Платная доработка на тему Театральная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к
формированию социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 9
1.1 Сущность и специфика социально-коммуникативной
компетентности у детей дошкольного возраста 9 1.2 Педагогическая
основа организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях 19
1.3 Особенности развития социально-коммуникативной
компетентности у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной
деятельности 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в
процессе театрализованной деятельности 32
2.1 Изучение сформированности социально-коммуникативной
компетентности у детей дошкольного возраста 32
2.2 Апробация программы на основе театрализованной
деятельности, направленную развитие социально-коммуникативной компетентности
детей дошкольного возраста 44
2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 61
Введение:
Введение Актуальность исследования. В последние десятилетия люди осознали, что поведение
и образ мышления людей в современном обществе меняются. В исследовании
рассматриваются такие аспекты коммуникации, как коммуникативное поведение,
культура общения и понимание, а также многие теоретические и практические
вопросы, среди которых особенно важны коммуникативные навыки человека.
Театральная деятельность
в детском саду выполняет несколько функций. Эта работа наиболее близка детям,
поскольку основана на игре, стимулирующей детское творчество. Средства
художественной выразительности способствуют формированию у школьников
нравственных качеств и развитию познавательных процессов. Сочетая элементы
сразу нескольких видов искусства, театральная деятельность оказывает огромное
влияние на эмоциональный мир детей.
Только общаясь со
взрослыми и сверстниками, дети могут стать людьми. Благодаря общению он испытал
культуру и социализацию, стал представителем своего народа и культуры, научился
связывать свое поведение с поведением других и сформировал с ними единый
социальный организм. В процессе социокультурного взаимодействия нормы, ценности
и системы конкретной культуры обрели устойчивую форму. Различные формы, типы и
типы общения полностью раскрывают особенности человеческого общества.
Актуальность социальных и
коммуникативных навыков дошкольников на уровне обучения зависит от социальной
структуры общества, то есть от формирования социального развития личности
ребенка. Адекватные коммуникативные навыки — одна из необходимых составляющих
подготовки ребенка к обучению, что дает ему возможность успешно освоить
школьную программу.
Одной из важных
исследовательских задач по-прежнему остается разработка инструментов
формирования социальных и коммуникативных навыков, что связано с разработкой и
внедрением эффективных технологий. С помощью этой технологии дети могут
познавать мир с помощью следующих действий: стать ближе к нему и делать все,
что угодно, в любое время. Содействовать развитию и прогрессу. Кроме того,
большое внимание следует уделять занятиям, в которых дети могут полностью
развить свои способности и наиболее эффективно усвоить социальный и культурный
опыт.
Коммуникативная сфера
детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей
выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со
взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) [55].
Театрализованное
представление — это очень эмоционально насыщенное занятие, что делает его
привлекательным для детей и доставляет детям радость. Сочетание драмы и
характера может лучше всего отражать личность ребенка и отвечать конкретным
требованиям развития его психологического процесса. Все это иллюстрирует его
широкий потенциал развития, так что драматические действия могут быть
использованы в процессе обучения и воспитания детей.
Мы считаем, что
использование театральной деятельности для развития социальных и
коммуникативных навыков дошкольников является одним из способов решения этой
проблемы.
Степень научного
объяснения проблемы. Важность и актуальность проблемы коммуникации проистекает
из того факта, что в этом исследовании приняли участие ученые из различных
областей науки: психологии, социологии, психолингвистики, образования, этики, социальные
проблемы российской психологии исследования и общения (Г.М.Андреева, Л.П.
Буева, А.А.Леонтьев,) [7], исследует возможности общения для развития личности
(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и др.
[53]) В педагогике общение изучается, с одной стороны, как составная часть воспитательного
процесса (А.В.Мудрик [7]), с другой стороны, как характеристика
профессиональной культуры педагога (И.И.Зарецкая, В.А.Кан-Калик,
Л.А.Петровская, В.А.Сластенин, Г.С. Трофимова [18]). Немногочисленную группу
источников составили исследования по основам теории коммуникации (Р.Ф.Абдеев,
Л.М.Землянова, Г.Г.Почепцов, А.И.Ракитов [19]), межкультурной коммуникации
(Т.Г.Грушевицкая, А.Б.Зверинцев, В.В.Знаков, П.Когделл, В.Д.Попков, A.B.
Соколов, К.Ситарам, А.П.Садохин [22]), в которых внимание сосредоточено на
проблемах взаимоотношений культуры и коммуникации, культуры и поведения, этики
и культуры (В.К.Белолипецкий, Г.Г.Воробьев, Л.Г.Павлова [58]).
Таким образом, автор
рассмотрел все аспекты проблемы исследования с разных сторон и, несмотря на
некоторые достижения, проблема разработки средств формирования
социально-коммуникативных навыков дошкольников еще далека от завершения.
Исследование формирования
социально-коммуникативной компетентности дошкольников обнаруживает противоречие
между двумя:
-Потенциал драматической
деятельности в формировании социальных и коммуникативных навыков дошкольников и
возможность недостаточного использования их возможностей для решения данной
проблемы;
-Дошкольники не имеют
систематического практического опыта по формированию социальных и
коммуникативных навыков в драматической деятельности, отсутствует теоретическая
база учебного процесса.
Выявленные противоречия
позволяют выявить исследовательские вопросы, в том числе формирование
социальных и коммуникативных навыков дошкольников через театральную
деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить
эффективность театрализованной деятельности в процессе развития социально-коммуникативной
компетентности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативной компетентности.
Предмет исследования: средства развития социально-коммуникативной компетентности в
дошкольном возрасте.
В основу исследования
была положена гипотеза исследования,
исходящая из того, что театрализованная деятельность будет являться
эффективным средством формирования социально-коммуникативной компетентности у
детей дошкольного возраста.
-организация среды
развития дисциплины в дошкольных образовательных учреждениях в качестве стимула
является движущей силой общего процесса формирования личности, что способствует
формированию коммуникативных навыков;
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, методической
литературы по проблеме исследования
2. Определить сущность понятия «социально-коммуникативная
компетентность» детей дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические методики на определения уровня сформированности критериев социально-коммуникативной
компетентности детей дошкольного возраста.
4. Провести педагогический эксперимент.
5. Подвести итоги,
обобщить выводы.
Методы: — теоретические (обзор…, сравнение, обобщение,
синтез, анализ) — практические (педагогический эксперимент, беседа,
наблюдение).
Методологическая основа исследования. Исследование проблемы формирования
социально-коммуникативной компетентности базировалось на методологии
деятельностного подхода, концептуальные положения которой содержатся в трудах
А.Н.Леонтьева [17], на принципах личностно-ориентированного взаимодействия,
раскрытых в работах Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского,
Б.Ф.Ломова и др. [13]; идеи единства и взаимообусловленности развития
человеческой деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и
общества, активной роли личности в процессе социального и индивидуального
развития, обоснованные в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,
А.Маслоу, К.Роджерса, СЛ.Рубинштейна и др.; исследования, вскрывающие роль
социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин
[17]) и др.
Методы исследования:
Теоретический анализ
философской, социологической, культурологической, педагогической,
психологической литературы; психолого-педагогическое обследование;
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математическая
обработка данных.
Практический анализ: педагогический
эксперимент, беседа, наблюдение.
Методика исследования:
— Анкета для педагогов
ДОУ, серия диагностических заданий на определение сформированности критериев социально-коммуникативной
компетентности (автор О.В. Дибина)
Теоретическая значимость исследования заключается в
том, что полученные результаты помогут лучше понять формирование
коммуникативной и развивающей личности дошкольников, а также смогут полноценно
взаимодействовать с окружающей средой, что будет способствовать социализации
подрастающего поколения.
Практическая значимость исследования заключается в
том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс
формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Результаты исследования позволяют сделать выводы и
рекомендации по организации процесса социально-коммуникативной компетентности
дошкольников в драматической деятельности.
Организация исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – Детский сад «Светлячок»
В исследовании принимали
участие 60 дошкольников 2 старших групп.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Актуальность социального
развития детей дошкольного возраста, социальных и коммуникативных навыков
зависит от социального устройства общества — формирования социального развития
личности ребенка. Адекватные коммуникативные навыки — одна из необходимых
составляющих подготовки ребенка к обучению, что дает ему возможность успешно
освоить школьную программу.
Одной из важных
исследовательских задач остается метод развития социальных и коммуникативных
навыков, связанных с разработкой и внедрением эффективных технологий. С помощью
этой технологии дети могут познавать мир через действия, которые им тесно
связаны. Это бесплатно и способствовало развитию и прогрессу. Кроме того,
особое внимание следует уделять занятиям, которые позволяют детям в полной мере
развивать свои способности и наиболее эффективно усваивать социальный и
культурный опыт.
Мы считаем, что развитие
социальных и коммуникативных навыков дошкольников посредством театрального
представления — один из способов решения этой проблемы.
Определен характер
развития у детей дошкольного возраста социальных и коммуникативных навыков в
драматической деятельности. Это образовательный процесс, в котором роли, сюжеты
и реальность сравниваются интуитивно, организованно, постепенно и непрерывно.
Усвоить знания и нормы взаимоотношений между детьми и другими людьми,
сформировать способность воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать
и поддерживать контакт со взрослыми и сверстниками; формировать достаточные
оценочные действия для анализа собственного поведения и поведения других.
Кроме того, мы определили
особенности социально-коммуникативного развития дошкольников в драматической
деятельности, в том числе использование детьми различных символических средств
(мимика, мимика, формация, голос и др.) В драматической деятельности. … и т.
д.), чтобы понять познание, распространение и копирование информации через
межличностные отношения, чтобы улучшить социальные навыки детей в процессе
взаимодействия с окружающей средой.
Теоретический анализ литературы требует экспериментальной
проверки сделанных выводов на практике, что подтверждает правильность
выдвинутой нами исследовательской гипотезы.
Наше исследование не утверждает, что оно не может
полностью решить проблему. В будущем мы можем и дальше развивать потенциал для
драматической деятельности в области познания и личностного развития детей.
Наша гипотеза заключается в том, что драматическое
поведение может эффективно способствовать развитию социальных и коммуникативных
навыков посредством драматического поведения дошкольников в следующих
ситуациях:
-Организация и среда развития дисциплин в дошкольных
образовательных учреждениях являются движущей силой всего процесса формирования
личности, которая является движущей силой, способствующей формированию
коммуникативных навыков;
-Убедитесь, что средства и методы драматической
деятельности систематизированы и выделены в соответствии с психологическими и
педагогическими особенностями детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к
формированию социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 1.1 Сущность и специфика социально-коммуникативной
компетентности у детей дошкольного возраста Проблема социальной и
коммуникативной компетентности была актуальна в течение долгого времени. Такие
известные учителя и философы как А. Дистервег, Я. А. Коменский, И.Г.
Песталоцци, Ж.Ж. Руссо обратили внимание на потребность ранней социализации
ребенка [36]. Существование человечества невозможно без социальной и
коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, социального
положения, территориального и национального самосознания и многих других
данных, характеризующих человека, которого мы постоянно мы храним информацию,
мы заняты коммуникативной деятельностью.
Коммуникация —
чрезвычайно широкое понятие. Часто это рассматривают как взаимодействие два и
больше людей в целях достижения общего результата [3].
Б.Д. Пэриджин
рассматривает необходимое условие существования и коммуникации личности. По его
словам, коммуникация — процесс установления
целеустремленного, прямого или опосредованного или иными средствами контакта между людьми, так или
иначе связанными друг с другом в психологическом отношении. Б.Д. Пэриджин
выделяет три параметра в коммуникации [5]:
• содержание и
ориентация: коммуникация может определять и изолировать, продвигая и
противодействуя;
• форма: словесная и
невербальная коммуникация, прямая, межабонентская и установленная;
• методы коммуникации
содержания и формы в ходе коммуникации: имитация, инфекция, предложение, вера.
Социально
– коммуникативная компетентность — интегративное качество личности, формируемое
в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности,
активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения и
реагирования межличностных и вкутриличностных социальных позиций [9].
В социально-коммуникативную компетентность входит –
1.умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый,
грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем, 2. умение получать
необходимую информацию в общении, 3. умение выслушать другого