Журналистика Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Современный медиатекст: «Формула успеха» и путь к читателю

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА
1. Специфика современного журналистского текста. 7

1.1.
Понятие и специфика журналистского текста. 7

1.2.
Особенности организации журналистского текста. 10

1.3.
Роль заголовков в тексте СМИ.. 15

1.4.
Природа и значение факта в журналистском произведении. 20

1.5.
Жанрово-стилистические характеристики журналистского текста в традиционной
журналистике. 24

1.6.
Журналистское мастерство при подготовке публикаций печатных изданий  32

ГЛАВА
2. Практическая часть. 37

2.1.
Опрос читателей, что для них хороший текст. 37

2.2.
Опрос редакторов местных газет Югры, что для них хороший текст. 44

2.3.
Анализ материалов местных газет. 47

2.4.
Оценка соответствия материалов местных газет Югры критериям успешного
журналистского текста. 54

Заключение. 62

Список литературы.. 65

Приложения. 69

  

Введение:

 

Актуальность темы.
Современное общество меняется чрезвычайно быстро: если на первых этапах его
существования революционные изменения формировались на протяжении тысячелетий,
то сегодня уже несколько десятилетий заметно отличаются от предыдущих. Мир уже
совсем не такой, как был еже двадцать лет назад. Главные изменения произошли в
тех сферах, которые связаны с информационными потоками: в результате массового
распространения Интернета и мобильной связи изменились условия доступа к
информации, возможности ее обработки, восприятия и т.д. Все это чрезвычайно
изменило и журналистику. Сегодня ее основные задачи– это уже не просто
предоставление информации населению, но и ее анализ, интерпретация полученных
журналистом фактов, проведение журналистских расследований, выявление случаев
нарушения прав и свобод граждан, коррупции в государственных структурах и в
бизнесе и т.д.

Развитие современных информационных технологий также
способствует повышению роли журналистики. Так, простую информацию читатели
сегодня могут получить по различным каналам, прежде всего в сети Интернет,
которая предоставляет максимальную оперативность. Поэтому для обеспечения
эксклюзивности своих публикаций каждый журналист в той или иной мере
обрабатывает полученные факты, проводит анализ значительных объемов информации,
интерпретируя данные в соответствии со своей точкой зрения, имеющимися
дополнительными материалами и т.д.

Чрезвычайно важным в современных условиях становится поиск
эксклюзивных материалов, интересных информационных поводов для подготовки
журналистского текста, который будет прочитан потребителем от начала и до
конца, пересказан знакомым, обсужден с друзьями. Тогда как каждая новость
сегодня максимально быстро доставляется населению через Интернет-ресурсы,
становится нелегко создать интересный и успешный журналистский текст. Это
требует глубокого анализа проблемы, обращения к экспертам, фактам,
историческому опыту и т.д. Кроме того, в
условиях массового наплыва информации, значительного объема информационного
новостного потока, который присутствует в различных СМИ, важно уметь с первых
же строк, еще с заголовка привлечь внимание читателя, ведь даже интересная
публикация может затеряться среди другого текста и остаться без внимания
потребителей.

Поэтому именно на современном этапе развития журналистики
таким важным становится поиск «формулы успеха» в журналистской практике,
формирование принципов создания эффективного текста, который бы привлекал
внимание читателей, заставлял задуматься, обсудить, сделать выводы, создавал
имидж журналиста, а также издания в целом.

Несмотря на актуальность этих вопросов, в научной литературе
редко подымаются проблемы поиска «формулы успеха» журналистских материалов.
Одной из наиболее полных работ по данной теме является книга В. Касютина[1],
в которой рассмотрены элементы успешности газеты как СМИ и принципы создания
популярных журналистских текстов. Отдельные аспекты темы раскрыты также в
работах А.В. Колесниченка[2],
М.Ж. Алихмановой[3]
и др. Целью исследования: выявить
«формулу успеха» современного журналистского текста на основе публикаций и
экспертных мнений.

В соответствии с поставленной целью задачи исследования сформулированы следующим образом:

— изучить
понятие и специфику журналистского текста;

— рассмотреть
особенности организации журналистского текста;

— охарактеризовать
роль заголовков в тексте СМИ;

— описать
природу и значение факта в журналистском произведении;

— изучить
жанрово-стилистические характеристики журналистского текста в традиционной
журналистике;

— охарактеризовать
журналистское мастерство при подготовке публикаций печатных изданий;

— выявить
формулу успешного журналистского текста по мнению читателей;

— выявить
формулу успешного текста, по мнению редакторов;

— провести
анализ материалов местных газет;

— разработать
рекомендации по созданию успешных журналистских материалов.

Объектом исследования
в работе выступают публикации в местных газетах («Новости Югры», «Аргументы и
Факты Югры», «Здравствуй, нефтеюганец!» «Сургутская трибуна») за январь-март
2021 года.

Предмет исследования
– технология создания успешного журналистского текста, который удовлетворяет
потребность общественности  в информации,
интересен читателям и создает положительный имидж журналиста и печатного
издания в целом.

Теоретическую базу
исследования составляют работы таких исследователей как В.Л. Касютин, А.В.
Колесниченко, М.Ж.  Алимханова, М.Н. Ким,
Л.М. Ныркова и др. Особую группу информационных источников составляют
результаты самостоятельно собранных материалов – интервью с редакторами местных
изданий, а также результаты анкетирования читателей местных изданий.

Методы исследования.
В процессе написания данной работы были
использованы различные методы исследования:

а)
общенаучные, в частности описательный метод, реферативно-аналитический и
сравнительный методы, использованные для систематизации теоретического
материала;

б)
специальные методы исследования, в частности социологические методы исследования
(интервьюирование, анкетирование), статистические методы анализа (анализ
структуры, использованный в рамках оценки результатов анкетирования),
контент-анализ публикаций в местных печатных изданиях. Теоретическая
значимость проведенного исследования состоит в том, что сделанные в
работе выводы о роли отдельных этапов работы над журналистским материалом, а
также выделенные характерные признаки успешного текста могут быть использованы
для дальнейших научных исследований.

Практическая
значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней
рекомендации, основанные на изучении научных источников, мнения читателей и
редакторов местных газет, могут быть использованы начинающими журналистами в
ходе подготовки журналистских текстов, при выработке собственного стиля, в процессе  становления 
как успешного журналиста.

Структура работы включает
введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава
работы содержит анализ научных источников по теме исследования и определяет
теоретические аспекты создания успешного журналистского текста. Во второй главе
работы на основании анализа мнений читателей и редакторов местных печатных
изданий предложены практические рекомендации по созданию эффективных публикаций [1]
Касютин, В. Л. Живая газета (Газета успеха) / В.Л. Касютин – М.: Издательский
дом «Хроникёр», 2008. – 246 с. [2]
Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие / А.В.
Колесниченко. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. – С. [3]
Алимханова, М.Ж. Шпаргалка для начинающих журналистов / М.Ж. Алихманова. –
Алматы: Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», 2016.- 248 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что качественный текст
СМИ должен отличаться рядом признаков, которые создают его популярность и
привлекательность для целевой аудитории: он должен быть подготовлен на
интересную и актуальную тему; должен быть изложен доступным языком; должен быть
хорошо структурирован для удобства читателей; должен содержать только
достоверные факты и т.д. Все это приводит к тому, что тексты СМИ должны
готовиться именно  специалистами в сфере
массовой коммуникации. Только опытный журналист может создать действительно
качественный текст.

При этом важно учитывать, что современный журналистский
текст в печатных изданиях требует создания эффективной
композиционно-структурной модели издания, которая будет включать
структурированный текст, а также элементы визуализации и графического оформления.
Такая модель должна выделять медиаресурс, создавать комфорт для потребителей
при изучении журналистского текста, способствовать его восприятию и
усвоению. Значительную роль в создании успешного журналистского текста
играет и заголовочный комплекс. Заголовок публикации должен, с одной стороны,
привлечь внимание читателей, а с другой – удержать их, заставив прочитать весь
текст. При этом важно обеспечить соответствие заголовка и содержания
статьи. Не менее важным является использование фактов в публикациях.
В условиях построения демократического общества роль журналистики значительно
изменилась. Она взяла на себя функции четвертой ветви власти, которая не просто
представляет факты на обозрение массового читателя (зрителя, слушателя), но
осуществляет постоянный анализ фактов, оценивает деятельности государства и
других участников общественной жизни, предоставляя на рассмотрение широкой
общественности результаты анализа фактов, сделанные выводы, подведенные итоги,
рекомендации и т.д.

Что касается жанрово-стилистических особенностей
журналистского текста, то они определяются многими факторами. В первую очередь,
они зависят от типа СМИ, его читательской аудитории, тематики и проблематики
издания, но также и от журналистского мастерства отдельных авторов публикаций.

Мастерство журналиста при создании  журналистского текста включает выбор
интересной и актуальной темы публикации, подбор оптимального жанра для
раскрытия темы, формирование оптимальной структуры и композиции текста СМИ, что
требует, прежде всего, выбора эффектного заголовка, правильной структуризации
текста, обеспечение сопровождения текста качественными изобразительными
элементами (фотографии, инфографика и т.д.).

Об этом свидетельствуют и результаты практического
исследования. Так, по результатам опроса читателей можно сделать вывод о том,
что успешных журналистский текст должен быть посвящен на интересную тему. При
этом популярными у читателей являются, прежде всего, социально-экономические
темы.  Также успешный материал должен
содержать в себе объективные факты и глубокий, обоснованный, беспристрастный
анализ проблемы в публикации, в т.ч. результаты журналистского расследования.

Такие же результаты продемонстрировал и опрос редакторов
метсных изданий. Среди главных их рекомендаций для создания успешного
журналистского текста модно выделить такие: написание материала на актуальную,
интересную для читателей тему; использование фактов при написании
журналистского текста; умеренное использование цифровых данных при подготовке
материала, представление их в форме графиков, диаграмм, схем и других форм
инфографики; использование простого, доступного языка, с соблюдением норм
литературной речи.

Проведенный анализ публикаций в местных газетах показал, что
они в целом отвечают интересам читателям. Это касается и тематики материалов, и
жанрового наполнения изданий, языка публикаций, использования заголовков и т.д.
Вместе с тем, можно отметить небольшое количество инфографики в местных
изданиях, а также редкие публикации журналистских расследований, хотя читатели
демонстрируют интерес к таким материалам. Это дает возможность сформировать
рекомендации по активизации аналитических исследований журналистов с
представлением их результатов в форме инфографики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Специфика современного журналистского
текста 1.1. Понятие и специфика журналистского текста Сущность текста в научных источниках рассматривается с
разных позиций:

— как
«всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или
сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же
виде»[1];

— как
продукт массовой коммуникации – тексты журналистики, рекламы и PR, каждый из
которых имеет свои специфические характеристиках[2].

Различия в этих подходах к пониманию сущности текста
кроется, прежде всего, в цели высказывания и авторе высказывания. В общем
понимании текст высказывается для передачи собственного мнения, но по отношению
к текстам массовой коммуникации целью является влияние на общественность –
целевую аудиторию. Также описанные подходы отличаются и авторством текста: в
первом случае его автором может выступать любой индивид, тогда как во втором
случае им является специалист в сфере массовой коммуникации – журналист и т.п. Понятие журналистского текста или медиатекста возникло еще в
конце ХХ века: сначала в зарубежной науке о массовой коммуникации, а потом и в
отечественных исследованиях. На этом этапе вышли работы Т.Г. Добросклонской, С.
И. Сметаниной, Федорова, И. В. Челышевой, Н. В. Чичериной, В. А. Возчикова и
др. Одной из первых попыток комплексного изучения журналистского текста было
исследование Л. М. Майдановой, которое акцентировало внимание на сущности
газетного текста. С точки зрения социолингвистики и функциональной стилистики тексты
массовой коммуникации изучали такие ученые, как А. Белл, Т. Ван Дейк, М.
Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер. Отметим, что значительный вклад в
становление и развитие теории  журналистского текста внесли и российские
ученые, такие как Т.Г. Добросклонская, А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, Ю.А.
Бельчиков, С.И. Бернштейн, А.Н. Васильева, Д.Н. Шмелев, В.Г. Костомаров, Я.Н.
Засурский, Г.Я. Солганик, Ю.В. Рождественский, С.И. Трескова. Так, например, Т.Г.
Добросклонская предложила объединить исследования журналистских текстов в
особую дисциплину — медиалингвистику, рамки которой обеспечивают системный
научный подход к изучению языка СМИ, а также позволяют выделить в качестве
основной категории анализа именно медиатекст[3].

В современной журналистике сущность текста исследуется с
точки зрения инструментария массовой коммуникации. При этом журналистский текст
трактуется как «разновидность текста, принадлежащая массовой информации,
характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя
речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь,
многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»[4].

Зачастую в сфере массовых коммуникаций в качестве синонимов
употребляют такие термины как «журналистский 
текст», «PR­текст», «публицистический текст», «газетный текст»,
«радиотекст», «рекламный текст» и т.д.

Вопросы типологии журналистского текста на сегодня остаются
не до конца исследованными, отсутствуют общепринятые подходы классификации
текста в СМИ. Зачастую в научной литературе выделяют типы медиатекста в
зависимости от информационных, функционально-стилистических,
структурно-семиотических или коммуникативных признаков. М. Казак на основании
изучения научных положений выделяет следующие классификационные признаки,
которые могут быть положены в основу типологии журналистского текста:

— канал
распространения – печать, радио, телевидение, Интернет;

— институциональный
тип текста: журналистский, рекламный, PR-текст;

— типологические
характеристики средств массовой коммуникации;

— сообщение
(текст) – функционально-жанровая классификация текстов трех социальных
институтов массовой коммуникации;

— код
(язык) – вербальные, невербальные, вербально-невербальные (поликодовые,
креолизованные) типы текстов;

— адресант
(автор, производитель текста) – социальный/частный, в соответствии с чем в
текстовой ткани формируется авторская модальность (объективное или субъективное
отношение к действительности);

— адресат
(аудитория) – массовый/специализированный;

— тематическая
доминанта текста[5].

Базовым критерием, который определяет особенности текста СМИ,
исследователи называют характер распространения информации, на основании чего
выделяет четыре основных типа журналистского текста: печатный текст, телетекст,
радиотекст и Интернет-текст. При этом главной особенностью текста СМИ является
то, что он интегрирует в единое коммуникативное целое разные семиотические коды
(вербальные, невербальные). Даже в традиционных газетных публикациях сегодня
используются и фотографии, и таблицы, и графическое, и шрифтовое оформление.

Не менее важной характеристикой современного журналистского текста
является его интертекстуальность. Она может быть выражена в современном тексте
по-разному:

— интертекстуальность
– цитаты, реминисценции, аллюзии («текст в тексте»);

— паратекстуальность
– отношение текста к своему заглавию, эпиграфу, послесловию;

— метатекстуальность
– комментирующая ссылка на предтекст («текст о тексте»);

— гипертекстуальность
– осмеяние или пародирование одного текста другим;

— архитекстуальность
– жанровая связь текстов.

При этом, как уже было отмечено, журналистский текст всегда
ориентирован на широкую аудиторию, что определяет его особенности
(использование общедоступной лексики, строгое соблюдение этических норм и
т.д.). Качественный текст СМИ должен отличаться рядом признаков, которые
создают его популярность и привлекательность для целевой аудитории: он должен
быть подготовлен на интересную и актуальную тему; должен быть изложен доступным
языком; должен быть хорошо структурирован для удобства читателей; должен содержать
только достоверные факты и т.д. Все это приводит к тому, что тексты СМИ должны
готовиться именно  специалистами в сфере
массовой коммуникации. Только опытный журналист может создать действительно
качественный текст. [1] Толковый
словарь русского языка Ушакова [Электронный
ресурс]. – Режим
доступа: https://slovar.cc/rus/ushakov/458603.html [2] Казак М.
Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ [Электронный
ресурс] / М. Казак. – Режим доступа:
http://discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml [3] Фаткуллина
Ф.Г., Хабиров Р.Р. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1 [Электронный ресурс]
/ Ф.Г. Фаткуллина. – Режим доступа:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18258 [4]
Вырковский А.В. Специфика медиатекста как товара: управленческий аспект //
Вестник ВГУ. Серия: журналистика. – 2016. – №1. – С. 98. [5] Казак М.
Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ [Электронный
ресурс] / М. Казак. – Режим доступа:
http://discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы