Методика обучения математики Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Теоретические основы формирования коммуникативных УУД при изучении школьного курса математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
§1. Понятие учебного действия, виды учебных действий 7
§2. Понятие универсального учебногодействия, видыУДД 10
§3. Возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики 16
Заключение 27
Список литературы 28

 

  

Введение:

 

Целями современного образования являются формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность[14, c. 86]
Целями математического образования являются интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; овладение математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; воспитание личности в процессе усвоения математики; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике, как форме описания и методе познания действительности[8, c. 36].
Содержанием современного образования являются такие ценностные ориентации, как отношение к природе, труду, миру, человеку, самому себе. В современных направлениях образования прослеживается идея формирования человека с четкой жизненной позицией, способного к самостоятельному выбору жизненного пути и личной ответственности за свой выбор[1, c. 126].
Содержание предмета математики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка  его интеллекта, мышления, логики и интеллектуально-творческих способностей [15, с. 95].
В условиях смены образовательных программ и становление России и всего российского образования в мировое образовательное сообщество случилась перестановка и переосмысление целевых и главных установок при формулировании, формировании и реализации установок на образовательные результаты. Целью образовательного процесса России в настоящем времени является, не конкретна, точная и весомая сумма практических и теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики, а целостная психолого-педагогическая сфера сформированных его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций.Осуществление и достижение данной цели может быть возможным только при помощи формирования у учащихся системы универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий, и отвечают за способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, применять правила общения в учебных и внеучебных ситуациях. Более того, современное общество нуждается в специалистах, которые умеют работать в коллективе, способны принимать решения и обосновать свою точку зрения. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся позволит обеспечить им конкурентоспособность, мобильность на рынке труда по выпуску из школы. Эта идея отражена в Федеральном законе «Об образовании», где подчеркивается значимость создания условий для образования с учетом потребностей и возможностей личности обучающегося. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматривают в своих трудах И.А. Ильясов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Соковнин, и др., в психолого-педагогическом аспекте данная проблему освещают А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, И.А. Зимняя, Е.Г. Злобина, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Н. Панферов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. Данная группа ученых выявили суть коммуникативных умений, предложили способы их формирования [4, c. 77].
Тем не менее, все они не касаются вопроса формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. Именно в младшем школьном возрасте, когда закладывается фундамент будущих навыков общения
подрастающего поколения необходимо их формирование. В отечественной литературе исследованием вопросов по формированию коммуникативных умений, учащихся младшего школьного возраста осветили в своих работах такие ученые как Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, и др. [11, c. 68].
Авторы сошлись в едином мнении определяя важным этапом младший школьный возраст для развития коммуникативных навыков ребенка и его социализации. Они рассматривают структуру коммуникативных умений, критерии для того, чтобы оценить их сформированность. Однако не уделяют должного внимания особенностям, которые связаны с организацией процесса, направленного на формирование коммуникативных умений. Работ, посвященных проблеме формирования УУД при обучении математике в основной школе, не так много (А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, И.Г. Липатниковой). Их важной особенностью является то, что в них предлагается конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД [5, c. 434].
Работ, посвященных проблеме формирования УУД при обучении математике в основной школе, не так много (А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, И.Г. Липатниковой). Их важной особенностью является то, что в них предлагается конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД [4, c. 68].
Итак, вопрос формирования коммуникативных УУД исследован достаточно полно, но подавляющее большинство учителей мало внимания уделяют процессу развития УУД на уроках математики.Возникает противоречиемежду необходимостью формирования коммуникативных УУДв процессе обучения математике и отсутствием методических разработок в этой области.
Все выше сказанное определяет актуальность проблемы исследования, которая состоит в разрешении указанного противоречия путем выявления теоретических основ формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении школьного курса математики.
Объект исследования:процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:методическая системаформирования коммуникативных УУД при обучении математике в общеобразовательной школе.
Цель исследования – рассмотреть теоретические основы формирования коммуникативных УУД при обучении математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 провести теоретический анализ психолого-педагогической, методической, математической литературы по проблеме формирования коммуникативных УУД при обучении математике в общеобразовательной школе;
 выявить, что собой представляет универсальное учебное действие и каковы его виды.
 рассмотреть возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
Методологической основой исследования послужили: концепция развивающего обучения математике (П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсони др.);основные положения деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьеа, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.); исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.).
Курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы (20наименований). Общий объем работы 28страниц.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Учебные действия – это действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи.
2. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
3. Математика является эффективным средством формирования коммуникативных УУД. В качестве эффективных методов развития коммуникативных УУД на уроках математики можно использовать математические игры, игры-исследования, решение нестандартных задач, работу в группах и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

§1. Понятие учебного действия, виды учебных действий

Учебные действия это основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия, и построение предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение и позволяющей изучать его свойства в «чистом» виде. Специфическим видом учебных действий являются действия контроля. Предметом контроля является при этом не столько конечный результат деятельности, сколько способы его получения. Он осуществляется главным образом на основе предполагаемых результатов прочих учебных действий, т. е. приобретает характер упреждающего контроля, опирающегося на развитый внутренний план действий и их рефлексию. С контролем тесно связано учебное действие оценки, функция которого состоит в фиксации соответствия фактического результата учебной деятельности ее конечной цели. Положительная оценка санкционирует переход к новым учебным задачам, отрицательная побуждает вернуться к учебным действиям и их контролю[4, c. 96].
Морфологическими единицами любого вида деятельности являются действия. Крупнейший отечественный исследователь психологической теории деятельности А.Н. Леонтьев определял состав деятельности «не иначе как в форме действия или цепи действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели»[14, c. 84]. Деятельность в целом определяется мотивом, а каждое действие – своей целью. При этом цели могут по-разному соотноситься с мотивами. А.Н. Леонтьев пояснял это следующим образом: мотив деятельности может сдвигаться на цель действия, и тогда действие превращается в самостоятельную деятельность. В качестве примера такого сдвига мотива на цель и превращения цели в самостоятельный мотив можно привести следующее: школьник может по-разному относиться к процессу решения учебной задачи. Если его заботит только то, что нужно быстрее решить задачу, чтобы освободиться и заняться более привлекательными делами, решение задачи остается просто действием. Если же школьник заинтересован хотя бы в оценке учителя или решает задачу, поскольку ему интересны сами по себе нахождение решения и получение результата, то эти действия «переходят» в деятельность, в данном случае – деятельность учения. Таким образом, всякая деятельность, в том числе и учебная, состоит из действий и только через них осуществляется, тогда, как сами действия могут существовать вне деятельности.
Цель выполняемого действия представлена в сознании (в отличие от мотива, который может и не осознаваться субъектом), и обычно субъект в полной мере осознает эту цель.
Учебные действия можно классифицировать по разным основаниям. Например, в процессе решения каждой учебной задачи можно выделить такую последовательность действий [14, c. 130].
1. Действия целеполагания. Прежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается. Постановка таких вопросов, нахождение ответов на них и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий.
2. Действия планирования. Принимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности. На этом этапе важно осознать, что должно получаться в результате каждого отдельного действия и как эти промежуточные результаты могут быть использованы в дальнейшем ходе решения.
3. Исполнительские действия. Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние (умственные) действия по реализации плана решения задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы