Платная доработка на тему Средства объективации концепта «лес» в лексико-семантическом пространстве английского языка (на материале романа Э. Резерфорда «Королевский лес»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ» В ЛИНГВИСТИКЕ.5
1.1 Понятие
«концепт» и «концептосфера»……………………………………5
1. 2 Средства реализации концепта…………………………………………….12
Выводы
по первой главе……………………………………………………………17
ГЛАВА 2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ СРЕДСТВ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ЛЕС» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ…………………………………………………19
2.1 Особенности реализации концепта
«лес» в английском языке………………19
2.1.1
Паремиологическая зона концепта ЛЕС в английском языке……………..28
2.1.2
Вербализация концепта ЛЕС в художественных текстах………………….33
2.2 Творческий
путь Э. Резерфорда……………………………………………35
2.2.1
Моделирование концепта «Лес» на основе романа «Королевский лес»….38
Выводы
по второй главе……………………………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..57
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..60
Введение:
В конце 19 века возник
новый раздел о языке – лингвоконцептология. Лингвоконцептология
занимается сопоставительным анализом лексических единиц
«культура» и «концепт» в аспектах дефиниции и этимологии, а также историей отдельных
слов, вопросом о смысловой структуре слова, в том числе структурными методами
изучения семантики слова.
Данная работа посвящена средствам объективации концепта «лес» в лексико-семантическом пространстве
английского языка. Потребность расширения
знаний о структуре лексической системы английского языка и, в частности, ее
отдельного фрагмента — единиц, обозначающих предметов окружающей среды: способы
их образования, закономерностей их речевого функционирования и системной
организации определила тему данной работы. Связать слово с понятием возможно лишь при условии, что предмет так или
иначе опознается человеком, постольку денотат, как и сигнификат, является
некоторым отражением (представлением) класса однородных предметов в сознании,
однако, в отличие от сигнификата, это отражение — с минимальным числом
опознавательных признаков, зачастую бессистемное и не совпадающее с понятием.
Изучение
лексико — семантического поля слова отражено в работах Ю. Д. Апресяна, С. М.
Эрвина, Н. Б. Мечковской, Н. Д. Арутюновой, И.В. Арнольда, А.И. Смирницкого,
Е.Г. Беляевской.
Любой
язык выступает средством членения мира, то есть имеет свой способ его
концептуализации. Поэтому каждому языку соответствует отдельная картина мира,
согласно которой создается любое высказывание в данном языке. В этом
проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.
Язык
является самым важным способом формирования и существования человеческих знаний
о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в
языке результаты познания. Совокупность этих знаний, закрепленных в языке,
формирует то, что обозначается в современной лингвистике терминами «языковой
промежуточный мир», «языковая репрезентация мира», «языковая модель мира»,
«языковая картина мира».
Заключение:
Данная работа посвящена концепту «лес» и средствам его выражения в
английском языке, в частности в романе Э.Резерфорда ЗАГОЛОВОК.
В первой главе представлены основные теоретические положения этой работы.
Она посвящена исследованию концепта «ЛЕС».
В первой главе также рассматривается средства реализации концепта,
основными которых являются лексическое значение, синонимический ряд,
использование языковых единиц одной части речи, словосочетания и
фразеологические единицы.
Средствами объективации концепта могут
выступить:
1) лексемы и фразеосочетания, имеющие
«подходящие к случаю» семемы или отдельные семы разного ранга (архисемы,
дифференциальные семы, периферийные (потенциальные, скрытые);
2) свободные словосочетания;
3) тексты и совокупности текстов (при
необходимости экспликации или обсуждения содержания сложных, абстрактных или
индивидуально авторских концептов).
Во второй главе рассматривается
способы объективизации концепта «лес» в английском языке. Концепт как единица
структурированного знания имеет определенную структуру. В структуру концепта входят образ, понятие, информационное содержание.
Информационное
содержание концепта включает несколько слоев или секторов, некоторые из них
могут репрезентироваться отдельными лексемами или отдельными значениями тех или
иных лексем.
Здесь также рассматриваются основные зоны интерпретационного поля. Эти зоны включает многочисленные
когнитивные признаки, характеризующие лексические особенности данного концепта. Полевое описание структуры концепта является результатом
его моделирования.
Первым этапом моделирования концепта является его
лексическое значение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ» В
ЛИНГВИСТИКЕ
1.1 Понятие
«концепт» и «концептосфера»
Концепт
является ведущим понятием современной когнитивной лингвистики. Он выражает в языке набор представлении о мире и формируется в сознании человека через ощущения
(тактильные, визуальные, вкусовые) на уровне представлений (знаков,
мировоззрения) или организации мыслей.
Ученые
по – разному мыслят о концепте. В русском языкознании его рассматривают как
термин некоторые ученые (В. И. Карасик, С. А. Аскольдов), а некоторые (Д. С.
Лихачев, В. Т. Москвин) приравнивают его к понятию.
Использование
термина «концепт» применительно к проблемам языковой сферы впервые в прошлом
веке было предложено русским философом С. А. Аскольдовым. В его работе «Концепт
и слово» он интерпретирует концепт следующим образом: «…примерное
образование, которое приходит на ум в процессе мышления и неопределенное
значение предметов одного и того же рода». Согласно его определению, концепт –
это взаимодействие ряда факторов: национальной традиции, жизненного опыта,
ощущения и системы ценностей. Концепт — это «своего рода культурный слой,
посредник между человеческим разумом и окружающего его мира» [6, с.267].
А.
О. Вежбицкая признает концепт как языковую картину мироздания, в которой
запечатлены и названы фиксированные культурные представления человека о мире [10].
Ю. Д. Апресян излагает проблему концепта следующим образом: «каждый
естественный язык отражает конкретный способ восприятия и формирования мира [4,
с.33-160]. Смысл, сущность в нем группируются в систему мыслей, как в некой
коллективной философии. Способ концептуализации мира является универсальным и
дополняется национальными особенностями. Отношение к миру максимально
примитивное. Он отличается от научной картины мира, но это не простое
объяснение». А. Вежбицкая определяет концепт- как «объект идеального мира», отражающий
культурно-условное представление человека о мире истины [10]; Р. М. Фрумкина
понимает концепт как вербальное понятие, рожденное под влиянием культурных
категорий.
Силу
воздействия Б. А. Ларин признает как главную деталь когнитивных уровней
языковой личности, указывая на то, что языковая модель Вселенной является
определяющей единицей движения коллективного сознания.
Теоретические
основы термина «концепт» Д. С. Лихачев, Н.Д. Арутюнова, Е. С. Кубрякова, А. Н. Мороховский,
Н. К. Рябцева, В. А. Маслова, А. Я. Гуревич, А. А. Залевская, А. Вежбицкая и другие
рассматривают в своих исследованиях,
доказывая, что их рассуждения о «концепте» обусловлены концентрацией слов,
входящих в структуру концепта, на основе ядра, т.е опорного слова.
В.
З. Демьянков, Ю. С. Степанов рассматривают
концепт как «единицу ментальных
или психических ресурсов нашего сознания и информационной структурой, в которой
отражается знания и человеческий опыт. Он является значимой единицей памяти,
ментального лексикона, которая отражается в человеческой психике» [15, с.55-51]
В
рамках лингвистического подхода концепты определяются как определенные
мыслительные структуры, которые есть в сознании человека, компоненты которой
являются представлениями и понятиями об объектах и явлениях окружающего мира, и
закодированы в некоторых случаях вербальными или иными знаками [14, с. 23].
Термин
«концепт» широко используется как синоним «понятия», хотя термин «понятие»
используется в логике и философии, а «концепт», как термин математической
логики, так же укоренилось в лингвокультурологии. Слово «концепт» и его терминологические
эквиваленты «лингвокультура», мифологема», «логоэпистема» широко стали
использовать в русской лингвистической литературе с начала 90-х гг. прошлого
века. Но в последние годы термин «концепт» стал значительно чаще использоваться. В когнитивной лингвистике
концепт является центральным вопросом о
значении слов, а также значении предложений; другими словами, значении любого
лингвистического выражения.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
Характеристика понятия «концепт» в лингвистике. 5
1.1 Понятие «концепт» и
«концептосфера». 5
1. 2 Средства
реализации концепта. 11
Выводы по
первой главе. 19
ГЛАВА 2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПТА «ЛЕС» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 20
2.1 Особенности реализации концепта «лес» в
английском языке. 20
2.1.1
Паремиологическая зона концепта ЛЕС в
английском языке. 29
2.1.2
Вербализация концепта ЛЕС в художественных текстах. 35
2.2 Творческий путь Э.
Резерфорда. 38
2.2.1
Моделирование концепта «Лес» на основе романа «Королевский лес». 42
Выводы по
второй главе. 58
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 62
Введение:
В конце 19 века возник
новый раздел о языке – лингвоконцептология. Лингвоконцептология
занимается сопоставительным анализом лексических единиц
«культура» и «концепт» в аспектах дефиниции и этимологии, а также историей отдельных
слов, вопросом о смысловой структуре слова, в том числе структурными методами
изучения семантики слова.
Данная работа посвящена средствам объективации концепта «лес» в лексико-семантическом пространстве
английского языка. Потребность расширения
знаний о структуре лексической системы английского языка и, в частности, ее
отдельного фрагмента — единиц, обозначающих предметов окружающей среды: способы
их образования, закономерностей их речевого функционирования и системной
организации определила тему данной работы. Связать слово с понятием возможно лишь при условии, что предмет так или
иначе опознается человеком, постольку денотат, как и сигнификат, является
некоторым отражением (представлением) класса однородных предметов в сознании,
однако, в отличие от сигнификата, это отражение — с минимальным числом
опознавательных признаков, зачастую бессистемное и не совпадающее с понятием.
Изучение
лексико — семантического поля слова отражено в работах Ю.Д. Апресяна, С.М.
Эрвина, Н.Б. Мечковской, Н.Д. Арутюновой, И.В. Арнольда, А.И. Смирницкого, Е.Г.
Беляевской.
Любой
язык выступает средством членения мира, то есть имеет свой способ его
концептуализации. Поэтому каждому языку соответствует отдельная картина мира,
согласно которой создается любое высказывание в данном языке. В этом
проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.
Язык
является самым важным способом формирования и существования человеческих знаний
о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в
языке результаты познания. Совокупность этих знаний, закрепленных в языке,
формирует то, что обозначается в современной лингвистике терминами «языковой
промежуточный мир», «языковая репрезентация мира», «языковая модель мира»,
«языковая картина мира».
Актуальность
данного исследования состоит в том, что в английском языке концептуальная
репрезентация лексемы «FOREST»
не подвергалась изучению с точки зрения выявления ее типичных структурных и
содержательных характеристик. Хотя есть исследования в географии и
экологической антропологии, растительный покров до сих пор отошли на второй
план в лингвистическом исследовании ландшафта. Как и в случае с другими
ландшафтными особенностями, актуальным остается вопрос: Какие семантические
принципы и параметры использует английский язык для классификации древесного
покрова?
Целью
исследования является выявление средств объективации концепта «лес» в
лексико-семантическом пространстве английского языка (на материале романа Э.
Резерфорда «Королевский лес»).
В
соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
1) изучить
теоретические аспекты концепта и концептосферы;
2) рассмотреть
средства репрезентации концепта;
3) выявить средства передачи концепта «FOREST» на английском и русском языках;
4) определить
средства объективизации лексемы «лес» в английском языке (на материале романа
Э. Резерфорда «Королевский лес»).
Объектом
исследования данной работы является семантический анализ лексической единицы
«лес» на английском языке.
Предметом
исследования — роман Э. Резерфорда «Королевский лес».
Методы исследования:
1. анализ литературных
источников по теме;
2. сопоставительный подход;
3. диахронический подход.
Теоретической основой
работы являются труды С.М. Эрвина, Н.Б. Мечковской, Е.Г. Беляевской, И.А. Стернина,
Г.Г. Слышкина, Ю. Е. Прохорова и других ученых, занимавшихся лексикологией и семантикой слова.
В качестве материала
исследования выступает роман Э. Резерфорда «Королевский лес». Данный роман
хорошо передает историю Нью-Форест или Королевского леса, расположенного вдоль
южного побережья Англии.
В работе использованы следующие методы: описательный метод,
метод лингвокогнитивного анализа, метод моделирования, метод полевого описания,
метод количественного анализа.
Научная новизна работы
состоит в комплексном изучении англоязычной концептосферы «лес», а также
выявлении особенностей использования средств объективизации данного понятия,
как неотъемлемой части лексического состава английского языка.
Практическая значимость
этой работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут
быть использованы при разработке специальных курсов по разделам синтаксиса,
семантики, лингвистики текста, а также его перевода.
Данная работа состоит из
содержания, введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения,
списка литературы и приложений.
Во введении излагается
тема работы, указывается объект, предмет исследования, а также его цель и
задачи, указываются теоретические основы работы и языковой материал, на основе
которого выполнена работа.
В первой главе
рассматриваются основные положения лексикологии о слове, концепте,
концептосфере.
Во второй части речь
идет о средствах реализации концепта «лес» в английском языке, в частности в
романе Э. Резерфорда «Королевский лес».
В заключении обобщаются
результаты исследования и подводятся итоги.
Заключение:
Данная работа посвящена концепту «лес» и средствам его выражения в
английском языке, в частности в романе Э.Резерфорда.
В первой главе представлены основные теоретические положения этой работы.
Она посвящена понятию концепта. Несмотря на множество определения, до сих пор
не удалось дать четкую и однозначную дефиницию данного понятия.
В первой главе также рассматривается средства реализации концепта,
основными которых являются лексическое значение, синонимический ряд,
использование языковых единиц одной части речи, словосочетания и
фразеологические единицы.
Средствами объективации концепта могут
выступить:
1) лексемы и фразеосочетания, имеющие
«подходящие к случаю» семемы или отдельные семы разного ранга (архисемы,
дифференциальные семы, периферийные (потенциальные, скрытые);
2) свободные словосочетания;
3) тексты и совокупности текстов (при
необходимости экспликации или обсуждения содержания сложных, абстрактных или
индивидуально авторских концептов).
Во второй главе рассматривается
способы передачи концепта «лес» в английском языке. Вербализация концепта «лес»
в английском языке происходит через использование слова forest.
Концепт как единица
структурированного знания имеет определенную структуру. В структуру концепта входят образ, понятие, информационное содержание.
Информационное
содержание концепта включает несколько слоев или секторов, некоторые из них
могут репрезентироваться отдельными лексемами или отдельными значениями тех или
иных лексем.
Здесь также рассматриваются основные зоны интерпретационного поля. Эти зоны включает многочисленные когнитивные
признаки, характеризующие лексические особенности данного концепта. Полевое
описание структуры концепта является результатом его моделирования.
Первым этапом моделирования концепта является его
лексическое значение.
Вторым этапом моделирования концепта является описание его
категориальной структуры, то есть эстетическая оценка, объем словарного
состава, сфера использования, связь с национальными традициями.
В ядро концепта могут войти образные, эмоциональные
компоненты концепта, а также компоненты его информационного содержания и
компоненты интерпретационного поля концепта.
Языковым материалом
исследования послужили лексические,
паремические единицы, устойчивые сочетания, содержащие слова-наименования
концепта «forest» в английском языке и словарные дефиниции
словарей и энциклопедий, результаты анализа различных словарных дефиниции (wood, forest, woodland).
В данной работе мы приводим обобщенные результаты проведенного исследования
и хотим отметить, что ЛЕС — динамическое понятие, а, следовательно, лексема FOREST и лексемы ее концептуального
семантического поля меняют свои значения с течением времени вслед за изменением
их типичного референта.
Во второй главе рассматривается способы передачи
концепта «лес» в англоязычном романе «королевский лес». Вербализация концепта
«лес» в английском языке происходит через использование слова forest и его синонимов wood, woodland. Во время выборки
материала для исследования были проанализированы словарные статьи, содержащие
лексему-ядро (или ее вариации) не только в названии самого произведения, но и
объяснениях компонентов словарной статьи. Также для полноты анализа были
проанализированы выражения для обозначения лексем forest, wood, woodland.
Периферийную зону составляют концептуальные единицы: New Forest historian, master of the Forest, the king’s Forest, staff of
the Forestry Commission, the staff of the New Forest Museum, New Forest Ninth
Centenary Trust, The forest smallholders, woodsman, the expert
forester, the archetypal Forest commoner, a newcomer to the
Forest, the steward of the Forest, the warden of the forest. В общей сложности для передачи концепта «лес» в английском языке
используются более ста понятии.
Языковым материалом
исследования послужили лексические,
паремические единицы, устойчивые сочетания, содержащие слова-наименования
концепта «лес» в английском языке и словарные дефиниции словарей и энциклопедий,
результаты анализа художественного текста «Королевский лес».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Характеристика
понятия «концепт» в лингвистике
1.1 Понятие
«концепт» и «концептосфера» Одним из ведущих понятий
современной когнитивной лингвистики является концепт. Внимание лингвистов
привлекают, прежде всего, концепты, наиболее тесно связанные с культурой народа
и ярче всего отражающие специфику его коллективного сознания. В своих работах
ведущие лингвисты разрабатывают методику концептуального анализа, типологизируя
концепты, определяют их характерные особенности. Во многих научных
исследованиях концепт выступает объектом исследования.
Изучение концептов
является актуальной проблемой современной лингвокогнитологии, психолингвистики,
и лингвокультурологии. Несмотря на то, что понятием «концепт» пользуются
представители разных направлений лингвистической науки, единого определения все
еще нет. Это свидетельствует не столько об отсутствии единства взглядов
относительно природы и функций концепта, сколько многозначность его признаков и
свойств.
Развитие гуманитарного
знания поставило перед нами дилемму выработки нового термина, который бы
адекватно обозначал содержание языкового знака, снимал бы функциональные
ограничения традиционного смысла и значения, органично объединял
логико-психологические и лингвистические категории. Любая наука обладает
понятиями, которые, с одной стороны, не имеют четкого, точного и общепринятого
определения; с другой стороны, термин «приблизительно» понятен всем
специалистам в этой области исследований. Иначе говоря, это связано с тем, что
каждый исследователь обеспечивает свое понимание конечных элементов, на основе
которых разрабатывается теория, однако ряд терминов, вводимых отдельными
специалистами, с некоторых пор становится очень популярным, а частота
употребления создает определенную «видимость» ясности и прозрачности их смысла.
Растущий спрос на единицу привел к появлению ряда конкурирующих номинативных
единиц. Однако эта единица не имеет ни одного обобщенного определения, ни
единого термина, по крайней мере, в некоторых странах. В отечественной науке,
например, термин «концепт» не моносемантичен и конкуренция терминов, таких как
«концепт», «лингвокультура», «мифологема», «логоэпистема» продолжается с начала
90-х годов. Однако в последние годы становится очевидным, что термин «концепт»
по частоте употребления значительно опережает все остальные понятия. Понятие
«концепт» было заимствовано лингвистами из математической логики. Значение
понятия «концепт» исследуется в когнитивной науке, метафизике и философии
разума. Термин «понятие» восходит к определению терминов Аристотелем
«классической теории понятий».