Платная доработка на тему Стилистические особенности языковых средств выражения обращенности внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
исследования обращенности внутренней речи в художественных текстах. 5
1.1 Лингвистическая
сущность «внутренней речи» и ее языковые нормы.. 5
1.2 Понятие обращенности
речи. 9
1.3 Характеристика
художественного текста. 14
Выводы.. 17
Глава 2. Стилистические
возможности выражения обращенности внутренней речи в немецкоязычных
художественных тестах. 18
2.1 Специфика содержательного и
структурного оформления обращенности внутренней речи в немецкоязычных
художественных текстах. 18
2.2 Стилистические средства
репрезентации обращенности внутренней речи в немецкоязычных художественных
текстах. 23
Выводы.. 32
Заключение. 33
Список использованных источников. 35
Введение:
Особое внимание в
лингвистике уделяется изучению речевого поведения говорящего, а также
внутренней речи в художественных текстах. Термин «внутренняя речь» используется
также в таких разделах языкознания, как психолингвистика, когнитивная
лингвистика, лингвистика текста и другие. Проблема внутренней речи рассмотрена
в трудах А.В. Логинова, Н. Д.
Арутюновой, Б.Ф. Баева, Н.Г. Кравченко, Г.М.
Кучинского, Т. М. Надеиной, О. Я. Гойхмана, Н. Б.
Федорцовой и др. Они рассматривают внутреннюю речь в виде элемента порождения
речевого внешнего высказывания.
При всем разнообразии
трудов и научных подходов к вопросу внутренней речи, необходимо подчеркнуть,
что внутренняя речь – это внутренняя проекция внешней речи, что отображается в
сознании говорящего. Во внутренней речи действует сложный механизм
абстрактно-логических операций, связанный с речью и мышлением в их непрерывном
движении, в диалектическом развитии и изменениях, в соответствии с законами
диалектики природы, которая «находится в вечном непрерывном течении, в
непрестанном движении и переменах» [11, с. 42-43].
Внутреннюю речь следует
рассмотреть не только с позиции его лингво-психологической природы, поскольку
внутренняя речь – явление не только психическое, но и лингвистическое. Правы те
исследователи, которые связывают психологические процессы внутренней речи с
социальными и идеологическими. В связи с этим актуальное значение приобретает
изучение стилистических особенностей языковых средств выражения обращенности
внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах.
Цель исследования —
изучения стилистических особенностей языковых средств выражения обращенности
внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах. Данная
цель предполагает решение следующих задач:
Заключение:
Особую роль в
функционировании языка играет внутренняя речь. Внутренняя речь обращена к себе;
это коммуникация особого рода: человек разговаривает с собой, используя
возможность беззвучного рассуждения. Внутренняя речь совершается автономно, она
не зависит от процессов внешней коммуникации.
Внутренняя речь
активизируется, когда человек фокусирует внимание на определенной цели,
формирует концепции, запоминает цели действий или выражает эмоции, такие как
гнев.
Внутренняя
речь является речью, которую человек ведет с собой, она обращена к себе,
обращена в себя, она – всегда место мысли.
Обращенность
речи предполагает неразрывную связь между речью и поведением
человека. Обращенность может быть связана не только с функцией называния,
но и с приложением при имени собственном или местоимении второго лица, а отсюда
обращённость речи может быть выражена не только назывными предложениями, но и
восклицательными, выражающими как призыв, так и реакцию на ситуацию или на
полученное сообщение.
Что
касается художественного стиля, то он выделяется от других функциональных
стилей языка эстетической функцией. Именно эстетическая функция позволяет
противопоставить художественный стиль другим стилям, а в художественном
произведении выделять словесные образы — основные категории художественного
текста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
исследования обращенности внутренней речи в художественных текстах 1.1 Лингвистическая
сущность «внутренней речи» и ее языковые нормы Феномен
внутренней речи оказался в фокусе внимания ученых разных областей знания еще в
конце ХIХ столетия. Внутренняя речь в силу своей особенной природы по-прежнему
представляет собой едва ли не самую трудную область исследования психологии,
нейрофизиологии, лингвистики и других наук. Само понимание внутренней речи
различается у разных исследователей и в разных научных дисциплинах.
Внутренняя
речь протекает преимущественно в ментальном мире человека и характеризуется
лексическим, синтаксическим и функциональным своеобразием. В настоящее время в
психологической науке выделяются два основных подхода к феномену внутренней
речи, основывающиеся на функциональной специфике данного явления. Первый подход
основывается на концепции внутренней речи, предложенной крупнейшим
отечественным психологом Л. С. Выготским (1896–1934).
Согласно мнению Л. С. Выготского, внутренняя речь
образуется из внешней речи, главным образом, путем изменения ее функции: из
средства сообщения мыслей другим людям речь становится средством мышления,
речью для себя [6].
Внутренняя
речь становится сокращенной, прерывистой, эллиптической и предикативной, т. к.
ситуация «внутреннего» разговора всегда известна самому мыслящему человеку.
Внутренняя речь происходит в основном про себя, но может совершаться и вслух,
например, при затруднениях в мышлении, когда мы остаемся наедине или забываем
об окружающих. Этот естественный выход внутренней речи наружу Л. С. Выготский
сделал приемом исследования, показав внешнее происхождение внутренней речи и ее
связи с мышлением. Идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах
А.Р. Лурии и других исследователей [16], а современные эмпирические изыскания
зарубежных психологов Б. Алдерсон-Дэй и Ч. Фернихо во многом подтверждают
выдвинутые им гипотезы [23].
А.Р.
Лурия рассматривает внутреннюю речь в качестве компонента порождения речи и
описывает путь от мысли к речи в виде следующих этапов:
–
начало дает мотив и общий замысел, который известен субъекту в самых общих
чертах;
– продолжение процесса через внутреннюю речь,
которая содержит схемы семантической записи с ее потенциальными свойствами;
—
формирование глубинных синтаксических структур;
–
развертывание во внешней речи высказывания, опирающегося на поверхностно-синтаксическую
структуру [16].
В
концепции Н.И. Жинкина, язык внутренней речи – это код, обладающий
непроизносимой характеристикой; язык – посредник между интеллектом и общением,
между устной и письменной речью, между различными языками, он свободен от
избыточности, свойственной всем натуральным языкам [9].
Второй
подход к пониманию функциональной специфики внутренней речи основывается на
определении той роли, которую внутренняя речь играет в оперативной/рабочей
памяти. Внутренняя речь позволяет представить
внутреннее состояние человека, его чувства, мысли и отношение к окружающему
миру. Внутренняя речь-это речь для себя, а
не для других, поэтому она не предназначена для общения. Внутренняя речь в
основном монологична. Она может передаваться различными способами: в форме
прямой речи героя, в форме косвенной речи, в форме авторского повествования.
С помощью внутренней речи
человек описывает события, высказывает свое мнение о них
и людях. Он пытается проанализировать свои действия и планы на будущее,
пытается понять повседневную жизнь, сравнивая ее с различными явлениями.
Одним из важных в современной науке является вопрос о
внутренней речи. Термином «внутренняя речь» обычно называют «беззвучную, немую,
мысленную речь про себя, которая возникает при обдумывании какой-либо ситуации,
размышлении по поводу чего-либо, решении какой-либо задачи» [1, с. 7].
Внутренняя речь тесно связана с языком и мышлением человека и вместе с тем с
деятельностью человека в целом.
Наиболее четко аспекты исследования внутренней речи дифференцированы
и описаны И. В. Артюшковым, в частности, им выделяются следующие аспекты: 1)
психологический, 2) психолингвистический, 3) литературоведческий, 4)
лингвистический [1, с. 8]. В рамках психологического аспекта внутренняя речь
рассматривается как особый вид психической деятельности, объединяющий в себе
мышление и речь. В рамках психолингвистического аспекта внутренняя речь
понимается как сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд уровней
и стадий; при этом основное внимание уделяется процессу порождения речи. В
литературоведческом аспекте внутренняя речь исследуется как художественная
форма изображения внутренней жизни персонажей.
В лингвистическом аспекте внутренняя речь характеризуется как
«непроизносимая, незвучащая, немая речь, обращенная к ее субъекту (к самому
себе); процесс, обратный образованию «внешней» или собственно речи…» [13].
Как предмет изучения в лингвистике внутренняя речь является
условной, так как наблюдение и регистрация естественной внутренней речи
невозможны. Это не подлинная психологическая, а художественно изображенная
внутренняя речь, оформленная средствами литературного языка [1, с. 50].
Основное назначение внутренней речи в художественном тексте — раскрытие
внутреннего мира человека.
Внутренняя
речь отличается сокращенностью, фрагментарностью словарного состава,
прерванными конструкциями, которые вызваны характерным для внутренней речи
противоречием между непрерывностью мышления и дискретностью речи. Однако
внутренняя речь может принимать и развернутую форму вплоть до внутреннего
говорения, если это продиктовано содержанием, целями и мотивами внутренней
умственно-речевой деятельности субъекта. По мнению Г.М. Кучинского, внутренняя
речь «может быть как речью произносимой (то есть речью, основой которой является
более или менее выраженная артикуляция), так и речью воображаемой,
представляемой» [12, c. 84]. Языковед А.В. Логинов отмечает, что часто
внутренняя речь представляет собой «специфический диалог, отражающий не только
определенное взаимодействие в виде последовательных реплик, имеющих свой сюжет,
но и взаимодействие-противостояние» [15, c. 24].
Всего
в художественной литературе существует 3 вида внутренней речи: внутренний
диалог, внутренний монолог, простое внутреннее реплицирование. Они, в
совокупности, образуют непрерывный процесс внутренней коммуникации личности,
осуществляемый посредством внутренней речи. [2, с. 83-94]
Каждая
их трех вышеназванных форм интраперсонального общения имеет свои структурные и
семантические особенности, которые находят отражение в выполняемых ими функциях
в жизнедеятельности индивидуума. Так, простое внутреннее реплицирование
представляет собой отдельные, относительно краткие, невзаимосвязанные
высказывания, возникающие обычно в неречевых ситуациях, либо содержащие
внутренний комментарий индивидуума к воспринимаемой им внешней речи.
Внутренняя речь относится к роду прозы, так как это повествование.
Внутренняя речь ведется в прямой Я-форме. Во внутреннем монологе часто
используются незаконченные предложения. Иногда возникают скачки мысли. В
середине предложения может начаться другая тема, для которой найдется
соответствующее ключевое слово.
Во внутреннем речи
целенаправленно используются точки, тире и восклицательные знаки. Поскольку
внутренний монолог-это не разговорная, а только мысленная речь, кавычки не
ставятся.Одним из вариантов может быть: «Was war das? Son lauter Knall… klingt wie im Krieg…»
Каждый человек
мыслит на языке, который он использует больше всего. Поэтому иногда
используются диалектные слова. Например, ick weess но не так, что это все
должно быть!
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические аспекты
исследования обращенности внутренней речи в художественных текстах. 6
1.1 Лингвистическая
сущность «внутренней речи» и ее языковые нормы.. 6
1.2 Понятие обращенности
речи. 10
1.3 Характеристика
художественного текста. 15
Выводы.. 17
Глава 2. Стилистические
возможности выражения обращенности внутренней речи в немецкоязычных
художественных тестах. 19
2.1 Специфика содержательного и
структурного оформления обращенности внутренней речи в немецкоязычных
художественных текстах. 19
2.2 Стилистические средства
репрезентации обращенности внутренней речи в немецкоязычных художественных
текстах. 24
Выводы.. 30
Заключение. 31
Список использованных источников. 33
Введение:
Особое внимание в
лингвистике уделяется изучению речевого поведения говорящего, а также
внутренней речи в художественных текстах. Термин «внутренняя речь» используется
также в таких разделах языкознания, как психолингвистика, когнитивная
лингвистика, лингвистика текста и другие. Проблема внутренней речи рассмотрена
в трудах А.В. Логинова, Н. Д.
Арутюновой, Б.Ф. Баева, Н.Г. Кравченко, Г.М.
Кучинского, Т. М. Надеиной, О. Я. Гойхмана, Н. Б.
Федорцовой и др. Они рассматривают внутреннюю речь в виде элемента порождения
речевого внешнего высказывания.
При всем разнообразии
трудов и научных подходов к вопросу внутренней речи, необходимо подчеркнуть,
что внутренняя речь – это внутренняя проекция внешней речи, что отображается в
сознании говорящего. Во внутренней речи действует сложный механизм
абстрактно-логических операций, связанный с речью и мышлением в их непрерывном
движении, в диалектическом развитии и изменениях, в соответствии с законами
диалектики природы, которая «находится в вечном непрерывном течении, в непрестанном
движении и переменах» [11, с. 42-43].
Внутреннюю речь следует
рассмотреть не только с позиции его лингво-психологической природы, поскольку
внутренняя речь – явление не только психическое, но и лингвистическое. Правы те
исследователи, которые связывают психологические процессы внутренней речи с
социальными и идеологическими. В связи с этим актуальное значение приобретает
изучение стилистических особенностей языковых средств выражения обращенности
внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах.
Цель исследования —
изучения стилистических особенностей языковых средств выражения обращенности
внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах. Данная
цель предполагает решение следующих задач:
—
Рассмотреть лингвистическую сущность «внутренней речи» и ее языковые нормы.
—
Дать определение понятию «обращенности речи».
— Выявить особенности художественного текста.
— Определить
стилистические способы выражения обращенности внутренней речи в немецкоязычных
художественных тестах
Объектом
исследования была выбрана обращенность, адресованность внутренней речи в
немецком языке на материале художественного повествования.
Предметом
исследования стал способы выражения обращенности внутренней речи в художественном
повествовании в немецком языке.
Практическая
значимость данного исследования в выяснении языковых средств выражения
обращенности внутренней речи, в современных художественных текстах с учетом
семантической разновидности передаваемой речевой информации.
Теоретическая
значимость работы состоит в изучении обращенности внутренней речи в
художественных текстах и в рассмотрении проблемы семантико-синтаксической
репрезентации размышлений автора и персонажей художественного повествования от
третьего лица.
В процессе работы
нами использовались следующие методы: структурно-семантический и анализ. С
помощью структурно-семантического анализа была изучена содержательная сторона
видов обращенности внутренней речи в немецком языке.
Работа включает в
свой состав 2 главы. Помимо этого, в исследование входят введение, краткое
заключение и библиографический список.
Заключение:
Термином «внутренняя речь» обычно называют «беззвучную, немую,
мысленную речь про себя, которая возникает при обдумывании какой-либо ситуации,
размышлении по поводу чего-либо, решении какой-либо задачи». Внутренняя речь
тесно связана с языком и мышлением человека и вместе с тем с деятельностью
человека в целом.
Внутренняя речь строится на изменении, упрощении и изъятии
грамматических, морфологических структур и синтаксических моделей и фонетических
единиц и лексически разъясняющих слов, которые могут быть убраны как понятные
отправителю информации.
Внутренняя прямая речь
в немецком и русском языках может быть обращена как к
самому первичному адресанту, так и к другому персонажу
текста, кроме этого внутренняя прямая речь может быть направлена к
высшим инстанциям мира. Для обоих языков характерно то обстоятельство, что внутренняя прямая речь может иметь вид размышлений, описания
эмоционального состояния, чувственного восприятия событий и речи.
Таким образом,
протагонисты малой и большой эпической жанровой формы австрийской и немецкой
литературы XX века продуцирование внутренней речи происходит с помощью
аффективного внутреннего монолога и диалога.
В новелле А. Шницлера
«Барышня Эльза» экспрессивность лингво –стилистических средств в самые
употребляемые эллиптические структуры, и экспрессивным потенциалом речево — стилистических
средств (употребления эллипсиса).
Внутренняя прямая,
несобственно-прямая и косвенная речь в произведении П. Зюскинда органично
дополняют друг друга и способствуют более точной и глубокой характеристике
персонажей и их поступков. Обилие способов передачи внутренней речи персонажей
и их объем в рамках всего произведения позволяет говорить о принадлежности
романа «Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders» к психологической прозе.
Таким
образом, лексико-стилистический способ реализации внутренней речи отличается
использованием различных лексических и стилистических средств
(экспрессивно-оценочные единицы, метафоры, градация, образные сравнения) для
характеристики ситуации, героев произведения, передачи переживаемого ими
эмоционального состояния.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
исследования обращенности внутренней речи в художественных текстах 1.1 Лингвистическая
сущность «внутренней речи» и ее языковые нормы Феномен
внутренней речи оказался в фокусе внимания ученых разных областей знания еще в
конце ХIХ столетия. Внутренняя речь в силу своей особенной природы по-прежнему
представляет собой едва ли не самую трудную область исследования психологии,
нейрофизиологии, лингвистики и других наук. Само понимание внутренней речи
различается у разных исследователей и в разных научных дисциплинах.
Внутренняя
речь протекает преимущественно в ментальном мире человека и характеризуется
лексическим, синтаксическим и функциональным своеобразием. В настоящее время в
психологической науке выделяются два основных подхода к феномену внутренней
речи, основывающиеся на функциональной специфике данного явления. Первый подход
основывается на концепции внутренней речи, предложенной крупнейшим
отечественным психологом Л. С. Выготским (1896–1934).
Согласно мнению Л. С. Выготского, внутренняя речь
образуется из внешней речи, главным образом, путем изменения ее функции: из
средства сообщения мыслей другим людям речь становится средством мышления,
речью для себя [6].
Внутренняя речь становится сокращенной,
прерывистой, эллиптической и предикативной, т. к. ситуация «внутреннего»
разговора всегда известна самому мыслящему человеку. Внутренняя речь происходит
в основном про себя, но может совершаться и вслух, например, при затруднениях в
мышлении, когда мы остаемся наедине или забываем об окружающих. Этот
естественный выход внутренней речи наружу Л. С. Выготский сделал приемом
исследования, показав внешнее происхождение внутренней речи и ее связи с
мышлением. Идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие