Платная доработка на тему ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ.. 7
1.1. Молодая семья как объект социальной поддержки. 7
1.2. Характеристика основных социальных проблем молодой
семьи в современном обществе. 10
1.3. Социальные технологии, применяемые в работе с
молодой семьей. 13
1.4. Технология консультирования как эффективное средство
социальной работы с молодой семьей. 19
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ.. 23
2.1. Описание практического опыта социальных работников в
сфере социальной работы с молодой семьей. 23
2.2. Диагностика уровня удовлетворенности молодой семьи
социальной работой 26
2.3. Описание практической деятельности по применению
технологии консультирования в работе с молодой семьей. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 39
Введение:
ВВЕДЕНИЕ В
современном обществе молодая семья – одна из самых незащищенных групп
населения. Многие исследователи относят ее к категории групп социального риска. «Молодая семья» – семья, состоящая в первом
зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного
родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ
поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет) [12].
Актуальность
темы обусловлена тем, что молодая семья всегда являлась слабой и уязвимой
частью общества. Между тем, именно этот слой населения является фундаментом
государства: вступая в репродуктивную функцию, молодые семьи начинают процесс
воспитания нового поколения, от которого, в свою очередь, зависит будущее
нашего государства. За редким исключением, большинство людей получают основные
жизненные умения, установки и ценности именно из семьи. Как правило, происходит
так, что именно с теми жизненными установками, которые человеку дают его
родители он и идёт дальше по жизни. Собственную семью человек, получивший всё
необходимое в духовном и моральном плане, будет выстраивать по примеру семьи
своих родителей.
Сегодня
для российского государства проблемы молодой семьи становятся приоритетными и
значимыми. Современное общество постоянно изменяется, движется, развивается.
Данным трансформациям подвержена, прежде всего, молодая семья.
Согласно
данным Росстата на конец декабря 2018 года в России было зарегистрировано
893039 тысяч браков, в 2019 году было оформлено почти 917 тысяч союзов. Большую
часть из этих семей составляют молодые семьи [16].
Молодая
семья в большей мере чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и
государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать
воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть
эмоционально и психологически устойчивой: разрешать все семейные конфликты
своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать
материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов
каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного
отдыха всех членов семьи.
В
российском обществе остро встали вопросы преодоления малодетности, низкого
материального уровня молодых семей, жилищной необеспеченности, стабилизации
взаимоотношений молодых супругов на этапе формирования семьи, имеющих большое
значение в сфере рождения и воспитания детей.
Отсутствие
достаточного опыта во многих сферах жизни, частая незанятость, низкий заработок
и отсутствие стартового капитала являются определенными трудностями для
молодежи в целом, и для только образовавшихся семей в частности. Поэтому,
молодым семьям, только начинающим свой путь так необходима достаточная помощь и
поддержка со стороны государства. Для стабилизации и устойчивого развития
молодых семей государство предпринимает определенные меры, направленные на
комплексную поддержку. Проводиться значительная работа по поддержке семей в
целом, совершенствуется нормативно-законодательная база поддержки семей,
разрабатываются механизмы материальной, финансовой, социальной и
психологической помощи. В то же время в практике отечественной социальной
работы отсутствует единый подход к организации работы с молодыми семьями,
недостаточно проработан механизм их выявления, регистрации и учета. Преодоление
названных недостатков выступает основой для совершенствования отечественной
практики социальной работы с молодыми семьями как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Актуальность подтверждается тем, что весь этот комплекс
проблем, с которыми сталкиваются молодые семьи, говорит о том, что они
испытывают кризис и нуждаются в поддержке. Очевидно, что помощь молодым семьям
со стороны государства и общества должна быть определенным образом организована
и регламентирована. В связи с данной ситуацией, особую значимость приобретает
своевременная организация социальной работы с молодой семьей в современном
российском обществе, а именно внедрение инновационных форм помощи [17].
В
целом в России используется широкий спектр различных технологий в работе с
молодыми семьями, их использование определяется уровнем компетентности
социального работника и социальной организации, в которой они используются. В
социальной работе с молодыми семьями большую роль играет консультирование,
которое может быть очным и дистантным. Существует разнообразие форм социального
консультирования, например, психолого-педагогическое, семейно-терапевтическое,
медико-социальное, социально-правовое. Консультирование как социальная
технология имеет большие возможности и огромный потенциал использования для
решения социальных проблем.
Несмотря
на активное внедрение различных технологий социальной работы с семьей и
реализуемую государственную социальную политику по поддержке молодых семей,
данных мер недостаточно. Таким
образом, проблема видится в поиске
эффективных средств, используемых в социальной работе с молодой семьей. Исходя
из актуальности рассмотренных вопросов, была сформулирована тема курсовой
работы: «Технология консультирования как
средство социальной работы с молодой семьей».
Объект исследования: социальная
работа с молодой семьей.
Предмет исследования: социальная
работа с молодой семьей посредством применения технологии консультирования.
Цель исследования: анализ
теории и практики применения технологий консультирования в социальной работе с
молодой семьей.
В
соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «молодая семья» как объекта
социальной работы.
2. Дать описание основных социальных проблем молодой
семьи в современном российском обществе.
3. Охарактеризовать технологии социальной работы,
используемые в работе с молодой семьей.
4. Рассмотреть особенности применения технологии
консультирования в социальной работе с молодой семьей.
5. Провести диагностику удовлетворенности молодой семьи
социальной работой.
6. Реализовать на практике ряд мероприятий по
консультированию молодой семьи.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех его
социальных связей и отношений. Важнейшими задачами, решаемыми семьей на этом
этапе является, во-первых, психологическая адаптация супругов к условиям
семейной жизни и психологическим особенностям друг друга, во-вторых,
приобретение жилья и совместного имущества, в-третьих, формирование отношений с
родственниками. При этом следует отметить, что сложный процесс формирования
внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения привычек, представлений,
ценностей супругов на данном этапе семейной жизни протекает весьма интенсивно и
напряженно.
Основным социально-психологическим фактором, вызывающим дезорганизацию и
распад семьи, является негативный характер супружеских отношений, выражающийся
в конфликтном взаимодействии супругов.
Таким образом, молодая семья в первые месяцы или годы своего становления
представляет из себя супружескую пару. Диадное взаимодействие, особенно, если
оно осуществляется уже вне пределов родительских семей, является основой для
формирования принципиально нового способа выстраивания отношений и коммуникации
между молодыми супругами. В этот период отношения партнеров очень уязвимы,
возникающие противоречия и трудности решаются интуитивно и зачастую под
влиянием родительского либо другого подсмотренного социального опыта, а потому
не всегда эффективны при их решении.
Психосоциальные, социальные, психологические технологии в помощи
специалистов призваны помочь молодым людям решать эти проблемы и конфликты
наиболее оптимальным и комфортным для молодой супружеской пары путем.
Но в отличие от социально-экономической, финансовой поддержки, роль
субъекта возложена на самих супругов, важную роль здесь играет, конечно же,
участие и мотивация самих молодых людей.
Консультирование молодых семей направлено на установлении нацеленности
молодежи на гармоничное супружество и осознанное родительство.
На сегодняшний день консультирование в социальной работе определяется
как стратегия, как технология и метод оказания профессиональной помощи. Консультирование
в качестве профессиональной помощи человеку выражается в принятии оптимального
решения, сохранения, повышения качества жизни. Концепция консультирования
заключается в том, что специалист, используя свои профессиональные, научные
знания, свой жизненный и профессиональный опыт, формирует для клиента
социальной работы условия, позволяющие раскрывать способности клиента и
использовать их как возможности решения стоящих перед ним задач и проблем.
При
проведении диагностики удовлетворенности молодой семьи социальной работой было
опрошено 5 молодых семейных пар, обратившихся в Управление социальной
защиты населения (10 чел., 5 мужчин и 5 женщин). Результаты опроса
свидетельствуют о достаточно высоком уровне удовлетворенности молодых пар
качеством оказываемых социальными работниками услуг. В то же время они
демонстрируют и слабую информационную осведомленность о таких услугах.
На примере использования технологии консультирования в социальной работе
с молодой семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, было
показано, что основной проблемой этой семьи является диагноз, поставленный их
ребенку – ограниченные возможности здоровья. Рождение ребенка с отклонениями в
развитии является испытанием для всех членов семьи, и прежде всего молодых
родителей. При таких условиях у семейной пары обостряются проблемы
внутрисемейных отношениях. Часто длительное заболевание ребенка и последующая
инвалидность, отсутствие эффекта от лечения, состояние безнадежности ухудшают
взаимодействие между супругами и даже разрушают семьи.
Сознательное обращение родителей за помощью к специалистам – это начало социально-психической адаптации, когда
родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствами
интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты.
Перед социальным работником стоит в качестве первостепенной изучение семейной
микросреды ребенка с ОВЗ и проведение на основе такого изучения психосоциального
сопровождения родителей.
Суть этой технологии применительно к обратившейся к специалисту по
социальной работе молодой пары:
1. анкетирование, которое позволяет, выявить общий план семьи, возраст
родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с
родителями;
2. посещение семьи (для оказания непосредственной психосоциальной помощи
молодым родителям).
3. консультации, беседы. Консультации проводятся для того, чтобы
преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они
способствуют созданию хорошего контакта между родителями и ребенком. Они
помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где
она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться
к своему ребенку, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими
путями их лучше воспитывать.
Наряду с индивидуальными, большой педагогический эффект имеют групповые
и коллективные формы работы социального работника с родителями «особого»
ребенка: Родительские лектории, практикумы; Обмен опытом родителей по семейному
воспитанию и обучению детей с ОВЗ; Совместные досуговые мероприятия;
Тематические консультации, в том числе в режиме он-лайн, используя скайп.
Фрагмент текста работы:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ 1.1. Молодая семья как объект социальной поддержки Социальная
поддержка молодых семей является одним из основных элементов деятельности
социального обеспечения. На сегодняшний день практически все молодые супруги
нуждаются в поддержке на всех уровнях жизни: актуальна проблема планирования
семьи и, прежде всего, ее возникновения, официальная регистрация брака. Рост
числа разводов, конфликтов между супругами, между родителями и детьми
провоцирует возникновение стрессовой ситуации, что, в свою очередь, приводит к
нестабильности в отношениях; самая серьезная проблема алкоголизма и других
зависимостей [3].
Одним
из важных принципов социальной работы с молодой семьей является принцип
самодостаточности семьи, соблюдение которого помогает организации социальной
помощи стимулировать внутренние резервы семьи, решать собственные проблемы.
Кроме того, социальная работа с молодой семьей направлена не только на семью в
целом, но и на отдельных ее членов (ребенка, мать, отца и других членов семьи).
Эффективность реализации главной цели и задач социальной работы с молодой
семьей обеспечивается с учетом типологии и категорий семей, нуждающихся в
различных видах социального влияния, применения соответствующих форм и методов
работы.
Период
молодости — самый рискованный период семейной жизни. Ведь в этот период супруги
пытаются найти общий язык на бытовом уровне, определиться с семейными ролями,
обязанностями, правилами и моральными ценностями. Молодой считается семьей,
когда супруги проживают три года со дня официальной регистрации брака, когда
возраст мужа и жены не превышает тридцати лет, а у супругов есть
несовершеннолетние дети. Понятие «молодая семья» появилось в научной литературе
и в официальных документах в начале 1980-х годов [18].