Платная доработка на тему «Управление и экспертизы в реализации социальных проектов и программ».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных проектов и программ 8
1.1. Понятие и сущность социальных проектов и программ 8
1.2. Принципы оценки эффективности социальных проектов и программ 15
Глава 2. Особенности управления реализацией социальных проектов и программ (на примере г. Москвы) 22
2.1. Анализ социальных проектов и программ, существующих в г. Москве 22
2.2. Опыт проведения экспертизы в органах внутренних дел РФ в процессе реализации социальных проектов и программ 28
Глава 3. Особенности экспертизы социальных проектов и программ в г. Москве 34
3.1. Особенности проведения экспертизы социальных проектов и программ 34
3.2. Участие ОВД в социальных проектах и программах 37
3.3. Направления совершенствования деятельности ОВД в реализации социальных проектов и программ 44
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 63
Введение:
Сегодня в общественной практике и практике государственного регулирования России идёт интенсивный процесс по внедрению и развитию проектно-целевого подхода через создание и продвижение государственных программ, которые требуют более высокого уровня взаимодействия государственных (муниципальных) органов власти и негосударственных некоммерческих организаций, социально активных граждан. Складываются местные модели межведомственного и межсекторного взаимодействия структур государственной (муниципальной) власти и гражданского общества в области формирования и совершенствования технологии социального проектирования, развивается методологический и методический инструментарий такой технологии с точки зрения повышения эффективности реализации государственной молодёжной политики.
Однако процесс освоения и развития практики социального проектирования поставил перед его активными адептами насущные управленческие проблемы. Обычно государственные или муниципальные служащие разной ведомственной принадлежности реагируют на те или иные спускаемые сверху «инновационные» указания как на поручения, которые необходимо просто выполнять, а не заниматься тщательным анализом процесса и реализации этой социальной инновации. В связи с этим существует опасность подмены реальной картины развития проектов в той или иной сфере.
На практике же при работе с социальными проектами должны применяться различные виды экспертизы, т.к. в случае, если в проекте предусматривается строительство или деятельность, требующая лицензирования или вмешательства в окружающую среду, такая экспертиза является обязательной.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день социальная экспертиза является видом экспертных исследований, которая все еще находится в стадии становления. При этом, комплексного представления о смысле и назначении социальной экспертизы проектов еще не сложилось. Тем не менее, есть много попыток разработки специальных экспертных комплексов, обладающих чертами социальной экспертизы.
Степень разработанности темы исследования. Несмотря на то, что в последние годы в России вопросам экспертизы социальных проектов уделяется все больше внимания, на практике, далеко не всегда рационально оцениваются социальные проекты и их значимость в случае реализации. Вместе с тем, следует отметить ряд работ, направленных на изучение особенностей проведения социальной экспертизы: Автономов А.С., Андреев В.А., Балтина Н. С., Баранова Н., Беляева Е.В., Бияк Л. Л.,Вишняков Я. Д.,Зарецкий В. В.,Игнатьева О. А., Климова С. М., Корнев Н. Р.,Лавренюк Н. М., Лексин В. Н., Луков В.А., Масланов Е. В., Михайленок О. М., Некрасов С. Н., Орлова Э. А.,Розин В. М.,Садохин А. П., Самоволева С. А., Соколова М. С., Троска З. А., Функ Д. А. ,Юдин Б. Г.
Проблема исследования. Несмотря на наличие глубоких и обстоятельных трудов отечественных и зарубежных авторов в области управления и организации социальной экспертизы, необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования по формированию процедуры участия органов внутренних дел в проведении экспертизы социальных проектов и программ. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости определения возможностей и порядка участия органов внутренних дел в экспертизах социальных проектов и программ.
Объект исследования – экспертиза социальных проектов и программ.
Предмет исследования – возможности участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ.
Цель исследования – выявить особенности участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ, а также определить направления совершенствования деятельности органов внутренних дел в реализации социальных проектов и программ.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия и определить сущность социальных проектов и программ
2. Рассмотреть способы оценки эффективности социальных проектов и программ.
3. Определить особенности управления реализацией социальных проектов и программ (на примере г. Москвы).
4. Выявить особенности проведения экспертизы социальных проектов и программ
5. Изучить особенности участия органов внутренних дел в экспертизах социальных проектов и программ.
Гипотеза исследования заключается в том, что при повышении степени участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ, повысится эффективность их реализации, а также повысится уровень безопасности населения в целом.
Методами исследования в работе послужили общенаучные методы исследования: диалектический метод, системный анализ, обобщение. Кроме того использовались частно-научные методы, применяемые в социально-гуманитарных науках: метод наблюдения, метод анализа документов и метод интерпретации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработан алгоритм участия органов внутренних дел в проведении экспертизы социальных проектов и программ, направленных на повышение безопасности населения. Полученные в ходе настоящего исследования результаты показывают комплексный характер порядка проведения экспертизы социальных проектов и программ, а также оценки их эффективности. Показана необходимость активизации участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Действующая система экспертизы социальных проектов и программ не предполагает активного участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ, что снижает эффективность проведения данной процедуры.
2. Для повышения эффективности и качества проведения экспертизы социальных проектов и программ необходимо разработать методику участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ.
3. Повышение активности органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ позволит повысить их эффективность и в перспективе повысить степень безопасности населения в целом.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для проведения дальнейших научных исследований в части разработки и проектирования новых социальных проектов и программ.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости активизации участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается современными методами исследования, которые соответствуют поставленным в работе целям и задачам. Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, подкреплены убедительными фактическими данными, наглядно представленными в приведенных таблицах и рисунках.
По теме исследования опубликованы:
1. Статья в сборнике статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2021 г., г. Воронеж», входные данные статьи: Дулькина Э.М., Денисова Л.В. Особенности экспертизы социальных проектов и программ // Экономика. Менеджмент. Финансы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2021 г., г. Воронеж»). – Уфа: Аэтерна, 2021. – С. 41.
2. Статья в сборнике научных статей «Экономическая безопасность России», входные данные статьи: Дулькина Э.М. Практика участия органов внутренних дел в реализации социальных проектов и программ // Экономическая безопасность России: сборник научных статей – Выпуск 1 / под науч. ред. Е.В. Токаревой., Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2022. – С. 77.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, под социальным проектом понимают созданное инициатором проекта нововведение, цель которого создать, модернизировать и поддержать в изменившейся среде материальные или духовные ценности, которые имеют пространственно-временные и ресурсные границы.
На сегодняшний день в г. Москве реализуется достаточно большое количество социальных проектов, в том числе: Стратегия «Умный город-2030»; «Умный дом»; Смарт-квартал Марьино; «Московское долголетие»; «Онлайн-портал «Я дома» и др.
В рамках выпускной квалификационной работы была рассмотрена практика участия ОВД в социальных проектах и программах, в том числе:
1. «Полицейский Дед Мороз».
2. «Зарядка со стражем порядка».
3. Развитие взаимодействия волонтеров и полиции.
4. Внедрение системы «Умный город» и искусственного интеллекта.
В ходе исследования было отмечено, что участие ОВД в реализации социальных проектов и программ является необходимым условием повышения эффективности деятельности ОВД, а также повышения безопасности граждан в целом.
В целях оценки действительного положения дел в отношении проведения экспертизы социальных проектов и программ в территориальных отделениях МВД России был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 100 сотрудников ОВД г. Москвы. По итогам проведенного опроса был сделан вывод о том, что в экспертизе социальных проектов, направленных на повышение безопасности населения, принимают участие, преимущественно высшие должностные лица.
Однако, большинство опрошенных считают важным и необходимым организацию и проведение экспертизы социальных проектов при участии сотрудников со стороны МВД России, т.к. это позволит получить более квалифицированную оценку тем или иным направлениям при реализации социальных проектов, реализуемых в области обеспечения безопасности населения.
Для повышения активности участия ОВД в проведении экспертизы социальных проектов был предложен следующий алгоритм:
1. Формирование экспертной комиссии.
2. Проведение экспертизы.
3. Подготовка экспертного заключения.
4. Контроль реализации управленческих решений.
Помимо прочего, было определено, что эффективность реализации предложенных рекомендаций будет проявляться в следующем:
Оценивая эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности ОВД при проведении экспертизы социальных проектов, можно определить наличие следующих эффектов:
1. Повышение качества и достоверности экспертизы социальных проектов.
2. Оптимизация деятельности органов ОВД при проведении экспертной работы.
3. Разработка и реализация социальных проектов, соответствующих заявленной цели и задачам.
4. Рост качества реализации социальных проектов, в том числе обеспечивающих безопасность населения.
Экономический результат выразится реализации предлагаемых мероприятий выразится:
1. В уменьшении издержек, связанных с ошибками при планировании проектов.
2. Повышении качества управления процессами реализации социальных проектов.
3. Экономия бюджетных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные рекомендации являются эффективными и рекомендованы к реализации на практике
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных проектов и программ
1.1. Понятие и сущность социальных проектов и программ
Любое современное государство по своей сути является продуктом общественного развития, основной целью которого является организация эффективного управления социальной средой и обеспечение эффективного ее функционирования в целом.
Фактически, представления о социальном государстве как о самостоятельной научной концепции были сформированы сравнительно недавно — только в XIX веке, а само понятие «социальное государство» появилось только в 1949 году. В России же, государство было признано социальным только с принятием в 1993 году Конституции РФ.
Из всех форм развития государства социальное государство является одним из видов высокоразвитого государства, в приоритетных целях которого находится забота об обществе и социуме посредством создания и обеспечения достойных условий для жизни своих граждан, в том числе путем разработки и реализации эффективной социальной политики государства и реализации социальных проектов, направленных на повышение качества всех сфер жизнедеятельности общества в целом.
Необходимо отметить, что в настоящее время происходят значительные изменения в социально-экономической жизни российского общества, большую актуальность приобретают социальные проекты, реализацией которых занимаются как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Прежде чем приступить к изучению метода социального проектирования, необходимо разобраться с соответствующими понятиями, договориться о едином понятийном поле.
Проект – это последовательность действий, направленных на достижение четко определенных целей, осуществляемых в течение определенного ограниченного времени в рамках четко определенного бюджета.
Проект также должен иметь четко определенную целевую группу (то есть тех, на улучшение положения которых направлен проект), ясно определенную структуру управления и финансирования, и систему мониторинга и оценки его выполнения.
Программа – это совокупность проектов, каждый из которых делает вклад в достижение общей цели, сформулированной в соответствии с принятой стратегией. Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно-управленческого процесса, о целях, задачах, средствах и путях их реализации. Программа представляет собой некое стратегическое направление деятельности организации, в рамках которого реализуются конкретные, более частные проекты, решающие отдельные задачи программы (7, cтр. 38).
Под социальным проектом понимают созданное инициатором проекта нововведение, цель которого создать, модернизировать и поддержать в изменившейся среде материальные или духовные ценности, которые имеют пространственно-временные и ресурсные границы. Воздействие данного проекта считается положительным по своей социальной значимости (6, стр. 105). На современном этапе, социальные проекты считаются одним из эффективных средств для того, чтобы развивать гражданское общество.
Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.
В трудах В.А. Лукова, посвященных проблемам проведения социальной экспертизы, данный термин рассматривается как комплексное исследование социальной проблемы в контексте реализации того или иного социального проекта и его социального воздействия при реализации (19, стр. 39).
Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность.
Важность проведения экспертизы социальных проектов обусловлена следующими факторами:
1. Недостаток информационного обеспечения по проекту.
2. Отсутствие единого мнения относительно проекта.
3. Невозможность количественно оценить развитие социального объекта в рамках реализации социального проекта.
4. Недостаток времени.
5. Нестабильность социального объекта (11, cтр. 110).
Субъекты и объекты социального проектирования представлены в Приложении 1.
Одним из главных условий в практике социального проектирования в большинстве стран является участие населения при разработке и корректировке решений по проектам. Включение общества в процессы разработки и исполнения социальных проектов значимо повышает гражданскую активность людей.
Главным критерием социальных проектов и программ является соответствие поставленным целям и задачам.
Социальные проекты разнообразны по способам финансирования. Они зависят от масштабов, сроков исполнения, степени сложности, характера проектируемых изменений, направлений деятельности. Данные особенности необходимо понимать до начала работы по проекту, чтобы с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами и заранее предусмотреть всевозможные препятствия в процессе внедрения проекта в жизнь.
Выделяют такие объекты социального проектирования:
1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса социальных отношений с его потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) разные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разные общественные отношения (управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые и т.п.) (14).
В основном социальные программы направлены на поддержку наименее защищенных слоев населения – детей и пожилых людей. Многие коммерческие и некоммерческие организации, фонды, меценаты традиционно оказывают благотворительную помощь районным школам, детским домам, домам-интернатам, музыкальным школам, одаренным студентам.
Развитие спорта, пропаганда здорового образа жизни и физической культуры является одним из приоритетных направлений социальной политики многих спонсоров.
К основным направлениям социальных проектов предприятий относятся: развитие и поддержка талантливой молодежи; охрана здоровья и безопасные условия производства (охрана труда и техника безопасности, медицинское обслуживание на предприятии, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, материнства и детства, создание эргономичных рабочих мест, профилактика профессиональных заболеваний); образовательные проекты; природоохранная деятельность и ресурсосбережение; развитие местного сообщества; добросовестная деловая практика.
Реализация социальных проектов и программ основывается на ряде принципов, представленных в таблице 1.1.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ Аннотация.
В статье рассмотрены основные особенности экспертизы социальных проектов и
программ. Автором определяется понятие оценивания социального проекта, а также
выделяются ключевые критерии оценки социальных проектов и программ. В работе
дается характеристика основных моделей экспертной оценки социальных проектов и
программ, а также дается характеристика действий эксперта при оценивании
социального проекта (программы). В заключении автором делается вывод о
необходимости проведения обязательной экспертизы социальных проектов и
программ.
Ключевые слова:
эксперт, экспертиза, социальный проект, модели экспертизы социальных проектов и
программ, оценка эффективности социальных проектов. FEATURES OF THE EXAMINATION AND EVALUATION OF SOCIAL PROJECTS AND
PROGRAMS Annotation. The article discusses the main features of the
examination of social projects and programs. The author defines the concept of
social project evaluation, and also identifies the key criteria for evaluating
social projects and programs. The article describes the main models of expert
evaluation of social projects and programs, as well as describes the actions of
an expert in evaluating a social project (program). In conclusion, the author
comes to the conclusion that it is necessary to conduct a mandatory examination
of social projects and programs.
Keywords: expert, expertise, social project, models of
expertise of social projects and programs, evaluation of the effectiveness of
social projects. Любое современное государство по своей
сути является продуктом общественного развития, основной целью которого
является организация эффективного управления социальной средой и обеспечение
эффективного ее функционирования в целом.
Фактически, представления о социальном
государстве как о самостоятельной научной концепции были сформированы
сравнительно недавно — только в XIX
веке, а само понятие «социальное государство» появилось только в 1949 году. В России же, государство было признано
социальным только с принятием в 1993 году Конституции РФ.
Из всех форм развития государства
социальное государство является одним из видов высокоразвитого государства, в
приоритетных целях которого находится забота об обществе и социуме посредством
создания и обеспечения достойных условий для жизни своих граждан, в том числе
путем разработки и реализации эффективной социальной политики государства и
реализации социальных проектов, направленных на повышение качества всех сфер
жизнедеятельности общества в целом.
Современные тенденции, возникающие в
общественной практике и практике государственного регулирования в России,
свидетельствуют о том, что большое внимание уделяется развитию
проектно-целевого подхода и реализации государственных и муниципальных программ
при решении различных социальных проблем государства. Помимо прочего,
происходит активное вовлечение и организация более эффективного взаимодействия
между органами государственного и муниципального управления, некоммерческими
организациями и социально активными гражданами, в результате чего складываются
различного рода модели межведомственного и межсекторного взаимодействия между
государством и обществом, позволяющие сформировать эффективные технологии
социального проектирования при реализации социально значимых проектов.
Однако процесс освоения и развития
практики социального проектирования поставил перед его активными адептами
насущные управленческие проблемы. Обычно государственные или муниципальные служащие
разной ведомственной принадлежности реагируют на те или иные спускаемые сверху
«инновационные» указания как на поручения, которые необходимо просто выполнять,
а не заниматься тщательным анализом процесса и реализации этой социальной инновации.
В связи с этим существует опасность подмены реальной картины развития проектов
в той или иной сфере.
На практике же предпочтительно, чтобы
экспертиза социальных проектов не была однобокой, и в процессе ее проведения
использовались различные виды экспертизы.
В трудах В.А. Лукова, посвященных
проблемам проведения социальной экспертизы, данный термин рассматривается как
комплексное исследование социальной проблемы в контексте реализации того или
иного социального проекта и его социального воздействия при реализации [4].
В целом, оценивание социального проекта (программы)
представляет собой процедуру подготовки вынесения определенного объективного
суждения, основанного на оценке преимуществ и недостатков социального проекта,
значимости планируемых и полученных его результатах и социальном эффекте от
реализации социального проекта [2, c.
110].
Необходимость проведения
социальной экспертизы обусловлена рядом факторов, ключевыми из которых являются
следующие:
1. Недостаток информации об объекте
исследования и о его окружении.
2. Отсутствие единого мнения при оценке
существующих данных относительно того или иного социального объекта.
3. Невозможность количественными критериями
оценить характеристики развития социального объекта.
4. Ограниченность временных ресурсов.
5. Высокая степень изменчивости социального
объекта.
Экспертиза социального проекта (программы) осуществляется по двум
ключевым характеристикам:
1. Предметная
экспертиза, направленная на оценку конкретных продуктов социального
проектирования или конкретных социальных объектов.