Платная доработка на тему Тема: «Потребностно — мотивационная сфера взрослого человека»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Исследование мотивации в отечественной науке 6
1.2 Понятие «потребность» 10
1.3 Особенности формирования мотивов и потребностей 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 21
2.1. Методы исследования особенностей потребностно — мотивационной сферы у студентов-психологов 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность темы. Понимая причинно-следственную природу человеческих действий, становится возможным объяснять и предвосхищать их, тем самым способствуя установлению адекватной коммуникации и взаимодействию людей в их совместной деятельности.
Согласно С.Л. Рубинштейну, мотивы человека формируют ядро его личности, поэтому, изучая мотивационную сферу человека, мы изучаем его как личность. В разных жизненных обстоятельствах одни и те же действия могут иметь разные мотивы, и наоборот, один и тот же мотив может реализовываться в разных действиях. Но существуют определенные общие характерные закономерности в мотивации деятельности человека, которые проявляются в различных способах его реакции на элементы внешней или внутренней сферы жизни.
Идет активный процесс общения между людьми, достижение взаимопонимания, стремление выяснить причины поступков, всегда есть побуждение к действию — мотив совершения действия. Это может проявляться в поведении, таком как смена работы, начало или окончание работы, получение образования, создание или разрушение семьи. Это поведение включает в себя цель, которую человек имеет в виду: изменение образа жизни, достижение успеха на работе или преодоление собственных слабостей. Происходит процесс формирования мотивации, которая в определенный период жизни направляет мысли и действия человека. Знание закономерностей возникновения мотивационных процессов и причин их изменения имеет как научное, так и практическое значение.
Проблема исследования. Проблема мотивационного исследования заключается, во-первых, в том, что феномен мотивации понимается авторами по-разному: мотивационная установка, процесс актуализации мотивации, процесс формирования мотивации. Во-вторых, работу по мотивационным исследованиям сложно систематизировать.
Степень изученности проблемы. На такие проблемы мотивации в своих работах обращали внимание такие ученые, как А.Ананьев, В.Г. Асеев, Л. Божович, В. Вилюнас, Э. Ильин, Т.С. Кудрина, А. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С. Мерлин, А. Орлов, П. Якобсон, Рубинштейн, Д. Макклелланд и другие.
Цель работы: изучить основные подходы к исследованию потребностно — мотивационной сферы взрослого человека.
Объект исследования: психология мотивации.
Предмет исследования: Потребностно — мотивационная сфера взрослого человека.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
-Рассмотреть исследование мотивации в отечественной науке;
-Изучить мотивационную сферу человека;
-Исследовать понятие потребность;
-Провести эмпирическое исследование потребностно — мотивационной сферы взрослого человека.
Методологическая база: Методологическую основу данного исследования составили научные работы известных отечественных и зарубежных философов и психологов. Обоснованием исследования послужили публикации, посвященные понятию мотивации.
Эмпирическая база: Исследование проводилось в Центре последипломного образования СПбУ МВД России на факультете психологии, истории и социологии. В нем приняли участие 5 слушателей Центра последипломного образования (далее — ЦПО) специальности «Психология» (в возрасте от 25 до 47 лет) и 5 студентов 3 курса специальности «Психология» (средний возраст 20 лет).
Методики исследования: Для определения основных мотивов выбора профессии психолога испытуемые писали эссе на тему «Почему я выбираю профессию психолога?». Также использовали опросник «Мотивы выбора профессии» Р.В. Очаговой и тест Д. Голландца на определение типа личности.
Для исследования потребностно — мотивационной сферы было применено «Опросник потребности в исследованиях Ю.М. Орлова», и «Методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Т. Элиса».
Для вычисления полученных результатов были использованы U-критерий Манна-Уитни на базе компьютерной программы SPSS Statistics 20.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Мотивация — это сложная тема, которая охватывает практически все области психологии. Никакая теория не может объяснить всего, что мы знаем о процессе мотивации. Некоторые мотивы, такие как голод, жажда и сексуальная активность, наиболее понятны с биологической точки зрения. Другие мотивы, по-видимому, были изучены и помогают объяснить разнообразие и сложность человеческой деятельности. Другие мотивы влияют на когнитивные процессы, в которых мы участвуем.
Усложняющим фактором в мотивации человека является тот факт, что даже на основную мотивацию влияют другие факторы. Например, мы можем есть из-за наших энергетических потребностей, но некоторые люди едят из-за стресса, тревоги, депрессии, одиночества или социального влияния, такого как другие люди, которые едят. Вкус некоторых продуктов также заставляет нас есть, когда мы не голодны.
Это взаимодействие многих факторов, определяющих поведенческую мотивацию, серьезно усложняет понимание основных мотивационных процессов и требует тщательного выявления и анализа вклада различных мотивационных компонентов. Эти сложные факторы затрудняют понимание того, когда кто-то пытается исследовать более тонкие мотивы.
Мотивация — это действие, это не конкретное событие или вещь, которые можно непосредственно наблюдать. Эта ассоциация — та, которая описывает конкретное поведение. Два аспекта поведения описываются понятием мотивации, которое включает в себя обоснование цели конкретного поведения или действия и правильное объяснение энергии.
Следовательно, действие мотивировано для достижения конкретной цели, или серьезность и уровень энергии воздействия отличаются от предыдущей ситуации.
Рассматривая человеческую мотивацию как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего, существует глоссарий терминов для терминов «мотивация» и «побуждение к действию», которые часто используются как синонимы. Любая причина социального, исторического или экономического развития человечества может быть названа «мотивом» или «побуждением».
Мотивация описывает выбор между различными возможными задачами среди различных вариантов содержания восприятия и мышления, а также описывает силу и выносливость при выполнении выбранной задачи и достижении ее результатов.
Среди подходов к мотивации по необходимости наибольшую поддержку получила теория потребности, разработанная Дэвидом Макклелландом. Согласно этой теории, люди приобретают три типа потребностей в результате жизненного опыта. Эти требования — потребность в достижениях, потребность в принадлежности и потребность во власти.
Основные потребности Маслоу носят физиологический характер. Физиологические потребности включают в себя пищу, воду и другие биологические потребности. Эти потребности являются фундаментальными, потому что они могут подавлять все другие потребности в отсутствие.
Рассмотрение вопроса о мотивации как особом психическом процессе возможно только в рамках проблем порождающей деятельности и поведения, возложенных обществом на субъект деятельности, поскольку мотивация — это психическое обеспечение порождающей деятельности субъекта. Необходимость такого подхода объясняется тем фактом, что активность живых существ является определяющей для всех остальных видов психической деятельности. В человеческой жизни как социальный характер, так и личность работают по-разному. Появляется генеративная активность — это переход мотивации к произвольной и добровольной саморегуляции.
Анализ мотивационных исследований в рамках теории деятельности показал, что мотивацию нельзя понимать, как «включение» деятельности, основанной на мотивации или актуализированной потребности (в качестве мотивирующего стимула).
Содержание и структура мотивации достижения, в частности, идея учебной деятельности, разработанная в рамках структурного и процедурного подходов к мотивации деятельности в работе Гордиффа. В основном это включает самоопределение, развитие идеи теории внутренней и внешней мотивации учебной деятельности, содержания или внешних мотивов учебной деятельности в соответствии с моделью потребности в учебной мотивации. Она направлена на то, чтобы преодолеть удовлетворение или разочарование других людей, которые не имеют к этому никакого отношения.
Современные психологические исследования, проведенные в рамках теории самоопределения в области трудовой мотивации, дают четкое представление о возможностях и пределах использования такого вида стимула, характерного для трудовой деятельности, как возобновление. . За последние два десятилетия дискуссии о них в значительной степени стимулировались серией метаанализов, основанных на многочисленных исследованиях роли материального вознаграждения во внутренней мотивации.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Исследование мотивации в отечественной науке
В целом определение мотивации всегда включает в себя соотношение двух понятий: «мотивация» и «мотив», но многие исследователи используют только одно из них, а другое как синоним. В целом, мотивация рассматривается в контексте этого соотношения:
1) система мотивов личности;
2) как процесс корректировки мотивов и особенностей мотивирующей ситуации. Однако существует и более широкое толкование мотивов, выходящее за рамки понятия мотивов.
Понятно, что понятие мотивации также объясняется неоднозначно. Под мотивами понимаются:
1) мотивы деятельности, связанные с исполнением желаний субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, которые вызывают активность субъекта и определяют ее направление;
2) объекты, побуждающие и определяющие выбор направления деятельности;
3) сознательная причина, которая лежит в основе индивидуального поведения и выбора поведения.
Понятие мотивов, поведенческих мотивов уже научно использовалось на заре становления психологии. В. Вундт, немецкий физиолог и психолог, исследовал компоненты волевых актов самовыражения и эмоции как мотивы, причем первый побуждает к деятельности, а второй — ее движущую силу [8, с.59].
Теория социального научения ближе к теоретическому подходу российской психологии, поскольку вместо определяющей силы инстинкта она учитывает самооценку, предвидение последствий действий, когнитивные процессы, социальные ожидания. Однако из-за их общей поведенческой ориентации личная активность не может быть полностью рассмотрена. Ситуационный подход к изучению мотивов в зарубежной психологии был доминирующим до конца 40-х годов XXI столетия.
Н.В. Елфимова [12] писала, что мотивационная теория когнитивной психологии неубедительна и непродуктивна. Это происходит потому, что разделение когнитивных и эмоциональных аспектов мотивации нарушает принцип целостности человеческого познания. В психологии Л.С. Выготский писал со смертельной иронией.
Критикуя психоанализ, рефлексологию, индивидуализм и гештальтпсихологию, он сказал: «В каждой из этих областей существует целый ряд ключевых концепций… Тот факт, что они растут и стремятся к бесконечности в соответствии с известными законами логики. Содержание его в одно мгновение падает до нуля, и каждая из этих четырех идей на своем месте очень значима, полна смысла и осмысленности и полна полноценных плодов. Равны друг другу, как круглые и пустые нули…» [13, с.308].
Это редко случается с теорией когнитивного диссонанса и большинством мотивационных теорий. Напротив, они характеризуются четким определением масштабов изучаемой проблемы.
Следует сказать, что именно такое четкое определение проблемы позволяло западным ученым сделать прорыв в экспериментальных исследованиях мотивации. Однако, думается, что причиной разногласий в понимании проблемы мотивации в отечественной психологии есть устоявшаяся за рубежом абсолютизация эксперимента как метода психологического исследования. Эксперимент требует четко и узко очерченного предмета исследования, позволяет выделить зависимые и независимые переменные, но в то же время является препятствием для реализации принципа системности. Поэтому узость, локальность многих теорий мотивации очевидно можно объяснить диктатом требований, которые ставит перед исследователями экспериментальная ситуация. Такой общий методологический подход привел к тому, что зарубежные теории мотивации развивались бы по принципу взаимодополнения: если есть когнитивная теория мотивации, то есть и эмоциональная, если есть ситуационная теория, то обязательно должен быть и появляется диспозиционная теория мотивации [23]. Многие исследователи к недостаткам так называемых энергетических и гомеостатических концепций мотивации относят неучет неосознаваемых мотивов. На самом деле это не совсем так. Психоанализ в основу мотивации кладет исключительно неосознаваемые мотивы. Вообще включения сознательной и бессознательной мотивации в психологический анализ является сложной методологической проблемой. Ученые, ориентируются на изучение процессов сознания, опираются прежде всего на экспериментальный анализ, на четкие критерии валидизации тестов и возможности проверки экспериментальных данных [26,c.133].
Для исследователей, которые пытаются учитывать бессознательные факторы мотивации, характерный феноменологический подход, применение в исследовании менее регламентированных процедур, таких как, например, проективные методы. Огромной проблемой является согласование этих «мозаичных» концепций в единую объяснительную систему, которую можно применить к поведению человека не в отдельных экспериментальных ситуациях, а в реальных жизненных взаимодействиях. Ситуативные, локальные подходы не объясняют процесса развития мотивации. Вряд ли можно отрицать мотивирующую роль общественных ценностей, социального окружения, даже предметного окружения.
Согласно с мнением С.Л. Рубинштейна, на внутренние условия нужно воздействовать извне. Очевидно, локализация мотивов определяется особенностями предмета исследования [22]. Поэтому, рассматривая отдельные внешние факторы как составляющие мотивации, она воспринимается очень естественно. Чаще всего то же самое говорят об анализе простых действий, импульсивных и реактивных. Однако в исследованиях личности акценты меняются независимо от воли исследователя. Понятно, что речь идет лишь об изменении сущности его выражения, а не об игнорировании внешних факторов.