Платная доработка на тему ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
§ 1.1. Психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста
§ 1.2. Особенности
отклоняющегося поведения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность курсовой работы заключается в
недостаточной изученности теоретических оснований исследования особенностей
взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в
поведении, на что и будет направлено данное исследование. Проблема
отклоняющегося поведения дошкольников на сегодняшний день стоит достаточно
остро. Чтобы понять трудного ребенка, принять его таким, какой он есть, и
повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию),
нужно не только увидеть внешние признаки трудных дошкольников, но прежде
изучить истоки трудновоспитуемости. Прежде, чем осуждать родителей за
неправильное воспитание, необходимо проанализировать, способны ли родители
устранить причины его породившие.
К проблематике детского неблагополучия и
отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие зарубежные
и отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Д.Б.
Эльконин. Ближе к настоящему времени данный вопрос исследовался в трудах О.Г.
Шабардиной, которая выявила на основе анализа социальных факторов предпосылки, отрицательно влияющие
на отклоняющееся поведение детей
старшего дошкольного возраста. К ним относятся:
— нарушенная социальная микросреда:
чрезмерная занятость родителей, неполная семья, неправильное воспитание детей в
связи с низким уровнем образования родителей, искаженные семейные ценности и
социальные роли;
— нравственная незрелость личности: негативное
отношение к разным видам социально – коммуникативной деятельности, нехватка или
отсутствие социально приемлемого поведения в социально значимых ситуациях,
неустойчивый характер интересов, мотивов и потребностей и другое;
— индивидуально-психологические
особенности: эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, импульсивность, социальная
адаптация и т.д.;
— индивидуально-биологические особенности:
наследственные заболевания, соматические недомогания, общее
психофизиологическое недоразвитие и другие симптомы.
В пункте 2.6. Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, выделен один из принципов. «Социально –
коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе».[2, с.7]
Возникновение отклонений в поведении может быть
следствием многих причин. Самой распространенной из них является нарушение либо
деформация процесса социализации личности.
Нарушенная социальная микросреда, нравственная незрелость личности, индивидуальные
психологические и биологические особенности укрепляют противоречивость ребенка по
отношению к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в становлении
его личности. Такие отклонения называются личностными недостатками и внешне выражаются
в нарушение поведения. Изначально они не имеют выраженного характера и не
тревожат родителей. Когда же отрицательные проявления в поведении ребенка
становятся заметными для родителей, то они не придают им значения, считая, что
ребенок еще мал и ничего не понимает. При таком отношении к воспитанию создаются
условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь
многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, которые проявляются
в виде различных отклонений в поведении.
Переменам в ребенке родители начинают придавать
значение, когда он уже стал «глух» к педагогическим воздействиям, как в
семейной среде, так и за ее пределами, то есть стал трудновоспитуемым.
Чем раньше у ребенка будет обнаружено
отрицательное поведение, чем своевременнее будут преодолены у него
отрицательные привычки, тем вероятнее конструктивное исправление недостатков в
поведении.
Объект данного исследования выступает
отклоняющееся поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования − особенности
взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в
поведении.
Цель исследования: выявление особенностей
взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в
поведении.
В соответствии с целью перед нами стоят
следующие задачи:
1.
Выделить
психологические возрастные особенности старших дошкольников.
2.
Раскрыть
сущность феномена отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста
с позиций различных подходов.
3.
Выявить особенности
взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся
поведением.
Методы исследования: анализ научных психолого-педагогической
источников, анализ официальных документов, сравнение и обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения,
одного раздела, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) –
очень важный этап в становлении личности, когда очень бурно развиваются
психические процессы. Именно в этом возрасте происходят большие изменения во
всех сферах: от совершенствования психических и физиологических функций и до
возникновения сложных личностных новых образований.
Отклоняющееся поведение понимается как
отклонение от действующих в обществе социально-правовых и нравственных норм,
как социально-дезадаптационное поведение, как поведение саморазрушительное,
поскольку индивид приносит вред себе: психическая, социальная, духовная
аутоагрессия, проявляющееся во вредном влиянии на психическое состояние и
здоровье, общественный статус и социальные ценности личности, духовную сферу и
ценности ориентации.
Отклоняющееся поведение представляется как
нормальная реакция на ненормальные для старших дошкольников условия, в которых
они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие
социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. В основе же
всех отклонений поведения старших дошкольников лежит отчуждение, неразвитость социально-культурных
потребностей, бедность духовного мира.
Так, по мнению ряда авторов (И.П. Павлов, О.Г.
Шабардина, Е.А. Казаева и др.)
отклоняющееся поведение определяется как развитие схем обращения с
недостаточной приспособленностью, которая устанавливается в процессе
классического формирования условных рефлексов, выработке инструментальных
условных рефлексов и моделирования. Эта модель указывает на социальные причины
формирования девиантного поведения.
Признаки данного поведения являются
сопротивление просьбам; сопротивление требованиям; сопротивление советам;
сознательное нежелание правильно (морально) вести себя; немотивированное,
неразумное сопротивление; противодействие просьбам, советам; нежелание,
неумение понимать себя; игнорирование препятствий на пути самоутверждения;
сознательное, намеренное нарушение норм поведения у подростков; грубое,
циничное нарушение прав других (старших дошкольников).
Семья является первой социальной общностью,
которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Именно в семье ребенок
приобретает первоначальный опыт общения. Здесь у него формируется чувство
доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляется
любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие
личностные качества.
Взаимодействие ребенка с родителем – это первый
опыт взаимодействия с окружающим его миром, который закрепляется и сформировывает
определенные модели поведения с другими людьми, передающиеся из поколения
в поколение.
На формирование отклоняющегося поведения детей
старшего дошкольного возрастного периода сильное влияние оказывают условия
воспитания в семье. Значительное количество детей с отклоняющимся поведением из
семей, где преобладает неустойчивый тип воспитания, из семей, где поселились
равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивость
требований, жестокость или полное отсутствие запретов и ограничений со стороны
родителей.
Для родителей важно иметь четкую и
согласованную воспитательную позицию и понимать, что установление правил родителями
и выполнение этих правил детьми является той психологической зоной, где
возникают конфликты даже в благополучных семьях. В семьях с детьми старшего
дошкольного возраста с отклоняющимся поведением такая зона – зона «открытого
фронта» и постоянно действующих конфликтов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1. Психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста
Задачей настоящего параграфа является
выделение психологических особенностей детей, характерных для старшего
дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
Старшим дошкольным возрастом принято считать
период от 5 до 7 лет. Он является очень важным этапом в становлении личности. В
этом возрасте очень бурно развиваются психические процессы. Именно в таком
возрасте происходят большие изменения во всех сферах, начиная от
совершенствования психических и физиологических функций и кончая возникновением
сложных личностных новых образований.
Закономерности психического развития дошкольников
изучали многие отечественные и иностранные ученые, труды которых являются
методологической основой данной работы. Среди выдающихся исследователей можно
выделить Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский, отмечает, что «старший
дошкольный возраст характеризуется очень бурным развитием и перестройкой в
работе, как физиологических систем организма ребенка, так и в психическом
развитии: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения» [10, c.78].
По мнению А.Н. Леонтьева дошкольный возраст является
периодом начального склада личности. Он обращает внимание на то, что в это
время происходит становление основных личностных механизмов и образований,
развиваются тесно связанные, друг с другом, эмоции и мотивы сферы, формируется
самосознание.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в «старшем
дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется стойкая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый
тип мотивации — основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную
систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе» [36,
c.91].
Время дошкольного детства, является
завершающим этапом в общем развитии ребенка. На данном возрастном этапе
закладываются основы для дальнейшего познавательного, эмоционально-волевого развития
детей, происходит активное формирование функции сознания, развитие сенсорных и
умственных способностей. К концу этого периода ребенок начинает ставить себя на
место другого человека, смотреть на ситуацию с другой стороны и понимать сущность
их действий, а также самостоятельно выстраивать цепочку действий и конечный
результат.
Интересам детей старшего дошкольного возраста присуще
сильно выраженное эмоциональное отношение к тому, что особенно ярко и
эффективно раскрывается в содержании знаний. Интерес к впечатляющим событиям
общественной жизни, фактам, истории, к описанию природных явлений, наблюдения
рождают интерес к языковым формам. Одновременно с этим практические действия в
еще большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждающие
всматриваться в причины явлений окружающего мира.