Платная доработка на тему Структура и содержание психологической готовности ребенка к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7
1.1 Проблема готовности к обучению в школе. Виды школьной готовности 7
1.2 Исследование психологической готовности к школе в отечественной науке 20
Выводы по главе I 32
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ 34
2.1 Описание методов исследования 34
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 39
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по подготовке детей к школьному обучению 48
Выводы по главе II 67
Заключение 69
Список источников информации 71
Приложения……………………………………………………………………………..……78
Введение:
Актуальность исследования. Вопрос готовности к школе в настоящее время становится очень популярным среди исследователей разных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым целесообразным будет начинать обучение детей в школе. Такой интерес к этой проблеме объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент является залогом надежности и качества быстрой постройки.
Готовность ребенка к школьному обучению представляет один из самых важных итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Изучением особенностей сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме сформированности готовности к обучению в школе свидетельствует об ее актуальности.
Тем самым, можно сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей формирования готовности современных детей к обучению в школе.
Целью настоящего исследования являлось выявление уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие готовности к школе в современной педагогике и психологии.
2. Подобрать методики, необходимые для изучения различных компонентов психологической готовности к школе.
3. Исследовать особенности личностной, интеллектуальной и волевой готовности старших дошкольников.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для воспитателей и родителей для подготовки детей к школе.
Объектом исследования является психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности личностной, интеллектуальной и волевой готовности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень психологической готовности к школе мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по основным структурным компонентам может отличаться.
Методы исследования: анализ и систематизация фундаментальной и современной литературы по проблемам психологической готовности к школе, констатирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа.
Методики исследования:
1. В рамках исследования особенностей личностной готовности использовалась методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе».
2. В рамках исследования особенностей интеллектуальной готовности к школе были применены методики А.Р. Лурия «Пиктограмма» и К.Л. Печора «Найди квадрат».
3. В рамках исследования особенностей волевой готовности применялась методика «Графический диктант».
Эмпирическая выборка и база исследования. Настоящее исследование проводилось на базе ГБОУ школа № 1678 “Восточное Дегунино” г. Москвы. В исследовании приняли участие 40 детей, воспитанников подготовительной группы, в возрасте от 6-7 до лет, из них 22 девочки и 18 мальчиков.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования при работе, направленной на подготовку детей к школе.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (60 источников) и приложений. В тексте имеются таблицы и рисунки.
Заключение:
Целью настоящего эмпирического исследования являлось изучение особенностей психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Исследование проводилось по основным структурным компонентам психологической готовности: интеллектуальной, личностной и волевой готовности. Также в рамках настоящего исследования представлялось интересным выявить различия в степени выраженности компонентов психологической готовности к школе у мальчиков и девочек. Были рассмотрены следующие показатели: сформированность предпосылок внутренней позиции школьника, уровень опосредованного запоминания, уровень логического мышления и особенности волевой готовности.
Результаты проведенной работы со старшими дошкольниками показывают, что предпосылки сформированности внутренней позиции школьника выявлены у 75% детей, в то время, как 25% старших дошкольников не имеют сформированных предпосылок внутренней позиции школьника.
В рамках изучения интеллектуальной готовности к обучению в школе было выявлено, что высокий уровень опосредованного запоминания у детей сформирован у 17,5% детей, средний — у 45%, а низкий — у 37,5% дошкольников.
Что касается уровня логического мышления дошкольников, то высокий уровень сформирован также у 17,5% дошкольников, средний — у 25% детей, а низкий — у 57,5%.
При изучении таких компонентов волевой готовности, как умения выполнять указания взрослого, умения ребенка ориентироваться в пространстве, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого было определено, что дети разделяются на 4 группы: 17,5% точно воспроизводят поставленную перед ними задачу, 42,5% допускают одну ошибку при выполнении задания, 35% детей выполняют задание со множеством ошибок, а 5% не справляются с заданием.
Тем самым полученные результаты говорят о необходимости психологического сопровождения старших дошкольников в период подготовки их к обучению в школе.
Необходимо отметить, что гипотеза нашего исследования не подтвердилась, поскольку значимых различий в особенностях психологической готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста не было выявлено.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Проблема готовности к обучению в школе. Виды школьной готовности
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей, которых практически не существовало еще десятилетие назад.
Вопросы понимания особенностей развития современных дошкольников являются важнейшими для ученых и практиков, а ответы на них решающими для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника. Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с миром детства [30].
Глобальные социально-экономические, политические преобразования, которые сегодня касаются любой области общественной жизни, оказывают влияние на множество изменений, среди которых и психофизическое развитие детей. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Наумова Т.В. [23] говорят, что на сегодняшний день можно говорить об интенсивном процессе психосоциального развития современных детей, изменений в становлении эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Все это вызывает изменения представлений о горизонтах образовательных возможностей детей, поскольку существует необходимость для глубокого, тщательного и системного изучения современного ребенка, а также исследование условий, которые оказывают влияние на его сознание и его картины мира.
Современные дети отличаются от детей предыдущего столетия. И такие отличия могут быть как позитивными, так и негативными [27].
Анализируя интересы современного ребенка, по мнению А. Кузнецовой, А. Алиевой и А. Заушницкой [28], можно проследить тенденцию, что с каждым годом растет заинтересованность детей к статичным видам деятельности, в основном телевидении, интернет, видео, которые, к сожалению, не способствуют активизации всего организма, тем самым приводят к гиподинамике, которая оказывает негативное влияние на гармоничное и здоровое развитие ребенка. Такое положение определяется современными условиями жизни, когда большую часть времени взрослые заняты, а ребенок предоставлен самому себе. Тем самым интересы такого ребенка будут вращаться вокруг тех видов деятельности, которые он может организовать себе сам [44].
В первую очередь это говорит о том, что личностное становление современных детей протекает под сильным влиянием со стороны информационной среды. Телевизор или компьютер сказывается на трансформации детской картины мира по направлениям меркантилизации сознания ребенка, которая проявляется в сильно завышенном отношении к деньгам и желании обогащаться всеми возможными способами.
Д.В. Лубовский [34] говорит о том, что информационная среда для современного ребенка сейчас выступает скорее не как информатор и источник построения картины мира, а скорее является ее конструктором, который при этом провоцирует образ жизни и систему ценностей, не всегда соотносимую с моральной стороной действительности. Следует заметить, что информационная среда обуславливает сегодня и рост детской агрессивности в разных сферах отношений.
Однако при этом Ю.В. Макарова [36] отмечает, что позитивные возможности современной информационной среды, поскольку она посредством различных программ и приложений позволяет детям осваивать иностранные языки, способствует развитию умения пользоваться математическими навыками, помогает легче запоминать тексты и стихи и т.п., тем самым развивая интеллект современного ребенка.
Сегодняшние дети характеризуются большей настойчивостью, решительностью, отсутствием желания выполнять бессмысленные действия. Многим современным детям, начиная с маленького возраста, характерно наличие высокой самооценки, отсутствие терпимости к насилию, невыполнение приказов взрослых, которые они воспринимают как ущемление прав [58].
Поступление в школу, по мнению П.В. Новикова [39] является переломным моментом в жизни ребенка. Поэтому проблема готовности к школе является особенно актуальной.
Интерес к изучению школьной готовности в нашей стране возник в конце 40-х годов прошлого столетия. Его предпосылками стало решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста. Такое решение повлияло на появление вопросов среди исследователей, которые представляли собой анализ сформированности важных умений и навыков, уровня развития различных сторон психики ребенка, необходимых для обучения в школе.
В 80-е годы прошлого века снова проблема школьной готовности привлекла к себе внимание медиков, педагогов и психологов. В то время решался вопрос о начале школьного обучения с 6 лет.
Сегодня проблема готовности к школьному обучению является центром исследования широкого круга специалистов: психологов, педагогов, социологов, физиологов, педиатров. В связи с этим готовность к обучению в школе имеет несколько видов:
— морфо-функциональная
— педагогическая
— психологическая.
О.В. Сердюкова [48] говорит о том, что морфо-функциональная готовность представляет собой такой вид школьной зрелости, которые включает в себя физическое развитие ребенка, позволяющее ему выдерживать требования к систематическому процессу обучения (то есть различные нагрузки).
Среди показателей данной готовности к обучению в школе можно выделить следующие:
1. Состояние здоровья дошкольника, отсутствие у него хронических заболеваний, не позволяющих ему учиться в обычной школе.
2. Развитие анализаторов
3. Развитие речевого и мышечного аппарата
4. Работоспособность ребенка, позволяющая ему выполнять определенные физические и интеллектуальные нагрузки.
Педагогическая готовность, по мнению П.А. Федоровой и С.В. Коваленко [58] представляет собой достаточный уровень сформированной у ребенка предпосылки к усвоению предметных знаний, наличие умений и навыков среди которых общая осведомленность, дочисловые представления, фонематический слух, умение производить прямой и обратный счет, развитая устная речь, навыки предметных умений.
Психологическая готовность к обучению в школе представляет собой сложное образование, которое включает в себя наличие высокого уровня развития мотивационной и интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста, а также сформированной сферы произвольности.
Первые исследования по данной проблеме были проведены во второй половине 19 века такими учеными как А. Нейфильд, А. Нечаев, А. Павлов и др. В это время были определены проблемы, которые обуславливаются началом поступления в школу и трудностями детей, связанными с усвоением знаний.