Платная доработка на тему Тема : «Значение русских сезонов Дягилева в общественной и политической жизни Франции»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ. 6
1.1. Особенности историко-политической ситуации во Франции
на рубеже веков 6
1.2. С.П. Дягилев и его деятельность. 14
ГЛАВА 2. «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» КАК
УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.. 24
2.1. Влияние русского искусства на европейскую культуру
начала XX в. 24
2.2. «Русские сезоны» как инструмент укрепления
дипломатических и культурных связей России и Франции. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
Введение:
Говоря о начале двадцатого столетия, нельзя не
упомянуть феномен расцвета и резкого взлета культуры Российской империи. Резкий
рывок совершили все сферы культурной деятельности – театр, живопись, эстрада,
литература. Не миновала эта участь и такую форму культуры, как балет.
Начало XX века вошло в историю как Серебряный век
русской культуры.
Само возникновение Серебряного века стало возможным
благодаря Великим реформам, которые проводились под руководством Александра
Николаевича во второй половине 19 столетия.
Они заложили фундамент для возникновения
интеллигенции, в том числе и национальной, создали условия для увеличения
количества грамотных и образованных людей в обществе, что не замедлило
положительно сказаться на развитии культуры, придав тем самым ей поступательное
движение.
Главенствующее положение русского балета в мире стало
возможным благодаря деятельности и организаторским способностям одного –
единственного человека – Сергея Павловича Дягилева.
Именно благодаря его идеям популяризации русского
балета, весь мир и Европа смогли ознакомиться с русской балетной школой,
оценить ее, а также признать ее превосходство.
Помимо популяризации русского балета, Сергей Павлович
смог открыть для широкой публики таких позже всемирно известных деятелей
русской культуры, как Фёдор Шаляпин и Игорь Стравинский, которые начинали свою
деятельность именно в театре Дягилева.
При том стоит отметить, что Сергей Дягилев являлся,
говоря современным языком, очень хорошим и успешным менеджером, который смог
внести много новаторского в такую, казалось бы, консервативную отрасль культуры
как балет, тем самым способствовав небывалому расцвету популярности русского
балета в мире.
Сергей Дягилев — человек, очень любящий искусство и
посвятивший ему всю жизнь. Нельзя не восхищаться организаторскими и
реформаторскими талантами этого человека, которые он использовал в балете. Сергей
Павлович Дягилев был одним из самых ярких представителей русской культуры
первой трети ХХ века. Поэтому изучение его личности и его деятельности является
актуальным. Благодаря деятельности создателя «Русских сезонов» удалось раскрыть
все особенности культуры первой трети ХХ века.
Цель исследования — охарактеризовать деятельность
Дягилева как организатора «Русских сезонов», а также изучить влияние парижских
балетных сезонов на становление и развитие мировой культуры и международных
отношений.
Задачи исследования:
— изучение особенностей историко-политической ситуации
во Франции на рубеже веков;
— обзор биографии и деятельности С. П. Дягилева;
— изучение влияния русского искусства на европейскую
культуру начала ХХ века;
— анализ «Русских сезонов» с точки зрения укрепления
дипломатических и культурных связей между Россией и Францией .
Объектом исследования являются Парижские «Русские сезоны»
1909-1929 годов.
Предмет исследования — деятельность С. П. Дягилева,
формирование репертуара, исполнительские инновации, музыкально-художественное
оформление «Русских сезонов», а также роль личности в межкультурном диалоге (па
примере жизни и творчества С.П. Дягилева).
Для данной работы определенное значение имеют
исследования по истории Франции. Этот корпус работ представлен работами таких
исследователей, как П.В. Безобразов, В.П. Волгин, Т.Н. Грановский, Н.П. Грацианский,
В.И. Герье, В.М. Далин, B.C. Иконникова, Н.М. Карамзин, Н.И. Кареев, М.М.
Ковалевский, П.А. Кропоткин, Ю.Н. Лавринович, Н.М. Лукин, И.В. Лучицкий, А.Д.
Люблинская, А.З. Манфред, В.О. Модестов, А.И. Молок, H.H. Молчанов, Б.М. Носик,
Б.Ф. Поршнев, Ф.В. Потемкин, Е.В. Тарле, Я. Тугендхольд и др.
Работы по русско – французским культурным
взаимоотношениям, в основном, представлены в виде монографических исследований.
В качестве авторов, которые занимались этим вопросом, следует упомянуть таких
ученых, как: П.В. Басинский, В.Н. Бурлак, Б.С. Итенберг, Е.И. Пивовар, A.B.
Попов, С.Р. Федякин.
Личность Дягилева неплохо показана в воспоминаниях
современников. Примером такого сборника является собрание статей, интервью,
воспоминаний и писем, которое называется «Сергей Дягилев и русское искусство»
(1982). Роль Дягилева в истории музыкального театра отражена в монографии И.В.
Нестьева «Дягилев и музыкальный театр XX века» (1994). Крупным исследованием о
С.П. Дягилеве считается исследование профессора Л. Гарафолы «Русский балет
Дягилева». Воспоминания о нем оставили такие фигуры, как князь С.М. Волконский,
С.Г. Григорьев, С. Лифарь, творческой и частной жизни импресарио посвящена работа
А.Л. Хескелла и В. Ноувела.
Среди новейших работ, в которых рассматривается Дягилев
, можно отметить труды A.A. Аронова и Т.Н. Суминовой, А.Б. Мокроусова,
документальный фильм «Париж Сергея Дягилева» (2010, режиссер Н. Тихонов), книги
Н. Чернышовой-Мельник «Дягилев: опередивший время» (2011) и Ш. Схейен «Дягилев.
"Русские сезоны" навсегда» (2012). Профессиональные качества Дягилева как
организатора служат предметом изучения в учебнике В.М. и В.В. Чижиковых «Теория
и практика социокультурного менеджмента» (2008).
Проблематике исследования близки диссертации таких
авторов, как JI.J1. Андреева, Ю.М. Быстрова, Ю.С. Зобков, С.Я. Карп, Е.А.
Куфен, Г.Ю. Лазновская, Ю.В. Николаева, JI.H. Панова, O.JL Пантелеева, Н.С.
Печко и Т.А. Шанская (изучает историю культурного взаимодействия между Россией
и Францией.); A.A. Аронов (исследует русскую культуру в эмиграции (1917-1939));
М.А. Брайловская, E.H. Дулова, H.A. Коршунова, B.JI. Кульвер, С.Н. Куракина,
O.P. Левенков, А.Е. Максимова, C.B. Наборщикова, A.B. Плохов, А.Л. Свешникова,
Д.А. Сергеев, Н.Р. Смирнова (освещают вопросы танца, русского балета и искусств
в целом); A.A. Деменева и A.C. Ласкин (о жизни и деятельности С.П. Дягилева).
Таким образом, основные работы, близкие теме
исследования, созданы во второй половине XX века. Но следует отметить, что в
них освещены только лишь отдельные аспекты русско-французского культурного
диалога, балетного искусства, жизни С.П. Дягилева. Касательно этого можно
сделать вывод, что проблематика, связанная с личностью Дягилева и феноменом
мирового успеха «Русских сезонов», изучена не в полной мере и содержит «белые
пятна».
Методы исследования.
Во время написания исследования, нами применялись
следующие подходы: системный, структурно-функциональный и
культурно-исторический.
Методы, которые применялись при написании исследования
— генетический, компаративный и факторный анализ, в том числе анализ
специальной исторической, культурологической, историко-художественной,
мемуарной и искусствоведческой литературы; сопоставление источников по
важнейшим содержательным акцентам.
На основе анализа литературы можно вывести новизну
исследования – она заключается в изучении влияния искусства на международные
отношения.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава рассматривает отношения между Россией и Францией, вторая
анализирует феномен «Русских сезонов».о
Заключение:
Таким
образом, можно сделать следующий вывод по тематике данной работы.
Вклад
Дягилева в русский балет огромен. Он привнес туда оформление декораций
современными художниками, на выступлениях играла современная музыка.
Благодаря
этим сезонам Дягилева, известность получили не только хореографы и танцовщики,
но и некоторые композиторы, например, Стравинский.
Таким
образом, говоря о значении русских сезонов, которые проводил Сергей Павлович,
можно резюмировать.
Главенствующее
положение русского балета в мире стало возможным благодаря деятельности и
организаторским способностям одного – единственного человека – Сергея Павловича
Дягилева.
Именно
благодаря его идеям популяризации русского балета, весь мир и Европа смогли
ознакомиться с русской балетной школой, оценить ее, а также признать ее
превосходство.
Помимо
популяризации русского балета, Сергей Павлович смог открыть для широкой публики
таких позже всемирно известных деятелей русской культуры, как Фёдор Шаляпин и
Игорь Стравинский, которые начинали свою деятельность именно в театре Дягилева.
Кроме
этого, он привнес в балет новаторство, которое выражалось в том, что сама
структура балета отходила от традиционной и общепринятой. Это выражалось во
всех аспектах, начиная с оформления, заканчивая непривычной для этого вида
искусства музыкой.
Балетные
постановки оказали сильное влияние на творчество художников-модернистов.
Костюмы и декорации для каждого спектакля создавали члены группы «Мир
искусства», ярые приверженцы символики.
Зрители
не раз замечали оригинальность Сергея Дягилева, который не вписывался в «общий
стиль» жизни. Казалось, его кровь постоянно кипела, стоило ему выйти на сцену.
Его биография полна любовных историй, о которых в те годы ходили легенды.
Кроме
того, А. Лоран и К. Шанель работали на Дягилева, который готовил декорации и
костюмы для артистов балета. Не секрет, что форма оказывает огромное влияние на
содержание, и это наглядно проявилось в «Русских сезонах» Дягилева.
Художественная
выразительность проявилась во всем — костюмы, декорации, шторы. Зрители
спектакля полюбовались легендарной игрой линий, а также разнообразной музыкой.
В спектакле прозвучали произведения мировой классики — Штрауса, Шопена и
русских композиторов — Глазунова и Римского-Корсакова.
Он
был выдающейся фигурой российского искусства, пропагандистом и организатором
тура по русскому искусству за рубежом.
Местная
публика за границей с большим восхищением приняла шоу Дягилева, очень высоко
оценив уровень участвовавших в нем людей – композиторов, танцовщиков, певцов.
Россия
является страной, которая внесла огромнейший вклад в копилку мировой культуры. Одним
из таких вкладов является феномен русского балета. Он навсегда останется в
качестве идеала, к которому следует стремиться балетным школам прочих стран. Во
многом, такое положение русского балета в мире стало возможным благодаря
деятельности и организаторским способностям одного – единственного человека –
Сергея Павловича Дягилева.
За
двадцать лет непрерывной деятельности ему удалось поставить семьдесят
спектаклей. При этом пятьдесят спектаклей явились новинками в мире балетного
искусства. Русский балет стал очень популярен, сфера его гастролей расширилась
от стран Европы до Соединённых Штатов Америки, и он везде был неизменно
востребован публикой[1].
Вклад Сергея Дягилева в балет заключается в том, что
он, не имея профильного образования, смог коренным образом изменить взгляд на
постановку балетных спектаклей. Именно благодаря своему организаторскому
таланту, а также умению находить подход к интересующим его людям, Дягилев смог
добиться сотрудничества с художником Пикассо. Правда, стоит отметить, что сотрудничали
они не особенно долгий срок. Как оказалось
даже великий художник, которым был Пикассо, не может адаптировать и
синхронизировать эти два типа искусства.
Единственным из художников, который смог удовлетворить
запросы и пожелания импресарио в оформлении декораций стал Лев Бакст. С ним
Дягилев сотрудничал весьма плодотворно, более того, Бакст сам был доволен сложившимся
деловым отношениям.
Дягилев все заработанные деньги вкладывал в балет. Он
мог на них приобрести декорации или костюмы для очередного выступления. Это
привело к тому, что в конце своей жизни Дягилев остался совершенно без денег,
существуя за счет богатых меценатов, которые помогали ему в память о его
заслугах.
Сами инициативы его идей не были его собственными.
Скорее он был беден выдумкой, идеей. Но он с жадностью ловил и применял на
практике идеи своих друзей.[2]
Таким образом, «Русские сезоны» можно назвать крупным
явлением в сфере культурной жизни как Франции, так и России. Благодаря Дягилеву
возникла мода на русский балет и все русское, что способствовало популяризации
русской культуры в мире. [1] Рапацкая
Л.А. Искусство «Серебряного века». М.: Просвещение: «Владос», 1996. — 191с. [2] Нестьев И.В Дягилев и музыкальный театр XX века /
Нестьев И.В. -М. : Музыка, 1994. С. 129
Фрагмент текста работы:
Особенности историко-политической ситуации
во Франции на рубеже веков
Девятнадцатое
столетие ознаменовалось множеством перемен в общественном сознании, а также
складыванием новых социальных групп. Особенно ярко этот процесс иллюстрируется
при помощи перемены отношения к людям творческих профессий. Ранее, актеры,
художники, поэты и прочие представители этой прослойки общества не имели
большого веса в обществе, воспринимаясь как обслуга. Однако, с началом
девятнадцатого века в развитых европейских государствах, а также США, люди
творческих профессий образовали определенную прослойку общества со своим,
специфичным укладом жизни. Это выражалось в пренебрежительном отношении к нормам
морали и права, порой имело место быть даже нарочито показательное их
нарушение. Со временем эта общественная страта получила название богемы, а
подобный ей образ жизни стали именовать богемным.
Начиная
с этого времени, обыватели начинают считать лиц, принадлежащих к этой
прослойке, обладающих особой смелостью, некоей внутренней свободой, которая
недоступна простому обывателю. Люди хотят подражать богеме, представители
которой жили компактно в своих кварталах и районах.
Для
того, чтобы такая страта смогла существовать в обществе, необходимо
определенное социально – политическое развитие страны, как правило, в сторону
демократии и либерализма. Особенно ярко этот процесс происходил во Франции, как
самой передовой страны Европы в политическом отношении. Борьба за дальнейшее
расширение политических прав граждан активно велась во Франции в XIX веке. В
первую половину существования Третьей Французской республики власть была в
руках монархистов и консерваторов, более того, сами президенты являлись правыми
по своему политическому воззрению, однако, даже с таким настроем правящих слоев
не удалось переломить тенденцию к демократии и либерализму. Это привело к тому,
что в феврале – июле 1875 года были приняты три конституционных закона, которые
легли в основу политического устройства страны: закон от 24 февраля 1875 года.
Закон об организации Сената, закон об организации государственной власти от 25
февраля 1875 г. и закон об отношениях между государственной властью от 16 июля
1875 г.[1].
Во
главе государства стоял человек, который занимал должность президента. Срок его
нахождения на этом посту был ограничен семью годами. Президент Франции имел
достаточно весомые полномочия. Например, он был главнокомандующим армии и флота
Франции, также он занимался внешней политикой страны, кроме этого, мог
распустить нижнюю палату парламента при условии, что верхняя палата
поддерживает это начинание.
Законодательной
властью во Франции являлся парламент. Состоял он из двух палат – нижней и
верхней. Нижняя палата состояла из депутатов, которые избирались населением
Франции на четыре года. Верхняя палата носила название Сената. Способ ее формирования
был не совсем обычным. Сенаторы делились на две категории. Первая категория
сенаторов – те, кто получал право пожизненного заседания в этом органе власти,
таковых насчитывалось семьдесят пять человек. Вторая категория занимала
сенаторские кресла только девять лет и была гораздо более многочисленной –
двести двадцать пять человек. Французский парламент имел право предлагать
законы, а также контролировать деятельность правительства страны. Во время
заседания парламента палаты работали раздельно, не пересекаясь друг с другом,
хотя их заседания и проходили в одно и то же время. Однако, в крайних случаях
допускались совместные заседания палат – согласно основному закону страны,
такими случаями являлись выборы главы государства, либо внесение каких – либо
поправок в основной закон государства, конституцию. [1] Конституционный закон об
организации государственных властей, 25 февраля 1875 г. // Современные
конституции. Сборник действующих конституционных актов. Т.2: Федерации и
Республики. СПб.: Право, 1907. С. 535–537.