Платная доработка Педагогика/Психология Патопсихология

Платная доработка на тему Специфика эмоционального выгорания у учителей коррекционной школы 8 вида

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 8
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания и история вопроса 8
1.2. Социально-психологические причины синдрома эмоционального выгорания 17
1.3. Особенности профессиональной деятельности педагога коррекционной школы 8 вида 24
1.4. Профилактика синдрома эмоционального выгорания 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА 39
2.1 Ход исследования 39
2.2 Выборка испытуемых 40
2.3 Характеристика методик исследования 42
2.4 Результаты и обсуждение результатов эмпирического исследования 45
ВЫВОДЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…63

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В процессе модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности учителя. Общеизвестно, что профессия учителя – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Между тем, особенности функционирования эмоциональной сферы учителя, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость входят в структуру его профессионально важных качеств. Исследователи считают, что успешно осуществлять управление психическим развитием личности ученика может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим ученикам, способный преодолевать трудности. Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей профессиональной деятельности признаки эмоционального истощения и переутомления, или же, например, недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, вряд ли сможет быть эффективным и успешным. Для принятия превентивных мер по профилактике развития и устранению данных симптомов, разумеется, необходимо выявление основных причин, формирующих эмоциональное выгорание.
Поэтому в психологии существует проблема узнавания и профилактики эмоционального выгорания, которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно-нравственной ориентации личности и так далее, и не осознается учителями.
Исследование факторов стресса в профессиональной деятельности учителей является актуальным и в аспекте социальной значимости, так как знания особенностей проявления стресса можно использовать для профилактики эмоционального выгорания учителей, в гармонизации взаимоотношений между участниками процесса созидания, именно во взаимодействии «педагог-ученик».
Важность психологического подхода к решению этой проблемы определяется также тем, что для многих профессий в настоящее время ограничены возможности технического и эргономического повышения функционального комфорта и оптимизации условий деятельности. Поэтому, основные резервы повышения эффективности и надежности деятельности лежат на пути разработки научно-обоснованных психологических методов профессионального отбора сотрудников, который в существенной мере определяют его работоспособность, стрессоустойчивость и надежность. Особенно важна эта проблема для таких социально важных профессий, как педагогические работники, поэтому данная выпускная квалификационная работа будет посвящена изучению специфики эмоционального выгорания у учителей коррекционной школы 8 вида.

Научно-теоретическая разработанность. В настоящее время в работах отечественные психологов (В.В. Бойко, 2009; Н.Е. Водопьянова, 2011; Е.С. Старченкова, 2009; В.Е. Орел, 2011; К. Маслач, 2010 и др.) феномен эмоционального «выгорания» рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека. Исследуется особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности. Профессия педагога отличается высоким уровнем физических и психических затрат, требует постоянной концентрации и распределения внимания, большого эмоционального напряжения, что обуславливает потребность постоянного возвращения и исследованию проблемы выгорания педагогов.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности педагогов.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у учителей коррекционной школы 8 вида.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального выгорания у учителей коррекционной школы 8 вида.
Гипотеза исследования: предполагается, что у учителей в коррекционной школе эмоциональное выгорание выше, чем у учителей в общеобразовательной школе.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Проанализировать понятие «синдром эмоционального выгорания» и историю вопроса.
2. Изучить социально-психологические причины синдрома эмоционального выгорания.
3. Рассмотреть профилактику синдрома эмоционального выгорания.
4. Разработать процедуру эмпирического исследования эмоционального выгорания у учителей коррекционной и общеобразовательной школы.
5. Эмпирически выявить особенности эмоционального выгорания у учителей коррекционной и общеобразовательной школы.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных с помощью расчета U-критерия Манна-Уитни, произведенного в пакете статистических программ «Статистика 17.0».
Методики исследования:
— методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой);
— шкала Цунга для самооценки депрессии;
— Гиссенский опросник психосоматических жалоб;
— анкета для учителей (разработана самостоятельно, для сбора общих сведений об участниках исследования).
Объем выборки: в исследовании приняли участие 30 педагогов (15 работают в коррекционной школе 8 вида, 15 – в общеобразовательной школе).
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя школы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания, при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики. Материалы исследования также могут быть использованы на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки организационных психологов.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложения. Выпускная квалификационная работа снабжена 4 рисунками и 8 таблицами. В списке литературы представлено библиографическое описание 50 источников. Работа представлена на 62 страницах компьютерного набора, снабжена приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогический труд относится к сфере профессий типа «человек – человек», для которых характерен высокий уровень эмоциональности, стрессовости, эмпатической реакции.
Педагог взаимодействует на нескольких уровнях – непосредственно с учащимися, с коллегами, с администрацией учебного заведения, с родителями учащихся. Нередко это взаимодействие носит конфликтный характер, требует от педагога выдержки, лояльности, терпения.
Вместе с тем, статус педагога в обществе не достаточно высок, его уровень дохода нередко ниже среднего или средний, а профессиональные обязанности широки и разносторонни. Профессия учителя не из тех, при которых, окончив рабочий день, можно немедленно спешить домой, забыв о своих профессиональных обязанностях до следующего рабочего дня. Педагоги нередко перерабатывают, выполняют большой объем работы дома.
Кроме того, педагог не может позволить себе даже в свободное время совершать дискредитирующих его поступков, поскольку выступает эталоном поведения для учеников.
Все вышеперечисленные условия способны привести к профессиональному выгоранию, поэтому выпускная квалификационная работа была посвящена изучению специфики эмоционального выгорания у учителей коррекционной школы 8 вида.
Исследование необходимо продолжить, тема эмоционального выгорания педагогов школ имеет научный и прикладной интерес.

С нашей точки зрения, полезно было бы рассмотрение динамики эмоционального выгорания учителей коррекционной школы под воздействием длительности их профессиональной деятельности (т.е. в зависимости от стажа), в зависимости от длительности работы на занимаемой должности и успешности карьеры.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания и история вопроса

«Эмоциональное выгорание» как психологическое понятие возникло относительно недавно. Работы по данной проблематике появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе): в 1968 году феномен был описан Б.Г. Ананьевым [1] как «профессиональное сгорание» – негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми. В 1969 году Г. Бредли [11] исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия «burnout» или «эмоциональное выгорание» считается американский психиатр Герберт Фройденбергер (Н. Freudenberger) [9], описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере.
В 1976 году социальный психолог К. Маслач (C. Maslach) [21] сделала следующий шаг в описании данного феномена. Она определила его уже как синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений. Например, негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам.
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно. В работах Г. Селье [30], Р. Лазаруса [16], М. Фридмана [26] показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакция на межличностные отношения в социальных профессиях. В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют, усилившуюся в американском обществе, тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью.
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью. Для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером [9], другие были весьма субъективны. Эмпирический материал содержало всего 10% публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкалывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения. Наконец, новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер [5].
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки психологии. Включившись в исследования, представители социологии, педагогики, медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную проблему. Но, несмотря на огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным вопросам так и не было выработано.
Под «выгоранием» нередко понимается функциональный поведенческий стереотип, позволяющий экономить внутренние ресурсы организма. В.В. Бойко [3] эмоциональное выгорание выделил в качестве выработанного человеком механизма психологической защиты, понижающего интенсивность эмоциональных проявлений в ответ на длительные стрессогенные воздействия. Следовательно, данный феномен, являясь для субъекта механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией, сам по себе конструктивен, однако как явление, поражающее людей в профессиональной среде типа «человек-человек» имеет крайне негативные последствия и для профессиональной деятельности, и для межличностных отношений, отрицательно сказывается буквально на всех сферах жизни человека.
«Выгорание» изначально определялось как эмоциональное ощущение – собственной никчемности, профессиональной несостоятельности, усугубленное состоянием хронической усталости, близкой к изнеможению. Позже, благодаря всестороннему изучению данного феномена и полученным в ходе исследований данным, симптоматика синдрома значительно расширилась, и не в последнюю очередь за счет психосоматических проявлений, что в итоге заставило исследователей отнести синдром выгорания к категории предболезненных состояний. В настоящее время «синдром выгорания» входит в Международную классификацию болезней под рубрикой Z73, как «стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [36].
Между тем, ни в зарубежной, ни в отечественной литературе, так и не было выработано единой точки зрения ни на определение синдрома выгорания, ни на причины его возникновения и патогенетического механизма развития. Не были разработаны и научно обоснованные программы терапии и реабилитации работников, в силу профессиональной специфики подверженных синдрому выгорания. Даже сам феномен, описывающий истощение физических, эмоциональных, личностных ресурсов человека вследствие хронического стресса, у ряда исследователей определялся несколько различно. Использовались такие термины как «синдром хронической усталости» «выгорание души», «эмоциональное выгорание», «эмоциональное перегорание», «синдром профессиональной деформации», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» и другие. Несмотря на то, что под всеми этими понятиями подразумеваются относительно близкие психологические явления, данный феномен можно понимать достаточно широко, и, соответственно, отнести к нему ряд различных психических состояний, ведь в настоящее время к синдрому эмоционального выгорания относят уже более 100 симптомов. Огромное количество вышедших публикаций по данной проблематике носит большей частью описательный характер. Сравнительный анализ различных исследований также вызывает затруднения, поскольку применяемый отечественными и зарубежными авторами инструментарий существенно разнится, а результаты исследований в значительной степени зависят от особенностей социокультурной среды респондентов.
Нет и единого определения данного феномена. Например, Б. Перлманом и Е.А. Хартманом [40] понятие выгорания было описано как ответ на хронический эмоциональный стресс, выражающийся в эмоциональном и (или) физическом истощении, пониженной продуктивности в работе, а также дегуманизации в межличностных отношениях, деперсонализацию. Как своего рода структурное образование выгорание исследует Н.В. Мальцева [20], считая индивидуальные свойства определяющими в процессе его формирования.
А.Н. Кошелев [15] отмечает, что суть выгорания, как специфической психофизиологической дисфункции, сводится к полной или частичной невозможности выполнения работником профессиональной деятельности.
А.А. Рукавишников [27] дает свое определение синдрому выгорания, как негативного психологического явления (состояния), возникающего в профессиональной деятельности и проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных (отрицательных установок к субъекту деятельности) и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.
Западными психологами на конференции в Сан-Франциско в 1993 году была предпринята попытка сформулировать единую позицию к пониманию феномена, что удалось им относительно, однако сближение позиций, несмотря на существующие разногласия, уже само по себе стало знаменательным событием. Единство взглядов выразилось в признании трехкомпонентной структуры синдрома «выгорания», состоящей из психоэмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Сходные позиции удалось выработать и во взгляде на относительную необратимость данного феномена. Кроме того, было признано, что, являясь присущим главным образом представителям «помогающих» профессий, «выгорание» представляет собой феномен общепрофессиональный [33].
Среди отечественных исследователей подобные тенденции ознаменовались проведением в 2007 году международной конференции в Курске, с участием представителей стран постсоветского пространства, в ходе которой, была не только выработана единая позиция в понимании «выгорания», но и создана Ассоциация исследователей феномена. В настоящее время разработка проблемы, как теоретическая, так и эмпирическая, позволила сформировать основные концептуальные представления о природе синдрома «выгорания», его месте в ряде подобных психологических явлений.
В.Е. Орел [23] в монографии, написанной в соавторстве и изданной по результатам конференции, ссылаясь на позицию большинства авторов, характеризует «выгорание» как процесс, который начинается с напряжения, являющегося результатом противоречия между ожиданиями, идеалами и желаниями личности и требованиями суровой повседневной жизни. Этот процесс проходит ряд стадий и носит характер длительного стресса. Генезис синдрома выгорания может носить индивидуальный характер и определяться различиями в эмоционально-мотивационной сфере и особенностями профессиональной деятельности. Однако и в данной монографии неоднократно подчеркиваются противоречия, существующие во взглядах на различные аспекты феномена [6].
И все же основная часть исследователей сходится в представлениях о «выгорании», как процессе динамическом, развитие которого проходит в несколько этапов, для каждого из которых характерны определенные симптомы. В настоящее время принято выделять три фазы развития синдрома: «напряжения», «резистенции» и «истощения».
Для фазы «напряжения» характерно переживание трудноустранимых психотравмирующих обстоятельств, невозможность справиться с которыми провоцирует раздражительность, недовольство собой, ощущение безысходности, «загнанности в клетку», порождая тревожность и депрессию.
Фаза «резистенции» характеризуется формированием бессознательного сопротивления нарастающему стрессу в виде проявлений эмоционально-нравственной дезориентации, «расширении сферы экономии эмоций», избирательного, не всегда адекватного эмоционального реагирования, а также изменении отношения (редукции) к профессиональным обязанностям.
Ослабление нервной системы и общее снижение энергии являются отличительными признаками фазы «истощения». На этом этапе человеку уже определенно свойственны эмоциональная отстраненность, деперсонализация, снижение эмпатии (вплоть до полного её отсутствия), дефицит эмоций.
И, наконец, психосоматические или вегетативные проявления синдрома являются свидетельством того, что организм уже не в состоянии справляться самостоятельно с разрушительными психологическими нагрузками даже с помощью «выгорания» в качестве бессознательной эмоциональной защиты.
Н.В. Самоукина [28], ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, предлагает условно разделить на три группы симптомы, характерные для синдрома выгорания: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
Наиболее характерным из психофизических симптомов считают ощущение хронической усталости, изнеможения, – не только в конце дня, но в том числе и по утрам. Также к психофизиологическим симптомам выгорания относят чувство эмоционального и физического истощения, астенизация, выраженная не только в общем понижении уровня энергии и слабости, но и в ряде биохимических и гормональных показателей. О выгорании свидетельствуют головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нарушения сна. Также выгорание определяют заторможенность, снижение уровня реактивности и восприимчивости, вплоть до отсутствия инстинктивных реакций тревожности и страха в ответ на опасную ситуацию, изменения сенсорной чувствительности – слуха, зрения, осязания, обоняния, и проч.
Одним из социально-психологических симптомов выгорания является гиперответственность, которая сопровождается постоянным страхом не соответствовать завышенным требованиям, повышенной тревожностью из-за боязни «не справиться». О выгорании говорит и постоянный негативный эмоциональный фон без видимых причин (чувство вины, неуверенность, скованность, вспышки немотивированного гнева, обида, раздражительность, скука, апатия). Также выгорание сопровождается формированием негативных установок на профессиональные и жизненные перспективы в целом [38].
Эмоциональное выгорание можно определить и по поведенческим характеристикам. Например, по ощущению растущей напряженности рабочего процесса, прокрастинации, нежелания выполнять основные профессиональные обязанности. Или по зацикленности на второстепенных задачах, автоматизме в действиях, безразличном отношении к результатам работы, отсутствии энтузиазма, заинтересованности. Для руководителей характерно нежелание принимать на себя ответственность за решения, как правило, тщательно сформулированное и «обоснованное». Изменения привычного режима работы также можно отнести к поведенческим проявлениям синдрома выгорания. Например, работник приходит на работу до начала рабочего дня, а уходит значительно позже его завершения, засиживаясь за работой допоздна, либо, напротив, систематически опаздывает, часто отпрашивается, стремится под любым предлогом как можно меньше находиться на рабочем месте, берет работу на дом, однако дома никогда её не выполняет. И наконец, к наиболее деструктивным поведенческим проявлениям синдрома относятся злоупотребление курением, приемом алкоголя или наркотиков [2].
Группа психофизических симптомов была наиболее полно описана большинством исследователей. В контексте данной работы наибольший интерес представляют социально-психологические и поведенческие проявления синдрома эмоционального выгорания, а также причины их возникновения, более подробному рассмотрению которых, будет посвящен следующий параграф.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы