Платная доработка на тему Тенденции развития школьного правового образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.Теоретические основы содержания правового образования
в школе. 5
1.1. Сущностная характеристика правового образования школьников. 12
1.2. Этапы развития и современное состояние школьного правового
образования в России 5
1.3. Современные методы и приемы обучения школьников правовым
дисциплинам 24
Глава 2. Реализация правового обучения школьников в 11 классе. 37
2.1. Обследование уровня правовых знаний обучающихся 11
класса. 37
2.2. Оценка развития школьного правового образования. 45
2.3. План мероприятий по повышению уровня правовой
грамотности. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ. 66
Введение:
Актуальность
темы исследования. Правовое воспитание подрастающего
поколения является одним из главных и интересных направлений в деятельности
общеобразовательных организаций. Перед ними стоит задача создать условия для
воспитания личности, направленной на ценности правовой культуры, владеющих
информацией в системе правовых знаний, глубоко уважающей закон и ответственной
за свое поведение.
Сегодня повышается потребность правового
образования. Общеобразовательные организации испытывают нужду в исследованиях
правового воспитания подрастающего поколения. Экономическая обстановка в
стране, стремительно происходящие изменения в социуме, общая неустойчивость
современной жизни в России сказывается на подрастающем поколении, с их еще не
сформировавшимися взглядами на жизнь.
Основной целью школьного правового
образования является формирование правосознания и правовой культуры
обучающихся. Актуальность проблемы правового воспитания школьников связана с
тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и нравственными качествами. Кроме
того, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
духовно-нравственной воспитанности, поскольку воспитанность – это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Объектом
исследования является совокупность норм и
институциональных инструментов, регламентирующих тенденции развития правового
образования в современной средней школе РФ .
Предмет
исследования: система правового образования в РФ.
Цель
исследования состоит в исследовании тенденций развития
правового образования в РФ.
Исходя из поставленной цели необходимо
определить задачи исследования:
— дать характеристику правового
образования школьников;
— рассмотреть этапы развития и современное
состояние школьного правового образования в России;
— изучить современные методы и приемы
обучения школьников правовым дисциплинам;
— произвести обследование уровня правовых знаний
обучающихся 11 класса;
— оценить развитие школьного правового
образования;
— разработать план мероприятий по
повышению уровня правовой грамотности.
Теоретическая
основа данного исследования.
В работе изучались труды следующих ученых: А.К. Черненко,[1] А.И. Плешаковой,[2] В.С. Бялт и А.В. Демидова,[3] Р.А. Ромашова и Е.Г.
Шукшина,[4] К.Г. Каюмовой[5] и других исследователей,
которые рассматривали особенности правового образования.
Методы
исследования:
— теоретические (ретроспективный анализ,
синтез);
— практические (экспериментальная и
методическая работа).
Структура
исследования состоит из введения, основной части,
заключения, списка литературы и источников. [1] Черненко А.К.
Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское
образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России.
Проблемы и перспективы. – Новосибирск : Наука, 1997. – С.13. [2] Плешкова И.А.
Особенности правового образования в современной школе // Вестник НГПУ. – 2012.
– № 2. – С. 5-12. [3] Бялт В.С.,
Демидов А.В. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика //
Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1 (51). – С. 19-25. [4] Ромашев Р.А.,
Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде //
История гос-ва и права. – 2006. – № 2. – С. 7. [5] Каюмова К.Г.
Историко-педагогические предпосылки становления и развития правового
образования // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 4 (10). – С. 234-238
Заключение:
В
ходе проведенного теоретического исследования было выяснено, что правовое
образование – это, в частности, правовая культура, которая обозначает уровень
знаний и отношение к праву, правовое сознание. В частности, правовая
грамотность является частью правовой культуры и формируется в процессе
воспитания.
Правовое образование, таким образом,
направлено на воспитание внутренней свободы человека, и здесь школа занимает
далеко не последнее место. Поэтому также присутствуют и
нравственно-эстетические возможности. При обучении праву старшеклассников очень
важно придерживаться демократических ценностей и быть личностно-ориентированным.
В практической части исследования был
определен уровень правовых знаний обучающихся 11 класса. После проведения
тематического опроса и обработки его результатов был выявлен низкий уровень
правовых знаний: школьники не отвечали на элементарные вопросы. Анализируя
систему развития школьного правового образования стало ясно, что подход,
который применяет учреждение, имеет существенные недостатки за счет отсутствия
практико-ориентированного компонента.
Включение личностно-ориентированного и
практико-ориентированного подходов к формированию специальных правовых знаний должно
принести свои плоды: школьники будут более грамотными в вопросах права.
В качестве рекомендаций для школы по
развитию правового образования был предложен комплекс занятий в системе
внеурочной деятельности, в том числе и обучающий кружковый курс.
Задачи работы решены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические основы содержания правового
образования в школе 1.1. Этапы развития и современное состояние школьного
правового образования в России Осознание современного состояния правового
образования в школе невозможно без рассмотрения эволюции и выделения этапов его
развития.
С 1991 года, в соответствии с
государственным стандартом, требования по правовому образованию обучающихся
школы выражаются в перечне государственно-правовых вопросов по курсу
«Обществознание», а администрации школ предоставлено право, самостоятельно решать,
какими путями и в каком объеме школьники будут изучать курс «Право».
Первым этапом преподавания права в
советской школе являлись 1930-50-е годы прошлого столетия, данный период связан
с именем И.В. Сталина. Начало систематического преподавания гражданской истории
и права в виде изучения знаменитой «сталинской» Конституции СССР в советской
общеобразовательной школе относится к середине 30-х годов. До этого со времени
большевистской революции 1917 года основную роль в приобщении учащихся к
коммунистической идеологии играло обществоведение. Тем не менее, с утверждением
тоталитарно-большевистского режима, когда школа стала едва ли не самым «любимым
детищем» вождя, особое значение приобретало преподавание Конституции и истории.
Разочаровавшись в идеалах интернационализма и мировой революции, И.В. Сталин
переходил на позиции государственника. История являлась необходимой для него с
целью насаждения советского патриотизма. По этой причине было введено
преподавание Основного закона советского права.[1]
Усиление контроля над школой по времени
совпадало с волной массовых репрессий 1936-1938 гг., что сопровождалось как
крупными физическими потерями среди ученых и работников образования, так и
резким снижением интеллектуального и нравственного потенциала всего
преподавательского корпуса. Так произошло создание нужной режиму тоталитарной
школы, основными элементами которой должны были являться «стабильные учебники»,
от которых преподаватели не могли отступить ни на шаг. Тем не менее, первые
учебники не оказались долговременными. Прокатившиеся в 1936-1938 гг. волна
репрессий поглотила многих авторов, а также видных большевистских деятелей,
имена которых изымались со страниц учебников. Оформление сталинской концепции
истории страны с конца XIX века и развития большевистской партии связано с
выходом в 1938 году книги «История ВКП (б). Краткий курс», которая была
отредактирована лично Сталиным. Она стала «подлинной энциклопедией культа
личности, теоретико-методологической основой и фундаментом сталинизма». Эта книга
была положена в основу сталинской интерпретации того периода истории, с которым
были связаны жизнь и деятельность большевистского диктатора.
Со смертью генералиссимуса и после XX
съезда с его разоблачением культа личности, в СССР началась новая эпоха
серьёзных реформ, затронувших и советскую школу. XX съезд КПСС и его влияние на
развитие советской науки сказалось и на изучение права в школе. Противоречия в
преподавании негативного воздействия культа личности И.В. Сталина на работу
советской школы привели к изменениям второй половины 1950-х годов. Остро, на
уровне ЦК КПСС встал вопрос о трактовке принципов объективности и партийности в
исторической и общественной науке. Прошло Всесоюзное совещание 1962 г. по
вопросам подготовки научно-педагогических кадров по общественным наукам:
ограничения в критике сталинской методологии и преподавания ошибок в изучении
прошлого нашей страны.[2]
Период руководства Н.С. Хрущева обусловлен
двумя подпериодами:
— реформа конца 1950-х годов в системе
среднего образования, направленная на развитие практических навыков учащихся,
профильное обучение, в рамках которой в школьную программу вошло изучение
отраслей юридической науки. В основе реформы лежали два мероприятия: Н.С.
Хрущев ликвидировал систему «трудовых резервов» (сеть военизированных училищ,
существовавших за государственный счет). Они были созданы перед войной для
подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными
училищами, в которые можно было поступить после седьмого класса. Средняя школа
получила «политехнический профиль», предполагавший сочетание образования с
трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной
или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать
школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести
педагогическую нагрузку. Сама реформа проходила под девизом слияния школы и
жизни, поэтому такой интерес к основам отраслевого права вполне объясним.
Проводимая реформа образования была противоречива. С целью укрепления связи
школы с жизнью срок обучения в средней школе был увеличен с 10 до 11 лет, и с
9-го класса учащиеся 2 раза в неделю должны были осваивать производственные
специальности. Выпускники школы, наряду с аттестатом, получали свидетельство о
специальности. Стремление к тому, чтобы лучше подготовить учащихся к жизни, а
будущего инженера к производству, само по себе было позитивным. В середине 60-х
гг. «политехническая» часть школьной реформы была отменена.[3]
— начало 1960-х годов – введение права в
качестве одного из составляющих общего курса обществознания. Основанием для
такого изменения послужили явные признаки непродуманности образовательной
реформы. Попытка ухода в политехнический уклон привела к тому, что знания в
области права давались хаотично, узкоспециально. В середине 1960-х годов
произошло свертывание реформы. С 1962 года право перестало быть самостоятельным
предметом и стало только частью курса обществознания.
Еще один крупный период – годы
брежневского «застоя», когда в советской школе был введен курс основ
государства и права. Годы брежневского «застоя» характеризуются возвратом к
внутренней стабильности и определенной рефлексией по поводу монументальности сталинских
времен. Поэтому в вопросах преподавания права произошел определенный возврат к
ценностям 1950-х годов. В школе появился курс основ советского государства и
права, обоснованный приблизительно теми же причинами, что и курс Советской
Конституции до этого. В дальнейшем этап отмечен характерной для всего
брежневского времени стагнацией.
С 1991 года новое правительство начало
строить правовое государство, гражданское общество, демократию. Произошел отказ
от жесткого принципа «огосударствления» школы, осуществлялся поиск новых форм и
методов правового образования.
В обществе был замечен практический
интерес к праву и правовым институтам, стало укрепляться отношение к праву как
механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире. Более
того, право стало приобретать конкретные черты и значение для каждого. На
уровне массового сознания это выражалось в резком повышении престижа
юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, общем возрастании
интереса людей к правовым знаниям правовой информации.
Формирование демократического правового
государства, дальнейшая демократизация общества, последовательное продвижение
России по пути экономических, политических, социальных и духовных
преобразований стали непреложным фактором. Тем не менее, объективно оценивая
этапы и направления этого продвижения, следует обратить внимание на то, что они
высветили и многие серьезные проблемы, в частности, в организации и
осуществлении правового образования и воспитания учащихся, на что в последнее
время в обществе стало обращаться значительное внимание. Это подтверждается
рядом нормативных документов, законодательных актов, а также и публикациями в
периодической печати.
Становление и развитие системы правового
образования и воспитания было рассчитано на достаточно длительную перспективу и
требовало серьезных усилий.[4]
Важной особенностью современного этапа
правового образования является необходимость создания принципиально новой
системы взаимодействия школы и общества. Вместо привычной трансляции и освоения
установленного свода знаний и обоснованных ими ценностей современное
образовательное учреждение осуществляет изменение сложившейся политико-правовой
культуры. Гражданско-правовое образование может и должно готовить обучающихся к
встрече с обновляющейся реальностью. Заслуживает в данной связи дополнительного
внимания развитие проблемно-рефлексивного подхода (включая создание целостных
курсов этого типа). Особенностью его является построение образовательного
процесса в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решений по
наиболее актуальным социально — и политико-правовым проблемам. Позитивные
результаты отмечены в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется
на материале, близком для обучающихся, согласовано с их реальными жизненными
проблемами и интересами (например, работа с законодательством по защите прав
потребителей, изучение и создание правовой базы деятельности своей школы,
класса и др.).
В условиях быстрого роста объемов правовой
информации и ее нестабильности задачи правового образования не могут сводиться
к изучению действующего законодательства или «юридическому ликбезу». Смысл его
в том, чтобы при последовательном изучении оптимального минимума юридических
сведений выйти на освоение права как важнейшего социально-культурного феномена,
определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может обеспечиваться
поэтапное становление нравственной и правовой позиции учащихся, а далее – формирование
правового поведения и превращение его в привычку.[5]
При этом сохраняются задачи обеспечения
единства прав и обязанностей обучающихся. Акцент сегодняшнего гражданского
воспитания на приоритет прав и свобод человека сопровождается четким
разъяснением принципов ответственности за принимаемые решения и действия.
Неотъемлемой частью остается профилактическая функция правового образования,
предупреждающая от сознательного или неосознанного нарушения законодательных и
нравственных норм.[6]
Самостоятельной, но неразрывно связанной с
другими, линией правового образования выступает работа с детьми, находящимися в
особо сложных ситуациях. Это сироты и опекаемые, инвалиды, вынужденные
переселенцы и мигранты, дети из социально слабых и неблагополучных семей.
Правовое образование выступает здесь фактором их социальной поддержки. Кроме
того, анализ и поиск решений в таких ситуациях поможет становлению гражданской
культуры и у детей, проходящих с ними совместную подготовку.[7]
В основу правового образования сегодня
положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых
задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает
формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных
наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее
духовный рост.
Отсюда, одна из основных задач
гражданско-правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести
себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником
экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе
правового образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский
идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.[8]
Главная цель правового образования состоит
в воспитании личности, живущей в демократическом, правовом обществе. Такой
гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими,
экономическими); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать),
ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность,
достоинство, гражданское самосознание), а также желанием участвовать в
общественно-политической жизни. Важная цель правового образования –
социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны
быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими.
Школьники должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни,
общества, истории, культуры и так далее.[9]
Таким образом, важно обратить внимание на
то, что правовое образование ориентировано непосредственно на воспитание
внутренней свободы человека. Как указано в «Концепции развития непрерывного
правового образования и воспитания» правовое воспитание – это процесс
длительный, сложный, целенаправленный, где важное место занимает
образовательная школа.[10] То есть, в рамках школы
осуществляется полноценный двуединый процесс: образование и
нравственно-правовое воспитание обучающихся. [1] Каюмова К.Г.
Историко-педагогические предпосылки становления и развития правового
образования // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 4 (10). – С. 234-238. [2] Соловьев А.Ю.
Кратко об истории правового школьного образования в России // Человек в
социальном мире. – 2001. – № 5. – С.
71-72. [3] Каюмова К.Г.
Развитие школьного правового образования в России // Материалы итоговой научной
конференции за 2005 год (16 февр. 2005 г.) / фил. Казан. гос. ун-та в г. Наб.
Челны; сост. Э.Ф. Назмиев. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2006. – С.
97-99. [4] Каюмова К.Г.
Периоды развития правового образования в средней общеобразовательной школе //
Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010.
– № 13. – С. 157-161. [5] Арсланалиев А.К.
Тенденции развития правового образования школьников // Известия ДГПУ.
Психолого-педагогические науки. – 2011. – № 2. – С. 35-39. [6] Уколова Е.В.,
Друбочевская И.Л. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников.
– М., 2000. – 349 с. [7] Тугутова С.А.
Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: Дисс. .
канд. пед наук. – Улан-Удэ, 2000. – 164 с. [8] Головченко A.B.
Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения /
А.В. Головченко. – Киев: Высшая школа, 2012. – 128 с. [9] Сальников В.П.
Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества //
Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2001. – №
1. – С. 187-189 [10] Концепция
развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до
2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 15.10.2021).