Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Тема: Педагогические условия развития музыкального творчества младших школьников на уроках музыки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального творчества обучающихся в начальной школе 7

1.1 Сущность понятия «творчество» 7

1.2 Творчество в разных видах детской музыкальной деятельности 13

1.3 Возможности урока музыки в развитии музыкального творчества младших школьников 19

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию музыкального творчества младших школьников на уроках музыки 24

2.1 Диагностика уровня творческой деятельности младших школьников 24

2.2 Реализация условий гипотезы исследования 28

2.3 Контроль и анализ результатов эксперимента 37

Заключение 41

Список литературы 43

Приложения 49

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Творчество – древнейший способ деятельностного существования человека. В философском контексте творчество человека является продолжением творчества природы, ее составной частью. Общество и каждый его член при этом является субъектом творческой деятельности.

Наша страна нуждается в образованных гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых проблем. Перед учебными заведениями всех уровней стоит очень важная задача: способствовать тому, чтобы каждый ребенок в будущем стал не пассивным членом общества, но и интеллектуальной, инициативной, творческой, общественно полезной личностью.

Формирование среды, перестройка природы, развитие цивилизации – это следствие производительного труда и творческой мысли человека. То есть, творчество представляет собой сложное, общественно организованное явление, от которого зависит жизнь человечества.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей человека реализует важнейший в педагогике гуманистический принцип образования. Соответственно, во ФГОС НОО большое значение придается развитию творческих способностей младших школьников. Важным результатом образования является осознание учеником себя активным субъектом творчества в разных видах учебной деятельности. Показатель творческих способностей детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, способностью подбирать соответствующие средства реализации художественного замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Следовательно, музыкальное творчество трансформируется в творческое, эстетическое, эмоционально-ценностное отношение к действительности вообще.

Проблема творчества, способностей, одаренности в философии, психологии, педагогике всегда была актуальной, многомерной, она по-разному отражалась выдающимися учеными и мыслителями. В свое время педагоги-классики: В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, Ш. Амонашвили, –утверждая гуманистический принцип в образовании, ставили акцент на развитие творческих способностей, формирование активной, творческой личности ребенка.

Анализ последних исследований и публикаций показал, что вопросу творческих способностей посвящено значительное количество работ в области психологии, педагогики и философии. В работах С.И. Багана, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Е.Н. Зверева, Т.В. Кудрявцева, С.Ю. Лазарева и других рассматривается понятие «творческая личность» и сущности творческих способностей, их структурных компонентов. Однако, единого подхода к определению понятийного аппарата проблемы развития творчества личности среди исследователей еще нет.

По мнению всех ученых, творчество как способ самореализации, как качество личности развивается в деятельности любого вида, а затем переносится на жизнедеятельность человека в целом.

Известно, что музыкальная деятельность предоставляет большие возможности для развития творчества детей в силу их эмоционально-любознательной и активно-деятельностной природы.

Вопрос развития музыкального творчества младших школьников на уроках музыки раскрывается в трудах Н.В. Боркиной, З.А. Визеля, О.А. Калининой, С.А. Коноваловой, О.И. Стрихар, Н.А. Терентьевой др., реальной практике на уроках музыки музыкальному творчеству не уделяется должного внимания, т.к. образовательный процесс на уроках музыки направлен в большей степени на обучение, а не на развитие детей.

Проблема исследования состоит в поиске эффективных педагогических условий развития музыкального творчества младших школьников на уроке музыки.

Объект исследования – процесс музыкального образования младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия, необходимые для эффективного развития музыкального творчества младших школьников на уроке музыки.

Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность предложенных в исследовании педагогических условий развития музыкального творчества младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: процесс развития музыкального творчества младших школьников на уроках музыки будет эффективным при следующих педагогических условиях:

 при демонстрации культурных образцов творческой музыкальной деятельности;

 при практическом знакомстве детей с элементарными приемами музыкальной деятельности различных видов и их сочетаний;

 при использовании на уроке творческих заданий для разных видов музыкальной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятий «творчество», «детское музыкальное творчество».

2. Дать характеристику творчеству в разных видах детской музыкальной деятельности.

3. Выявить возможности урока музыки в развитии музыкального творчества младших школьников.

4. Провести экспериментальную работу по развитию музыкального творчества младших школьников на уроках музыки.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования и экспериментальных данных; синтез; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестовые задания, педагогический эксперимент, сравнение, и обобщение.

Экспериментальная база исследования – СОШ №2, п. Новошахтинский, Михайловского района. В исследовании принимали участие учащиеся двух 4-х классов в количестве50 человек: 4-А класс – 25 учащихся (экспериментальный); 4-Б класс – 25 человек (контрольный).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Творчество является деятельностью (способы, приемы), в результате которой создаются качественно новые объекты и духовные ценности. Результатом творческой деятельности является объективно новый продукт. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства), является уникальность его результата.

Детскому творчеству характерна субъективная новизна продукта (дети создают что-то новое для себя, но объективно не значимое).

Развитие творческой деятельности младших школьников непосредственно связано с развитием творческих способностей на уроках музыки посредством включения детей в разные виды музыкальной деятельности: слушания музыкальных произведений и выработки суждений о музыке; пение; игре на музыкальных инструментах; музыкальных играх; движениях под музыку; импровизации; использовании на уроках творческих видов деятельности.

Для развития творческих способностей необходимы особые условия и проявления творчества также и от педагога.

Как показал констатирующий эксперимент (тестирование детей и наблюдение на уроках музыки за деятельностью учителей), учителя очень редко организуют творческую музыкальную деятельность детей, не создают педагогические условия для развития их творчества, в результате чего у большинства детей не развита творческая деятельность.

В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу, что процесс развития музыкального творчества младших школьников на уроках музыки будет эффективным при следующих педагогических условиях: при демонстрации культурных образцов творческой музыкальной деятельности; при практическом знакомстве детей с элементарными приемами музыкальной деятельности различных видов и их сочетаний; при использовании на уроке творческих заданий для разных видов музыкальной деятельности.

Формирующий эксперимент по реализации данной гипотезы был проведен по специально разработанной программе в течение 3 четверти в 4-м классе (всего 5 занятий). Контрольный эксперимент показал эффективность предложенных нами условий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального творчества обучающихся в начальной школе

1.1 Сущность понятия «творчество»

В специальной научной литературе творчество зачастую определяется как процесс деятельности, результатом которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, или как создание новой реальности, которая удовлетворяет различные общественные и личные потребности. Творчество представляет собой многоуровневый процесс, его первый, высокий уровень заключается в осуществлении революции в той или иной области, в коренном изменении понимания системы знаний и их применения. Второй, более низкий уровень, оказывается в дальнейшем развитии известного, расширении сферы его использования [9;13; 17].

Н.Г. Столярова [43] отмечает, что в современной философии и психологии понятие «творчество» трактуется как:

– «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее…, может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д.» (Л.С. Выготский, 1926);

– процесс, имеющий свои стадии, уровни, типы, причины обусловленности (З. Фрейд и др. психологи-аналитики);

– интеллектуальная способность (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, 1962);

– источник и механизм движения, атрибут материи (Я.А. Пономарев, 1976);

– мыслительная и практическая деятельность, при которой новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории культуры, «если же он нов лишь для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения» (А.Н. Лук, 1979);

– мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами (К.К. Платонов, 1984);

– деятельность, направленная на «созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию человека и общества» (В.И. Андреев, 1988);

– деятельность, порождающая нечто качественное новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (Т.А. Глотова, 1992).

Разъяснения понятия «творчество» находим еще у древнегреческого философа Платона (5-6 вв. до н. э.). Он отмечал, что творческое искусство является такой способностью, которая выступает причиной того, чего раньше не было [2]. По мнению Платона, создание любых произведений искусства или ремесла можно назвать творчеством.

Как сложное и многогранное явление, творчество невозможно охарактеризовать однозначно, поэтому и существует ряд подходов и определений, что является результатом различных методологических установок, различных точек зрения и, как следствие, различного понимания, а иногда даже и противоположных представлений. Проблема в определении понятия «творчество» связана, в первую очередь, с отсутствием его непосредственного операционного, психологического наполнения; этим можно объяснить использование до сих пор определение творчества только за его продуктом – созданием нового [7].

Ученые отмечают, что творческую деятельность нельзя рассматривать как нечто обособленное, что подчинено присущим только ей законам. Она является закономерным этапом человеческой деятельности вообще, итогом предыдущего развития форм этой деятельности, новой, качественной ступенью формирования личности. Творческая деятельность вызывается не столько способностью к творчеству, которая, как и любая другая способность, развивается в самой деятельности, но сначала теми объективными возможностями, которые открываются человеку как результат его предыдущей деятельности. т.е., предыдущая деятельность, доведенная до определенного уровня совершенства, открывает человеку возможность свободного самовыражения и при этом создания объективно нового способа или продукта деятельности, что составляет сущность творчества. В качестве нового этапа деятельности творчество является и новым этапом в развитии личности (Д.Б. Богоявленская [6], А.Н. Леонтьев [22], А.М. Матюшкин [27], Я.А. Пономарев [36], В.А. Роменец [38], Б.М. Теплов [47]).

Исследования психологии творчества появились в конце XIX – начале ХХ века на основе теории творчества. Начали исследования проблем творчества Т. Рибо и П.К. Энгельмейер, Позже С.А. Грузенберг. Они выделили для изучения 2 вида творчества – художественное и научно-философское.

В начале ХХ в. ученых-психологов интересовали психологические механизмы творческого процесса. главная роль в психологии творческого процесса отводилась интуиции и ее кульминационному моменту – инсайту, –т.е. деятельности подсознательного [14].

В 20-е годы ХХ века к проблеме природы творчества обращался известный физиолог В.М. Бехтерев и рассматривал эту проблему с позиции рефлексологии: творческий процесс опосредован определенным раздражителем, называемым ученым «творческой проблемой», «творческой ситуацией», которая является реакцией на этот раздражитель [5].

Позже психолог С.Л. Рубинштейн отрицал важность интуиции и вообще роль подсознательного в творчестве. в своих работах С.Л. Рубинштейн говорило творческом процессе как результате сознательной деятельности субъекта. В отличие от предшественников, С.Л. Рубинштейн показал, что сознание не повторяет структуру деятельности, а включается в нее [39].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы