Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Сущность и особенности грамматического строя речи 5

1.2 Особенности формирования грамматически правильной речи у дошкольников 10

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 17

2.1 Организация и анализ результатов исследования навыков грамматически правильной речи у дошкольников 17

2.2 Применение дидактических игр и игровых упражнений в качестве педагогического средства формирования навыков грамматически правильной речи у дошкольников 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Овладение грамматическим строем детской речи очень важно, поскольку собеседник может понимать только морфологически и синтаксически оформленную речь и может служить ему средством общения со взрослыми и сверстниками.

Современный ребёнок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Проблема формирования грамматического строя речи у детей является одной из наиболее значимых в педагогической науке. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева, Г.А. Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконина, подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. С учётом важности овладения ребёнком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.

Цель исследования: рассмотрение особенностей применения дидактических игр и игровых упражнений, способствующих формированию у дошкольников навыков грамматически правильной речи.

Объект исследования: процесс формирования у дошкольников навыков грамматически правильной речи посредством дидактических игр и упражнений.

Предмет исследования: дидактические игры и игровые упражнения.

Гипотеза исследования: формирование навыков грамматически правильной речи будет проходить эффективнее при условии применения различных приёмов, к примеру, дидактических игр, игровых упражнений.

Задачи исследования:

1) Раскрыть сущность и специфику грамматического строя речи.

2) Выделить особенности формирования навыков грамматически правильной речи у дошкольников.

3) Исследовать навыки грамматически правильной речи в дошкольников.

4) Проанализировать специфику применения дидактических игр и игровых упражнений как средства формирования навыков грамматической речи дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, экспериментальная диагностика (по программе М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников» [2]), наблюдение, опрос, методы математической статистики.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №45 города Ставрополя. В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящей курсовой работе была рассмотрена проблема формирования навыков грамматически правильной речи дошкольного возраста, занимающая важное место в психолого-педагогической практике и вызывающее интерес у многих исследователей.

В процессе анализа литературных источников были выявлены сущностные характеристики понятия «грамматический строй речи», в результате которого выяснили, что под ним рассматривают правильное построение речи, в частности, текстов, предложений, диалогов. Данной проблемой занимались многие учёные практики (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.М. Шахнарович и др.), которые исследовали данный процесс с разных точек зрения и представившие своё видение, описанные в данной работе.

Выделив особенности формирования у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, отметим, что она способствует выработке у дошкольников возможности речевого общения, готовит к обучению в школе. Это является одной из важных задач по обучению дошкольника языку. Практика подтверждает, что чем богаче и правильнее речь, тем больше возможностей у ребёнка познать окружающую его реальность, тем содержательнее и полноценнее будут складываться отношения с ровесниками и взрослыми, тем быстрее осуществляется психическое развитие дошкольника.

В ходе исследования навыков грамматически правильной речи у 20 дошкольников детского сада №45 г. Ставрополя, было выявлено, что большинство детей находятся на среднем уровне усвоения грамматического строя речи. Для улучшения навыков следует придерживаться следующих рекомендаций: не допускать грамматических ошибок и исправлять их в детской речи; способствовать грамматической правильности речи окружающих взрослых; совершенствовать синтаксическую сторону речи; применять дидактические игры и игровые упражнения для формирования навыков грамматически правильной речи.

В ходе анализа специфики использования дидактических игр и игровых упражнений как средства формирования навыков грамматической речи дошкольников, нами было установлено, что благодаря применению данных приёмов, речь дошкольников улучшается. Дидактические игры и игровые упражнения способствуют проявлению большого интереса к творческому взаимодействию детей с педагогом, стимулирует у дошкольников желание изучать деятельность в области грамматики и экспериментировать со словами.

Как показывает практика, создав благоприятные условия с раннего возраста, у детей начинает развиваться словотворчество, появляется эксперимент со словами, его формы — языковые игры. Дети дошкольного возраста к 5-6 годам начинают свободно использовать все грамматические средства для расширения поля общения со взрослыми и сверстниками. Чем раньше в детском саду, семье развивают навыки грамматического строя языка, тем эффективнее процесс формирования. И здесь важную роль играют дидактические игры, игровые упражнения и другие методические приёмы.

Однако заметим, трудность в обучении грамматическим значениям языка порою состоит в том, что сами педагоги не знают этих значений, а используют их интуитивно, усвоенные путём естественного восприятия языка. В связи с этим очень важно, чтобы дети как можно раньше слышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их значения. А это во многом зависит от методического мастерства педагога.

Дошкольный период является особым периодом, имеющим непреходящее значение для развития коммуникативно-речевого творчества ребёнка, и наиболее продуктивным путём является умелое взаимодействие и диалог понимающих взрослых и детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность и особенности грамматического строя речи

Грамматика – это наука о структуре языка и его законах. Как структура языка, грамматика представляет собой «систему», сочетающую словообразование, морфологию и синтаксис.

Грамматика помогает заключить наши мысли в физическую оболочку, сохраняя нашу речь организованной и понятной другим.

Грамматический строй речи — это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).

Формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов [4].

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребёнка.

Своевременное формирование грамматического строя языка является важнейшим условием языковой зрелости и интеллектуального развития детей, поскольку язык и язык играют ведущую роль в развитии мышления и языкового общения, планировании и организации языковой деятельности детей. Деятельность, самоорганизация поведения, формирование социальных связей. Язык и речь являются наиболее важными психическими процессами, основными средствами памяти, восприятия и эмоций.

Формирование грамматического строя детской речи – это область развития языка, которая на протяжении многих лет привлекает к себе пристальное внимание всемирно известных исследователей в области языкознания и психологии, таких как И.С. Брунер, Л.С. Выготский, К. Казден, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, А.Н. Хомский, Д.Б. Эльконин. Интерес к детской грамматике понятен, так как чудо понимания трёхлетним ребёнком системных связей языка, является ярким свидетельством его природного дара к языку и лингвистической гениальности.

Процесс овладения детьми грамматическими конструкциями сложен, что связано с анализо-синтезирующей деятельностью коры головного мозга. И.П. Павлов раскрыл механизм развития этой сложной психической деятельности,

Грамматика выражений — это особая форма динамического стереотипирования идей.

Овладение физиологическим механизмом грамматических конструкций заключается в обобщении соответствующих грамматических отношений, выработке динамических стереотипов. Ребёнок наблюдает реальные отношения предметов, воспроизводит их в речи, делает определённые выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

В физиологии установлены основы обусловленности усвоения грамматики языка. У детей вырабатываются определённые динамические стереотипы при изменении существительных, прилагательных и других грамматических форм. Дети знают, что для выражения определённых идей необходимо использовать определённые грамматические формы.

Развитие динамических стереотипов выигрывает от его большой устойчивости. Если ребёнок усвоил падежные окончания, он без вопросов будет их употреблять, если это соответствует общей системе языка. Но в то же время применение динамического стереотипа лишено гибкости. Дети используют выученные грамматические формы, даже когда система необъективна. Например: «Мы видели слона в зоопарке» или «Мама купила мне стол».

То же самое касается употребления инвариантных существительных. Ребёнок прочно усвоил в практике общения, что изменяются все слова (существительные), а значит, и те слова. Например, куртки, пианино и т.д.

Работа А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича и других имеет основополагающее значение для понимания особенностей усвоения дошкольниками грамматических структур.

Выявлены закономерности в овладении фонетической грамматикой. Исследования известного языковеда А.Н. Гвоздева содержат богатейший фактический материал многолетних наблюдений за морфологическим и синтаксическим становлением детской речи, что позволяет проследить формирование грамматических структур от появления первого ещё неизменённого аморфного слова до школьного возраста, когда дети овладевают всеми базовыми языковыми формами.

Усвоение детьми грамматических структур речи происходит в форме усвоения грамматических категорий, для которого характерно наличие значения. Сроки и порядок усвоения каждой категории зависят от характера её значения. Эти формы трудно усваиваются детьми, а их специфические значения не имеют ничего общего с логикой мышления ребёнка, т.е. с вещами с неясным значением.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы