[3]
4. Конституция Российской Федерации. (Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 1 июля 2020 года)[4].
5. Положение
о Департаменте внешнеэкономических и международных связей города Москвы
(утверждено постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2011 г. N 556-ПП)[5].
6. Постановление
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 (ред. от 16.07.2020) «О
Министерстве экономического развития Российской Федерации»[6].
7. Постановление
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. № 23-ПП «Об утверждении перечня
первоочередных государственных программ города Москвы»[7].
8. Постановление Правительства Москвы
№ 513-ПП О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года от 26 июня
2007 г. N 513-ПП. Официальный сайт мэра Москвы[8].
9. Устав
города Москвы (утв. Московской городской Думой 28 июня 1995 г.) (с изменениями
и дополнениями)[9].
10. Указ Президента Российской Федерации от 28.10.1996 №1497 (ред. от
18.02.2017) «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации»[10].
11. Указ Президента Российской Федерации от 29.09.1999 №1316 (ред. от
18.02.2017) «Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской
Федерации при международной организации»[11].
12. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №865 (ред. от
17.09.2020) «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[12].
13. Указ Президента Российской Федерации от 8.11.2011 №1478 (ред. от
08.11.2011) «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской
Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»[13].
14. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[14].
15. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»[15].
16. Федеральный закон «О международных
договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция) N
101-ФЗ. Принят Государственной Думой[16].
10.
Приказ МИД России от 22.11.2011 N 21341 «Об утверждении Положения о
территориальном органе — Представительстве Министерства иностранных дел
Российской Федерации на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в
Минюсте России 30.12.2011 N 22881)[17].
11.
№ 159-ПП Об утверждении
Положения о Департаменте внешнеэкономических и международных связей города
Москвы. Правительство Москвы. Постановление. 4 марта 2008 г. [18]
Степень научной
разработанности проблемы. Вопрос регионального
развития изучается многими исследователями с точки зрения управления, права,
политики, социологии, экономики.
К первым ключевым трудам,
посвящённым изучению регионов, можно отнести работы А. Пирена (H. Pirenne),
М.Вебера (M. Weber), Ф. Броделя (F. Braudel).
Далее появляется большее
количество работ, сконцентрированных на экономическом аспекте регионального
развития. Например, труды Дж. Аллена (J. Allen), Дж. Биверстока (J.
Beaverstock), Н. Гликмана.
Изучением проблем
регионального управления занимались такие зарубежные учёные, как Ф. Тейлор (P. Taylor), Дж. Биверсток (J. Beaverstock), Г. Кук (G. Cook), Н. Пандит (N. Pandit), К. Пейн (K. Pain) [19].
Среди российских
исследований в сфере регионального управления можно выделить работы С. Г.Еремеева
[20], А.
О.Барышникова [21], А. В.Коневой [22], С.
С.Бачуриной [23], М. И.Середины [24], О.
В. Плотниковой [25] [26] [27] , О.
Ю. Дубровиной [28] [29], В.
А. Дергачева и Л. Б. Вардомского [30], В.
М. Володиной вместе с Л. В. Рожковой и господином О. В. Сальниковым [31].
Часть из них сфокусирована на анализе отдельных факторов, влекущих за собой
управленческие проблемы регионов.
В данной работе по
изучению регионов мы опирались на исследования группы учёных, занимающихся
анализом управленческих проблем регионов, а также действия процессов
международной интеграции в регионах. Изучением роли регионов в условиях
международной интеграции занимались Н.
А. Слука [32],
М. М. Лебедева, С. Сассен (S. Sassen) [33],
В. А. Ачкасов [34], А. А. Нистарова [35],
Д. С. Чумакова [36],
М. Э. Пилька [37].
Целью исследования является определение проблем в
системе управления международными связями г. Москвы и разработка основных
направлений оптимизации такого управления.
В соответствии с
поставленной целью автор предпринял попытку решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть
характеристику региона как субъекта мировой политики.
2. Изучить понятие и
особенности управления международными связями региона.
3. Исследовать специфику
управления международными связями г. Москвы.
4. Выделить основные
проблемы в системе управления международными связями г. Москвы.
5. Предложить основные
направления оптимизации управления международными связями г. Москвы.
Научная новизна
исследования:
1. Выявлены и обоснованы
основные факторы, обуславливающие функционирование регионов как субъекта
мировой политики и определяющие систему управления внешнеполитическими связями
региона.
2. Определена специфика
современного состояния и возможные направления эволюции механизма управления
международными связями г.Москвы.
3. Обоснованы возможные
направления усилий по оптимизации механизма управления международными связями
г.Москвы.
Методологическую
основу данного
исследования составляют методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, а также
такие эмпирические методы, как анализ контента и метод экспертного интервью.
Кроме того, были использованы сравнительный анализ, прогностический метод,
логический метод взаимосвязи между общественно-политическими и социальными
явлениями. Методы анализа и синтеза были использованы для подведения итогов и
написания выводов к работе.
Указанные базовые методы,
в том числе анализ официальных документов и статистических данных, позволили
получить необходимый научный результат при анализе отдельных аспектов объекта
исследования.
Научно-практическая
значимость
исследования состоит в том, что обоснованные в работе научные результаты могут
быть использованы при разработке подходов к управлению регионами и их
международными связями в современных условиях глобализации. Результаты
проведенного исследования могут быть востребованы в учебно-образовательном
процессе при разработке и чтении учебных курсов «Современные международные
отношения», «Проблемы экономической безопасности в условиях глобализации»,
«Глобальная безопасность» и ряда других.
Апробация. Участие в IV Ежегодной научной
конференции молодых учёных «Актуальные проблемы мировой политики: итоги и
перспективы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, разделённых на пять параграфов, и заключения, а
также списка использованных источников и литературы и одного приложения. [1]
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами власти
суверенных республик в составе Российской Федерации [2] МИД России. — Памятка по вопросам координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации в
целях проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Ноябрь
2017 [3]
Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных
сообществ и властей. Мадрид. 21 мая 1980 г. [4] Конституция Российской Федерации. (Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 1 июля 2020 года). (В соответствии с Указом
Президента от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции
Российской Федерации с внесенными в нее поправками» [5]
Положение о Департаменте внешнеэкономических и международных связей города
Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2011 г. N
556-ПП) [6] Постановление Правительства Российской
Федерации от 05.06.2008 № 437 (ред. от 16.07.2020) «О Министерстве
экономического развития Российской Федерации» [7] Постановление Правительства Москвы от 2
февраля 2011 г. № 23-ПП «Об утверждении перечня первоочередных государственных
программ города Москвы» [8]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №
513-ПП О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года от 26 июня
2007 г. N 513-ПП. Официальный сайт мэра Москвы [9]
Устав города Москвы (утв. Московской городской Думой 28 июня 1995 г.) (с
изменениями и дополнениями). [10] Указ Президента Российской Федерации от
28.10.1996 №1497 (ред. от 18.02.2017) «Об утверждении Положения о Посольстве
Российской Федерации» [11] Указ Президента Российской Федерации от
29.09.1999 №1316 (ред. от 18.02.2017) «Об утверждении Положения о Постоянном
представительстве Российской Федерации при международной организации» [12] Указ Президента Российской Федерации от
11.07.2004 №865 (ред. от 17.09.2020) «Вопросы Министерства иностранных дел
Российской Федерации» [13] Указ Президента Российской Федерации от
8.11.2011 №1478 (ред. от 08.11.2011) «О координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической
линии Российской Федерации» [14] Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О
координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации» [15] Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ
(ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности» [16] Федеральный закон «О международных договорах
Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция) N 101-ФЗ.
Принят Государственной Думой [17] Приказ МИД России от 22.11.2011 N 21341 (ред.
от 07.04.2020) «Об утверждении Положения о территориальном органе — Представительстве
Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской
Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 N 22881) [18] №
159-ПП Об утверждении Положения о Департаменте внешнеэкономических и
международных связей города Москвы. Правительство Москвы. Постановление. 4 марта 2008 г. [19] Taylor P. Beaverstock J., Cook G.,
Pandit N., Pain K. Financial services clustering and its significance for
London: Extended report. – L.: Corp. of London, 2003. – 151 p. [20]
Еремеев С.Г. Мегаполисы как территории инновационного развития // Экономика и
управление. — 2008. — № 6. — С. 122-125. [21]
Барышников А.О. Современные информационные технологии как ключевой фактор
повышения эффективности управления мегаполисом // Информационное общество. —
2002. — № 2. — С. 17-15. [22]
Конева А.В. Проблемы управления мегаполисами: новая парадигма развития //
Интерэкспо. Гео-Сибирь. — 2009. — Т. 6. — С. 160-170. [23]
Бачурина С.С. Мегаполис: методы и модели управления процессами комплексной
реконструкции сложившейся застройки. — М.: Изд-во «СИНТЕГ», 2004. — 112 с. [24]
Середина М.И. Современные мегаполисы мира и их социальные проблемы // Сервис
plus. — 2011. — № 1. — С. 23-27. [25] Плотникова, О. В. Международные связи
регионов государств: теория и практика Новосибирск, 2013. 272 с. [26] Плотникова О. В. , Дубровина О. Ю. 2016.
Международные связи регионов государств: характеристика и особенности: учебник.
М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с. [27] Плотникова, О. В. Международные отношения
государств и международные связи регионов государств: общее и особенное //
Власть. –2014. – № 12. – С. 65–69. [28]
Плотникова О. В. , Дубровина О. Ю. 2016. Международные связи регионов
государств: характеристика и особенности: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с. [29]
7. Дубровина О. Политический
механизм осуществления международных связей регионов государств. // Экспертиза.
– Власть. – 2011. – N 10. – С. 74-76. [30] Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. 2015.
Регионоведение: учебное пособие. М.: Юнити-Дана. 463 с. [31]
6. Володин В. М., Рожкова Л. В.,
Сальникова О. В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ: НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРОВИНЦИЯМИ КИТАЯ // Общественные науки. Экономика. –
2017. – N 3 (43). – С. 185-192. [32] Слука
Н.А. Глобальные города в современной архитектуре мироустройства // В сборнике:
География мирового развития к 90-летию Института географии Российской Академии
Наук. — Институт географии РАН. – Москва. — 2009. — С. 44-74. [33] Sassen S. The global city: New
York, London, Tokyo. Princeton, New Jersey. —
Princeton University Press, 1991. — 472 p. [34]
Ачкасов Валерий Алексеевич «Глобальные города» перед вызовами глобализации //
ПОЛИТЭКС. — 2013. — №4. [35]
Нистарова А. А. Роль мегаполисов в социально-философском осмыслении
глобализационных процессов // СИСП. — 2013. — №1 (21). — С. 122-124. [36]
Чумаков Д.С. Московский мегаполис в политических процессах эпохи глобализации:
диссертация … кандидата политических наук: 23.00.02 / Чумаков Дмитрий
Сергеевич; [Место защиты: Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования "Российский университет
дружбы народов"]. — Москва, 2015. — 170 с. [37]
Пилька М.Э., Слука Н.А. Размещение представительств зарубежных
транснациональных корпораций в глобальных городах США // Вестник Московского
университета. — Серия 5: География, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.). –
2014. — № 4. — С.75-82.
Заключение:
Целью
исследования являлось определение
проблем в системе управления международными связями г. Москвы и разработка
основных направлений оптимизации такого управления.
В первой главе были
рассмотрены теоретические аспекты в управлении международными связями региона.
В первую очередь, был разработан понятийный аппарат такого управления для
данного исследования.
Глобализация
приводит к созданию новых элементов мировой политической системы — глобальных регионов,
которые представляют собой структурированное пространство, основными
характеристиками которого являются как традиционные факторы (экономические,
исторические, культурные и культурные), так и новые факторы экономического
развития, эпоха постмодерна (сетевая, коммуникационная, виртуальная и др.).
Характерными чертами мирового пространства являются: наличие общих частей,
наднациональный характер; наличие транснациональных сетей.
Российская региональная
политика представлена такими нормативно-правовыми актами и законами, как
Конституция РФ, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Федеральный закон
от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от
15.07.1995 N 101-ФЗ и другие.
Подробное рассмотрение
управленческого механизма реализации глобальных региональных связей привело
авторов к выводу о том, что имеется несколько уровней функционирования такого
механизма – международный, государственный и субнациональный или региональный.
Межстрановые, национальные, региональные и субрегиональные образования сейчас
играют немаловажную роль в развитии глобального регионального сотрудничества, в
функционировании управленческого механизма международных связей и коммуникаций.
На каждом из названных уровней механизм управления содержит регулятивную,
организационную, и функциональную компоненты.
Во второй главе были выявлены
механизмы формирования и управления международными связями города Москвы. В
частности, была проанализирована специфика деятельности Департамента
внешнеэкономических и международных связей города Москвы по управлению
международными связями города Москвы.
Москва выступает на
международной арене не только как динамично развивающийся и инвестиционно
привлекательный мегаполис, но и как передовой центр глобального сотрудничества
по различным аспектам, создающий на своей базе новые связи и процессы
межрегиональной интеграции мирового масштаба. Амбиции такого глобального
города, каким предстаёт сейчас Москва, создают объективные требования к
поддержанию и перманентному усовершенствованию качественных связей с
иностранными партнерами, странами, регионами и мегаполисами. Важность
наращивания и эффективного поддержания международных связей регионов
государств, влияние этих связей на международные отношения в целом и внешнюю
политику стран диктуют необходимость изучения политического механизма их
реализации.
Для усовершенствования международных связей региона
предлагается:
1. Структурные
изменения в Московском правительстве. Занимаемое Департаментом в иерархии место
не удовлетворяет запросам в межрегиональном сотрудничестве, особенно на фоне
санкций.
2. Появление диджитал-отдела в Департаменте. Проводимые онлайн-мероприятия
требуют цифровой поддержки.
Цель проекта: внедрение диджитал площадки для проведения
онлайн-мероприятий, а также обеспечения конфиденциальности реализации
международных связей путем внедрения защищенных диджитал устройств.
В соответствии с анализом рисков выявлено, высокая степень рисков
присуща нехватке времени для разработки ОС и ПО, отсутствию квалифицированных
кадров. Средняя степень рисков наблюдается у отсутствия технологий для
реализации проекта. Рискам отсутствия согласования требований по проекту,
несогласования бюджета, возникновения критических ошибок – присвоена низкая
вероятность наступления.
Предполагается, что внедрение проекта по информационной безопасности
«Доверенная мобильная среда» в Департаменте (2022-2024 гг.) создаст рынок и сформирует
фундамент для развития экосистемы диджитал устройств и российских разработчиков
программного обеспечения.
В заключении авторами
была предпринята попытка предложить эффективные стратегии решения проблем
управления международными связями региона на примере Москвы и основные
направления оптимизации.
Фрагмент текста работы:
1. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ
РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 1.1. Регион как субъект мировой
политики Становление
самостоятельной дисциплины «мировая политика» в международно-политической
научно-исследовательской и образовательной системе имеет свою небольшую
историю. Не только междисциплинарный характер дисциплины «мировая политика», но
и быстроменяющийся мир с возрастающим количеством участников международного
взаимодействия ставит перед исследователями мировой политики непростую задачу
выявления и уточнения предметного поля.
Американские
ученые Джозеф С. Наймл и Роберт О. Кохейн, оценив соотношение состояния
теоретических мыслей и развития мирового сообщества, в 1971 году напечатали
статью «Транснациональные отношения и мировая политика» в своем журнале
«Международная организация», а в 1972 году издали книгу с одноименным
названием. С транснациональной идеи Ная и Кохейна началось целенаправленное
изучение глобализации и взаимозависимости. Став неотъемлемой частью этих
процессов «мировая политика» стала претендовать и искать свое место в
международно-политической науке[1].
В
российских международно-политических изданиях стали появляться материалы о
разграничении международных отношений и мировой политики, свидетельствующие о
включенности отечественных специалистов-международников в непростой путь
формирования науки и дисциплины «мировая политика». [1]
Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. 2016. Международные связи регионов государств:
характеристика и особенности: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с.