Платная доработка Экономические науки Финансы и цены

Платная доработка на тему Современный подход к государственному регулированию цен в России: отраслевая специфика и направления развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 6
1.1.Сущность государственного регулирования цен 6
1.2.Основные современные методы государственного регулирования цен 12
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ. 21
2.1. Анализ регулирования цен на жизненно важные лекарственные препараты 21
2.2.Регулирование цен в других отраслях отечественной практики 33
3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 36
3.1. Проблемы государственного регулирования цен 36
3.2. Основные направления совершенствования регулирования цен 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

 

  

Введение:

 

В условиях рыночной экономики цена выполняет важную социально-экономическую роль. С помощью цен производство подчиняется общественным потребностям, выраженным в форме платежеспособного спроса, цены стимулируют снижение затрат на производство и реализацию товаров, внедрение достижений научно-технического прогресса, повышения качества товаров. Все эти регулирующие функции цена может выполнять наиболее эффективно только в условиях свободного ценообразования, то есть тогда, когда она формируется только под влиянием рыночных факторов. Но опыт показывает, что как рынок, так и свободная (рыночная) цена не являются универсальными средствами регулирования экономики. Они не способны учитывать всего разнообразия условий и целей социально-экономического развития страны. Мировая практика подтверждает, что государственное регулирование цен в той или иной степени существует во всех странах.
Государственное регулирование цен — это политика воздействия государства с помощью законодательных, административных и кредитно-финансовых мероприятий на цены с целью содействия стабильному развитию экономической ситуации в стране, это средство достижения определенных целей государственной экономической политики. Осуществление государственной ценовой политики невозможно без эффективного контроля соблюдения ценовой дисциплины.
Основополагающим принципом государственного регулирования цен является принцип обеспечения всестороннего развития личности через обеспечение гарантированных условий жизни. Формирование, таким образом, базового правила следует из основной цели государственного регулирования, определенной автором, — построения социально ориентированной экономики. Ведь личность и общество, счастья отдельного человека и общегражданское благо тесно связаны.
Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется различными методами, среди которых можно выделить определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе продукции, производимой естественными монополиями; установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок) нормирование рентабельности; замораживания цен. В первую очередь, государственному регулированию подлежат цены на продукцию и услуги предприятий государственной собственности. К ним относятся тарифы на железнодорожные перевозки, коммунально-бытовые услуги и квартирную плату, услуги связи и др. В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены на товары негосударственного сектора (хлеб и хлебобулочные изделия, масломолочная продукция, детское питание и др.).
Мировая практика имеет достаточно примеров, когда уровень цен на определенные товары негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, цен на нефть — странами ОПЕК, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию — странами ЕС и др.).
Проблема государственного регулирования цен носит системный характер, поэтому требует системного анализа и формирования методологических подходов по регулированию ценовой политики.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить содержание процесса государственного регулирования цен в России.
Сообразно с этим в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
 изучить сущность государственного регулирования цен;
 рассмотреть основные современные методы государственного регулирования цен;
 проанализировать регулирования цен на жизненно важные лекарственные препараты;
 изучить регулирование цен в других отраслях отечественной практики
 выявить проблемы государственного регулирования цен
 рассмотреть основные направления совершенствования регулирования цен.
Объект исследования – государственное регулирование цен.
Предметом исследования является современный подход к государственному регулированию цен на жизненно важные лекарственные препараты.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
В ходе подготовки работы использовались различные методы исследования: аналитический поиск, с использованием сетевых ресурсов; оценка литературных источников; общенаучные методы, включающие методы обобщения, описания, сравнительного анализа и синтеза; частно-научные методы, в том числе такие, как конкретно-исторический, системный, структурный и логический; принципы и методы системного подхода, что позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных экономических условиях эффективность государственной политики ценового регулирования обеспечивается сбалансированным использованием всех методов и инструментов влияния на цены и процессы ценообразования. Однако, учитывая состояние экономики РФ, ее уязвимость к различным дестабилизирующим факторам, приоритетное значение в регулировании цен в стране должно предоставляться именно бюджетно-налоговым рычагам. Их применение позволяет более точно прогнозировать результат осуществления регулирующих мер, обеспечивающий полный охват объектов регулирования и более действенным в условиях повышения открытости экономик, интеграции финансовых систем и либерализации внешнеэкономической торговой деятельности.
Инструмент государственного регулирования цен – это целенаправленная мера, вводимая уполномоченным органом федеральной власти РФ или власти субъекта Федерации и направленная на стабилизацию цены (тарифа) конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) на уровне, отвечающем общественным интересам с учетом интересов, как производителей, так и потребителей. Указанные инструменты подразделяются на экономические и административные.
К экономическим инструментам государственного регулирования цен относятся: монетарные (денежные), кредитные, валютные, бюджетные.
Анализ действующего регулирования цен на лекарственные средства в России свидетельствует о том, что превалирующими являются интересы социальных групп. При этом необходимо учитывать, что существуют и интересы самого государства как основного плательщика за лекарственные средства в рамках реализации программы обязательного медицинского страхования. Не случайно в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года указано, что система лекарственного обеспечения базируется на реальных возможностях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, исходя из государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения.
Методы государственного регулирования цен в России определяются вышеназванными целями, а также сложившейся экономической конъюнктурой российского фармацевтического рынка. Так, фармацевтический рынок России, с преобладающей долей дженериковых лекарственных средств, по своему объему занимает 14-е место в мире после Испании и Индии. В части лекарственных средств Россия является импортоориентированной страной, поскольку уровень их импорта превышает экспорт в 14 раз. В связи с этим исследование действительного уровня цен на лекарственные средства в странах их производства, а также странах, на территории которых осуществляется продажа, обоснованно является необходимым этапом в процессе регулирования цен на лекарственные средства.
Научная новизна исследования заключается в систематизации результатов анализа особенностей государственного регулирования современного ценообразования промышленно развитых стран позволяет обобщить ряд выводов:
1. Подавляющее большинство стран развитого рынка регулирует ценообразующие процессы на законодательном уровне, ориентируясь на определенные принципы, методы и порядок формирования цен.
2. Уполномоченные государственные органы промышленно развитых стран осуществляют стратегическое, тактическое регулирования ценообразования, а также обеспечивают формирования цен на социально значимые товары и услуги.
2. Законодательное обеспечение регулирования ценообразования в большинстве промышленно развитых стран мира было принято и действует с середины ХХ века, а в Великобритании, США и Франции — с конца XIX века с изменениями и дополнениями, ориентированно на особенности экономической политики.
3. Сравнительный анализ опыта ценообразования ряда стран мира с опытом регулирования ценообразующих процессов в России свидетельствует, что, несмотря на ряд принятых законодательно документов, по проблемам национального ценообразования наблюдается недостаточная эффективность регулирования и законодательного обеспечения указанных процессов с целью поддержки деловой активности предпринимательского сектора экономики. Субъекты хозяйственной деятельности в России практически не имеют полномочий влияния на эффективность национального ценообразования.
Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение, поскольку могут быть использованы с целью повышения эффективности национального ценообразования в России, обеспечение интересов производителей и потребителей целесообразно разработать и законодательно принять национальную ценовую стратегию.
Результаты исследования могут быть использованы в перспективных дальнейших научных разработках при изучении проблем повышения эффективности национального ценообразования, в частности обоснование методологических основ, модернизации национального механизма формирования цен стратегических и социально значимых отраслей, безусловно, нуждаются в государственной поддержке.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

1.1.Сущность государственного регулирования цен

Государство может осуществлять прямое и опосредованное влияние на все экономические явления и процессы, которые происходит в цикле воспроизводства. Рассмотрим сложную и многогранную категорию «цена». Цена — это денежное выражение стоимости товара. Ведущими ее элементами являются:
 себестоимость;
 прибыль;
 налоги.
Соотношение указанных элементов в процентном выражении образуют структуру цены. Данная категория имеет ведущее значение в конкурентоспособности на рынке, поэтому установление уровня цен занимает видное место в социально-экономическом развитии общества. Выделяют следующие функции цены
 учетно-измерительная;
 распределительная;
 стимулирующая;
 регулирующая.
Цены можно классифицировать по десяти признакам: от рынка, по способу установки, в зависимости от фактора времени и т.д. Более подробно рассмотрим по степени и способом государственного регулирования цен:
 рыночная цена;
 регулируемая цена;
 фиксированная цена;
 паритетная цена.
Рыночная цена. Данный тип цены устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения, ее называют «свободной» цене, поскольку она не зависит от органов и институтов управления. На рыночную цену существенное влияние имеет конкуренция, поскольку в условиях монополии имеет место государственное регулирование. Регулируемая цена. Влияет спрос и предложение, однако возможна корректировка со стороны государства путем регламентации верхнего или нижнего ограничения, несоблюдение которого запрещается и наказывается в соответствии с действующим законодательством.
Фиксированная цена. Приведенный вид цены устанавливается в момент подписания договора. Цена не подлежит изменению в течение срока, на который подписан контракт.
Паритетная цена. Данная разновидность цены устанавливается для поддержки сельского хозяйства и определяется государством. Она призвана установить цену на сельскохозяйственную продукцию для того, чтобы фермеры могли приобрести необходимый набор других товаров и услуг.
Различают методы прямого и косвенного (опосредованного) воздействия государства на регулирование механизма ценообразования.
Метод прямого регулирования цен. Происходит в результате приказа соответствующего субъекта администрирования. Включает в себя административное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования; заключается в установлении рекомендуемых, фиксированных и паритетных цен. Распространяется на товары и услуги социального значения; товары, которые производятся монополистами; товары и услуги, которые влияют на общий рост цен и их динамику.
Главной целью прямого регулирования является удержание инфляционного роста цен, обеспечения конкурентного состояния рынка и социальной защите населения. Государственное регулирование цен осуществляют органы Центральной исполнительной власти, областные и местные государственные администрации. Контроль за соблюдением норм по установлению цен осуществляет Федеральная антимонопольная служба и Департамент цен Минэкономразвития.
Метод косвенного (опосредованного) воздействия на государственное регулирование цен. Включает в себя использование совокупности способов влияния на ценообразование. К ним относят:
 налоги;
 субсидии;
 дотации;
 установление минимальных заработных плат;
 регулирование учетной ставки процента и валютного курса. Максимальное влияние на цену осуществляет налог, поскольку он непосредственно влияет на предложение. С ростом налогов будут расти соответственно и цены. Львиную долю доходной части в бюджет осуществляют косвенные налоги (НДС, акциз, пошлина), поскольку государство обладает монопольным правом за ведением и изменением налоговых ставок, она может осуществлять косвенное влияние относительно цены на любом производстве. Дотации и субсидии также оказывают непосредственное влияние на предложение, поскольку с их введением снижаются затраты на производство в соответствии должны снижаться цены на товары и услуги. Установление минимальной заработной платы, регулирование учетной ставки и валютного курса осуществляет изменения относительно предложения на товары и услуги. Государственное регулирование цен призвано установить равновесие между спросом и предложением, равновесную цену и объем производства. Соотношение между прямым и косвенным государственным регулированием цен зависит от особенностей экономического развития страны, традиций и других факторов.
Целями государственного регулирования цен являются:
– ценовая стабильность;
– соответствие цен доходам потребителей, обеспечивающее устойчивый платежеспособный спрос на товары и услуги;
– предотвращение монопольного ценообразования;
– относительное выравнивание цен на основные товарные группы по территории страны с учетом транспортных расходов и доходов домашних хозяйств;
– обеспечение доступности социально значимых товаров для группы населения с низкими доходами.
Схема целей государственного регулирования цен представлена на рис. 1.

Рис. 1. Цели государственного регулирования цен

Задачами государственного регулирования цен являются:
 формирование цен на основе экономически обоснованных затрат;
 предотвращение манипулирования ценами;
 оптимизация цен и тарифов естественных монополий;
 недопущение резкого роста цен на социально значимые товары;
 минимизация негативного влияния мировых цен на внутреннее ценообразование.
Схема задач государственного регулирования цен представлена на рис. 2.

Рис. 2. Задачи государственного регулирования цен

Основным нормативным актом, действующим в сфере регулирования цен, является Указ Президента Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. Указов Президента РФ от 8.07.1995 г. № 658 и от 8.04.2003 г. № 410). В Указе отмечается, что государственное регулирование цен осуществляется в основном на продукцию естественных монополий. Право утверждения перечней продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию на внутреннем рынке России, принадлежит Правительству РФ. Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться на товары и услуги компаний всех сфер форм собственности.
Во исполнение Указа Президента РФ от 22 февраля 1995 г. № 221 было принято Постановление Правительства РФ № 239 от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Этим постановлением были утверждены:
1) Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
2) Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации;
3) Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Государственное регулирование цен (тарифов) в России применяется в следующих отраслях: электроэнергетика; общественный транспорт; перевозки железнодорожным транспортом; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; жилищно-коммунальное хозяйство; торговля лекарственными препаратами.
Внедрение ценообразования имеет как и положительные так и отрицательные стороны, поэтому для достижения максимально объективной и широкой оценки проведем SWOT-анализ, который заключается в разделении факторов и явлений на четыре категории:
 S — сильные стороны;
 W — слабые стороны;
 О — возможности;
 Т — угрозы.
Внутренние сильные стороны:
1. Защита социальных слоев населения.
2. Уменьшение уровня монополии.
3. Содействие стабильному развитию экономической системы. Внутренние слабые стороны:
1. Давление на бизнес.
2. Развитие бюрократии.
3. Низкая прибыль предприятий.

Внешние возможности:
1. Привлечение новых инвестиций.
2. Защита отечественного производителя.
3. Рост уровня импорта. Внешние угрозы:
1. Давление со стороны конкурентов
2. Умелое уклонение от государственного ценообразования производителей.
3. Развитие инфляционных процессов.
Как видим, государственное регулирование цен имеет иметь четкий механизм совершенствования. Правительство выносит противоположные данные и мнения на этот счет. В условиях глобализации необходимо обновить законодательную базу, которая бы способствовала развитию бизнеса, что в свою очередь приводит к росту ВВП и увеличению импорта. Именно все эти действия и способствовать развитию и росту социально-экономической сферы страны.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы