Платная доработка на тему Теоретические основы дошкольной лингводидактики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Научные основы лингводидактики и её связь с другими науками 4
2. Методические принципы развития речи 12
3. Методы и приемы развития речи 15
Заключение 21
Список литературы 23
Введение:
Речь является неотъемлемой частью социального бытия людей, она -необходимое условие развития общества. Одну из главных ролей в становлении личности человека играет родной язык. Речь окружает нас повсюду.
Дошкольный возраст-это период, когда ребёнок активно усваивает все стороны и нормы родного языка. В этот период происходит активное усвоение его фонетической, грамматической и лексической сторон.
ФГОС дошкольного образования определяет основу образовательной Программы каждой дошкольной образовательной организации, содержание которой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования дошкольников. Одним из таких направлений является образовательная область «Речевое развитие».
Согласно Стандарту, главными целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие возрастные характеристики достижений в речевом развитии ребенка: хорошее владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, желаний и чувств, построение речевого высказывания в ситуации общения.
Цель работы – анализ теоретических основ дошкольной лингводидактики.
Задачами работы являются:
— проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме;
— раскрыть методические принципы развития речи;
— изучить методы и приемы развития речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.
Фрагмент текста работы:
1. Научные основы лингводидактики и ее связь с другими науками
В становлении личности человека родной язык играет уникальную роль, является важнейшим средством человеческого общения, служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Язык — система знаков, служащая средством осуществления общения, мышления человека [6].
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Речь представляет собой особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование [3].
Предмет технологий развития речи дошкольников является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста [1].
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, АН. Гвоздев, ВВ. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников [19].
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Ф. А. Сохина и других [1].
Лингводидактика — это прикладная лингвистическая дисциплина, которая изучает всевозможные аспекты обучения иностранному языку, а также усвоения иностранного языка [4].
Важнейшая роль в разработке теоретических основ методики принадлежит смежным наукам, объектами изучения которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс. Их данные позволяют определить и обосновать место и значение, цели, задачи и принципы, факторы и условия, содержание и методику работы с детьми. А.А. Леонтьев подчеркивал: «Всякий процесс обучения языку должен опираться на понимание: а) сущности и содержания процесса обучения;
б) природы и организации человеческой психики вообще и речевого механизма в частности; в) сущности и отличительных черт явлений языка и речи» [14].
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами: 1) чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения); 2) как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи); 3) почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.
Согласно обзору научной литературы, возможно выделить психологические, естественнонаучные и лингвистические основы дошкольной дидактики.
Психологические основы коммуникативно-активирующего и личностно-активирующего подхода к обучению неродному языку, который в настоящее время доминирует в отечественной практике, были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева и И.А. Зимней. Такой подход означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей обучающегося.
Человеческий язык чрезвычайно индивидуален по диапазону и использованию лексики, грамматических структур, произношению в целом и произношению отдельных звуков речи, по темповым характеристикам, по использованию выразительных средств и их связи с языковыми средствами, по соотношению между устной и письменной речью, между навыками аудирования и говорения, по степени ситуативного и контекстного развития языка, по характеру внутренней речи.
Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современной дошкольной лингводидактики в разных направлениях: обучение детей правильному звукопроизношению (М. А. Александровская, В. И. Городилова, О. Л. Жильцова, В. И. Радина, М. Ф. Фомичева), формирование фонематического восприятия (Н. В. Дурова, Л. Е. Журова, Т. Б. Филичева), осознание детьми линейности звукового строения слова (Ф. О. Сохин, Г. А. Тумакова), особенности развития представлений о звуковой действительности речи у дошкольников (Е. И. Труве), развитие осознания детьми фонематических обобщений и дифференциаций (Л. Ф. Ткачева), обучение детей звуковому анализу слов (Т. Б. Эльконин).