Платная доработка на тему Специфика и особенности совладания с кризисом идентичности у женщин 35-40 лет в зависимости от семейного положения и высшего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты
изучения кризиса идентичности и способов совладающего поведения. 7
1.1 Содержание понятия «кризис
идентичности». Подходы к проблеме «кризиса идентичности». 7
1.2 Особенности кризиса
идентичности у людей 35-40 лет. 17
1.3 Способы совладающего
поведения: суть понятия и научные подходы. 28
Выводы по I главе. 39
Глава II.
Эмпирическое исследование специфики и особенностей совладания с кризисом
идентичности у женщин 35-40 лет. 40
2.1 Ход исследования и
содержание первичного обследования. 40
2.2 Количественно-качественный
анализ личностной идентичности, кризисной идентичности, способов совладающего
поведения. 45
2.3 Статистический анализ и
интерпретация результатов. 57
2.4 Практические рекомендации
по формированию конструктивных стратегий совладания с кризисом идентичности у
женщин 35-40 лет. 60
Выводы по II главе. 64
Заключение. 65
Список литературы.. 67
Приложение………………………………………………………………………74
Введение:
Проблема совладания с кризисом идентичности
изучается психологами, начиная еще с трудов Дж. Г. Мида, З. Фрейда [62], Э. Фромма и Э. Эриксона [59]. В современной литературе эта тема
представлена исследованиями И.С. Кона [61],
К. Муздыбаева, К.Н. Поливановой, В.В. Солодникова, И.В. Солодниковой [49] и пр. Однако аспекты изучения особенностей
совладания с кризисом идентичности у женщин в период средней взрослости
по-прежнему недостаточно изучены, что актуализирует обращение к этой теме в
рамках выпускной квалификационной работы.
Актуальность исследования. Любой
человек в каждой точке своего жизненного пути находится в ситуации выбора между
осознанием себя на основе имеющихся представлений и изменением представлений о
себе в виду давления социальных стереотипов и атрибутов. Эта ситуация
неопределенности способна привести к кризису идентичности, который на
протяжении жизни будет не раз повторяться, провоцируемый изменением внешних
обстоятельств, внутренних потребностей или кризисными ситуациями.
Период развития женщины с 35 до 40 лет
относится к средней взрослости, для которой характерно переживание возрастного
кризиса «середины жизни», который способен обусловить и кризис идентичности.
При этом постоянно изменяющаяся реальность на фоне высокой стрессовости
современной жизни, ее излишней информатизации, политической, экономической,
экологической напряженности и глобализации, создает подходящие условия для
отказа от прежних представлений о себе в пользу поиска нового места в семье, на
работе, в мире.
В зависимости от того, как человек проживает
кризис идентичности, он может стать как ресурсом, так и препятствием для
дальнейшего роста. В связи с этим рассмотрение особенностей совладания с
кризисом идентичности у женщин 35-40 лет представляется нам актуальным, как с
научной, так и с практической точки зрения.
Объект исследования: женщины 35-40 лет,
переживающие кризис идентичности.
Предмет исследования: особенности
совладания с кризисом идентичности у женщин 35-40 лет.
Заключение:
По итогам выполнения дипломной работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить
специфику и особенностей совладания с кризисом идентичности у женщин 35-40 лет.
Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятия
«кризис идентичности» и подходы к этой проблеме;
— были изучены особенности кризиса
идентичности у людей 35-40 лет;
— были проанализированы способы
совладающего поведения, суть понятия и научные подходы;
— было организовано и проведено
эмпирическое исследование специфики и особенностей совладания с кризисом
идентичности у женщин 35-40 лет;
— был выполнен анализ результатов
эмпирического исследования специфики и особенностей совладания с кризисом
идентичности у женщин 35-40 лет.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том,
что женщины 35-40 лет с диффузной идентичностью отличаются кризисными
проявлениями в эмоциональной сфере и сфере межличностных и профессиональных
отношений, а в качестве стратегий преодоления выбирают поиск социальной
поддержки.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная
работа имеет теоретическую значимость, а также обладает научными перспективами
для последующей разработки.
Теоретическая значимость исследования
состоит в систематизации и обобщении научных позиций относительно содержания
понятия «кризис идентичности», в рассмотрении подходов к проблеме «кризиса
идентичности»; в выявлении специфики переживания кризиса идентичности у людей
35-40 лет; в сравнении разнообразных научных позиций по проблеме способов
совладающего поведения.
Выбранная тема исследования, на наш
взгляд, имеет также и научные перспективы. Так было бы целесообразно
рассмотреть особенности совладания с кризисом идентичности у женщин не только в
рамках указанного возрастного периода, но и на протяжении всего периода
онтогенетического развития. Эти сведения позволили бы уточнить границы кризисов
идентичности, подготовить более индивидуализированные рекомендации для их
успешного преодоления.
Фрагмент текста работы:
Проблема кризиса идентичности на
текущий момент переживает рост интереса к себе со стороны, как психологов, так
и философов. Она представлена в работах Э. Эриксона [59], Ж. Лакана [36],
Г. Аммона, Дж. Марсиа, Л. С. Выготского [13],
В.А. Емелина [16], Г.С. Банникова [8] и К.А. Кошкина.
Данный факт обусловлен глобальными
переменами, произошедшими в нашей стране и в мире в целом, перевернувшими
многие устойчивые представления людей о самих себе, их месте в обществе.
В философии и психологии есть много сходных
понятий, которые отражают отдельные аспекты идентичности и близки к ней по
смыслу. Это следующие понятия: «самосознание», «Я-концепции», «эго».
«Самосознание» по отношению к
«идентичности» выступает более широким понятием. Можно сказать, что идентичность
– это компонент структуры самосознания личности.
«Я-концепция» является совокупностью
установок, направленных на себя. В то время как идентичность отражает понимание
единого, неразрывного, целостного, протяженного, одновременно меняющегося и
неизменного в течение всей жизни «Я».
Под «эго» понимается та часть личности,
которая осознается индивидом как «Я», поэтому в науке нередко используется
термин «эго-идентичность» в качестве системообразующего фактора личностной
зрелости.
При рассмотрении понятия «кризис
идентичности» целесообразно отметить основные подходы к его трактовке как
гуманистический подход, когнитивный подход, психоаналитический подход, психодинамический
подход.
Основоположником гуманистического
подхода к проблеме кризиса идентичности является К. Роджерс. Для К. Роджерса
«идентичность» выступает синонимом «Я-концепции», поэтому в его исследованиях
эти понятия взаимозаменяемы. Идентичность трактуется в русле гуманистического
подхода как организованный, согласованный концептуальный гештальт, построенный
из перцепций характеристик «я» или «меня» в различных аспектах жизни, а также
ценностей, связанных с этими перцепциями. В рамках гуманистического направления
главным является представление о личности, как о принципиально уникальной,
неповторимой, экзистенциальной сущности.
В рамках когнитивного подхода кризис
идентичности изучается в русле обобщения эмпирических исследований. В этих
исследованиях производится противопоставление коллективной и личностной
идентичности (Х. Таджел, Д. Тернер); социальная идентичность изучается как
набор специфических черт, выявляющихся в ходе социального сравнения
представителей своей и чужой групп (М. Яромовиц); личностная и коллективная
идентичность рассматриваются как два полюса в процессе развития (Г. Бриквелл).
Отдельным направлением изучения идентичности с точки зрения когнитивного
подхода является нарративный подход.