Платная доработка на тему Супружеская удовлетворенность матери как фактор супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава I. ПРОБЛЕМА
ИЗУЧЕНИЯ СУПРУЖЕСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОРА СУПРУЖЕСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.. 8
1.1 Содержательная характеристика понятия «супружеская
удовлетворенность» 8
1.2 Детско-родительские отношения как детерминанта
супружеской удовлетворенности. 29
1.3 Особенности влияния супружеской удовлетворенности
матери на супружескую удовлетворенность ее совершеннолетних детей. 40
Выводы по теоретическому исследованию.. 44
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОРА СУПРУЖЕСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЕ
СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.. 46
2.1 Организационно-методическое обеспечение
исследования. 46
2.2 Результаты исследования супружеской
удовлетворенности браком матери и ее совершеннолетних детей. 55
2.3 Результаты корреляционного анализа полученных данных. 74
Выводы по эмпирическому исследованию.. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 83
Введение:
Актуальность
исследования. Важнейшей силой, ответственной за формирование тех
или иных сценариев жизни у человека, выступают сообщения, принятые им от
родителей, в частности от матери как наиболее эмоционально близкого и значимого
взрослого. Семейные отношения выступают той средой, которая, обеспечивая
социальное влияние, детерминирует развитие ребенка.
Изучение удовлетворенности в браке в
родительской семье, в частности у матери, является актуальным в силу
сложившихся в стране демографической ситуации, социальных отношений и
устоявшихся традиций: более половины браков в России распадаются и в 85% случаев
дети остаются с матерью. Кроме того, из оставшейся половины
сохранившихся/продолжающихся браков в 30% супруги заявляют, что семейная
атмосфера напряженная или смешанная, но, несмотря на это, муж и жена продолжают
жить вместе из-за разных экономических и социальных обстоятельств, хотя
никакого удовлетворения от совместной жизни они не получают. При этом и в таких
семьях, забота о воспитании и уходе за детьми, чаще всего, лежит на женщине,
что в итоге ведет к тому, что за значительной частью детей ухаживают матери,
которые не удовлетворены в браке, не довольны своим материальным, моральным и
социальным положением. Очень часто, эти матери обращаются к своим детям, для
того, чтобы дать выход своим тревогам и разочарованиям. Подобное отношение
может выливаться в разные формы: и гиперопека (для использования своих
нерастраченных чувств и эмоций), и «командирский» подход (для доказательства
своей значимости хоть в каких-то отношениях), и давление на жалость (чтобы
всегда быть на первом месте у своего ребенка) и т.д. Коррекция подобного
поведения возможна, если женщина вновь установит прочные и здоровые отношения с
партнером (это может быть, как прежний, так и новый мужчина в ее жизни), или
если она получит профессиональную психологическую помощь, которая поможет ей понять
себя и изменить свое поведение. При отсутствии коррекции нездоровые, симбиозные
отношения матери со своими детьми продолжатся и после того, как ее дети
вырастут и уже будут готовы создать свою собственную семью. Такие отношения
могут поставить под угрозу не только удовлетворенность ее совершеннолетних
детей своим браком, но и их готовность вступить в брак.
Разработанность
проблемы исследования. Интерес к проблеме влияния роли родительской семьи,
ее установок, удовлетворенности браком родителей на процесс становления
индивида возник как таковой в 1980-е гг. (М. Джеймс, Д. Джонгвард, Д.В.
Винникот, Х. Левальд и пр.). Вместе с тем, разнообразные теоретические
подходы о влиянии, оказываемом матерью на разнообразные сферы личности ребенка,
предлагали и психоаналитическая модель (З. Фрейда, Э. Эриксона, Ф. Дольто, Д.В.
Винникота, К. Бютнера, Э. Берна), и бихевиористская модель (Дж. Уотсона,
Б.Ф. Скиннера, Р. Сире, А. Бандуры), и гуманистическая модель (А. Адлера, Р.
Дрейкурса, Д. Нельсена, Л. Лотта, К. Роджерса, Т. Гордона).
В зарубежной психологии проблеме
удовлетворенности брака посвятили свои исследования Дж. Готтман, Л. Крокофф, Р.
Левис, Д. Майерс, Дж. Спаниер, Р. Хилл, Дж. Энтилл и др.
Одними из первых психологов,
обратившихся к проблематике удовлетворенности браком и ее факторов стали В.А.
Сысенко и С.И. Голод. В дальнейшем в отечественной науке тема разрабатывалась
Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, А.Ю. Тавит, А.В. Толстовой и др.
Влияние супружеской
удовлетворенности родителей на брачные установки детей было в центре
исследования таких специалистов, как И.В. Гребенников, Д.Н. Исаев, В.Е.
Каган, Ф. Ле Плэ, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Н.И. Шевандрин и др.
Однако большинство этих исследований
фокусировались на влиянии на супружеское удовлетворение детей родительской
семьи, в общем, и не рассматривали супружеское удовлетворение браком матери или
отца, как отдельные факторы влияния. При этом ввиду сложившихся социальных и
экономических традиций, большая часть воспитательной нагрузки (по крайней мере,
до достижения детьми подросткового периода) ложится на матерей. Также,
заслуживает внимания тот факт, что, в целом, женщины реже, чем мужчины,
выказывают удовлетворение своим браком. Все это делает необходимым рассмотреть
аспект супружеского удовлетворения матери, как фактор влияния на брачные
установки детей, отдельно.
Цель
исследования – изучить супружескую удовлетворенность матери как
фактор супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей.
Цель исследования обусловила
необходимость решения следующего перечня задач:
1. Понятие «супружеская
удовлетворенность» в отечественной и
зарубежной психологии семьи.
2. Рассмотреть детско-родительские отношения как детерминанту супружеской
удовлетворенности.
3. Изучить особенности взаимосвязи
супружеской удовлетворенности матери и
супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей.
4. Исследование удовлетворенности матери своим
браком, как фактора, влияющего на супружескую удовлетворенность ее
совершеннолетних детей.
5. Обобщить
результаты корреляционного анализа полученных данных.
Объект
исследования: супружеская удовлетворенность в браке.
Предметом стало
влияние супружеской удовлетворенности матери на супружескую удовлетворенность
ее совершеннолетних детей.
Гипотеза
исследования: предполагается, что уровень
удовлетворенности браком у матери находится во взаимосвязи с уровнем
удовлетворенности браком у ее
совершеннолетних детей.
Характеристика
выборки (участники исследования): в качестве участников
исследования выступили 50 человек: 25 матерей в возрасте от 43 до 55 лет (16
состоят в браке, 5 находятся в разводе, 4 – вдовы) и 25 детей этих матерей в
возрасте от 21 до 30 лет (все на данный момент состоят в браке). Участники
исследования представляют собой пары, в каждой из которых есть мать и ее
совершеннолетний ребенок. Все участники исследования принимали участие в
исследовании на условиях добровольности и строгой конфиденциальности, при
желании могли получить результаты собственной диагностики и их интерпретацию.
Методы
исследования:
1. обзорно-аналитический,
включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;
2. тестирование;
3.
количественно-качественные методы обработки результатов;
4. статистический анализ
полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя
описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление взаимосвязи
между параметрами производилось по критерию Спирмена.
Методики
исследования:
— тест-опросник
удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко;
— опросник «Понимание,
эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) А. Н. Волковой;
— шкала семейной
адаптации и сплоченности Faces-3 Д. Олсона;
— опросник
«Шкала любви и симпатии» 3. Рубина в модификации Л.Я. Гозмана, Ю.Е.
Алешиной.
Практическая
значимость исследования: состоит в уточнении связи между
супружеской удовлетворенностью матери и супружеской удовлетворенностью ее
совершеннолетних детей. Эти сведения могут быть использованы практикующими
психологами в процессе консультации клиентов, обратившись с запросом на
изменение семейных установок, преодоление неудовлетворенности брачными
отношениями. Также полученные в рамках самостоятельного эмпирического
исследования сведения могут быть систематизированы и обобщены молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, либо использованы в
процессе самоподготовки к занятиям студентами-психологами.
Заключение:
По итогам
выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели, что
позволило изучить супружескую удовлетворенность матери как фактор супружеской
удовлетворенности ее совершеннолетних детей.
Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была
представлена содержательная
характеристика понятия «супружеская удовлетворенность»;
— были
рассмотрены детско-родительские отношения как детерминанта супружеской
удовлетворенности;
— были уточнены особенности
влияния супружеской удовлетворенности матери на супружескую удовлетворенность
ее совершеннолетних детей;
— было
организовано эмпирическое исследование удовлетворенности матери своим браком, как
фактора, влияющего на супружескую удовлетворенность ее совершеннолетних детей;
— были
проанализированы результаты исследования супружеской удовлетворенности браком матери и ее
совершеннолетних детей;
— были
обобщены результаты корреляционного анализа полученных данных.
Выполненное
эмпирическое исследование особенностей супружеской удовлетворенности матери как
фактора супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей позволило
получить следующие основные выводы:
1. Среди матерей, принявших участие
в эмпирическом исследовании, не было выявлено тех, кто продемонстрировал
крайнюю степень удовлетворенности или неудовлетворенности браком. Наиболее
выраженными в данной выборке женщин степенью брачной удовлетворенности стали
значительная неудовлетворенность и частичная удовлетворенность. В выборке
совершеннолетних детей наиболее распространенной степенью брачной
удовлетворенности является частичная удовлетворенность.
2. Выборка матерей, принявших
участие в исследовании, показала, в целом, средний уровень выраженности
понимания, эмоционального притяжения и авторитетности по отношению к своему
брачному партнеру. Уровень понимания, эмоционального притяжения и
авторитетности по отношению к брачному партнеру, характерный для
совершеннолетних детей, соотносим с аналогичными показателями их матерей. Можно
отметить, что эти параметры в выборке совершеннолетних детей соответствуют
средним и средне-низким значениям.
3. Наиболее распространенным
типом семейной сплоченности, выявленным в ходе диагностики у участников
исследования совершеннолетних детей, является разделенный тип семьи, в выборке
их матерей также преобладает разделенный тип семьи. Наиболее распространенным
типом семейной системы у участников исследования совершеннолетних детей мы
выявили структурированный тип семейной системы, в выборке их матерей также
преобладает аналогичный тип семейной системы.
4. В отношении проявления любви и симпатии к
своему брачному партнеру в выборке матерей также не зафиксировано высоких
показателей. Интенсивность уровня любви и симпатии к своему брачному партнеру в выборке
совершеннолетних детей несколько выше, чем аналогичные показатели в выборке их
матерей. Однако они также находятся в диапазоне средних значений.
5. Выполненный в рамках исследования
корреляционный анализ данных позволил установить, что рост брачной
удовлетворенности матери обуславливает прямо пропорциональный рост
удовлетворенности браком, семейной сплоченности и семейной адаптации,
понимания, эмоционального притяжения и авторитетности по отношению к супругу,
уровня любви и симпатии к брачному партнеру у ее совершеннолетних детей.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую
гипотезу исследования о том, что уровень удовлетворенности
браком у матери находится во взаимосвязи с уровнем удовлетворенности своим
браком у ее совершеннолетних детей.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СУПРУЖЕСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОРА СУПРУЖЕСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 1.1
Содержательная характеристика понятия «супружеская удовлетворенность» Изучение вопросов семьи интересовало
людей разных поколений с глубокой древности. Научные исследования позволяют
делать конкретные и достоверные выводы о типах семейных взаимоотношений на
протяжении далекой истории развития человечества. На различных стадиях развития
общества семья всегда представлялась в новом виде. Так семейные отношения
изменились с уровня беспорядочных связей до организованного супружества.
Делая выводы из всеобщих фактов в
развитии человечества, можно выделить основные этапы: дикарство, варварство,
цивилизация. Каждый этап на всем протяжении формировал определенные
общественные взгляды на формы семейных понятий, характерные только для этого
этапа [3].
При определении семьи самым важным
выступает основополагающее понятие – брак. Брак является начальным этапом при
создании и формировании семьи. Характерные черты семейных отношений
определяются начальными мотивами при вступлении в брак и его заключении. Многие
ученые характеризуют брачные отношения как основную общественную данность
существующих отношений мужчины и
женщины, а семью как созданную общность и немногочисленную социальную группу,
которая поддерживает свои отношения совместной деятельностью, официальным
браком, продолжением рода. В основе стандартной и общепринятой
семьи находится пара супругов. Также в наше время получили распространение
существующие пары людей, которые объединены местом проживания, наличием общего
хозяйства, воспитанием общих детей, но не заключивших юридические и
законодательные брачные отношения. Также существуют неполные семьи. Это вид
семьи, в которой нет одного из
родителей.
На протяжении последних десяти лет
возникло немало глобальных проблем, которые открыто показывают кризисные
образования в семейном укладе, которые напрямую затрагивают не только отношения
супругов, но и отношения между родителями и детьми.
Эти проблемы напрямую связаны с
социальными и экономическими факторами жизни: нестабильностью социальных явлений,
некачественным уровнем жизни, материальной недостаточностью, профессиональной
не востребованностью, неблагоприятной тенденцией к изменениям в структуре
семьи, влиянием и положением супругов в семье [15].
Из-за прогрессирования данных
факторов наблюдаются такие процессы, как увеличение общего количества
неблагополучных, неполных и
малообеспеченных семей, алкоголизм родителей и детей, спровоцированное
агрессивное состояние и поведение, потеря уважения среди членов семьи,
отсутствие позитивных чувств к друг другу, признание правоты и ответственности.
Эти процессы имеют существенное влияние на эмоциональное и психическое
состояние каждого члена в семье, возникающую напряженность в отношениях, потеря
поддержки и целостности семьи.
А все вышеперечисленные факторы и
выводы имеют прямую связь с изменениями демографической ситуации (уменьшение
уровня браков, падение рождаемости, рост неполных семей). Все эти понятия
оказывают глубочайшее воздействие на общее социальное и общественное развитие
детей, которые рождены и воспитаны в семьях с типовыми проблемными ситуациями.
Рост общего уровня разводов
(практически треть браков заканчиваются разводом) стал основной и особо острой
социальной проблемой века. Развод как социальное и психическое явление имеет
весьма негативные последствия для всех сторон и членов семьи. Психологи
присудили разводу первое место по психологической тяжести события и по общему состоянию
человека при этом.
Обычный результат развода и распада
семьи – это формирование и функционирование неполной семьи, с проблемными
вопросами, которые зачастую возлагает на себя женщина. В ряде исследований
проводимых в неполных семьях материнского типа наблюдались, такие явления, как
общая утомленность и неудовлетворенность жизнью у женщины, стрессовое состояние
и постоянное напряжение, которые существенно отражались и передавались ребенку
при воспитании.
Еще одной проблемой, которая
выделяется социологами и психологами, является повышение уровня неофициальных,
так называемых гражданских, браков. По статистическим данным 30 мужчин из 100 в
возрасте 20-35 лет состоят именно в гражданском браке [22].
Как было сказано выше, брак и семья
всегда преобразовываются с появлением новых тенденций и изменений в обществе.
Поэтому, большинство специалистов, работающих в сфере семейных отношений,
признают важную роль в предварительном договоре по брачным вопросам. Это
понятие выражает суть заключения брака – каждый человек, независимо от половой
принадлежности, может иметь одинаково обоснованные права. Спокойное развитие и
состояние стабильности должно присутствовать в любой семье с соблюдением как
нравственных и общепринятых норм, так и законодательных и правовых норм.
Для общего комфортного состояния
семьи просто необходимо наличие определенных чувств, которые будут постоянно
поддерживать атмосферу в семье на необходимом уровне. Обобщенный комплект тех
понятий, которые составляют «семейное счастье», зависит от особых понятий и
принципов одной конкретной семьи. За несколько последних лет стали особо заметны
изменения этих понятий и принципов, в результате чего происходят изменения и в
институте семьи.
На протяжении многих столетий семья
являлась исполнительной ячейкой хозяйственного и материального благополучия.
Ярко была выражена необходимость создания семьи и проживания в ней. Ощутимы
были и трудности, с которыми сразу же сталкивались люди-одиночки. Супруги
целенаправленно желали появления детей и наследников, чтобы получать помощь и
от них, а также делить все нажитое имущество и передавать его по наследству. На сегодняшний день семья перестала
настолько остро нуждаться в выполнении хозяйственной функции на благо семьи,
люди могут жить поодиночке, совершенно ничем не рискуя и никак себя не ущемляя.
В наше время появилась новая
доминирующая функция современной семьи: комфортные и легкие отношения,
психологическая стабильность для каждого члена в современной семье. До наших
дней об этой функции не могло быть и речи, так как каждая семья ставила перед
собой иные цели и функции, скреплялась на основе других понятий [18].
Следующим отличительным фактором
современной семьи является структура семьи. Семья городских жителей в наше
время в большинстве случаев малочисленна, состоит из трех (четырех) человек.
Дети очень редко остаются жить со своими родителями, зачастую стремятся
отдалиться и обрести полную самостоятельность и свободу. Следовательно, семья
основывается практически на 100% только на отношениях супругов. А раньше все
было с точностью да наоборот: семья держалась на очень тесных и близких
отношениях родителей с детьми.
Довольно значимым остается тот факт
семейных отношений, что семья всегда была наследием и приемником всех
культурных основ, социальных понятий и общественных нормализаций. Данные основы
наследовались и передавались в семье в каждом поколении.
На протяжении своего становления и
периода взросления человек воспринимает и познает этот мир, узнает особенности
социальных и культурных отношений. Очень тяжело отыскать иную группу людей, в
основе которой лежали бы данные основы и понятия, получали развитие такие
обобщенные и основополагающие потребности людей.
Понятие института семьи по своей
структуре закреплено с основами всего человечества: обычаями и правилами,
особенностями и законами.
Область законодательной и правовой
базы является ценной и важной особенностью в институте семейных отношений.
Существует ряд особенных и специфических дисциплин, которые занимаются решением
и определением всех возникающих вопросов по урегулированию семейных отношений [4, c. 5-11].
Также в разных