Платная доработка на тему Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
СВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8
1.1. Теоретический анализ исследований формирования и
развития самооценки в дошкольном возрасте. 8
1.2. Особенности развития самооценки дошкольника. 16
1.3. Особенности социально-психологического развития
ребенка дошкольного возраста. 26
1.4. Характеристика стилей родительского воспитания. 28
1.5. Тревожность и особенности ее проявления у детей
дошкольного возраста 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 45
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗИ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 49
2.1. Организация и ход исследования. 49
2.2. Анализ результатов исследования. 55
2.3. Практические рекомендации по коррекции стиля
семейного воспитания у матерей, уровня тревожности и самооценки у детей
старшего дошкольного возраста 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 74
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 76
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 84
Введение:
Актуальность
исследования. Среди важных задач
дошкольного образования особое внимание уделяется становлению личности ребенка,
обеспечению его физического и психического здоровья, развитию умственных и
творческих способностей, любознательности, познавательной активности.
Положительное влияние взрослых на личность ребенка
заключается в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к
нему лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. Но при этом, именно семья
может потенциально нанести столько ущерба и вреда психике ребенка, как ни один
другой социальный институт. Первый жизненный опыт ребенок получает именно в
семье, выполняет первые наблюдения, учится вести себя в различных ситуациях.
Для того чтобы ребенок не начал подражать отрицательным примерам родителей,
важно, чтобы они подкрепляли конкретными примерами то, чему учат ребенка, чтобы
тот, в свою очередь, видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Все это возможно, когда ребенок адекватно
оценивает свои способности, когда у него сформирован достаточный уровень самооценки, выступающий
как самостоятельный регулятор поведения ребенка. В рамках научных исследований
самооценка характеризуется как показатель индивидного уровня развития личности,
как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. В работах Л.И.
Божович [12],
Э. Эриксона [60], М.И.
Лисиной [41], И.С.
Кона [34] обсуждается
проблема развития самооценки, ее структуры, функций. Самооценка личности, так
называемый «образ себя», формируется на основе совокупных оценок, а также реакций
на свое поведение со стороны окружающих людей. На формирования самооценки в
дошкольном возрасте особе внимание оказывает семья.
В развитии и становлении самооценки ребенка особое внимание
уделяется вопросам общения и взаимоотношений ребенка с родными и близкими
людьми, а также стилю семейного воспитания. Стиль семейного воспитания подразумевает
под собой способ отношения родителей к ребенку, применение ими определенных воздействующих
на него приемов и методов, выражающихся в особой манере словесного обращения и
взаимодействия с ребенком. В развитии личности ребенка к неблагоприятным
последствиям, проблемам в его поведении может привести любая дисгармония в
семье [3; 30]. Здоровому
воспитанию и гармоничному развитию дошкольника может поспособствовать только
доверительные отношения в семье, благоприятная позитивная атмосфера, стабильная
обстановка.
В старшем дошкольном возрасте потребность ребенка в оценке
взрослого огромна, однако самооценка ребенка начинает опираться на результаты и
выводы, которые ребенок получает в индивидуальном опыте.
Результаты анализа исследований по педагогической и возрастной
психологии показывают, что в формировании самооценки дошкольника оценкам
взрослых, которые дети получают в общении и совместной деятельности,
принадлежит ведущая роль (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина,
Г.А. Люблинская, И.С. Кон, А.Л. Кононко, А.В. Петровский) [13; 39].
Отметим также, что формирование полноценной активной личности
должно, прежде всего, основываться на воспитании у ребенка чувства собственного
достоинства, осознании своей самоценности, уважения к себе, веры в собственные
силы. Однако, на пути этом иногда возникает страх, тревога. Обеспокоенность, страх,
тревога – это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической
жизни, как удивление, восторг, радость, гнев. Поведение человека может
существенно меняться при чрезмерной податливости к страхам, тревогам,
зависимости от них.
Исследования тревожности у детей старшего дошкольного
возраста характеризуются недостаточной разработанностью в теории и практике
психолого-педагогических исследований. Известно, что тревожность у детей
данного возрастного периода возникает как невозможность или неспособность
противостоять стрессогенным факторам. Как отмечают психологи, большинство причин
лежат в области семейных отношений (непоследовательность в воспитании,
попустительство, слишком требовательное или отрицательное отношение к ребёнку),
порождающих в дошкольнике тревогу. В той или иной степени детская тревожность
обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер [11; 63; 64;
66; 73].
Цель работы: исследование связи стилей
семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей дошкольного
возраста.
Объект исследования:
особенности развития личности детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Предмет исследования:
особенности влияния стилей семейного воспитания на самооценку и уровень тревожности
детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: стиль
родительского воспитания оказывает влияние на уровень самооценки и тревожности
ребенка старшего дошкольного возраста:
– низкий уровень самооценки отмечается у дошкольников,
чьи матери предпочитают авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания;
– средний и высокий уровни самооценки отмечаются у дошкольников,
чьи матери выбирают демократический и либеральный стиль семейного воспитания,
– высокий уровень тревожности наблюдается у
дошкольников, чьи матери чрезмерно контролируют детей, предъявляют завышенные
требования, проявляют гиперпротекцию и гипопротекцию.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований,
посвященных развитию личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
2. Описать особенности социально-психологического
развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать стили родительского воспитания.
4. Проанализировать особенности развития самооценки
дошкольника.
5. Раскрыть сущность тревожности и описать
особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести эмпирическое исследование, направленное
на выявление связи стиля воспитания и детско-родительских отношений с
самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста.
7. Предложить практические рекомендации по
коррекции стиля семейного воспитания у матерей, уровня тревожности и самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования представлена
трудами таких исследователей, как Л.И. Божович [12], которая
анализировала проблемы формирования личности, С.А. Козлова [31], занимающаяся
вопросами дошкольной педагогики, Т.А. Куликова [32],
раскрывающая актуальные вопросы семейной педагогики
и домашнего воспитания, М.И. Лисина [40],
изучающая общение, личность и психику ребёнка, Т.А. Репина [51], определяющая
отношение между сверстниками в группе детского сада,
Э.Г. Эйдемиллер [59],
исследующий методы семейной диагностики и психотерапии.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее
негативная роль в развитии является темой многочисленных исследований
психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления
детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики
(О.И. Захаров [62], Н.Д.
Левитов [63] и др.) и
как условия и результата социализации (А.М. Прихожан [64], К. Хорни
[65], Ю.Л.
Ханин [66] и др.).
Доказана связь уровня интеллекта и переживания страхов (И. Раншбург и П. Поппер
[67]).
Выявлено половые и возрастные различия в проявлениях тревожности
(В.И. Кочубей и Е.В. Новикова [68]).
Проанализирована связь тревожности с мотивацией учения (А.К. Дусавицкий [69] и др.),
социометрическим статусом (А.Ю. Панасюк [70] и др.),
успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий [69],
В.Н. Дружинин [71], Е.К.
Лютова и Г.Б. Монина [72]).
Для решения поставленных задач использовались следующие
методы исследования:
· Теоретический анализ.
· Психодиагностические методы:
– Опросник родительского отношения (В.В. Столин, А.Я.
Варга);
– Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис (АСВ);
– Тест «Ваш стиль общения и воспитания» Овчарова
Р.В.
– Методика исследования тревожности (Р. Тэммпл, В.
Амен, М. Дорки);
– Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г.
Щур);
– Методика исследования самооценки «Какой Я?».
Новизна исследования:
выявлены особенности влияния стиля воспитания и детско-родительских отношений
на уровень самооценки и тревожности детей старшего дошкольного возраста. Предложены практические рекомендации по
коррекции стиля семейного воспитания у матерей, уровня тревожности и самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
База
исследования: г. Москва, ГБОУ школа № 1798 «Феникс»
дошкольное образование ДК № 4. Структура выпускной квалификационной работы: введение,
две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
Внутренний мир
личности ребенка старшего дошкольного возраста – это его психическая
реальность, которая вмещает в себя все аспекты сознательной духовной жизни
личности.
Становление внутреннего мира
личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит под воздействием
множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со
сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и
социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио,
телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.
Семья,
обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного
развития ребенка, создает предпосылки для развития индивидуальности и
психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее
субъективный мир, как чувства.
Существуют разные стили семейного воспитания,
которые по-своему влияют на личность ребенка. Отец и мать могут использовать
разные стили воспитания, взаимно дополняя, или подрывая влияние друг друга.
Стиль семейного воспитания взаимосвязан
с самооценкой и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Лучшие
взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае
твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Нарушение детско-родительских
взаимоотношений отмечается в семьях с высоким уровнем тревожности. У ребенка
может сформироваться высокая тревожность при патологических стилях семейного
воспитания (инфантилизация ребенка, эмоциональное отвержение, авторитарная
гиперсоциализация), что также сказывается на его самооценке.
Уровень тревожности у дошкольников
гораздо ниже, самооценка выше при гармоничных взаимоотношениях с родителями
(принятие, сотрудничество, кооперация). И наоборот – тревожность более высокая,
самооценка более низкая, чем выраженнее нарушение детско-родительских
отношений, чем выше показатели принятия, сотрудничества, кооперации. Также уровень
тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста обусловлен непредсказуемостью
поведения родителей и авторитарностью, отсутствием тесных эмоциональных связей
между ребенком и родителями, их недовольством реальным образом дошкольника.
Из-за авторитарного отношения
родителей, их стремления жестко соответствовать социальным требованиям у
ребенка появляется ощущение конфликтности и враждебности в семье. Родители
используют в отношениях с дошкольником рациональный, жесткий контроль всех
действий ребенка, а также манипулирование. Отношение родителей к детям
характеризуется нестабильностью поведения и требований, отсутствием позитивных
эмоциональных контактов, противоречивостью.
В результате проведенных исследований было
установлено, что нарушения во взаимоотношениях наблюдаются в семьях с высокими
и низкими показателями по шкалам «принятие – отвержение», «кооперация»,
«симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка».
Гармонизация
детско-родительских отношений является наиболее эффективным способом
психологической помощи по снижению тревожности и повышению самооценки у детей
старшего дошкольного возраста. Дополнительные индивидуальные и групповые
занятия с детьми позволяют закрепить полученный результат и расширить
социальную компетентность, снизить уровень его эмоционального напряжения. С
целью коррекции тревожности, самооценки у детей старшего дошкольного возраста
родителям рекомендовано придерживаться сотрудничества, кооперации, посещать
различные тренинги, группы психологической помощи, участвовать в постановочных
играх.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С
САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Теоретический анализ исследований формирования и развития
самооценки в дошкольном возрасте
Ребенок
становится более самостоятельным и независимым от родителей в процессе перехода
от раннего возраста к дошкольному. Кроме того, расширяются и усложняются его
отношения с окружающим миром. В результате у ребенка появляется возможность узнать
себя лучше, оценить собственные возможности и качества, достоинства и
недостатки, лучше узнать окружающих людей.
На
самооценку ребенка в первые годы жизни значительно влияют его отношения с
взрослыми людьми. В связи с тем, что у ребенка отсутствует опыт, а знание своих
возможностей ограничено, он пытается оценить себя через призму отношений с
взрослыми, при этом ориентируясь только на мнение людей, которые заботятся о
нем. Самостоятельное представление о себе формируется позже. Согласно
специальным исследованиям Б.Г. Ананьева, ребенок первые элементы самооценки
проявляет через описание внешних факторов, а не через моральные и личностные
качества. Например «У меня есть новый велосипед», «А у меня есть карандаш» и
т.п. – это говорит о том, что представления ребенка о самом себе и о других
неустойчиво и происходит вне ситуации узнавания [4].
В
становлении самооценки дошкольника важным является период, когда предметная
оценка другого человека переходит к оценке его личностных качеств, а также внутренних
состояний самого себя [25]. Дети во всех возрастных группах выявляют
способность объективнее оценивать других, нежели самих себя [34].
Е.А. Маслова
считает, что у дошкольников самооценка носит эмоциональный характер. Ребенок наиболее
положительно воспринимает тех взрослых, к кому привязан эмоционально, любит, больше
доверяет. Часто дети старшего дошкольного возраста могут оценивать внутренний
мир близких взрослых, давать им более глубокую и дифференцированную оценку.
Как отмечает в своих
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СВЯЗИ
СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8
1.1. Теоретический анализ исследований формирования и
развития самооценки в дошкольном возрасте. 8
1.2. Особенности развития самооценки дошкольника. 16
1.3. Особенности социально-психологического развития
ребенка дошкольного возраста. 26
1.4. Характеристика стилей родительского воспитания. 28
1.5. Тревожность и особенности ее проявления
у детей дошкольного
возраста 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 44
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗИ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 48
2.1. Организация и ход исследования. 48
2.2. Анализ результатов исследования. 54
2.3. Практические рекомендации по коррекции стиля
семейного воспитания у матерей, уровня тревожности и самооценки у детей
старшего дошкольного возраста 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 73
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 75
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 83
Введение:
Актуальность
исследования. Среди важных задач
дошкольного образования особое внимание уделяется становлению личности ребенка,
обеспечению его физического и психического здоровья, развитию умственных и
творческих способностей, любознательности, познавательной активности.
Положительное влияние взрослых на личность ребенка
заключается в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к
нему лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. Но при этом, именно семья
может потенциально нанести столько ущерба и вреда психике ребенка, как ни один
другой социальный институт. Первый жизненный опыт ребенок получает именно в
семье, выполняет первые наблюдения, учится вести себя в различных ситуациях.
Для того чтобы ребенок не начал подражать отрицательным примерам родителей,
важно, чтобы они подкрепляли конкретными примерами то, чему учат ребенка, чтобы
тот, в свою очередь, видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Все это возможно, когда ребенок адекватно
оценивает свои способности, когда у него сформирован достаточный уровень самооценки, выступающий
как самостоятельный регулятор поведения ребенка. В рамках научных исследований
самооценка характеризуется как показатель индивидного уровня развития личности,
как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. В работах Л.И.
Божович [12],
Э. Эриксона [60], М.И.
Лисиной [41], И.С.
Кона [34] обсуждается
проблема развития самооценки, ее структуры, функций. Самооценка личности, так
называемый «образ себя», формируется на основе совокупных оценок, а также реакций
на свое поведение со стороны окружающих людей. На формирования самооценки в
дошкольном возрасте особе внимание оказывает семья.
В развитии и становлении самооценки ребенка особое
внимание уделяется вопросам общения и взаимоотношений ребенка с родными и
близкими людьми, а также стилю семейного воспитания. Стиль семейного воспитания
Заключение:
Внутренний мир
личности ребенка старшего дошкольного возраста – это его психическая
реальность, которая вмещает в себя все аспекты сознательной духовной жизни
личности.
Становление внутреннего мира
личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит под воздействием
множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со
сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и
социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио,
телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.
Семья,
обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного
развития ребенка, создает предпосылки для развития индивидуальности и
психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее
субъективный мир, как чувства.
Существуют разные стили семейного воспитания,
которые по-своему влияют на личность ребенка. Отец и мать могут использовать
разные стили воспитания, взаимно дополняя, или подрывая влияние друг друга.
Стиль семейного воспитания взаимосвязан
с самооценкой и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Лучшие
взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае
твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Нарушение детско-родительских
взаимоотношений отмечается в семьях с высоким уровнем тревожности. У ребенка
может сформироваться высокая тревожность при патологических стилях семейного
воспитания (инфантилизация ребенка, эмоциональное отвержение, авторитарная
гиперсоциализация), что также сказывается на его самооценке.
Уровень
тревожности у дошкольников гораздо
Фрагмент текста работы:
Актуальность
исследования. Среди важных задач
дошкольного образования особое внимание уделяется становлению личности ребенка,
обеспечению его физического и психического здоровья, развитию умственных и
творческих способностей, любознательности, познавательной активности.
Положительное влияние взрослых на личность ребенка
заключается в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к
нему лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. Но при этом, именно семья
может потенциально нанести столько ущерба и вреда психике ребенка, как ни один
другой социальный институт. Первый жизненный опыт ребенок получает именно в
семье, выполняет первые наблюдения, учится вести себя в различных ситуациях.
Для того чтобы ребенок не начал подражать отрицательным примерам родителей,
важно, чтобы они подкрепляли конкретными примерами то, чему учат ребенка, чтобы
тот, в свою очередь, видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Все это возможно, когда ребенок адекватно
оценивает свои способности, когда у него сформирован достаточный уровень самооценки, выступающий
как самостоятельный регулятор поведения ребенка. В рамках научных исследований
самооценка характеризуется как показатель индивидного уровня развития личности,
как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. В работах Л.И.
Божович [12],
Э. Эриксона [60], М.И.
Лисиной [41], И.С.
Кона [34] обсуждается
проблема развития самооценки, ее структуры, функций. Самооценка личности, так
называемый «образ себя», формируется на основе совокупных оценок, а также реакций
на свое поведение со стороны окружающих людей. На формирования самооценки в
дошкольном возрасте особе внимание оказывает семья.
В развитии и становлении самооценки ребенка особое
внимание уделяется вопросам общения и взаимоотношений ребенка с родными и
близкими людьми, а также стилю семейного воспитания. Стиль семейного воспитания