Платная доработка на тему Традиция готического романа в современной английской литературе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Жанровый канон готического романа в западноевропейской литературе. 5
1.1
Специфика термина «готический роман». 5
1.2
Готический роман: философия и поэтика жанра. 10
Глава
2. Традиция готического романа в современной английской литературе 15
2.1
Готический роман в отражении творчества английских авторов. 15
2.2
Готическая традиция в современной литературе. 16
Заключение. 21
Список
использованной литературы.. 21
Введение:
Как известно, природа и формы использования языка
столь же разнообразны, как и формы человеческой деятельности. Иными словами,
язык используется в форме конкретных заявлений участников любой человеческой
деятельности. Отдельные заявления могут быть как письменными, так и устными.
Эти заявления отражают условия и задачи каждой области человеческой
деятельности не только по содержанию, но и по жанру, выбору языковых средств
(словарь, фразеология, грамматика), композиции.
Актуальность данной работы заключается в том, что
литературные жанры изучались с древнейших времен, но никогда не считалось, что
эти жанры имеют иное происхождение, отличное от речевых жанров. Но именно с
разнородностью и связана с одной стороны — трудность определения их общей
природы, а с другой, это разноплановность помогает раскрывать полноту и
единичность жанра. Рассматриваемые нами в данной курсовой работе, готические
рассказы не стали исключением.
Целью данной курсовой работы является исследование
готической традиции в творчестве современных английских авторов.
Для достижения этой цели решаются следующие
задачи:
1. Выявление истоков появления и развития
готического жанра в английской литературе.
2. Рассмотрение основополагающих традиций в жанре
готических рассказов.
3. Определение особенностей жанра готических
рассказов.
Объектом проводимого нами исследования является
готический рассказ и его становление в рамках истории зарубежного
литературоведения.
Материалом исследования являются труды таких
известных лингвистов и литературоведов как Бахтин М.М., Гальперин И.Р., Долинин
К.А., Жирмунский В.М., Кухаренко Б.А., Мороховский Б.А., Приданникова Т.
Структура данной курсовой работы включает в себя
следующие пункты: введение, две главы, заключение и библиографический список
использованной литературы.
Во введении дается цель и задачи работы, а
актуальность, структура, проводимого исследования и его объект. В первой главе
рассматриваются происхождение понятия «готика», которое неразрывно связано с
историей английского литературоведения. Определяются установленные традиции и
развитие в готическом жанре. Вторая глава посвящена рассмотрению
лингвистических особенностей исследуемого нами литературного жанра, который
имеет отличные от других жанров формы и функции, а также построен на
своеобразном лейтмотиве. В заключении даются выводы по работе, и приводиться
список использованной литературы.
Заключение:
Жанр готического романа связан с установлением
категории готики в доромантической эстетике. Через поэзию (Т. Грей, Э. Юнг, В.
Блейк) "готическая тема" приходит к английскому роману, который нашел
своеобразную преломление мистицизма средневековой культуры и барочной
елизаветинской драмы. В эпоху доромантизма сюжеты обычных романов растут на
элементы романов — лирические наброски персонажей и романы исповедей. Структура
образовательного романа распадается, но черты прежнего морализаторства и
дидактизма остаются, но с введением другой биографии и с различными отношениями
героев.
Теория готического романа была разработана в
первом (1764) и втором (1765) предисловиях Горация Уолпола к изданию своего
романа «Замок Отранто» — первого образчика готического жанра. Уолпол называл
ужас своим главным орудием, а определяющей традицией считал «готическую»
[Уолпол, 1967]. Важной особенностью работы Уолпола было то, что его теория
романа опиралась на достижения предшествующей литературы – господствовавшего
типа просветительского романа и одновременно возрождала традиции средневекового
рыцарского романа.
Основываясь на традиционном стиле, современная
готика вобрала в себя новое восприятие истории человечества и человеческой
природы и перенесла готический террор в сердце мегаполиса конца XIX века. Таким
образом, тревожное настроение, характерное для fin de siècle, было
зафиксировано в фантастических трансформациях и сверхъестественных ужасах
современной готики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Жанровый канон готического романа в западноевропейской
литературе
1.1 Специфика термина «готический роман»
В XVIII веке в Англии, в эпоху доромантизма,
появились новые тенденции в развитии романа. Об этом свидетельствует появление
специального жанрового определения – «The Gothic romance», которым авторы
готических романов называли свои творения.
Термин «gothic» («готический») имел подвижную
семантику. По утверждению большинства исследователей зарубежной литературы он
соотносился с названием германского племени готов, между III и V веками н.э.
разрушивших античную культуру на территории Западной Европы, и в этом смысле
ассоциировался со средневековьем, причем в английской эстетике XVIII века
первоначально был синонимом дикого, грубого, средневекового варварства.
Если для философов-просветителей (например, для
Шефтсбери) понятие «готический» обозначало искусство «ложное, чудовищное,
совершенно невозможное в природе и возникшее из убогого наследия рыцарских
времен» [Богуславская, 2003:4], то во второй половине XVIII века философы и
критики связывали с этим словом совершенно противоположные ощущения и оценки.
Готическая фантастика, иногда называемая
готическим ужасом в 20-м веке, — это жанр литературы и фильмов, охватывающий
ужасы, смерть и иногда романтику. Считается, что он произошел от романа
английского писателя Горация Уолпола 1764 года «Замок Отранто», позже
названного «Готическая история». Среди первых участников были Клара Рив, Энн
Рэдклифф, Уильям Томас Бекфорд и Мэтью Льюис. Он имеет тенденцию подчеркивать
эмоции и приятный ужас, который расширяет романтическую литературу того
времени. Обычными «удовольствиями» были возвышенные, которые неописуемо
«выводят нас за пределы самих себя». Такой крайний романтизм был популярен по
всей Европе, особенно среди англоязычных и немецкоязычных авторов. Его успех в
19 веке достиг своего пика благодаря «Франкенштейну» Мэри Шелли и работам Э. Т.
А. Хоффмана, Эдгара Аллана По и Чарльза Диккенса, а также поэзии Сэмюэля
Тейлора Кольриджа. Также известен более поздний Дракула Брэма Стокера. Название
«готика» произошло от гот и означает «немецкий». Он также обращается к
готической архитектуре европейского средневековья, где происходят многие
истории. Среди авторов двадцатого века — Дафна дю Морье, Стивен Кинг, Ширли
Джексон, Энн Райс и Тони Моррисон.
С появлением романов английской писательницы Анны
Рэдклифф (1764-1823), термин "готический" начинает обозначать жанр, в
котором эмоции героев проявляются как страх и ужас. Главное — это изображение
этих эмоций, вызванных таинственными событиями, участниками которых являются
герои. Именно это понимание готического романа было подтверждено в литературе и
по сей день. «The term Gothic
is used to designate narrative prose or poetry of which the principal elements
are violence horror and the supernatural» [Вацуро, 2002:12-15]. («Термин «готический» используется
для обозначения повествовательной прозы или поэзии, основными элементами
которой являются ужас и сверхъестественное»).
Любопытна и вторая часть жанрового определения –
«роман», который на английском языке звучит как «romance» в отличие от традиционного
просветительского «novel» («A Sicilian romance», «The Romance of the Forest»).
Романтизм иногда характеризуется как более крупное
движение, частью, подмножеством или разновидностью которого является готика.
Другие ученые считают их совершенно разными или даже считают готику
предшественником, ведущим к подъему романтизма. Романтизм, вероятно, является
более крупной категорией с точки зрения количества авторов и текстов, и,
безусловно, критики считают его жанром с большей эстетической ценностью. Готика
часто рассматривается как более популярный жанр; он также чаще идентифицируется
с женщинами, в то время как романтизм отождествляется с мужчинами. Оба эти
фактора ведут к дальнейшей маргинализации готики по сравнению с романтикой.
Романтизм был трансатлантическим движением, включая
не только литературу, но также живопись и музыку. Романтики выделяли
аксиологические ценности своих произведений:
· Воображение
· Интуиция
· Идеализм
· Вдохновение
· Индивидуальность
Мы можем видеть это на картинах и в типах
персонажей (и реальных людей), которые были популярны и боготворили в то время.
Клара Рив, автор первого в Англии теоретического
трактата, посвященного истории романного жанра, четко разграничивает эти две
разновидности: «The novel is a picture of real life and manners, and of the
time which it was written. The Romance in lofty and elevated language,
describes what has never happened nor is likely to»
[Вулис, 1986:54] («представляет собой картину реальной жизни и манер, и того
времени, когда он был написан. Романтика в возвышенном и возвышенном языке,
описывает то, что никогда не случалось и, вероятно, не произойдет».)
Считалось, что на рождение готики повлияли
политические потрясения. Исследователи связали его зарождение с Гражданской
войной в Англии и кульминацией восстания якобитов (1745 г.), позднее
написанного первым готическим романом (1764 г.). Коллективная политическая
память и любые связанные с ней глубокие культурные страхи, вероятно,
способствовали тому, что персонажи-злодеи ранней готики как литературные представители
побежденных баронов тори или роялистов «поднимались» из своих политических
могил на страницах ранней готики, чтобы терроризировать буржуазного читателя
конца XVIII века. -век Англия.
Термин Schauerroman иногда приравнивают к термину
«готический роман», но это верно лишь отчасти. Оба жанра основаны на ужасающей
стороне средневековья, и оба часто содержат одни и те же элементы (замки,
призрак, монстр и т. Д.). Однако ключевыми элементами Шауэрромана являются
некромантия и тайные общества, и он гораздо более пессимистичен, чем британский
готический роман. Все эти элементы составляют основу незаконченного романа
Фридриха фон Шиллера «Провидец призраков» (1786–1789). Мотив тайных обществ
также присутствует в «Ужасных тайнах» Карла Гросса (1791–1794) и Кристиана
Августа Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини, капитан-разбойник» (1797) [31].
Жанры Gespensterroman / Geisterroman («роман о
призраках»), Räuberroman («роман о разбойниках») и Ritterroman («рыцарский
роман») также часто имеют общий сюжет и мотивы с британским «готическим
романом».
Как следует из названия, Räuberroman фокусируется
на жизни и деяниях преступников под влиянием драмы Фридриха фон Шиллера
«Грабители» (1781). Произведение Генриха Чокке Abällino, der grosse Bandit
(1793) было переведено на английский язык М. Льюис как Браво Венеции в 1804
году.
Ritterroman сосредотачивается на жизни и деяниях
рыцарей и солдат, но включает в себя многие элементы, найденные в готическом
романе, такие как магия, тайные трибуналы и средневековая обстановка.
Среди других ранних авторов и работ были Кристиан
Генрих Шписс с его работами Das Petermännchen (1793), Der alte Überall und
Nirgends (1792), Die Löwenritter (1794) и Hans Heiling, vierter und letzter
Regent der Erd-Luft-Feuer- und Вассер-Гейстер (1798 г.); Рассказ Генриха фон
Клейста "Das Bettelweib von Locarno" (1797); и «Блондинка Экберт»
Людвига Тика (1797 г.) и «Дер Руненберг» (1804 г.). Ранние примеры женской
готики включают Das höfliche Gespenst Софи Альбрехт (1797) и Graumännchen oder
die Burg Rabenbühl: eine Geistergeschichte altteutschen Ursprungs (1799)
Роман нуар («черный роман») появился во Франции
такими писателями, как Франсуа Гийом Дюкре-Дюминиль, Бакюлар д’Арно и мадам де
Жанлис.
Маркиз де Сад использовал субготические рамки для
некоторых своих произведений, в частности, «Несчастья добродетели» (1791) и
«Эжени де Франваль», хотя сам маркиз никогда не думал о своих работах так. Саде
подверг критике этот жанр в предисловии к своим «Размышлениям о романе» (1800
г.), заявив, что готика — «неизбежный продукт революционного потрясения,
которым прогремела вся Европа». Современные критики жанра также отметили
корреляцию между французским революционным террором и «террористической школой»
письма, представленной Рэдклиффом и Льюисом.
Русская готика до 1990-х годов не рассматривалась
российскими критиками как жанр или ярлык. Слово «готика» использовалось для
описания (в основном ранних) произведений Федора Достоевского. Большинство
критиков просто использовали такие теги, как «Романтизм» и «Фантастика»,
например, в сборнике рассказов 1984 года, переведенном на английский как
«Русские готические сказки XIX века», но первоначально озаглавленном
«Фантастический мир русской романтической повести», буквально «Фантастический мир
русского». Романтизм Повесть / Новелла ». [36] Однако с середины 1980-х годов
русская готическая фантастика как жанр стала обсуждаться в таких книгах, как
«Готика-фантастика в русской литературе девятнадцатого века», «Европейская
готика: оживленный обмен 1760–1960», «Русский готический роман и британский
роман». антецеденты и Готический роман в России.
Первым русским автором, чье творчество было
охарактеризовано как готическая фантастика, считается Николай Михайлович
Карамзин. В то время как многие из его работ содержат элементы готики, первое,
что считается принадлежащим исключительно готической фантастике, — это Остров
Борнгольм (Остров Борнхольм) 1793 года [37]. Почти десять лет спустя Николай
Иванович Гнедич последовал его примеру с его романом 1803 года «Дон Коррадо де
Геррера», действие которого происходит в Испании во времена правления Филиппа
II.
Таким образом, рассмотрев особенности термина
"готический роман", мы можем заключить, что произошло существенное
изменение его значения: от "варварского" к "роману о событиях
средневековья", "историческому роману" (начало XVIII века — до
90-х гг. XVIII века) с 90-х годов. XVIII век по сей день — "роман страха и
ужаса", "черный роман".