Платная доработка на тему Специфика организации инновационных команд в системе дошкольного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМАНД
1.1. Содержательная составляющая понятия «инновационная
команда». 10
1.2. Историко-теоретический анализ системы дошкольного
образования и место инновационных команд в российских организациях. 18
1.3. Психологические условия организации инновационных команд
в системе дошкольного образования. 40
Выводы по первой главе. 55
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ КОМАНД В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Анализ опыта создания и функционирования инновационных
команд в системе дошкольного образования. 63
2.2. Психологическая готовность педагогических работников
включаться в состав инновационных команд. 74
2.3. Разработка рекомендаций по созданию инновационных команд. 82
Выводы по второй главе. 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ. 114
Введение:
Современные тенденции развития российского образования
обусловлены формированием рыночных отношений, кардинальными изменениями
социально-культурной, общественно-политической и экономической жизни в стране.
Технологические процессы развития социально-экономической сферы России XXI века непосредственно
влияют не только на профессиональные сферы, но и на общество в целом, на
каждого человека. Все более актуальным в системе российского образования
становится решение проблем эффективного использования «человеческого
потенциала» в организации деятельности образовательных организаций, а значит, и
вопросы разработки высоких технологий развития организации путем формирования
инновационных команд.
Актуальность формирования инновационных команд в
образовательных организациях вызвана тем, что, как показывает мировая практика
успешности развития организаций, инновации являются ключом к росту их
конкурентоспособности на рынке. Как утверждает ряд исследователей
(Л. С. Ружанская, А. А. Яшин, Ю. В. Солдатова [59]), многие успешные организации полагаются на инновационные
команды, цель которых направлена на разработку и внедрение новых идей в
соответствии с требованиями времени и социума, как фактора их эффективного
роста.
Вопросы формирования инновационных команд в основном
рассматриваются на уровне бизнес-компаний, цель которых является прибыль и
конкурентоспособность на рынке (И. Адизес [2],
Г. Я. Гольдштейн [13],
Д. В. Горбунов [15], С. В. Ильдеменов [24], Дж. Катценбах [33], Д. Синт [33] и др.). В психолого-педагогической
литературе достаточно глубоко раскрыты вопросы организации работы
педагогических коллективов, как фактора результативности образовательного процесса
(Н. П. Аникеева [5], Н. В. Бордовская [8], А. К. Маркова [44], А. А. Реан [8], Л. М. Фридман [77] и др.). Вопросы функциональности малых педагогических групп
подробно изучены Ф. Н. Гоноболиным [14], А. А. Леонтьевым [41], А. В. Петровским [51], В. В. Шпалинским [51] и др. Проблемы повышения качества учебно-образовательного
процесса путем создания благоприятного психологического микроклимата в учебном
заведении фундаментально исследовались такими учеными, как Н. П. Аникеевой [5], Н. А. Виноградовой [10], А. К. Марковой [44], А. А. Реаном [57], Т. И. Рудневой [58], Р.Х. Шакуровым [79]
и др.
Вместе с тем в современных научно-педагогических
исследованиях недостаточно полно рассматриваются вопросы, связанные с
раскрытием особенностей инновационных команд в организациях дошкольного
образования, с выделением специфики их видов и характеристик, особенностей
функционирования и ключевых компонентов деятельности. Разработка эффективной
технологии формирования инновационной команды в организациях дошкольного
образования также не являлась предметом специального исследования. Между тем
необходимость восполнения обоих этих пробелов в теории и практике современного
образования очевидна. Это связано с существующим противоречием между
потребностью системы дошкольного образования в создании эффективных
инновационных команд и недостаточной разработанностью вопросов их формирования,
способных вывести дошкольную организацию на этап более эффективного развития с
целью реализации единой, осознаваемой цели совместной деятельности всего
педагогического коллектива и заинтересованных лиц.
Необходимость поиска
путей разрешения этого противоречия и определила тему данного исследования «Специфика организации инновационных
команд в системе дошкольного образования». В теоретическом плане это проблема обоснования психологических
основ формирования инновационной команды в дошкольной образовательной организации.
В практическом плане – определение психологических условий, способствующих
становлению инновационной команды дошкольной организации.
Объект исследования: инновационные группы
(команды) в дошкольных организациях города Москвы и Московской области.
Предмет исследования: психологические особенности
организации инновационных команд в дошкольных организациях Москвы и Московской
области.
Цель исследования: определить
психологическую специфику создания инновационных команд в дошкольных
организациях Москвы и Московской области.
Задачи исследования:
1. Описать подходы к определению понятия «инновационная
команда».
2. Провести анализ опыта создания инновационных команд в различных
организациях.
3. Выявить психологическую специфику организации
инновационных команд в системе дошкольного образования.
4. Определить проблемные поля в психологических особенностях
организации и функционировании инновационных команд.
5. Разработать комплекс рекомендаций по учету
психологических особенностей организации инновационных команд для руководителей
системы дошкольного образования.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
1. Формирование инновационной команды в системе дошкольного образования
возможно тогда, когда организовано эффективное, грамотное управление по формированию
команд на основе современного опыта в области инновационного менеджмента.
2. Эффективность деятельности инновационной команды возможна
при соблюдении следующих условий:
— включения всех участников проектной деятельности в
реализацию поставленных целей и задач;
— создание условий командной деятельности, направленной на
разработку и реализацию инновационного проекта;
— нацеленность всех членов команды на творческую
деятельность и результативность проекта;
— использование активных методов индивидуальной и групповой работы;
— мониторинг деятельности инновационной команды на всех
этапах реализации проекта;
— формирование у членов команды субъектной позиции при
взаимодействии в группе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение специфики
организации инновационных команд дает возможность определить особенности
формирования инновационной команды в системе дошкольного образования на основе
современного опыта в области инновационного менеджмента.
2. Основные характерные
особенности инновационной команды дошкольной организации – это:
— группа единомышленников, которая разделяет
цели и идею инновационного проекта по развитию деятельности организации;
— творческая проектная
группа дошкольной организации, формируется из сотрудников и может включать
представителей различных служб, а также активных родителей детей, посещающих
детский сад;
— объединение людей, где у
каждого есть своя роль (по Р. М. Белбину), которую понимают и
принимают другие члены.
3. Для того чтобы команда
была успешной, управление инновационной командой должно основываться на научно
обоснованных теоретических положениях о деятельности таких команд и учитывает
положительный практический опыт других дошкольных организаций. Члены команды
должны иметь возможность полностью сосредоточиться на своем инновационном
проекте и выполнять те роли, которые соответствуют их ролевым предпочтениям и
психологическим характеристикам.
4. Разработанные рекомендации
для руководителей дошкольных организаций по созданию инновационных команд будут
способствовать повышению эффективности работы всех членов инновационной команды
в процессе реализации инновационного проекта.
Методы исследования. Для решения
поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез был использован комплекс
взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ
научной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных
исследований близкой тематики; организационные методы; методы сбора
эмпирических данных (анкетирование, тестирование, косвенное наблюдение); методы
обработки результатов эмпирических исследований.
Методика эмпирического исследования. Для выявления реального состояния функционирования
инновационных команд в дошкольных образовательных организациях были
использованы следующие методики: Тест Р. М. Белбина «Командные роли»
на выявление у реципиентов ролевых предпочтений в группе [7],
фокусированное интервью (фокус-группа), глубинное интервью для руководителей.
Эмпирической базой
исследования послужили: 21 МБДОУ и ГБДОУ, 9 дошкольных отделений при
ГБОУ СОШ и 30 коммерческих детских садов г. Москвы и
Московской области.
Теоретической базой
исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов
по теории инновационного менеджмента (В. Н. Абанников [1],
И. К. Адизес [2], В. П. Воробьев [24], Г. Я. Гольдштейн [13], С. В. Ильдеменов [24] и др.); концепции управления образовательными системами
(Е. А. Александрова [3;4], Н. М. Борытко [9], О. Б. Епишева [21],
Д. Ю. Трушников [21], И. А. Соловцова [9]
и др.);
теории инновационного развития организации (В. П. Баранчеев [6], А. В. Гаврилюк [12], А. И. Дылевская [20], Л. М. Мартынов [6]
и др.);
теории формирования проектных команд (Р. Мередит Белбин [7], Д. В. Горбунов [15], Н. Д. Дорожков [17], Дж. Катценбах [33], Д. Синт [33] и др.); труды по истории развития дошкольного образования в
России (А. А. Воробьева [11], В. В. Жучкова [11],
А. Я. Кузнецова [11],
В. А. Сухомлинский [64] и др.).
Заключение:
1. Абанников В. Н.
Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Н. Абанников. – 2-е
изд. испр. и доп. – СПб.: РГГМУ, 2010. – 254 с.
2. Адизес И. К.
Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует /
И. К. Адизес; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. –
262 с.
3. Александрова Е. А.
Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности
образовательных учреждений: Автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01. /
Е. А. Александрова. – Санкт-Петербург, 2007. – 23 с.
4. Александрова Е. А.
Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности
образовательных учреждений: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /
Е. А. Александрова. – Санкт-Петербург, 2007. – 171 с.
5. Аникеева Н. П.
Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.:
Просвещение, 1989. – 224 с.
6. Баранчеев В. П.
Механизм инновационного развития организации / В. П. Баранчеев,
Л. М. Мартынов // Изобретательство. – 2005. – № 7. – С. 11-28.
7. Белбин М. Р.
Типы ролей в командах менеджеров / Р. Мередит Белбин; пер. с англ.
«Гиппо». – М.: HIPPO, 2003. – 220 с.
8. Бордовская Н. В. Педагогика:
Учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.:
Питер, 2006. – 304 с.
9. Борытко Н. М. Управление
образовательными системами: учеб. для студ. пед. вузов /
Н. М. Борытко, И. А. Соловцова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК
РО, 2006. – 48 с.
10. Виноградова Н. А.
Образовательные проекты в детском саду: Пособ. для воспитателей / Н. А. Виноградова,
Е. П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 208 с.
11. Воробьева А. А.
Становление дошкольного образования в отечественной педагогике второй половины
ХХ века / А. А. Воробьева, В. В. Жучкова,
А. Я. Кузнецова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных
наук. – №6 (3), 2015. – С. 24-26.
12. Гаврилюк А. В.
Механизмы трансфера технологий для активизации инновационной деятельности: Автореф.
… канд. эконом. наук: 08.00.05 / А. В. Гаврилюк. – Москва, 2019. –
28 с.
13. Гольдштейн Г. Я.
Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособие /
Г. Я. Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2004. – 267 с.
14. Гоноболин Ф. Н.
Очерки психологии советского учителя / Ф. Н. Гоноболин. – М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1951. – 156 с.
15. Горбунов Д. В.
Эффективность и результативность бюджетной поддержки в инновационной сфере на
примере самарской области / Д. В. Горбунов // Вестник Самарского
государственного экономического университета. – 2014. – № 9 (119). – С. 28-33.
16. Государственная
программа «Развитие образования» [Электронный ресурс] // Правительство России.
– Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/
17. Дорожков Н. Д.
Особенности построения и взаимодействия команды инновационного проекта /
Н. Д. Дорожков // Бизнес-образование в экономике знаний. – №2, 2017.
– С. 43-47.
18. Дошкольное
воспитание [Электронный ресурс] // Metodiki.ru: Образовательный портал ucheba.com. – Режим доступа: http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm
19. Дудин М. Н.
Управление человеческими ресурсами: учебно-метод. пособие /
М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, А. С. Сенин,
Е. Н. Сепиашвили, В. Н. Сидоренко,
О. М. Толмачев. – М.: Издательство «Элит», 2016. – 349 с.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМАНД 1.1. Содержательная составляющая понятия «инновационная
команда» Одним из ключевых
факторов эффективного успеха командных инноваций является создание центральной
инновационной группы, миссия которой заключается в разработке, создании,
применении и развитии общеорганизационной инновационной системы, которая
включает организационную культуру, структуру, процессы, людей и показатели
деятельности организации. Построение инновационной команды – это методология,
позволяющая лидеру создать структурированную и ясную позицию на задания,
которые необходимо выполнить группе, определение ролей, необходимых для
выполнения этих заданий, и навыков, обеспечивающих мастерство выполнения этих
ролей. Затем эти роли и навыки сопоставляются с навыками конкретных людей и
ролями, которые они будут выполнять [47].
Основой для формирования инновационной
команды является разработка стратегических инноваций, а не их поддержание.
Задача инновационной команды – найти возможности, которые позволят
реализовывать эффективность функционирования организации или направлений ее
деятельности; найти способы решения бизнес проблем, которые организация не
сможет реализовать самостоятельно, но все еще находящихся в пределах
стратегической сферы ее деятельности.
Два наиболее важных
фактора в создании эффективной инновационной команды – это правильное сочетание
людей и наличие достаточного количества специалистов для достижения целей организации.
На рисунке 1 показаны четыре возможных результата, вытекающих из числа и
состава лиц, входящих в инновационную команду. Решающее значение имеет фактор
правильного сочетания. Лучше иметь правильное сочетание людей, даже если их
недостаточно. При наличии хотя бы минимально жизнеспособной организации,
инновационная команда будет работать в правильном направлении. Несмотря на то,
что результат группы будет ниже, чем хотелось бы, итоги работы команды принесут
развитие организации. Неправильный подбор людей приведет к плохим результатам
независимо от того, сколько людей будет работать над инновациями (рис. 1).