Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Современные проблемы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитания ребёнка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Исследование проблемы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка в теории и истории педагогике 7

1.1. История зарождения и исследования проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании в истории педагогики 7

1.2. Цели, задачи и принципы решения проблемы организации взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании ребёнка в системе современного образования 12

1.3. Основные направления работы педагогического коллектива школы по обеспечению взаимодействия школы и семьи в воспитании 16

Выводы по первой главе 23

Глава 2. Решение проблем взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся в практике работы современной школы 24

2.1. Формы и методы привлечение родителей в органы внутри школьного управления и организации общешкольных дел 24

2.2. Формы привлечения родителей к воспитательной работе класса, где обучается их ребёнок 28

2.3. Система работы МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска по работе с родителями учащихся 33

Выводы по второй главе 46

Заключение 48

Список использованной литературы 51

Приложение А 55

Приложение Б 57

Приложение В 58

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. С рождения ребенок находится в семье. Для него это как первая отправная точка. Важно обратить внимание на то, как сильно семья заинтересована в воспитании ребёнка. Родители должны подготовить его к взрослой жизни без какого-либо негативного влияния окружающей среды.

Семья формирует личность ребенка. Школа тем временем влияет на ребенка через семью, поэтому важно внести коррективы в процесс обучения школьников. Семья и школа играют не менее важную роль в период становления личности ребенка, его развития. И поэтому важно, чтобы работа по формированию личности ребенка была добровольной и сплоченной. Только тогда это может дать положительные результаты.

Отношения между семьей и школой, выявление институтов воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как выявление, с вечной болезнью социальных и биологических детерминант. Если семья рассматривается нами как первичный и естественный транслятор фундаментальных ценностей, то школа – это специально организованное учебно-воспитательное учреждение, возникшее с осмыслением человека важности государственно-образующего значения образования.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в воспитании, образовании и защите детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и введением новых образовательных стандартов (ФГОС) возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов и условий образовательной среды, определяющий эффективность всего образовательного процесса [1]. С одной стороны, возросла потребность в сотрудничестве двух ведущих систем образования, повысился уровень взаимных требований родителей к школе, учителей к родителям, усилился родительский контроль за образовательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой (государственно-общественное управление). С другой стороны, существует некоторое отчуждение между родителями и учителями. В связи с чем и назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности образовательного учреждения, как взаимодействие школы и семьи учащегося.

Обращаясь к государственному стандарту образования, направленному на развитие личностных качеств каждого ученика, родители — как субъекты образовательного процесса играют особую роль в развитии личностных качеств своих детей, и не только. А в Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Права и обязанности родителей установлены статьями 38, 43 Конституции Российской Федерации, главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации, а также статьями 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» [10].

В современном мире семья нуждается в систематической и квалифицированной помощи, так как ей нелегко организовать образовательную среду. Только в процессе сотрудничества учителей и родителей можно успешно решить проблему развития личности ученика. Весь процесс направлен на активное участие родителей в образовательном процессе, в проведении досуга вне школы, в сотрудничестве с детьми и учителями.

Самым важным в содержании взаимодействия педагога с родителями является забота о развитии ребенка: о его физическом и психологическом здоровье, благополучии, успешности деятельности, самооценке, чертах характера, способностях и перспективах развития. Ведь ребенок живет в современном культурном обществе.

В современном мире сотрудничество между семьей и школой становится все более важным и необходимым. Только при условии сотрудничества семьи и школы можно эффективно решать образовательные проблемы.

Чтобы процесс обучения и формирования личности был полноценным, необходимы здоровые отношения между учителями и учениками, самими учениками, учебным заведением и семьей, потому что семья является частью единой команды людей. Взаимодействие семьи и классного руководителя должно строиться на принципах взаимного уважения, доверия, поддержки и помощи, взаимной терпимости. Умение сразу же увидеть корень недопонимания является очень важным.

Из всего вышесказанного вытекает проблема: влияет ли взаимодействие педагога с семьей на успешность обучения школьника, какие существуют проблемы взаимодействия педагога с семьей, и каковы пути решения данных проблем.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: процесс взаимодействия педагога с семьей.

Цель исследования: изучить теоретические основы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитания ребёнка.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Рассмотреть педагогические основы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка;

2. Изучить цели, задачи и принципы решения проблемы организации взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании ребёнка в системе современного образования;

3. Показать основные направления работы педагогического коллектива школы по обеспечению взаимодействия школы и семьи в воспитании;

4. Проанализировать систему работы МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска по работе с родителями учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.

Анализ литературы позволяет отметить, что проблема взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитания ребёнка рассматривают такие исследователи, как: Ю.П. Азаров, В.Ю. Баранова, Е.Ю. Бикметов, А.П. Вардомацкий, В.Н. Вершинин, Н.Ф. Голованова, П.Ф. Каптерев, Н. К. Катович, И.Л. Клименко, О.В. Кучмаева, С.Н. Майорова-Щеглова, М.Н. Недвецкая, О. Николаева, М.П. Осипова, А.Е. Парамонова, О.Д. Перунова, М.Н. Попова, И. Реморенко, H.Л. Селиванова, Л.А. Черенцова, Е.Л. Шарапова, О.A. Щёкина и др.

База исследования: МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и заключений исследования в повышении методологической эффективности взаимодействия школы и семьи в аспекте воспитания детей, а также при написании исследовательских работ на данную тему.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив литературу по проблеме взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся в практике работы современной школы, можно подвести следующие итоги проведенного исследования.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы обусловлена объективной необходимостью формирования единой образовательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, привели к нарушению отношений в сложившейся системе «школа — семья — общество — производство». Новые организации поддержки семьи (центры поддержки семьи, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семей со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому на данном этапе школа остается основной, реальной структурой, способной оказать помощь семье. Длительное пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выявить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении.

Из истории рассматриваемого вопроса известно, что положительным примером в выстраивании взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания нравственности служит частная школа К.И. Мая. Дружеские отношения между преподавателями, а также взаимодействие педагогов и родителей, общность их взглядов на задачи воспитания и преподавания — все это способствовало утверждению в школе обстановки, наполненной постоянной заботой и вниманием к каждому ученику.

Особая роль в утверждении процесса взаимодействия учителей и родителей принадлежит частным школам и гимназиям, где педагогический коллектив проявлял требуемую активность к утверждению сотрудничества с семьей. К сказанному следует добавить, что учителя частных гимназий и школ были в определенной мере подготовлены к этой работе, за период обучения в педагогическом учебном заведении.

Сегодня цель педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни и развития ребенка, для развития его индивидуальности.

Взаимодействие с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Оказание педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи в семье;

2. Повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом, создание модели распространения положительного опыта семей;

3. Создание предпосылок для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в школе — формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству;

4. Диагностическая работа.

Задачи сотрудничества: 1) создание единого воспитательного пространства, полноценные участники которого – родители, сделав школу и семью союзниками в воспитании детей; 2) обеспечение взаимопонимания и согласованности действий школы и семьи; 3) нейтрализация возможных негативных влияний на ребенка; 4) компенсация и корректировка семейного воспитания совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.

Сегодня под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия. Взаимодействие в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка. Таким образом, процесс взаимодействия семьи и школы должен быть ориентирован на функциональное вложение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую активность, сотрудничество с детьми и преподавателями.

Также в данной работе был предложен перспективный план работы с родителями по вопросам воспитания школьников. Опытно-экспериментальная работа была проведена в двух классах (контрольный и экспериментальный). В экспериментальном классе педагог активно взаимодействовал с родителями по вопросам воспитания школьников. По результатам констатирующего этапа проведенного исследования, было выявлено, что в целом уровень воспитанности школьников в обоих классах друг от друга не отличается и находится на низком уровне. Рассматривая результаты контрольного этапа исследования, следует отметить, что в целом уровень воспитанности школьников экспериментальной группы стал значительно выше и находится на высоком уровне.

Действительно, проводя совместную работу с родителями школьников можно добиться значительного повышения уровня воспитанности.

Тем самым гипотеза исследования полностью доказана.

В исследовании изучены цели, задачи и принципы решения проблемы организации взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании ребёнка в системе современного образования; показаны основные направления работы педагогического коллектива школы по обеспечению взаимодействия школы и семьи в воспитании; дан анализ системы работы МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска по работе с родителями учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Исследование проблемы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка в теории и истории педагогике

1.1. История зарождения и исследования проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании в истории педагогики

Отношения между семьей и школой, традиционными институтами воспитания подрастающего поколения всегда находятся в центре внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с извечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Таким образом, семья рассматривается как первичный и естественный транслятор фундаментальных ценностей, а школа как специально организованный воспитательный институт, возникший с осознанием человеком важности государствообразующего смысла образования.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей имеет довольно давнюю историю. Известно, что еще в античном мире система воспитания и обучения состояла из двух направлений – семейного и школьного.

Например, в Китае семья должна была формировать у детей умение различать добро и зло, то есть развивать нравственные качества и добродетель. Философы видели устойчивость общества в правильном семейном воспитании. Конфуций считал, что нормы поведения, привитые в семье, должны соответствовать правилам поведения в государстве [3, с. 45].

В Древнем Вавилоне Семья являлась важным источником нравственного воспитания, о чем свидетельствуют Законы царя Хаммурапи, где регулированию семейных отношений посвящено более 30 статей.

Также воспитательную роль семьи в древнем мире отмечал царь Соломон в своих «Притчах»: «Слушайте, дети, наставления отца вашего и вникайте в познание ума» [24]. Так, в античном мире стали различаться понятия «гражданское воспитание» в понимании государственного значения и в церковном — понятие «религиозное воспитание», а также понятие «коллективное обучение и воспитание детей», для чего государство использовало определенные рычаги воздействия на семью, обязывающие отдавать детей в школу [1, с. 51].

В средние века существовало несколько церковных школ, которые воспитывались в духе слепой веры в католическую церковь, подчинения святой знати. Здания школ стали более благоустроенными: соблюдалась чистота, большое внимание уделялось физическому воспитанию детей. Семьи все чаще предпочитали отправлять своих детей в школы. Родители, отправляя детей в школу, не вмешивались в учебный процесс. Роль родителей в системе организованного школьного образования оставалась пассивной и незначительной. В школах мнение семьи учащегося не учитывалось, широко применялись телесные наказания детей, так как физическое воздействие в целях обучения и воспитания официально разрешалось и воспринималось как естественное, богоугодное дело.

Так, в Средние века еще не сложились отношения между семьей и школой, домашнее воспитание не воспринималось всерьез профессиональными педагогами, убежденными в педагогической некомпетентности родителей и не стремившимися просвещать родителей в вопросах воспитания детей [5, с. 13].

Особый интерес в исследовании проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании и обучении представляет XIX век, когда проблема воспитания личности нового мышления решалась в трудах ученых: Н.М. Карамзин, И.И. Мартынов, И.Ф. Богданович, И.В. Киреевский, И.М. Ястребцов и других.

Реформы 1860-1870-х годов требовали формирования личности с новой гражданской позицией, активного и компетентного профессионала, а не только «хозяина дела» и всесторонне развитого гражданина. Это привело к необходимости введения новых направлений в образовательный процесс.

Поиски путей привлечения родителей к сотрудничеству со школой стали активно заявлять о себе в системе образования в XIX веке, что обусловлено новым пониманием роли семьи в воспитании будущего поколения. Ученые, в силу отсутствия опыта сотрудничества семейно-школьных отношений, обращались к публикациям и конкретным рекомендациям педагогов-новаторов, классиков педагогической мысли [24].

Так, П.П. Блонский подчеркивал, что огромная роль родителей заключается в том, что они являются первыми воспитателями своих детей, и воспитание ребенка начинается именно с них [5, с. 32].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы