Педагогика дошкольный возраст Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Сюжетно ролевая игра как средство обогащения словаря для детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевых игр ……………………….…………………..
1.1 Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста ………………………………………..……………………
1.2 Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………
1.3 Анализ игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры …………………………………………………………………
1.4 Сюжетно-ролевая игра в младшей группе и ее влияние на обогащение и активизацию словаря детей …………………..….
Выводы по теоретической части исследования…………………..
ГЛАВА 2. ……………………………..
2.1 ………….……………………………………………………….
2.2 ………………………………………………………………….
Выводы по главе 2……..…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 

  

Введение:

 

Овладение родным языком, его словарным богатством как способом и средством общения с людьми – это одно из наиболее важных приобретений детей в дошкольном возрасте.
Развитие словарного запаса выступает необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем ему легче высказывать свои собственные мысли, тем шире его возможности в процессе познания окружающей действительности, полноценнее и содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Также, напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.
Проблема изучения детского словаря рассматривалась многими исследователями отечественной психологии и педагогики. В работах ученых рассматривались такие вопросы, как: обогащение словаря детей на основе познания окружающего (В.И. Яшина, В.И. Логинова), роль обучения в работе со словом (А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Э.П. Короткова, Ю.С. Ляховская, В.И. Коник, А.М. Бородич и другие); обогащение словаря детей во время ознакомления с природой (М.М. Кольцова, Н.Ф. Виноградова и другие); обогащение словаря детей в различных видах деятельности (Н.П. Савельева, Р.И. Жуковская и другие).
Овладевая словарным богатством языка, дети получают мощное средство общения с людьми, овладевают средством познания, орудием обмена мыслями. Такое овладение способствует качественным изменениям во всех психических процессах и определяет взаимоотношения между ними. (Н.А. Рыбников, А.А. Люблинская).
Богатый словарный запас – это одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому сам процесс развития словарного запаса рассматривается в современном дошкольном образовании в качестве общей основы обучения и воспитания детей.
Словарь детей младшего дошкольного возраста, по мнению исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин) характеризуется следующими особенностями: наблюдаются множественные данные неверного употребления слов, перенесения названия с одного объекта на другой, сужения или, напротив, расширения пределов значений слов и их использования; стремительный рост словаря по мере развития ребенка.
Использование слов детьми 3-5 лет находится в зависимости не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто применяют эти слова окружающие взрослые, и как организована деятельность детей с соответствующими предметами; словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, которые придумали сами дети и др.
Сюжетно-ролевые игры позволяют выработать чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они хранят в себе большие возможности для развития словаря детей, дают определённый объём знаний, а также учат детей владеть этими знаниями; помогают в игровой форме решать различные умственные задачи, при этом преодолевая определённые трудности речевого развития. В исследованиях отечественных ученых (Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И.Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А, Марковой) убедительно доказана двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется игрой, с другой – сама игра развивается под влиянием речевого развития.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Особенно важны и для развития речи, и словаря имеет, прежде всего, творческая и сюжетно-ролевая игра, в котором дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают темы и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
Цель исследования: теоретическое обоснование возможности обогащения и активизации словаря детей в условиях сюжетно-ролевых игр и описание проекта работы по обогащению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности организации сюжетно-ролевой игры для обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если:
• учитывать индивидуальные особенности развития словарного запаса каждого ребенка;
• постепенно обогащать предметно-игровую среду;
Задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
2. Описать особенности обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.
3. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Описать возможный вариант работы по обогащению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 Целью выпускной квалификационной работы являлось (см. цель ВКР из введения). Для достижения цели необходимо было решить ряд задач.
Для решения первой задачи (вставить первую задачу из введения) была проанализирована литература. В ходе анализа литературы мы выяснили, что… (краткий вывод по теории).
Для решения второй задачи (вставить вторую задачу из введения) мы проанализировали литературу и пришли к выводу, что…
ТАКИМ ОБРАЗОМ ОПИСАТЬ ВСЕ ЗАДАЧИ

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБОГАЩЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
1.1. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Речевое развитие младших дошкольников имеет свои особенности. Доктор педагогических наук О.В. Акулова полагает, что «у ребенка четвертого года жизни настает качественно новая стадия овладения речью. Мотивом конструктивного усвоения родного языка становятся возрастающие потребности ребенка познать, рассказать и подействовать на себя и иного человека. Речь подключается ко всем разновидностям деятельности ребенка – познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.»[10, с. 42].
В период младшего дошкольного возраста дети уже без затруднений входят в контакт не только со знакомыми, но также и с чужими людьми. Необходимость в общении вызывает у детей проявления инициативы, они «могут самостоятельно вступать в разговор, задают много разнообразных вопросов, их познавательные потребности возрастают» [4, с. 10].
Н.А. Стародубова указывает на то, что «возникновение новых видов деятельности, усложнение общения со сверстниками и взрослыми, расширение круга жизненных отношений и связей, в которые включен младший дошкольник, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (объяснительной и контекстной) и функций (обобщающей, планирующей, регулирующей, знаковой и коммуникативной)» [30, с. 51].
Также в этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается их запас активного словаря (до 2000 слов) [1, с. 116]. Дети способны правильно называть предметы ближайшего окружения: игрушки, мебель, посуду, одежду. В их речи шире используются прилагательные, наречия, предлоги. Но хотя младший дошкольник быстро выучивает слова, но смысл, что в них заключается, постигает понемногу.
Дети в возрасте 3-4 лет овладевают фразовой речью, их речевые высказывания усложняются и удлиняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Но речь детей еще однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом – сказуемое, затем – дополнение [6, с. 36].
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием декламируют стихи в двудольном размере (хорей, ямб), поют песенки, представляя ритмическую структуру 2/4. [33]
В возрасте 3 лет в речи детей появляются придаточные предложения, многословные фразы; к концу года – местоимения и соединительные союзы. К 4-5 годам появляется условная форма придаточных предложений, длинные фразы, монологи. Происходит второй период вопросов «Почему?».
Речь в качестве средства общения в младшем дошкольном возрасте, чаще всего, напрямую связана с практической деятельностью детей в какой-либо наглядной ситуации. Это трансформирует речь в диалог, то есть прямые ответы на вопросы взрослых или вопросы и обращения к ним. Диалог – это как бы часть совместной деятельности ребенка со взрослым, еще не отделенная от конкретной ситуации взаимодействия [6].
Во-вторых, речевая активность резко повышается во время игр и какой-либо самостоятельной деятельности детей. Собственная речь у ребенка часто сопровождается с его предметными действиями. К примеру, ребенок констатирует перемещение или падение игрушек («мячик укатился», «мишка упал»), комментирует свою игру с кубиками («домик большой не сломается»), подгоняет машинку («скорей поехали») и т.д. Такая речь на первый взгляд ни к кому не обращена, она лишь фиксирует какие-либо действия ребенка. Но эта речевая фиксация имеет довольно большое значение при формировании вербального мышления ребенка. [30]
В-третьих, происходит значительное возрастание интереса детей к взрослой речи. Они уже могут понимать и слушать не только речь, обращенную к ним, но и также прислушиваются к словам, к ним не обращенным. На третьем году жизни дети уже понимают содержание простых стихов и сказок и любят слушать их в исполнении взрослых.
Дети пробуют рассказать взрослым о каких-то своих впечатлениях и предметах, отсутствующих в непосредственной от них близости. Это значит, что детская речь начинает отделяться от ситуации наглядной и становится самостоятельным средством мышления и общения ребенка. [8]
Как отмечалось нами ранее, в детской речи встречаются практически все части речи, а также разные типы предложений. Самым важным приобретением речи ребенка на этом этапе его речевого развития является то, что слово наделяется для него предметным значением. Ребенок обозначает одним каким-то словом предметы, которые различны по их внешним свойствам, но схожи по какому-либо способу действия с ними или существенному признаку. С появлением таких предметных значений слов напрямую связаны первые обобщения.
Таким образом, речевое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется значительным увеличением словарного запаса, высказывания становятся развернутыми, на основе этого, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок способен делать самостоятельные суждения, высказывает свое мнение. Словарь младшего дошкольника включает в основном слова, обозначающие предметы обихода, игрушки, имена близких ему людей. С усвоением грамматического строя речи, в речи ребенка появляются сложные предложения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы