Платная доработка на тему Традиционные семейные ценности как объект театрального продюсирования на примере спектакля «Метаморфозы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ 10
1.1. Падение моральных ценностей в современном обществе 10
1.2. Эволюция и проблема института семьи 12
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «АНАЛИЗ РОЛИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ» 21
2.1. Обоснование и методология социологического исследования 21
2.2. Результаты социологического исследования 21
ГЛАВА 3. ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ПРОТИВ ЛОЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИНСТИТУТА СЕМЬИ 24
3.1. Идейно-тематический анализ спектакля «Метаморфозы» 24
3.2. Режиссерский замысел спектакля «Метаморфозы» 25
3.3. Режиссерское воплощение спектакля «Метаморфозы» 30
3.4. Сценарий спектакля «Метаморфозы» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Введение:
Актуальность темы исследования. Кризис семьи как института был вполне очевиден уже приблизительно в 70-х годах прошлого века, причем, на мировом уровне.
Он проявил себя в достаточно высоком уровне разводов и растущей доле неполных семей, в уровне рождаемости, который существенно ниже необходимого для «воспроизводства» населения.
Другими проявлениями кризиса можно считать вытеснение нормального брака «совместным проживанием», появлением «однополых браков».
О том же сигнализирует популярность политических теорий, исходящих непосредственно из принципиального отсутствия отличий между полами, при том, что один из «равных» полов (как ранее «угнетенный») должен быть «более равным».
Традиционная семья, точнее, семья, основанная на моральных ценностях Синайского откровения, служила и служит всегда именно воспроизводству человеческого капитала и поддержанию доверия на микроуровне [19, с. 6].
Делая акцент на зарубежном опыте, следует обратить внимание что кризис семьи в Германии был обусловлен ростом самостоятельности женщин в индустриальную и постиндустриальную эпоху и усугубился патернализмом в «государстве всеобщего благоденствия» [20, с. 57].
А. Митрикас приводит обзор опросов о престиже семьи в Европе, свидетельствующий о глубоком кризисе этого института. До 40-41% респондентов (в Швеции и Финляндии) полагают, что для рождения ребенка вовсе не обязательно иметь двух родителей. Это любопытное заявление ставит перед нами серьезный исследовательский вопрос, есть ли у студенческой молодежи аналогичные варианты мышления.
Фактически же вне брака в странах Северной Европы рождается в последние годы уже свыше 40% детей.
До 35% респондентов (во Франции) согласны с мнением о том, что семья – это «пережиток» [21].
Кроме того, в Европе тенденция к однополым бракам позиционируется в качестве передового европейского опыта.
В США право заключить такой брак дано легально, однако, эксперты iMAPP (Институт брака и государственной политики в США) все же выступают против, в силу значимого влияния сигналов и символов на поведение людей.
Так, задача однополого брака, по мнению исследователей – ослабить престиж нормального брака [22].
С этой точки зрения семья как институт обеспечивает усвоение и передачу следующим поколениям базовых норм морали и простейших навыков взаимодействия между людьми.
Тем самым она создает внешний эффект – снижение издержек принятия соответствующего основам морали и здравого смысла законодательства, поощряющего цивилизованное кооперативное поведение и поддерживающего рыночную экономику и экономический рост.
Стоит иметь ввиду то, что семья поддерживает доверие на более «высоких этажах» общества – непосредственно в местных сообществах, регионах, на национальном уровне, а в определенных ситуациях – и на международном.
Кризис семьи выражается в падении нравственных ценностей: то, что было важным ранее, теряет свою значимость, вознося животные потребности и инстинкты на первый план.
Родитель как авторитетный взрослый перестает цениться с тем же трепетом, как это было раньше, зачастую же (на примере европейских стран) вообще трудно понять, кто из родителей папа, а кто – мама. Причем, для России такая тенденция тоже становится постепенно характерной, что видно из исследованных источников.
Восстановление семейных ценностей и института семьи как такового – огромная проблема современности, требующая вмешательства с различных сторон, от школы до театрального искусства. Проработка этой проблемы дает надежду на то, что институт семьи еще можно укрепить, что еще не все потеряно.
Обращение к проблеме семейных взаимоотношений через театр – это не новая тема данного искусства, тем не менее, все также актуальная. Причем, как известно, искусство способно к исцелению, оно помогает бороться с внутренними конфликтами.
Например, в спектакле «Король Лир» режиссера Антона Яковлева поднимается всегда актуальная тема отцов и детей. Или же, другой пример – в спектакле «Дети Ванюшина» рассказывается о семейных проблемах, отсутствии понимания друг друга и какой-либо поддержки между родными людьми.
Пьеса Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» говорит о предательствах, семейных драмах, аморальных поступках и вражде между родными людьми.
Темы, поднимаемые в спектаклях, буквально запечатлеются в сознании, заставляя анализировать, переоценивать определенные ценности. В этом и есть смысл искусства, в этом же и кроется возможность решения проблемы института семьи в современности.
Объект исследования: традиционные семейные ценности.
Предмет исследования: театральное продюсирование спектакля.
Цель исследования состоит в том, чтобы спроектировать спектакль с продвижением традиционных семейных ценностей в современное общество.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— теоретически изучить современное состояние института семьи;
— провести социологическое исследование на тему «Анализ роли института семьи в жизни молодежи»;
— способствовать усвоению моральных ценностей института семьи через приобщение к театру.
Теоретическая основа исследования базируется на трудах следующих авторов: В.А. Берковский и Е.А. Брагина, М.А. Большаков, Л.А. Гордон, А.Н. Гусев, Т.В. Калинина и другие.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (социологический опрос, проектирование).
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и источников.
Заключение:
В ходе проведенного теоретического исследования нами были выявлены актуальные в современности проблемы семьи и брака. Для общества характерно падение морали и нравственности, что было подтверждено в ходе проведенного социологического опроса. Выяснено и то, что существует глобальная проблема падения моральных ценностей человека. Причиной тому является разворот к удовлетворению личных потребностей в первую очередь. Все это значительно усиливается потребительской тенденцией, где слово «ценность» заменяется на «цену», соответственно, формируется ошибочное представление о том, что купить можно все. Здесь и происходит основной разлом морали и нравственности человечества.
Во второй главе мы обосновали проведенный вопрос. Стало очевидно, что современная молодежь склоняется в сторону принятия моногамных семейных отношений под эгидой толерантности, отсутствия связи любовных отношений и брака, свободы личности.
Это выливается в проблему падения нравственности, моральных ценностей и института семьи. Отсюда актуальность синтезировать эту тему со спектаклем.
Идея спектакля заключалась в том, чтобы показать следующее: нет ничего более ценного, чем семья, поэтому нельзя предавать своих близких.
Данная тема сегодня чрезвычайно актуальна за счет социальной проблематики вообще.
Организация спектакля «Метаморфозы» представляется непростым процессом, требующим внимания в векторе позиционирования нравственности и ценности моментов жизни. Тема нравственности и падения нравов, одобрение моногамных отношений, свобода в связях до брака – все это элементы воспитания, при котором детям не присваивались семейные ценности и глубина их значимости.
Через культуру есть шанс привить студентам понимание ценности традиционной семьи и факта ложного в одобрении моногамии.
Молодежь еще пластична, через пример, через иллюстрацию жизни они могут впитать настоящие ценности и настоящие чувства, ощутить вкус жизни в семье, сообща, а не одиночно и свободно.
Таким образом, задачи работы решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
1.1. Падение моральных ценностей в современном обществе
Современное состояние мирового общества характеризуется активным течением процесса глобализации, становления целостной мировой общественной системы вместе с разрушением «прежней». Все более очевидным становится отсутствие «новой» морали, то есть моральных ценностей человечества.
В настоящее время ценностная структура общества, как стоит заметить, усложняется влиянием на динамику его развития и консолидацией социальных процессов.
На индивидуальном, личностном уровне семьи, близких, соседей ценностями могут считаться любовь, уважение, доверие, дружба, на коллективном – успех в профессии и социуме. Закрепленные традицией, религиозными канонами, ценности служат своего рода кодексом правил поведения людей в обществе, нарушение которых влечёт за собой моральные санкции [29, с. 9].
Гипертрофированное техническое развитие общества, в частности, бесконтрольный рост информации являются причинами духовно-нравственного кризиса общества. То есть, в информационном мире ценности совсем не похожи на ценности традиционного общества.
B.Н. Порус писал о том, что общество, в котором происходит «оскудение духовного бытия на фоне гигантского роста информации», не может быть беспроблемным, потому что в нем раскрывается новый уровень нравственных противоречий, которые никогда ранее не испытывало человечество [24, с. 45].
В.В. Попов также считает причиной падения моральных ценностей глобальную информатизацию, которая, по его мнению, «поставила под удар сферу культуры и нравственности.
Новому поколению навязываются унифицированная псевдокультура, моральная деградация. Кризис нравственных ценностей достиг апогея, что выражается в распаде семьи, в увеличении количества однополых браков, в таких страшных пороках современного общества, как наркомания, алкоголизм, проституция, педофилия и прочее» [30].
Американский институт общественного мнения Гэллапа в 2017 году провел исследование, которое показало, что 77% американцев считают, что в обществе имеется очень низкий уровень морали [31]. Походие тенденции происходят и в российском обществе.
В.Е. Черникова, касаемо изменения ценностей, писала, что особенностью информационного общества является утрата согласия, которая исключает возможность поиска общего стандарта поведения и общих идей. Из-за этого появляются субкультурные течения, которые демонстрируют «свободу культурного выбора», одновременно еще и способствуют увеличению конфликтогенности в обществе [25, с. 46].
М.А. Большаков обратил внимание на то, что все больше людей руководствуются в жизни личной выгодой, являются эгоистами, их цель — примитивное удовлетворение своих желаний. Люди не руководствуются принципами чести, честности и порядочности [26, с. 66].
А.В. Юревич и В.Д. Ушаков обосновали свое мнение относительно того, что моральная деградация общества очевидна и является «междисциплинарной». По мнению психологов, «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания» [28].
Социологи же, в свою очередь, полагают, что «в конце XX – начале XXI веках российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения» [27, с. 409].
Причинами моральной деградации человечества можно считать:
1. Пренебрежение духовными ценностями и законами.
2. Пренебрежение своими национальными устоями, культурой в угоду моде.
3. Навязывание философии гедонизма (удовольствие от момента любой ценой).
Следствием всего перечисленного является кризис семьи. А.В. Романюк писала о том, что «во многих демократических странах культурная революция, материализм и сексуальная вседозволенность вызвали разрушение и дискредитацию моральных ценностей, тем самым способствуя формированию гедонических обществ, которых внебрачные отношения, адюльтер и развод ведут к широкому распространению искусственных абортов, внебрачных рождений у подростков и росту числа матерей – одиночек. Во многих странах наблюдается демографический спад, который, если его не остановить, приведет к вымиранию целых народов и культур» [32].
Таким образом, существует глобальная проблема падения моральных ценностей, которая остро стоит в разных обществах. Это связано с активной информатизацией, с разворотом к удовлетворению личных потребностей в первую очередь.
Все это усугубляется потребительской тенденцией, где слово «ценность» заменяется на «цену», соответственно, формируется ошибочное представление о том, что купить можно все. Здесь и происходит основной разлом морали и нравственности человечества.
1.2. Эволюция и проблема института семьи
Эволюция человечества определяется богатством моделей семьи и брака. В частности, в развитых странах рациональной моделью до определенного момента считалось создание классической семьи как ячейки современного общества.
Но, нельзя говорить о категоричности рационального подхода, поскольку эволюционное развитие (активная феминизация как женщин, так и мужчин) обуславливает обновление института семьи, обесценивая классическую модель, приводя ее к разлому моральных ценностей и порой к эгалитарной моногамии.
Брак, по российскому законодательству, это в первую очередь, равноправный и взаимный союз мужчины и женщины. Именно свобода и равные права (взаимность) мужчины и женщины, которые вступают в брак – самое первое условие для заключения брака.
Браки по личной договоренности жениха и невесты без предвари тельного согласия родителей встречались редко, и к таким союзам общественное мнение относилось с опаской, считая их безнравственными. В то же время к концу XIX века уже повсеместно распространяется новый ритуал: молодые люди сами договариваются о женитьбе, но обязательно уведомляют об этом родителей, их мнение по-прежнему имеет первостепенное значение.
В настоящее время согласие родителей, сватовство, к сожалению, постепенно уходят в прошлое. Основной причиной транс -формации современной семьи является добровольный брак, то есть именно самостоятельный выбор брачного партнера по личным симпатиям.
И здесь, как можно предположить, заключена главная причина частых разводов, поскольку самостоятельный недостаточно глубоко осмысленный выбор партнера очень часто приводит к быстрым разочарованиям и разводу, а порой и рождению неполноценных и больных детей, поскольку молодые люди в порыве влюбленности не всегда способны реально оценивать генетические особенности родителей будущего избранника6.
Следующей предпосылкой формирования семьи супружеского типа является изменение социального положения женщин.
Искаженное, гипертрофированное понимание процесса феминизации в обществе отрицательно отразилось на институте семьи и породило ряд серьезных проблем.