Платная доработка на тему Структура и основные направления деятельности органов государственной безопасности СССР 1941-1945
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА
1. СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СССР В УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ……………………………………… 8 1.1. Структура органов государственной
безопасности в период Великой Отечественной войны…………………………………………………………… 8 1.2.Новые
задачи органов государственной безопасности в период 1941-1945 годов ………………………………………………………………………. 16 ГЛАВА
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ФРОНТАХ И В ТЫЛУ ………………………………. 27 2.1.
Деятельность органов государственной безопасности СССР на фронтах Великой
Отечественной войны………………………………………………… 27 2.2.
Основные направления деятельности органов государственной безопасности в тылу
в 1941-1945 годах………………………………………. 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………… 46 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….. 48
Введение:
Актуальность темы. Россия проходит через одни из сложнейших периодов своего
развития, для которого характерна высокая степень напряженности. Это напрямую
влияет на положение страны, формируя определенные угрозы ее государственности и
попытки некоторых иностранных государств оказывать давление на принятие
политических решений.
В сложившейся ситуации возникает вопрос о
роли органов государственной безопасности при проведении эффективной
государственной политики, адекватного и целесообразного распределения функций и
механизмов взаимодействия.
Совершенствование деятельности органов
государственной безопасности, в том числе их структурного построения должно
быть основано на историческом опыте, который требует объективного исследования
и оценки.
Без анализа имеющегося опыта нельзя
адаптироваться к новым задачам, повысить эффективность деятельности, учитывать
новые, быстро меняющиеся условия развития.
Одним из наиболее знаменательных периодов
стало время Великой Отечественной войны. В эти годы перед органами
государственной безопасности встали задачи высочайшего уровня взаимодействия и
контроля за работой государственных органов.
Экстремальные условия работы периода
Великой Отечественной войны, чаще всего в условиях военного положения и даже в
тылу врага, требовали от них соответствующего уровня мобилизации и
ответственности.
В то же время освещение деятельности
органов государственной безопасности в период Великой Отечественной войны
требует объективных оценок, изучения и осмысления.
Деятельность органов государственной
безопасности часто совещалась в критическом контексте, и анализ и
переосмысление имеющихся данных в условиях современной государственности
Российской Федерации представляется в высшей степени актуальным.
Цель работы заключается в исследовании деятельности органов государственной
безопасности СССР в 1941-1945 годах.
Задачи работы состоят в следующем:
— рассмотреть состояние органов
государственной безопасности в канун Великой Отечественной войны;
— определить сущностные характеристики
органов государственной безопасности в период 1941-1945 годов;
— проанализировать деятельность органов
государственной безопасности СССР на фронтах Великой Отечественной войны;
— выявить основные направления
деятельности органов государственной безопасности в тылу в 1941-1945 годах.
Объектом исследования являются органы государственной безопасности СССР в годы Великой
Отечественной войны как часть государственного аппарата СССР.
Предметом исследования являются структура и основные направления деятельности органов
государственной безопасности СССР в период 1941-1945 годов.
Историографический
обзор и обзор источников. В отечественной историографии заявленная проблема до
последнего времени оставалась малоизученной. На то были свои причины. Вопервых,
это господство определенных идеологических установок в историографии советского
периода, где о роли чекистов в борьбе на оккупированной территории не принято
было говорить. Это не позволяло исследователям полноценно изучать участие
работников НКВД-НКГБ в партизанском движении и тем более объективно освещать
всю полноту проблем, связанных с деятельностью органов госбезопасности СССР в
тылу врага. Официальная идеология в Советском Союзе не могла допустить, что
партизанское движение организовывалось кем-то другим, а не коммунистической
партией. Во-вторых, это засекреченность источников по изучаемой проблеме.
В-третьих, специфика работы органов безопасности, руководство и сотрудники
которых не были заинтересованы в раскрытии форм и методов деятельности,
проводимой на территории, контролируемой противником.
В
этой связи специальных исследований о деятельности чекистских органов на
оккупированной советской территории в 1941-1944 гг в отечественной
историографии до настоящего времени, кроме закрытых трудов, не проводилось. В
открытой литературе по теме исследования преобладали издания мемуарного и
научно-популярного характера.
Это
не значит, что данная проблема совершенно не исследовалась историками
Деятельность органов госбезопасности являлась составной частью борьбы
советского народа в тылу немецко-фашистских оккупантов и ее невозможно
рассматривать отдельно от сопротивления в целом.
Одной
из основных проблем отечественной историографии в послевоенный период явилась
дискуссия с западными историками, которые придерживались иных идеологических
позиций, нежели ученые в СССР.
Для
советской историографии было характерно сосредоточение на проблемах руководящей
роли ВКП(б) по организации партизанского движения, на раскрытии массового
патриотизма населения на оккупированной территории, зверств фашистов и
т.д. И, действительно, с этим нельзя не согласиться, во многом это была
правда, хотя и не вся.
Западные
авторы расставляли акценты на организации и тактике советских партизан,
проведении карательных операций немцев, в большей мере оправдывали действия
гитлеровских захватчиков.
Изучали
опыт партизанской борьбы на оккупированной советской территории и
профессиональные военные. Так, например, в США в 1956 г было разработано
практическое пособие по борьбе с партизанами и повстанцами. В 1970-1990-е гг
начинают выходить в свет исследования, в которых затрагивались некоторые
вопросы работы чекистских органов в тылу противника (в основном разведки и
диверсий).
Однако
научные труды, комплексно освещающие деятельность органов государственной
безопасности СССР на оккупированной советской территории, не появились. В
некоторых исследованиях, посвященных истории партизанской борьбы, даже не
упоминается об участии органов госбезопасности СССР в сопротивлении советского
народа в тылу немецко-фашистских войск.
В
других работах кадровые сотрудники органов НКВД-НКГБ отождествляются с
офицерами Красной Армии В результате то, что сделали чекисты, приписывается
совершенно иным людям Более того, отдельные авторы выступают с заранее
предвзятых позиций. Они пытаются обвинить работников НКВД-НКГБ в различных преступлениях,
искажают конкретные исторические события по изучаемой теме.
В
настоящее время в отечественной историографии назрел конфликт между
исследователями, пытающимися объективно показать историю зафронтовой
деятельности органов госбезопасности СССР, партизанского движения в целом, и
авторами, стремящимися фактически опорочить эту деятельность.
Методология
и методы исследования. Деятельность органов государственной безопасности на
оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны является
предметом изучения нескольких научных дисциплин — истории, военной и
специальных наук.
Определяя методологию
исследования проблемы диссертационного исследования, следует иметь в виду
несколько моментов. Вопервых, общий, комплексный исторический характер
исследования.
Во-вторых,
междисциплинарность проблемы по самой ее сути, требующей не только
заимствования и использования методов смежных научных дисциплин (различных
отраслей военной и специальной наук), но и их синтеза при главенстве собственно
исторических методов.
В-третьих,
историко-сравнительный тип исследования, определяющий специфику ракурса
рассмотрения проблемы и некоторых подходов в ее изучении. Наряду с
историко-сравнительным в исследовании применялся целый комплекс других
общеисторических методов историкобиографический, историко-правовой,
историко-системный, историкосоциологический и др.
Структура
работы включает в себя введение, две главы и
четыре параграфа, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило
сформулировать следующие выводы.
1. Органы государственной безопасности
СССР в канун Великой Отечественной войны находились в достаточно противоречивом
положении.
Это было обусловлено двумя факторами.
Во-первых, развернувшиеся репрессии второй половины 1930-х годов резко усилили
их роль и поставили их на особое место в советской иерархии.
Во-вторых, жесткие формы репрессивной
работы приводили не только к ослаблению всего партийно-государственного
аппарата и Вооруженных сил, но оказывали крайне негативное влияние и на сами
органы государственной безопасности, которые также попали под проводимые
«чистки».
Как следствие, несмотря на могущественное
положение органов государственной безопасности СССР, их кадровое состояние
оставляло желать лучшего, поскольку многие профессионалы были репрессированы, а
их место занимали недостаточно опытные офицеры.
2. Начало Великой Отечественной войны
потребовало срочного реформирования органов государственной безопасности. Была
создана объединенная структура – НКВД.
Ее полномочия расширились, охватив и
вооруженные силы, и фронт, и прифронтовые районы и тыл. Все это потребовало
расширения кадрового состава и учебных заведений по его подготовке.
В ходе войны продолжались реорганизации,
наиболее существенныой образованной структурой стало спецорганизация СМЕРШ,
которой были предоставлены очень широкие полномочия.
3. Слаженная работа органов безопасности
на первом этапе войны позволила облегчить переход экономики на военные рельсы,
наладить выпуск оборонной продукции, пресечь деятельность спецслужб противника
и возможный рост упаднических или антисоветских настроений, несмотря на широкий
и не всегда обоснованный репрессивный охват.
Главное, удалось предотвратить падение
боеспособности частей Красной Армии, диверсии, террористические акты, иную
разведывательную деятельность немецких спецслужб и постепенно наладить
партизанскую и иную подрывную деятельность на территории врага.
СМЕРШ стал одной из ключевых структур
органов государственной безопасности в период Великой Отечественной войны. В
деятельности СМЕРШ сочетались и положительные аспекты, связанные с
контрразведывательной и разведывательной деятельностью, и негативные, связанные
и широким охватом репрессий и специфическими методами проведения расследований.
4. В тылу основное внимание органов
государственной безопасности уделялось борьбе с вражескими диверсантами, и на
этой почве благодаря слаженной работе структур удалось предотвратить крупные
диверсионные и террористические акты, нейтрализовать группы диверсантов,
особенно активно забрасываемых в начальный период войны и тем самым внести
существенный вклад в великую победу
Однако были организованы и такие
негативные процессы, как принудительное переселение народов, репрессии против тех,
кого подозревали в сотрудничестве с врагом и жесткие меры, иногда чрезмерно
жесткие, в адрес граждан страны.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР В УСЛОВИЯХ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.1. Структура органов
государственной безопасности в период Великой Отечественной войны
1941 года стал переломным в деятельности
органов государственной безопасности Советского Союза. Внезапное нападение
гитлеровской Германии на СССР на рассвете 22 июня 1941 года послужило началом
коренногоизменения военно-политической и оперативной обстановки в стране.
Одним из важнейших шагов стало создание
специальной структуры «Смерш», оказавшее наиболее сильноевлияние на
деятельность органов НКВД-НКГБ. А в целом их работа оказывалась под прямым
влиянием разворачивающихся событий на фронтах Великой Отечественной войны.
Отсюда исходила разведывательно-подрывная работа соответствующих служб врага[1].
Великая Отечественная война оказывала
прямое влияние на темпы начавшейся перестройки всего народного хозяйства
Советского государства на военные рельсы.
«Серьезные неудачи Красной Армии на фронте
в первые месяцы войны повлекли за собой резкое ужесточение карательной политики
в СССР. Органы государственной безопасности получили внесудебные полномочия в
сфере борьбы с дезертирами, изменниками Родины и некоторыми другими категориями
преступников»[2].
Следствием негативного развития событий на
фронтах в начальный период Великой Отечественной войны стала проведенная в июле
1941 года реформа органов государственной безопасности. В результате произошло
объединение органов государственной безопасности с органами внутренних дел.
«Оно фактически преследовало цель превратить правоохранительные органы в
действенный инструмент разрешения возникавших на фронте и в тылу чрезвычайных
ситуаций». [1]
Белоусов,
М.А. Об этом не сообщалось…. Записки армейского чекиста [Текст] / М.А.
Белоусов. — М., 1989. [2]
Коржихина
Т.П. История государственных учреждений СССР: Учеб.для вузов по спец. «История»/Т.П. Коржихина. – М.:
Высш.школа, 1986. – 398 с.