Платная доработка на тему Стрессоустойчивость подростков с разным уровнем общительности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы изучения проблемы стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности 7
1.1 Содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе 7
1.2 Психологические особенности развития детей в подростковом возрасте 19
1.3 Специфика общительности детей в подростковом возрасте 28
2 Эмпирическое исследование стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности 38
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 38
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 40
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 42
Заключение 51
Список использованных источников 55
Приложение 60
Введение:
Актуальность исследования. Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (поведение, выбираемое участвующими в общении людей по отношению друг к другу).
Как форма социального взаимодействия людей общение обеспечивает процессы обмена мыслями и чувствами, мотивами и действиями между людьми посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.
Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчетливо выступает в подростковом возрасте. В подростковом возрасте актуализируется потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его эмоциональное благополучие.
Анализ научной литературы показывает, что общительность подростка как способность к общению со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на его развитие как личности. Следовательно, развитие общительности определяет и развитие многих других личностных характеристик, в частности, стрессоустойчивости.
Проблема стресса является одной из наиболее фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая существенное влияние на эффективность деятельности, профессиональное становление и личностное развитие индивида, его интеллектуальное долголетие, соматическое и психическое здоровье.
Стрессовые ситуации различного характера возникают в жизни каждого человека с завидной регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным состоянием (стрессоустойчивость) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с этим стрессоустойчивость выступает важным навыком для любого человека, поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
Изученность темы. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, Д.И. Фельдштейном, Н.М. Шкуленда и др. Разработка теории референтного общения и развития общительности в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего, с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, в отечественной психологии данная проблема изучалась – Е.Д. Щедриным, Г.М. Андреевой, А.А. Чечулиным, О.В. Соловьевой и др.
Изучением проблемы стресса и стрессоустойчивости занимались такие ученые как Ю.Б. Абрамов, А.В. Вальдман, Р. Лазарус, Г. Селье, В.В. Суворова, М.А. Уколова, Ю.Г. Чирков и пр.
Таким образом, данной проблеме, вопросу были посвящены множество работ психологов и педагогов, что и обуславливает теоретическое и практическое обоснование данной работы в аспекте актуальности темы. В российской психологической литературе тема общительности и стрессоустойчивости подростков исследована недостаточно, не раскрыты особенности стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности. Учитывая указанные факты, была выбрана тема для выполнения выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: стрессоустойчивость и общительность подростков.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности.
Цель исследования: определить особенности стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки в зависимости от уровня общительности характеризуются разным уровнем стрессоустойчивости, а именно подростки с развитой общительностью отличаются более высокой стрессоустойчивостью, чем их сверстники с низкой общительностью.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Определить содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе.
2. Представить психологические особенности развития детей в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть специфику общительности детей в подростковом возрасте.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности.
5. Установить различия в уровне стрессоустойчивости у подростков с разным уровнем общительности.
Методы исследования:
— анализ научной литературы по теме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
— методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский);
— методика «Оценка коммуникативных способностей» Е.И. Рогова;
— тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых);
— анкетирование «Какова ваша устойчивость к стрессу?» (Ф.Т. Готвальд, В. Ховальд).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций относительно содержания понятий «стресс» и «стрессоустойчивость»; в уточнении психологических особенностей развития детей в подростковом возрасте; в выявлении специфики общительности детей в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:
— психологами в процессе коррекционно-развивающей работы, ориентированной на стимулирование общительности подростков и формирования у них стрессоустойчивости;
— студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися схожей научной проблематикой, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений.
Выборка испытуемых: в эмпирическом исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте от 14 до 15 лет. В группе испытуемых 20 девочек и 20 мальчиков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком использованных источников, приложением.
Заключение:
Общительность выступает одной из ключевых характеристик личности, что в свою очередь связано с тем, что общение играет ведущую роль не только в рамках современного информационного общества, но и жизни отдельного человека. Общительность одновременно выступает и базой для других видов деятельности, и условием их успешной реализации. Закономерно, что общительность рассматривается как базисная характеристика личности, предпосылка ее благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом отношении и освоении различных видов деятельности, в тои числе управленческой. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей. Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей.
В рамках выполненной выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена проблема стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности. По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило определить особенности стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было определено содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе;
— были представлены психологические особенности развития детей в подростковом возрасте;
— была рассмотрена специфика общительности детей в подростковом возрасте;
— было организовано и проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности;
— были установлены различия в уровне стрессоустойчивости у подростков с разным уровнем общительности.
В результате анализа и интерпретации данных были установлены следующие особенности стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности:
— подростки с низким уровнем общительности обладают достоверно (при р≤0,01) более высокой чувствительностью к стрессу в сравнении с подростками с высоким уровнем общительности;
— подростки с низким уровнем общительности обладают достоверно (при р≤0,01) более низким уровнем стрессовой устойчивости в сравнении с подростками с высоким и средним уровнем общительности.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что подростки в зависимости от уровня общительности характеризуются разным уровнем стрессоустойчивости, а именно подростки с развитой общительностью отличаются более высокой стрессоустойчивостью, чем их сверстники с низкой общительностью.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение сформулируем рекомендации для психолога, направленные на оптимизацию его профессиональной деятельности по стимулированию общительности у подростков:
1. Для развития общительности психологу рекомендуется, прежде всего, развивать у подростков основные коммуникативные способности, такие как способность делиться личной информацией, способность моделировать свою реакцию, способность позитивно реагировать, способность слушать, способность сочувствовать собеседнику, способность проявлять свой интерес в процессе беседы, способность принимать и оказывать необходимую поддержку и пр. Для развития данных способностей психологу целесообразно работать в двух основных направлениях: осуществлять психологическое просвещение подростков, рассказывая им о существующих коммуникативных способностях и навыках, проводить практические занятия, отрабатывая в реальных коммуникативных ситуациях те или иные способности. Регулярная работа психолога с подростками позволит им расширить свои знания о содержании процесса коммуникации и научиться применять на практике навыки эффективного слушания и говорения.
2. В процессе развития общительности подростков психологу важно уделять внимание развитию невербальных средств общения, поскольку доказанным фактом является то, что невербально человеком усваивается подавляющий объем информации. Психолог должен донести до подростков значение мимики, жестикуляции, интонации и пр. невербальных средств в общении, научить за счет невербальных средств общения устанавливать коммуникативный контакт.
3. Развивая общительность, психолог должен помнить и о роли саморегуляции и самопознания в этом процессе. Только человек, понимающий свои собственные эмоции и принимающий их в полном объеме, способен принять и понять другого человека, поэтому в ходе развития общительности нужно уделять внимание работе по самопознанию и самопринятию. Для формирования этих качеств подойдут как релаксационные упражнения, так и занятия по рефлексированию.
4. В процессе общения особенное место занимает адекватная постановка вопросов. Психологу важно донести до подростков информацию о том, что при общении следует избегать вопросов с пассивным и активным внушением, предпочитая им вопросы открытые или с альтернативной постановкой. Подобный подход позволит не только избежать давления, но и получить более достоверную информацию, что будет способствовать более эффективному процессу коммуникации.
5. В процессе общения необходимо тщательно избегать установления идентификации, т.е. отождествления себя с другим человеком, с его эмоциональным состоянием. Психолог должен обучать подростков навыку оказания сочувствия и помощи при разумных границах своего «Я». Это означает, что человек не должен примерять на себя, своих близких все те проблемы, о которых может узнать от собеседников.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы изучения проблемы стрессоустойчивости подростков с разным уровнем общительности
1.1 Содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе
Основоположник учения о стрессе – лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье [32]. В 1936 г. он опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех этих больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье [32] обозначил эти симптомы «синдромом просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: начиная от изменений в коре надпочечников, истощения лимфоидной ткани, заканчивая изъязвлением желудка. Для описания совокупности всех неспецифических несвойственных организму в норме изменений внутри организма было введено понятие «стресс».
Г. Селье в своей работе «Стресс без дистресса» [32] отметил, что какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы. Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы Г. Селье [32] назвал «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией».
Существует 3 стадии развития этого синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения (рис. 1).
А – изменения общего энергетического уровня на протяжении фаз;
Б – характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития фаз стресса
Рисунок 1 Схематическое представление о формировании фаз реакции на стрессовый раздражитель (по Г. Селье [32])
1) Стадия тревоги – это первый ответ нашего организма на угрозу либо опасность, который возникает с целью помощи нам совладать с ситуацией. Данный механизм приспособления сформировался еще на ранних этапах эволюции, когда для выживания, требовалось победить врага либо уклониться от встречи с ним. Наш организм реагировало на угрозу выплеском энергии, которая увеличивала способности, как физические, так и психические. В подобной непродолжительной «встряске» организма задействованы почти все системы органов, в связи с этим большинство ученых занимающихся вопросом стресса дают этой стадии название «аварийная».
Традиционно в стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Следовательно, с точки зрения биология цель стадии тревоги – это максимальная мобилизация ресурсов адаптации организма, ускоренном переведении человека в состояние подготовленности к борьбе либо бегству от опасности, т.е. напряженная готовность [32].
2) Стадия резистентности (сопротивления) наступает, в случае если вызвавший стресс фактор чересчур силен либо его действие продолжается достаточно продолжительный временной промежуток. На данной стадии протекает процесс приспособления к трансформирующимся условиям. Как итог формируется стабильная адаптация: значительно и быстро понижается активность физиологических процессов, расход всех ресурсов оптимален – организм подготавливается к продолжительной борьбе за свою жизнь, его устойчивость перед разнообразными воздействиями возросла.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы [32].
3) Стадия истощения. В случае если человек длительный промежуток времени продолжаем двигаться навстречу стрессу, то настает момент, когда он не способен отыскать силы для того, чтобы преодолеть ситуацию. На данной стадии энергия растрачена, психологическая и физиологическая защита преодолена.
Любой стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд приспособительных (адаптационных) реакций организма и располагает характерными (увеличение при жаре потоотделения, дрожь в холоде и пр.) и нехарактерными (возрастание активности надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. В связи с этим все стрессоры, т.е. воздействующие агенты, за исключением специфичного эффекта порождают неспецифическую потребность в осуществлении приспособительных функций и, следовательно, восстановление нормального состояния. Поэтому на современном этапе принято под термином «стресс» понимать неспецифический отклик организма на любой предъявляемый к нему запрос [32].
Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.
У человека и высокоорганизованных животных состояние стресса равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности. Аналогичное понимание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия «стресс». Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма:
— Ю.Г. Чирков [45] указывает на то, что стресс – это угроза, беда, напасть;
— Р. Лазарус [19] расценивает угрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса;