Математическое представление детей Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Умные кубики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы формирования математических
представлений детей дошкольного возраста 5
1.1. Сущность понятия «математические представления детей» 5
1.2. Методические аспекты формирования математических
представлений у детей 3-4 лет 10
Глава 2. Опытно-практическая работа, направленная на
формирование математических представлений детей 3-4 лет посредством материала
«Умные кубики» 15
2.1. Входной контроль сформированности математических
представлений 15
2.2. Система работы по развитию математических
представлений посредством материала «Умные кубики» 21
2.3. Итоговый контроль сформированности математических
представлений. 31
2.4. Методические рекомендации для педагогов и родителей
по формированию математических представлений. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Список использованных источников 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению особенностей формирования
математических представлений посредством материала «Умные кубики».

Актуальность работы продиктована тем,
что новое поколение ФГОС и ООП предъявляют новые, серьезные требования к
познавательному развитию дошкольника в целом, и к математическому развитию в
частности. Познание окружающего мира, анализ и синтез полученной информации невозможен
без сформированных элементарных математических представлений. Математика – это
одна из жизненно важных областей знания современного общества и нового
поколения. Постоянное использование техники, в том числе и компьютерной,
требует от современного человека, определенного минимального математического
знания и представления для того, чтобы сохранять чувство комфортности в нашем
цифровом мире. Дети дошкольного возраста овладевают то содержание
математической направленности, которое в современной методике математического
развития именуется предматематикой. Результатом познания являются не только
элементарные знания, идеи и концепции, но и общее развитие познавательных
процессов. Абстракции, анализ, сравнение, обобщение, умение сравнивать,
выявлять закономерности, обобщать, конкретизировать — важные составляющие
математического опыта ребенка, позволяющие ему самостоятельно исследовать мир.
Этот опыт — начало познания окружающей действительности, первое вхождение в мир
математики, что важно и актуально на современном этапе. В познании окружающего
мира особое значение имеет ориентация в разнообразии форм предметов и
геометрических фигур. Воспринимая форму, ребенок отличает предмет от других,
узнает и называет его, группирует, соотносит с другими предметами и в то же
время изучает геометрические фигуры, выделяя сначала форму, а затем структуру. Развитие интереса к
получению математических знаний — первоочередная задача воспитателей и
родителей дошкольников. Научные исследования показали, что овладение математическими
знаниями способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; а также
формировать у дошкольника терпение, усидчивость, творческие способности.
Введение в математику в занимательной и игровой форме поможет ребенку в будущем
легче и быстрее освоить школьную программу по этому предмету. Это обусловило
выбор темы дипломной работы.

В своей работе мы опирались на труды ведущих специалистов в
области развития и обучения детей дошкольного возраста. Так основные теории
развития детей дошкольного возраста мы изучали по А.Н. Леонтьеву, Д.Б.
Эльконину, В.В. Давыдову [8;14;24]. Исследования особенностей умственного
развития детей дошкольного возраста принадлежат Ж. Пиаже, Л.С. Выготскому, А.Н.
Поддъякову [5;13]. В свою очередь существенный вклад в теорию и методику
обучения математике дошкольников внесли А.В. Белошистая, А.А. Столяр, Т. И.
Ерофеева [2;10;21].

Объект исследования — математические
представления дошкольников 3-4 лет.

Предмет исследования — особенности развития
математических представлений младших дошкольников посредством материала «Умные
кубики».

Цель работы – теоретически обосновать
и разработать систему работы по развитию математических представлений у
дошкольников 3-4 лет посредством материала «Умные кубики».

При написании дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1) Определить сущность
понятия «математические представления детей»;

2) Рассмотреть методические
аспекты формирования математических представлений у детей 3-4 лет;

3) Определить входной
контроль сформированности математических представлений дошкольников 3-4 лет.

4) Разработать систему
работы по развитию математических представлений посредством материала «Умные
кубики».

5) Разработать рекомендации
и картотеку для родителей и педагогов по теме: «Развитие математических представлений».

6) Определить уровень
сформированности математических представлений у детей 3-4 лет по средствам
исходящего контроля.

В исследовании принимали воспитанники дошкольного учреждения —
детский сад №41. В нем участвовали дети 3-4 лет: группа № 1 (экспериментальная)
и № 2 (контрольная), по 10 человек в каждой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Гипотеза исследования: мы полагаем, что на
материале «Умные кубики» возможно разработать эффективную систему занятий,
направленную на формирование математических представлений у детей 3-4 лет, если
подходить к использованию материала системно, рассматривая различные варианты
пособия под единым названием.

По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава исследования
посвящена теоретическому анализу научной и учебно-методической литературы по
теме исследования. Мы рассмотрели сущность понятия «математические
представления» и рассмотрели методические подходы к их формированию. Во второй
главе работы нами рассматривается практический подход к формированию
математических представлений у детей 3-4 лет посредством материала «Умные
кубики». В данной главе мы описали результаты входного и исходящего контроля
сформированности математических представлений у дошкольников 3-4 лет,
представили систему работы по формированию математических представлений
посредством серии материалов «Умные кубики». Сформировали рекомендации для
педагогов и родителей по формированию математического процесса у дошкольников. Система
работы состоит из 10 занятий, а также из консультаций для педагогов и родителей

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основная цель теоретических основ формирования элементарных
математических представлений – математическое описание и уточнение смысла всего
того, что практикуется на занятиях с дошкольниками, разъяснение тех понятий, о
которых у детей формируют соответствующие представления.

Способы формирования элементарных математических представлений у
дошкольников могут варьироваться. Поскольку опыт и знания у детей достаточно
мал, обучение строиться по схеме: сначала дошкольник с помощью взрослого
накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются до простейших правил и
закономерностей.

Следовательно, содержание системы формирований математических
представлений у дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они
объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими
традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной
школы к уровню общего умственного и математического развития детей.

Нами была организована опытно-практическая работа, направленная на
формирование математических представлений у детей 3-4 лет посредством материала
«Умные кубики». По результатам диагностики мы выявили, что большая часть детей
имеют средний уровень развития математических представлений, а именно 60% от
выборки, в то время как высокий уровень присущ 40% детей. Детальный анализ
результатов показал, что самые частые затруднения дети испытывают в
ориентировке в пространстве (60%), так же данное задание ни один ребенок не
смог выполнить самостоятельно в полном объеме. Много ошибок при выполнении
заданий на выявления уровня знаний об эталонах величины, в 30% случаях дети не
смогли справиться с поставленной задаче, даже учитывая помощь воспитателя. При
этом необходимо отметить, что уровень представления о форме у детей достаточно
хороший 50% детей выполнили это задание без посторонней помощи. Учитывая
приведенные выше данные, нами была разработана система занятий на материале
«Умные кубики», а также методические рекомендации для педагогов и родителей.

Мы выяснили, что материал «Умные кубики» целесообразно
использовать как в контексте занятия, так и как самостоятельную дидактическую
единицу.

Теоретическая значимость
проведенного исследования обусловлена тем, результаты и выводы нашего
исследования дополняют имеющиеся в педагогике сведения о формировании
математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Благодаря созданию
образовательной среды и лишения всех стрессовых факторов учебно-воспитательного
процесса, новые знания подавались не в готовом виде, а через самостоятельное
открытие их детьми. Задания были даны с учетом индивидуальных особенностей
ребенка, с опорой на жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из
ребенка. Создание проблемной ситуации позволило стимулировать познавательную
активность детей с учетом психологических возможностей в предложенных задачах
отразились близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении
таких задач обеспечило активную работу мышления и прочное усвоение знаний.

Практическая значимость
определяется тем, что выводы, которые мы сделали в процессе нашего исследования
применимы в практике дошкольной педагогики. Мы констатировали, что у детей в
большинстве случаев средний и уровень сформированной математических
представлений, мы предложили универсальный материал «Умные кубики» для работы с
детьми, который, по нашему мнению, неоценим как в воспитательно-образовательном
процессе, так и в домашних условиях.

Результаты
экспериментально-поисковой работы показали, что дети стали более активно
проявлять инициативу, творческий интерес, энтузиазм и степень сформированности
математических представлений у детей младшего школьного возраста. Это говорит о
том, что дети усвоили мотивационные занятия, которые являются основой успешных
занятий по математике. В ходе обучения у детей улучшились способности
сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети проявили большую
самостоятельность в проведении исследования. Количественный и качественный
сравнительный анализ результатов исследования контрольно-контрольного характера
в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует об эффективности
проводимой работы по развитию математических представлений на материале «Умные
кубики» у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, мы обосновали
целесообразность использования материала «Умные кубики» в процессе формирования
математических представлений у детей от 3 до 4 лет.

Таким образом, в ходе проведенной работы все обозначенные цели
были достигнуты, решены поставленные задачи, гипотеза полностью доказана. Нам
удалось доказать эффективную систему занятий по направлению формирования
математических представлений у детей 3-4 лет.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы формирования математических представлений детей
дошкольного возраста 1.1.
Сущность понятия «математические представления детей» Проанализировав теоретический
материал по предмету исследования, можно сказать, что общее развитие
дошкольников предполагает многогранный процесс, в ходе которого дошкольники
приобретают личностный, вербальный, психологический, эмоциональный и другие
этапы развития [1]. Именно поэтому одну из важных ролей в психологическом
развитии ребенка занимало и будет занимать развитие математики, которое не
может играть вне личностного, языкового и эмоционального развития. Согласно
аргументации А. Л. Карпентера, понятие "математическое развитие"
очень сложное и многомерное. В своих работах он подтверждает связь
представлений о пространстве, форме, размере, количестве и времени, подчеркивая
их свойства и взаимосвязи, которые являются основными факторами формирования у
детей "бытовых" и "научных" представлений[18].

Дошкольники усваивают
"математические понятия" и начинают видеть связь между временем и
пространством (социальным и физическим). В то же время он развивал идеи
относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности значений и т.д.
Поэтому, как только ребенок усвоит эти идеи, он попытается овладеть привычными
движениями этого возраста. Он пытался проникнуть в смысл окружающей
действительности, чтобы сформировать целостное "мировоззрение" 20].

Л.А. Венгера, который в
своей работе рассматривал понятие "математическое развитие" у
дошкольников, его теория остается наиболее распространенной теорией и практикой
обучения математике дошкольников. По его словам: "Цель обучения детского
сада — научить ребенка определенному набору знаний и умений, изложенных в
программе. Развитие интеллектуальных способностей детей может быть достигнуто
опосредованно: в процессе усвоения знаний. В этом смысл широко используемого
понятия "развивающее обучение". Этот эффект обучения зависит от того,
какие знания сообщаются ребенку и какие методы обучения используются" [27].

Е. В. Шаталов в своей
работе отмечал, что на основе отбора методов обучения ребенку, а также знаний,
которые он передал, можно выделить следующие категории: знания — базовые, метод
обучения — вторичный. В ее понимании математическое развитие дошкольников — это
качественный процесс интеллектуального развития, происходящий в результате
формирования математических представлений и представлений у детей [22].

Согласно исследованиям Е.
И. Щербаковой, под математическим развитием дошкольников понимаются сдвиги и
изменения в индивидуальной познавательной деятельности, которые формируются в
результате развития математических представлений и связанных с ними логических
операций [23].

Другими словами,
математическое развитие дошкольников — это качественное изменение формы их
познавательной деятельности, которая осваивается детьми за счет овладения ими
основными математическими понятиями и связанными с ними логическими операциями.
В свою очередь, из дошкольной педагогики метод формирования основных
математических представлений стал самостоятельной областью науки и образования.
Предметом исследования метода формирования основных математических
представлений является изучение основных этапов формирования основных
математических представлений у дошкольников в условиях формирования личности.

Е. Н. Еременко отметила,
что в связи с математическим развитием дошкольников задачи, которые необходимо
выполнять, разнообразны:

— Научно обосновать
требования плана развития количественных, пространственных, временных и других
математических представлений дошкольников;

— Определить содержание
выбранного материала, который будет необходим для дальнейшего преподавания
математики в школе;

— Своевременное
обновление материалов по математическим представлениям в программах дошкольных
образовательных учреждений;

— Разработка и внедрение
педагогических средств, методов и различных форм в практику деятельности
дошкольных организаций, а также разработка процесса организации основных
математических представлений;

— Реализация взаимосвязи
между формированием основных математических понятий в дошкольных
образовательных учреждениях и соответствующими понятиями в школах;

— Развивать уровень
подготовки высококвалифицированных кадров, осуществляющих учебно-методическую
работу по формированию и развитию математических представлений дошкольников
всех возрастных групп в дошкольных учреждениях;

— Разработать необходимые
материалы для освоения математических понятий дошкольниками в домашних условиях
в непосредственном сотрудничестве с родителями [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы