Психология детей с интеллектуальными нарушениями Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Сюжетно ролевая игра как средство развития навыков социально приемлемого поведения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы развития навыков
социально приемлемого поведения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью посредством сюжетно-ролевой игры как средства. 9

1.1. Интеллектуальная недостаточность как патология
психического развития  9

1.2. Развитие навыков социально приемлемого поведения у
детей дошкольного возраста. 18

1.3. Возможности сюжетно-ролевой игры как средства
развития навыков социально приемлемого поведения у детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью.. 29

Выводы по 1 главе. 37

Глава II. Эмпирическое исследование сюжетно-ролевой игры
как средства развития навыков социально приемлемого поведения у детей
дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.. 39

2.1. Организация и методическое обеспечение исследования. 39

2.2. Программа сюжетно-ролевых игр для воспитания навыков
социально приемлемого поведения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью.. 39

2.3. Оценка результативности программы и анализ
результатов исследования  39

Выводы по 2 главе. 40

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 42

  

Введение:

 

Актуальность. Происходящие изменения в условиях экономического и политического
реформирования существенно затрудняют процессы социализации и адаптации детей
дошкольного возраста, включения их в систему общественных отношений. Актуальность
проблематики социального развития обусловлена заказом общества, призванным
формировать социально развитую личность ребенка. На современном этапе общественного развития одной из
актуальных проблем является проблема приобщения детей дошкольного возраста к
социальному миру, формирование у детей умений к адекватной ориентации в
доступном социальном окружении, осознание самоценности собственной личности и
окружающих.

Основой личностного развития является воспитание
основ социально приемлемого поведения в период дошкольного детства. Нормы и
правила поведения представляют собой установленный порядок действий и
отношений. При этом культура поведения представляет собой
совокупность сформированных, социально значимых личностных качеств и поступков,
основанных на нравственных, этических и эстетических нормах; включает бытовую
культуру, культуру общения, культуру поведения и деятельности.

Дошкольный возраст является периодом активного
приобщения детей к усвоению правил социально приемлемого поведения, культурных
и нравственных норм, именно на данном этапе
формируются и развиваются умения общаться, уважительно относиться к окружающим,
осваивать социальные нормы и правила. Дети
приобретают навыки поведения, учатся гуманному отношению, осознают моральный
смысл явлений окружающего мира, начинают подчиняться социально принятым нормам
и правилам. Дети дошкольного возраста еще
недостаточно знают, как правильно вести себя в обществе, не всегда
согласовывают свое поведение с известными нормами морали и нравственности, у
них еще накоплен недостаточный опыт собственного нравственного поведения, а
нравственные нормы, ценности и ориентации, хотя и усвоены, еще не вполне
присвоены и не стали личностно значимыми, которыми дети могли бы
руководствоваться в своем поведении.

Дети с интеллектуальной
недостаточностью составляют в целом группу риска по нарушенному поведению.
Важным показателем успешного формирования социальной адаптации является степень
сформированности социально приемлемого поведения. Нарушения поведения детей
дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью являются актуальной
проблемой, и это имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от
общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей ставят
серьезные задачи перед семьей и образовательным учреждением.  Коренные преобразования в жизни общества,
социальные, экономические трудности, радикальный пересмотр жизненных ценностей,
трансформация системы отношений во всех сферах социума, ставят эту возрастную
группу общества в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее
адаптивные возможности. Учитывая сложность этиопатогенеза нарушенного поведения
у детей с интеллектуальной недостаточностью, к ним требуются принципиально
другие подходы в построении всего комплекса коррекционных мероприятий, нежели к
детям с нормальным развитием.

Ведущая роль в развития навыков
социально приемлемого поведения у детей принадлежит игре, в процессе которой
ребенок имеет возможность вступать в реальные взаимоотношения и усваивать
выработанные социумом ценности, а также учиться следовать общественно
выработанным нормам и правилам поведения. В играх создаются возможности для
формирования этических норм, гуманных проявлений, формируются способности к
сопереживанию и содействию. Именно в сюжетно-ролевой игре дети наблюдают
практическую модель социально одобряемого поведения.

Наличие большого числа научных и практических работ
по проблеме изучения навыков социально приемлемого поведения у детей с
нарушениями развития свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время
значение сюжетно-ролевой игры в данном процессе полностью не раскрыта. В связи с
этим существует противоречие между необходимостью освоения детьми социального
опыта и развития
социально приемлемого поведения у детей дошкольного возраста с
интеллектуальными нарушениями и недостаточным
использованием потенциала сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольных
образовательных учреждений. Раскрытие противоречия обусловили выбор нами темы
исследования: "Сюжетно-ролевая
игра как средство развития навыков социально приемлемого поведения детей
дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью".

Степень изученности
проблемы.

Изучением
закономерностей развития личности на разных этапах онтогенеза занимались Л.И.
Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.

Проблемам
социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посвящены работы
Л.И. Божович, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, О.А.
Репиной, А.Г. Рузской; Е.О. Смирновой, C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др. Вопросы воспитания культуры поведения
дошкольников активно изучались в дошкольной педагогике (Т.И. Бабаевой, Р.С.
Буре, А.Д. Кошелевой, И.Н. Курочкина, Т.А. Марковой, В.С. Мухиной, В.Г.
Нечаевой, С.В. Петериной, Е.И. Щербаковой, С.Г. Якобсон и др.).

Вопросами
формирования социального опыта детей дошкольного возраста занимались такие
ученые, как С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.М. Шипицина и др.

В рамках
отечественной науки процесс усвоения социальных норм, образцов, способов
поведения трактуется в качестве морального развития ребенка, что подчеркивается
в исследованиях Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.М.
Холмогоровой, С.Г. Якобсона и др.

Значение игры
для морально-нравственного развития дошкольников описывается в исследованиях
Р.С. Буре, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой и
др.

Сюжетно-ролевая
игра как средство формирования у дошкольников социального опыта рассматривается
в исследованиях Р.С. Буре, О.М. Гостюхиной, Р.А. Иванковой, И.Б. Теплицкой, В.М.
Холмогоровой, Д.Б. Эльконина и др.

Исследованию
детей с нарушениями развития, в частности, с интеллектуальной недостаточностью,
посвящены труды таких ученых, как С.Ю. Бородулина, Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев,
В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, И.И. Мамайчук, М.С. Певзнер,
С.Л. Рубинштейн, С.В. Соловьева, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова, Л. Шипицына,
Ж.И. Шиф, Д.Б. Эльконин и др. Проблема нарушений поведения учащихся с
интеллектуальной недостаточностью привлекала и привлекает внимание многих ученых
— Д.Н. Исаев, К.С. Лебединская, Э. Сеген, и т.д.

Цель исследования:
проанализировать и эмпирически проверить развитие навыков социально приемлемого
поведения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования:
процесс развития навыков социально приемлемого поведения.

Предмет исследования:
сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков социально приемлемого
поведения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования
развитие навыков социально приемлемого поведения у детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью средствами сюжетно-ролевой игры будет
эффективным, если будут соблюдены психолого-педагогические условия:

— комплексное сочетание сюжетно-ролевых
игр с традиционными дидактическими методами и приемами;

— формирование в сюжетно-ролевой игре опыта
выражения эмоций и межличностного взаимодействия социально приемлемыми
способами;

— обеспечение психолого-педагогического
руководства за игровой деятельностью дошкольников.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику интеллектуальной
недостаточности как патологии психического развития.

2. Охарактеризовать специфику развития
навыков социально приемлемого (одобряемого) поведения у детей дошкольного
возраста.

3. Описать возможности сюжетно-ролевой
игры как средства развития навыков социально приемлемого поведения у детей
дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

4. Провести эмпирическое исследование  навыков социально приемлемого поведения у
детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами
сюжетно-ролевой игры и дать анализ полученным результатам.

5. Разработать рекомендации для
педагогов-дефектологов и родителей по развитию навыков социально приемлемого
поведения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью средствами сюжетно-ролевой игры.

Для достижения поставленной
цели были использованы следующие методы исследования:

— теоретические (анализ
психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение
педагогического опыта);

— эмпирические (наблюдение, анкетирование,
тестирование). В работе применялись следующие методики:
______________________________________________________________________________________________________

— методы обработки результатов (качественный и
количественный анализ результатов исследования).

Практическая значимость исследования. Результаты
исследования могут быть использованы для диагностики нормативности социального
развития детей с интеллектуальной
недостаточностью в рамках организации образовательного процесса.
Разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр, а также рекомендации
для педагогов-дефектологов и родителей по развитию навыков социально
приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью средствами сюжетно-ролевой игры могут служить основой для
решения задач в практике педагогов
при организации психолого-педагогической помощи детям с проблемами развития.

Структура исследования.
ВКР содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы
и источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы проблемы развития навыков социально приемлемого
поведения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
посредством сюжетно-ролевой игры как средства 1.1. Интеллектуальная недостаточность
как патология психического развития Задачей данного параграфа является представление
анализа литературы по проблеме изучения интеллектуальной недостаточности как
патологии психического развития. В данном параграфе планируется рассмотреть
классификацию, этиологию, патогенез, клинические проявления, клинические формы,
диагностические критерии умственной отсталости в соответствии с
общепатологическим подходом к оценке интеллектуальных нарушений, а также
представить психолого-педагогическую характеристику детей с умственной
отсталостью.

Проблема интеллектуальных отклонений является
предметом исследования многих наук. Особое место среди психических расстройств
занимают болезни развития — дизонтогении, которые связаны с нарушениями
развития мозга. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья
умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом
развития. По данным NCHS, показатели распространенности умственной отсталости возросли с 3,57 до
4,55% с 2014 по 2016 год. Распространенность умственной отсталости в России
составляет около 1-5% от детской популяции, зафиксирована тенденция увеличения
количества детей с умственной отсталостью с 2008 по 2012 год на 0,2% [39].

Под понятием «умственная отсталость» объединены
разнообразные формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу,
клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания.
Умственная отсталость определяется как синоним различных по этиологии и
клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых
является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего
психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных
способностей. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению
и деменцию (приобретенный интеллектуальный дефект) [39]. Одним из основных признаков олигофрении является отсутствие усложнения симптоматики
(прогредиентность)   [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы