Русский язык Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Сравнение как прием овладения стилистическими ресурсами лексики и фразеологии на уроках русского языка в 6 классе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава
1. Теоретические основы развития умения сравнения. 3

1.1.
Метапредметные универсальные учебные действия в системе учебных действий и
результатов обучения. 3

1.2.
Характеристика умения сравнения. 10

Выводы по
первой главе. 19

Глава 2.
Теоретические и методические основы изучения стилистических ресурсов языка. 20

2.1.
Стилистика как наука. 20

2.2.
Специфика изучения стилистики согласно школьной программе. 25

2.3. Анализ
учебников по русскому языку. 31

Выводы по
второй главе. 38

Глава 3. Серия уроков. 40

Выводы по
третьей главе. 50

Список использованной
литературы.. 52

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами была проведена серия
уроков раздела «Лексика и фразеология» на следующие темы: «Стилистические
особенности фразеологизмов»; «Исконно русские и заимствованные слова»; «Лексика
и фразеология».

Цель первого урока «Стилистические
особенности фразеологизмов» состояла в том, чтобы: познакомить учащихся с темой
«Фразеологизмы», их стилистическими особенностями; закрепить знания о
фразеологизмах; проверить умение находить их в тексте, группировать по стилям,
уметь подбирать синонимы.

На уроке использовалась
наглядность, групповая форма работы.

На втором уроке на тему
«Исконно русские и заимствованные слова» реализовывались следующие цели: усвоить
сущность заимствованных слов и исконно русских слов; научиться отличать
заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем
распознавать заимствованные слова; способствовать овладению учащимися
сравнением как приемом овладения стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии на уроках русского языка в 6 классе.

На уроке проводилась
работа с текстом, парная и групповая форма работы.

На третьем уроке «Лексика
и фразеология» реализовывались следующие цеди: формирование и совершенствование
знаний умений, навыков.

На уроке проводилась
тестовая работа, направленная на выявление степени усвоения пройденного
материала, групповая форма работы.

При планировании и
проведении уроков русского языка в 6-м классе по теме «Лексика и фразеология»
мы ставили перед собой цель сформировать у учащихся прочные знания, умения и
навыки. Работа направлена была на использование приема сравнения для овладения
учащимися стилистическими ресурсами лексики и фразеологии.

Кроме этого, были учтены
возрастные особенности учащихся 6-го класса.

Таким образом, считаем,
что проведенные уроки способствуют овладению учащимися сравнением как приемом
овладения стилистическими ресурсами лексики и фразеологии на уроках русского
языка в 6 классе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы развития умения сравнения

1.1. Метапредметные
универсальные учебные действия в системе учебных действий и результатов
обучения Ориентация на результаты
образования – это важнейший компонент Федеральных государственных
образовательных стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам
освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по
ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные,
метапредметные и личностные результаты.

Под предметными
результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе
изучения предмета. Требования к предметным результатам обучения отражены в
документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [61]. В нём указаны основные элементы
научного знания по каждому предмету. Эти результаты традиционно прописываются
во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой
школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и
поэтому именно им учителя привыкли уделять главное внимание.

Метапредметные результаты
включают «…освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике…» [58].

Важнейшую задачу современной системы образования представляет собой
формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают умение
обучающихся учиться, а не только позволяют освоить конкретные предметные знания
и навыки в рамках различных дисциплин. Многообразие и характер видов
универсальных действий определяются качеством усвоения учащимися знаний.
Образовательно-воспитательный процесс в школе будет высокоэффективным тогда,
когда у учащихся будут сформированы способность и готовность реализовывать
универсальные учебные действия [43].

Т.Е. Демидова и И.М. Чижевская отмечают, что в широком смысле
«универсальные учебные действия» представляют собой умение учеников учиться,
приобретать новые знания. Ученые дают разные определения универсальных учебных
действий, при этом предлагая собственные подходы к решению данной проблемы, к
примеру:

– способность личности саморазвиваться и самосовершенствоваться
посредством активного и сознательного присвоения нового социального опыта;

– способы действия учащихся, которые в совокупности обеспечивают их
способность самостоятельно усваивать новые знания и умения, к которым также
относится и организация данного процесса.

В психологическом смысле термин «универсальные учебные действия»
определяется учеными как совокупность способов действий учащихся, которые
обеспечивают его способность самостоятельно усваивать новые знания и умения,
включая организацию этого процесса (Т. Е. Демидова, И. М. Чижевская). Овладение
учащимся универсальными учебными действиями предоставляет ему возможность
ориентироваться в разных предметных областях, в структуре учебной деятельности
[23].

Н.А. Овчинникова, Т.Н. Балабанова, Ю.А. Саева универсальные учебные
действия определяют как совокупность действий обучающегося, которые
обеспечивают его социальную компетентность, культурную идентичность,
толерантность, способность самостоятельно усваивать новые знания и умения, куда
относится и организация процесса усвоения знаний. Универсальный характер
учебных действий находит свое отражение в том, что действия эти:

– обладают надпредметным, метапредметным характером;

– способствуют целостному общекультурному, личностному и познавательному
развитию и саморазвитию личности обучающегося;

– обеспечивают преемственность всех ступеней процесс образования в
общеобразовательной школе;

– составляют основу организации и регуляции любой деятельности обучающихся
независимо от специфики её предметного содержания [43].

Исследователь Ю.К.
Бабанский в свое время выделил общие учебные (касаются всех предметов: работа с
книгой, чтение, письмо и т.д.) и специальные (характерные для конкретного
предмета) умения. Овладение совокупностью основных учебных умений и навыков
педагог определил как умение учиться [6, с. 8].

В начале 80-х годов
советские ученые и практики начали активно разрабатывать проекты новых учебных
программ. В процессе этой работы были уточнены названия и распределение учебных
умений и навыков. Условно их разделили на две большие группы:

– специальные
(предметные), необходимые для изучения конкретной учебной дисциплины;

– общеучебные
(метапредметные) – необходимые для изучения любой учебной дисциплины, а также
для осуществления рациональной учебно-познавательной деятельности вообще [6].

Умения и навыки по своей
природе не являются однородными. Общепринято на сегодняшний день различать две
основные группы учебных умений и навыков – общие и специальные. Общеучебные
умения и навыки характеризуются как имеющие достаточно широкую сферу
применения, формируются и развиваются в системе нескольких дисциплин, в основе
имеют как предметные (специальные), так и прикладные знания.

Специальные связаны со
спецификой отдельных предметов, специфические для конкретных учебных предметов
или их циклов.

Общеучебные умения и
навыки довольно разнообразны, поэтому ученые по-разному их классифицируют. Так,
Ю.К. Бабанский выделяет учебно-организационные; учебно-информационные;
учебно-интеллектуальные умения и навыки [Цит. по: 57].

И. Лернер вычленяет
организационные; практические; умственные; психолого-характерологические умения
[Цит. по: 18].

Также известна
классификация учебных умений и навыков по характеру деятельности:
познавательные; практические; организационные; умение проводить самоконтроль;
оценочные [48].

Сегодня к основным видам универсальных учебных действий относятся четыре
блока [25;
34]:

– личностные;

– регулятивные;

– познавательные;

– коммуникативные.

Личностными универсальными учебными действиями обеспечивается
ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентация в межличностных отношениях и
выполняемых социальных ролях.

Личностными универсальными учебными действиями являются:

– познавательная самостоятельность, сформированные интеллектуальные и
творческие способностей обучающихся;

– убежденность в возможности познания, в необходимости использования
достижений науки и технологии для дальнейшего развития;

– готовность обучающихся выбрать жизненный путь соответственно
собственным интересам и возможностям;

– мотивация образовательной деятельности обучающихся, основанная на
личностно-ориентированном подходе;

– ценностные отношения обучающихся как друг к другу, так и к обучению.

Коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД) обеспечивается
социальная компетентность обучающихся, а также учет позиции окружающих людей,
умение обучающихся слушать других и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, эффективно взаимодействовать как со
сверстниками, так и со взрослыми [34].

Регулятивными универсальными учебными действиями обеспечивается
организация учебной деятельности обучающимися:

– умения планировать – определять последовательность промежуточных целей
учебной деятельности, учитывая ее конечный результат;

– умение прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения
знаний, временных его характеристик;

– умение контролировать путем сравнения способа действия с его
результатом, с заданным образцом для обнаружения отличий и отклонений от
данного образца;

– умение коррекции – внесения нужных корректив и дополнений в план и
способы действия;

– умение оценивать – выделять и осознавать обучающимися то, что уже ими
усвоено и что еще необходимо усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
знаний.

Познавательные универсальные учебные действия состоят из общеучебных
действий, логических действий, действия постановки проблем и их решения.
Познавательными действиями являются общеучебные и логические универсальные
учебные действия [23].

Общеучебные универсальные действия в свою очередь представлены:

– умениями самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;

– умение искать и выделять необходимую информацию;

– умение применять методы информационного поиска;

– умение структурировать знания;

– выбирать наиболее эффективные способы решения задач с учетом конкретных
условий;

– умения рефлексии способов действия, контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

К логическим универсальным учебным действиям относятся:

– анализ, заключающийся в выделении элементов, разделении целого на
составные части;

– синтез, заключающийся в составлении целого из частей;

– классификация, которая состоит в отношении предмета к группе на основе
заданного признака;

– обобщение – умение, предполагающее генерализацию и выведение общности
для целого ряда либо класса единичных объектов на основании выделения их
сущностной связи;

– доказывание – умение установления причинно-следственных связей,
построения логических цепей рассуждения; установления аналогий.

Среди видов универсальных учебных действий исследователи различают:
компетенции обучающихся в области самостоятельной познавательной деятельности,
состоящих из элементов методологической, логической, учебной деятельности,
способов организации, планирования исследования, анализа, рефлексии,
самооценки. При этом обучающийся овладевает разными способами получения знаний
в ходе изучения ими окружающего мира, организации действий в нестандартных
ситуациях.

По мнению Н.С. Головиновой, совершенствование развития умений и навыков
учения у обучающихся во многом находится в зависимости от единства во взглядах
учителей на сущность данных понятий. Общий признак умений и навыков – это то,
что ими характеризуется готовность обучающегося осуществлять действия,
приобретенная на основании усвоения различных способов учебно-познавательной
деятельности школьников [21].

В процессе формирования различных умений и навыков на уроках математики
обнаруживают различия между ними. Умения формируются посредством упражнений в
условиях, которые изменяются, иначе говоря, в процессе переноса способов
действий в другую, измененную учебную ситуацию. В процессе совершенствования
универсальных учебных действий в целом они не автоматизируются, так как данному
процессу не подвергается центральное звено решения мыслительных задач:
нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с
неизвестным. По этой причине действия, которые совершаются посредством умений,
являются всегда осознаваемыми.

Выработка навыков осуществляется посредством многократного выполнения в
одних и тех же условиях деятельности различных упражнений. При этом действие,
которое совершается, обладает автоматизированным характером, а контроль его
выполнения главным образом осуществляется на подсознательном уровне. Это
способствует разгрузке мозга, помогает уму в решении сложных мыслительных
задач. К примеру, обучающийся, который обладает достаточно высокоразвитым
навыком чтения и краткой записи условий познавательных задач по истории либо
вычислительных задач по физике, помогает решать их более эффективно в отличии
от обучающихся, у которых данные навыки являются менее автоматизированными [21].

Н.Ф. Окунева на уроках русского языка и литературы предлагает применять
технологию проблемного обучения, в ходе которого реализуется исследовательский
подход к обучению. Его смысл и принцип заключается в том, что обучающийся не
получает знание в готовом виде, а в ходе своего труда «добывает» его. Поэтому
«точка удивления» либо проблемная ситуация представляют собой отправные моменты
в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности
обучающихся [44].

В формировании УУД особой продуктивностью обладают такие уроки, как
«Защита проекта», которые требуют длительной и тщательной подготовки.
Использование проектной деятельности способствует:

– формированию творческой и социально активной личности обучающегося;

– повышению у учеников мотивации получения знаний;

– дает возможность увидеть продукт своего труда [44].

С целью формирования коммуникативных УУД целесообразным является
использование приёмов, направленных на осмысление содержания текста:

– Чтение с остановками.

– Чтение с пометками.

– Составление кластера.

Составление кластера является особой графической организацией материала,
которая позволяет структурировать и систематизировать уже имеющиеся знания. В
центре нужно записать ключевое слово, а от него расходятся стрелки-лучи,
которые показывают смысловые поля определенного понятия.

 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические основы
развития умения сравнения. 3

1.1.
Метапредметные универсальные учебные действия в системе учебных действий и результатов
обучения. 3

1.2.
Характеристика умения сравнения. 10

Выводы
по первой главе. 18

Глава
2. Теоретические и методические основы изучения стилистических ресурсов языка  20

2.1.
Стилистика как наука. 20

2.2.
Специфика изучения стилистики согласно школьной программе. 25

2.3.
Анализ учебников по русскому языку. 31

Выводы
по второй главе. 38

Глава
3. Экспериментальное исследование по овладению учащимися стилистическими
ресурсами при изучении темы лексики и фразеологии в 6 классе. 40

3.1.
Организация и методика исследования. 40

3.2.
Результаты констатирующего этапа. 44

3.3.
Формирующий этап. 48

3.4.
Проверка эффективности проведенной работы. Контрольный этап. 64

Выводы
по третьей главе. 69

Заключение. 70

Список
использованной литературы.. 71

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный в первой главе данной работы
анализ литературы позволил сделать выводы, что универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле представляют
собой умения учиться, получать новые знания. УУД являются совокупностью
способов действия учащегося, которыми обеспечивается его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого
процесса.

Универсальные учебные действия
представляют собой важную задачу, которая решается в общеобразовательной школе,
в частности, на уроках русского языка.

К основным видам универсальных учебных действий относятся: личностные; регулятивные;
познавательные; коммуникативные.

Прием
сравнения представляет собой операцию выявления признаков сходства и различия
между различными объектами, которыми могут быть как предметы и явления
материального мира, так и различные абстракции.

Анализ теоретических и методических основ
изучения стилистических ресурсов языка показал, что овладение учащимися
стилистическими ресурсами русского языка, в частности, ресурсами лексики и
фразеологии, является одной из важнейших задач курса русского языка в средней
школе. Считаем, что решить данную задачу позволяет использовать действие
сравнения в различных упражнениях, направленных на овладение учащимися
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии.

Проведенное экспериментальное исследование
подтвердило данное положение, поскольку была отмечена положительная динамика в
уровнях сформированности умения сравнения и усвоения тем «Лексика» и
«Фразеология».

Таким образом, задачи исследования были
решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы развития умения сравнения

1.1. Метапредметные
универсальные учебные действия в системе учебных действий и результатов
обучения Ориентация на результаты образования – это
важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В
концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных
общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам
общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные
результаты.

Под предметными результатами понимаются
результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.
Требования к предметным результатам обучения отражены в документе
«Фундаментальное ядро содержания общего образования» [61].
В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету. Эти
результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом
количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания
проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять
главное внимание.

Метапредметные результаты включают
«…освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в
учебной, познавательной и социальной практике…» [58].

Важнейшую задачу современной системы образования представляет собой
формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают умение
обучающихся учиться, а не только позволяют освоить конкретные предметные знания
и навыки в рамках различных дисциплин. Многообразие и характер видов
универсальных действий определяются качеством усвоения учащимися знаний.
Образовательно-воспитательный процесс в школе будет высокоэффективным тогда,
когда у учащихся будут сформированы способность и готовность реализовывать
универсальные учебные действия [43].

Т.Е. Демидова и И.М. Чижевская отмечают, что в широком смысле
«универсальные учебные действия» представляют собой умение учеников учиться,
приобретать новые знания. Ученые дают разные определения универсальных учебных
действий, при этом предлагая собственные подходы к решению данной проблемы, к
примеру:

– способность личности саморазвиваться и самосовершенствоваться
посредством активного и сознательного присвоения нового социального опыта;

– способы действия учащихся, которые в совокупности обеспечивают их
способность самостоятельно усваивать новые знания и умения, к которым также
относится и организация данного процесса.

В психологическом смысле термин «универсальные учебные действия»
определяется учеными как совокупность способов действий учащихся, которые
обеспечивают его способность самостоятельно усваивать новые знания и умения,
включая организацию этого процесса (Т. Е. Демидова, И. М. Чижевская). Овладение
учащимся универсальными учебными действиями предоставляет ему возможность
ориентироваться в разных предметных областях, в структуре учебной деятельности
[23].

Н.А. Овчинникова, Т.Н. Балабанова, Ю.А. Саева универсальные учебные
действия определяют как совокупность действий обучающегося, которые
обеспечивают его социальную компетентность, культурную идентичность,
толерантность, способность самостоятельно усваивать новые знания и умения, куда
относится и организация процесса усвоения знаний. Универсальный характер
учебных действий находит свое отражение в том, что действия эти:

– обладают надпредметным, метапредметным характером;

– способствуют целостному общекультурному, личностному и познавательному
развитию и саморазвитию личности обучающегося;

– обеспечивают преемственность всех ступеней процесса образования в
общеобразовательной школе;

– составляют основу организации и регуляции любой деятельности обучающихся
независимо от специфики её предметного содержания [43].

Исследователь Ю.К. Бабанский в свое время
выделил общие учебные (касаются всех предметов: работа с книгой, чтение, письмо
и т.д.) и специальные (характерные для конкретного предмета) умения. Овладение
совокупностью основных учебных умений и навыков педагог определил, как умение
учиться [6,
с. 8].

В начале 80-х годов советские ученые и
практики начали активно разрабатывать проекты новых учебных программ. В
процессе этой работы были уточнены названия и распределение учебных умений и
навыков. Условно их разделили на две большие группы:

– специальные (предметные), необходимые
для изучения конкретной учебной дисциплины;

– общеучебные (метапредметные) –
необходимые для изучения любой учебной дисциплины, а также для осуществления
рациональной учебно-познавательной деятельности вообще [6].

Умения и навыки по своей природе не
являются однородными. Общепринято на сегодняшний день различать две основные
группы учебных умений и навыков – общие и специальные. Общеучебные умения и
навыки характеризуются как имеющие достаточно широкую сферу применения,
формируются и развиваются в системе нескольких дисциплин, в основе имеют как
предметные (специальные), так и прикладные знания.

Специальные связаны со спецификой
отдельных предметов, специфические для конкретных учебных предметов или их
циклов.

Общеучебные умения и навыки довольно
разнообразны, поэтому ученые по-разному их классифицируют. Так, Ю.К. Бабанский
выделяет учебно-организационные; учебно-информационные; учебно-интеллектуальные
умения и навыки [57].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы