Методика обучения литературе Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Страшные» темы, образы, сюжеты в восприятии учащихся на уроке литературы. Знакомство с поэтикой «страшного» в процессе изучения литературы в 5-6 классах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

1 ГЛАВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЭТИКИ
«СТРАШНОГО» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСЕ. 4

1.1.Страшное как эстетическая категория. 4

1.2. Мифологические истоки страшного. 6

1.3. Классификация жанров «страшного». 7

1.4. Репрезентация «страшного» в литературе. 9

2 ГЛАВА. ИЗУЧЕНИЕ СТРАШНЫХ РАССКАЗОВ
6 КЛАССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.. 14

2.1. Диагностика особенностей
восприятия школьником страшных тем, мотивов и сюжетов. 14

2.2. Подготовка урока-семинара в 6 классе. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 20

  

Введение:

 

Страх — это одна из
базовых эмоций человека. Он способствует созданию и развитию религиозных,
мифологических, социальных, политических и художественных представлений о мире.

Ученые считают страх
«самым древним и сильным из человеческих чувств, а самый древний и самый
сильный страх – это страх неведомого»
[Лавкрафт, с. 409].

Есть страх низменный,
есть страх возвышающий, как посредством преодоления собственных слабостей, так
и в результате победы над предметом страха. «Страшное» вместе с «ужасным»
входит в систему основных эстетических категорий человечества. Категория «ужасное»
может совпадать с категорией «безобразное», без которого не было бы понятия
«прекрасное».

Понятие «страшное»
находится в фокусе интересов ученых разных областей: психологов,
искусствоведов, лингвистов, литературоведов и т.д. Только за последние 20 лет
поэтике и эстетике «страшного» посвятили свои труды А. Иполлитов, Л. Чеснокова,
А. Арденадзе, Е. Бутенко, Е. Курганова и мн.др. Эстетизация страха становится
одним из основных направлений в современной культуре. Именно поэтому
разобраться этом понятии, проанализировать интерес, который оно вызывает у
подростков- все это делает наше исследование очень актуальным.

Цель работы: раскрыть
поэтику страшного в художественных текстах

Для достижения были
поставлены задачи:

1. Раскрыть страшное как эстетическую категорию;

2. Изучить мифологические истоки страшного;

3. Дать жанровую
классификацию «страшного» в

 литературе;

4. Раскрыть репрезентацию
«страшного» в художественном тексте;

5. Провести диагностику
особенностей восприятия школьником страшных тем, мотивов и сюжетов.

6. Подготовить
урок-семинар в 6 классе.

Объект нашего
исследования — произведения художественной литературы;

Предмет нашего
исследования – «страшное» в художественных текстах

Структура исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

Методы исследования: В работе использованы описательный, биографический,
культурно-исторический, формальный методы, а также метод структурализма.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетизация
страха становится нормой как массовой, так и элитарной культуры современности. Репрезентация
страшного в художественных текстах берет свое начало в мифологии, исходя из
того, что страх является одним из самых сильных и самых древних чувств
человека.

У страшного
есть определенные функции в художественном тексте, среди которых можно отметить
дидактическую, лексическую, познавательную и эстетическую функции. Страшное
становится универсалией психоэмоционального мира человека и одной из важных
категорий поэтики художественного текста, такой же важной как смешное,
серьезное, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное.

Именно это
является причиной неугасающего интереса к страшному в любых его проявлениях –
от детских страшилок до романов, основанных на мифах; от шорохов за дверью до
сложных музыкальных тем.

Людей во
все времена привлекали страшные темы в жизни и в искусстве, дети всегда
рассказывали страшные истории, прерывая свой рассказ несколько раз фразой,
произносимой приглушенным голосом: «Это правда было!».

Именно
поэтому педагоги и методисты в соавторстве с психологами предлагают вносить
литературные произведения со страшными темами в школьную программу. Переживая
страх в заведомо безопасной обстановке, рассуждая о его природе и пытаясь найти
его причину, дети скорее победят страх или найдут путь для его изучения. Встречаясь
со страшным в воображении, дети учатся не просто преодолевать страх, но и
моделировать свое поведение, чтобы в реальной обстановке не растеряться и
сохранить ясность мыслей и самообладание для того, чтобы принять правильное
решение и совершить необходимые действия, которые могут спасти их жизнь или
здоровье.

Проведённая
диагностика помогла сделать вывод о том, что большая часть учеников (53%)
интересуется жанром «страшилок», что подтверждает мысль о выделении этого жанра
как особо интересного и привлекательного среди других. Отсюда можем отметить,
что проблема страха – это основная проблема, с которой сталкиваются дети. В
анкетах мы видим, что ребенок неосознанно боится потери близких, боится быть
разлученным с мамой и папой. Также добавляется страх темноты и сказочных
существ, пауков и змей, или страх смерти, с которым человек вынужден бороться
всю жизнь.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ГЛАВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЭТИКИ
«СТРАШНОГО» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСЕ 1.1.Страшное как эстетическая категория С самого младенчества и на протяжении всей своей
жизни человек сталкивается с рядом различных обстоятельств, внешних
раздражителей, которые порождают широкий спектр по своей силе и воздействию
эмоций и чувств. Согласно известному американскому психологу Полу Экману,
выделяется 7 базовых эмоций, среди которых есть страх.

Единый толковый словарь дает
следующее определение слова «страх»: «эмоциональная реакция на угрозу». Если страх возникает в
связи с реальной угрозой, то он имеет функциональный характер, следствием чего
являются конструктивные действия, которые ведут к нейтрализации угрозы.

Страх как явление
не изученное до конца, но определенно связанное с чем-то таинственным и
мистическим, волнует людей ещё со времён Античности, этому явлению и по сей
день посвящаются многие исследования как зарубежных, так и отечественных ученых
самых разных научных областей: философии, социологии, психологии, педагогики,
филологии и т.д. В основе понятий «страшное» и «страх» лежит нечто, вызывающее
чувство испуга, беспомощности и опасности. Страх — это, прежде всего, природный
инстинкт, порождаемый грозящими реальными или предполагаемыми бедствиями. Как
писал З. Фрейд: «Проблема страха – узловой пункт, в котором сходятся самые
важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу
душевную жизнь».

Страх – одно из
самых сильных чувств человека. Г. Ф. Лавкрафт, которого называли «знаменитый
мастер ужаса» [Федотова, с.109]
утверждал, что страх – самая сильная и древняя эмоция. С. Кьеркегор в своем
глубоком исследовании «Понятие страха» (1844) различает страх-боязнь (страх в
обывательском смысле, который вызван причиной из вне), и безотчетный
страх-тоску, страх-ужас (мистический страх).

Категории
«страшного» от шорохов за дверью до «страшного» в литературе вызывает научный
интерес в попытке изучить его механизмы. В словаре синонимов З.Е. Александровой
чувство страха имеет большую «синонимическую градацию: ужас, трепет, жуть,
испуг, боязнь и т.д.» [Александрова, с.486].
Категория «страшного» относится к эмоциональной, чувственной сфере, что ставит
ее в один ряд с такими категориями эстетики как трагическое и комическое.
Страшное, по мнению Ю. В. Борева, «как эстетическая доминанта мировосприятия
было свойственно средневековому сознанию, которое пугало грешников адовыми
муками и грядущим страшным судом» [Борев, с. 212].

Категория страшного в художественных текстах является функционально-семантической
категорией и имеет особые средства выражения. Особую важность приобретают лексические
средства выражения. Они принимают активное участие в передаче эмоции страха и
ужаса. Конечной целью этой функции страшного в литературе является преодоление
страха. Еще одной важной функцией категории страшного может быть названа
дидактическая функция, когда автор преподает урок читателю путем разоблачения
суеверий и хитростей. Познавательная функция будет заключаться в погружении читателя в новое,
неизвестное и загадочное.

«Страшное»
привлекает людей, занимает умы своей особой притягательностью, попытками
разгадать «тайну» смерти. Как пишет А. Введенский:

Какая может быть
другая тема,

чем смерти вечная
система.

Болезни, пропасти и
казни

Ее приятный
праздник.

Особое значение страшное в искусстве приобретает в кризисные эпохи,
войны, террор и т.д. В это время категория страшного обретает общеэстетическое
значение. Крушение устоявшегося порядка воспринимается как глобальная
катастрофа, и в этом процессе рождается страшная эстетика. Примерами такого
искусства могут послужить новеллы Ф. Кафки или Э. По.

За долгие годы в культуре народа были выработаны самые разные формы
использования страха в качестве механизма, способного регулировать
семейно-бытовые и социальные отношения. С младенчества ребенка начинают
воспитывать страхом — в колыбельных и пугалках, с помощью которых ребенок
приобщается к системе бытовых и моральных запретов (серенький волчок, Бабайка,
Бука, Бабка Ежка и т.д.). Как пишет Ю. М. Лотман: «Страх относится к числу
основополагающих механизмов человеческой культуры» [Лотман, 227] Исследователи
страха считают, что от страха нельзя освобождаться или бороться с ним, это
может представлять смертельную опасность. «Нужно не избавляться от страха, а
учиться ему» [Курнаков, 42]. «Уроки страха» получают своеобразное преломление в
поэтике образов «страшного» в литературе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы