Платная доработка на тему Современные проблемы детской игры и игрушки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ИГРУШКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 5
1.1. Игровая деятельность ребенка как социально-педагогическая проблема семейного воспитания 5
1.2. Влияние современных игрушек и игр на взаимоотношение детей и родителей 11
1.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям по выбору игрушек 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
В семейном воспитании ребенка, в постоянном контакте с ним, родителям необходимо стремиться к возникновению между ними чувства доверия, безболезненного преодоления различных недоразумений, к педагогической целесообразности в создании условий воспитания. Достичь этого можно в разных ситуациях – по-разному, но есть и свои закономерности, и универсальные подходы.
Эффективным средством устранения противоречия между состоянием зависимости и чувством вины является игра. Она формирует понимание общности некоторых проблем детей и взрослых, а решение их в игре помогает детям лучше усваивать социальные нормы и роли, которые соответствуют их полу и социальному статусу. Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе. Детские игры вообще – это единственный природный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно игры являются прекрасным средством привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но часто пытаемся прививать вербальными, то есть словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением.
Играя, ребенок учится жить. Во время игры она достаточно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности во время учебы в школе. Более того, во время игры в зависимости от ее хода, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения; познает потребность сотрудничества, приучается уважать права другого участника игры, учится сдерживать себя и свои негативные эмоции; вместе производить доброжелательность и искренность. Ни одна другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ей для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.
Влияние игровой деятельности на развитие ребенка изучали ведущие ученые педагоги и психологи: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.К. Крупской и др. Тема интересна для исследования, так как влияние игры на личность ребенка, его поведение широко и может применяться в различных ситуациях.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании.
Таким образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы «Современные проблемы детской игры и игрушки».
Цель – изучить игры детей в семье как проблема семейного воспитания и определить критерии выбора игрушек с прогнозированием возможных результатов их влияния на формирование личности.
Заключение:
Таким образом, в данной работе были раскрыты две линии психического развития: интеллектуальная и личностная. Выявлено, что решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию различных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем – побудить их к коллективным играм.
Было установлено, что совместные игры ребенка и родителей играют важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания с детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождается семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, и формируются семейные ценности.
Подбор игрушек должен способствовать физическому, психическому, нравственному и эстетическому развитию детей. Все виды игрушек должны соответствовать педагогическим, психологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также возрастным особенностям детей.
В данной работе были выделены две группы критериев отбора игрушек: первые, связанные с безопасностью, защитой от негативных воздействий игрушек на психику ребенка; вторые, связанные с качествами игрушек, направленные на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Взрослые должны четко осознавать, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям, изучать окружающую конкретную действительность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ИГРУШКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
1.1. Игровая деятельность ребенка как социально-педагогическая проблема семейного воспитания
В развитии ребенка и коллектива детей большая роль отводится основном вида детской деятельности в дошкольный период – игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Для детей дошкольного возраста игровая деятельность имеет исключительное значение: игра для них – обучение, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.
Игра – самый доступный вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Она является оптимальным средством всестороннего развития дошкольника, что помогает расширить и углубить представления об окружающем мире, сформировать базовые качества личности, удовлетворить социальные и собственные потребности ребенка. Поэтому проблема игры всегда была в центре внимания научной мысли, а также получила должное отражение в современных нормативных актах дошкольного образования. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), акцентируется внимание на существенном значении игры в педагогическом процессе, поскольку в ней ребенок может обнаружить особую активность и реализовать себя; игра должна быть основной формой организации жизнедеятельности детей. Кроме того, в документе указано: «Игра – самая легкая степень для осознанного овладения достоянием культуры, опытом человеческих взаимоотношений, знаниями, способами деятельности и т.д.[16].
Соответствующее место отведено игре и в ФГОС ДО, где в образовательной линии «Игра дошкольника» указано, что «игра обеспечивает удовлетворение игровых предпочтений каждого ребенка, способствует возникновению дружеских, партнерских отношений и игровых объединений по интересам, побуждает к обмену мнениями, оценивания себя и других, поощряет к импровизации, высказывании собственных оценочно-этических суждений».
Терминологическое словосочетание игровая деятельность в понятийном аппарате нашего исследования является одним из центральных. Изучение данной категории заставляют нас обратиться к сущности термина «деятельность». В современной философской и психологической литературе существует много трактовок данного понятия. По нашему мнению, в наиболее обобщенной форме «деятельность» следует понимать как совокупность действий личности, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. Данное определение позволяет подтвердить взаимосвязь деятельности и игры. Ведь ученые (Л.В. Артемова, Д.Б. Эльконин, И.И. Сикорский, Н.Н. Шуть) утверждают, что наибольшее удовольствие ребенок получает от игры, которая тесно связана с эмоциональной сферой. Так, Н.Н. Шуть считает единицей удовольствия положительную эмоцию и ее визуальный эквивалент – улыбку. Игра обеспечивает радостное самочувствие, здоровье, долголетие, дает возможность наслаждаться жизнью, установить положительные отношения, снять психические перегрузки и компенсировать расходы жизненной энергии [23, с. 13].
Игра по своей социальной природе, содержанию и механизму развития считается неформальной. Она словно исключает сосуществования таких явлений, как без организованность, безразличие, безынициативность, муштра, одним словом – формализм в принципе несовместим с идеей реализации творческих способностей и возможностей каждой личности.
Рассмотрим несколько наблюдений и выводов, сделанных авторитетными учеными мира относительно определения, что такое игра и в чем заключается ее культурная ценность. «Игра человека является социальным и эстетико-культурным феноменом, а его содержание и многообразие форм, рождены тем же, что и рожден сам человек и его культура, − трудом и общением», − утверждал Г.В Плеханов [17, с. 54].В определении игры ученый пользовался двумя принципами: безусловным родством игры с искусством и материальной заинтересованностью, то есть искусство свободное и независимое, как и сама игра, а следовательно игра, резко отличается от ремесла. Итак, для Плеханова игра – это духовно практична деятельность, которая обладает эстетическими качествами. Г.В. Плеханов рассматривает игру, учитывая всю ее социальную историю. По эстетической теории Плеханова, у первобытных народов искусство и игра тесно переплетались между собой. Так, Плеханов всегда критиковал М.Г. Чернышевского за то, что он относился к игре, как к забаве, или как к несерьезному развлечению.
По мнению ученых Р.И. Жуковського, А.В. Запорожец, А.П. Усова, взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах ее становления и совершенствования игровой деятельностью, влияет на возникновение и развитие эмоций. Сформировавшись, эмоции влияют на развитие игры определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности [7, c. 34].
Важными условиями возникновения полноценной игры является формирование социального содержания общения, взаимодействия между персонажами в процессе данного вида деятельности. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются взаимоотношения со сверстниками: радуются дети совместной игре или нет, принимает партнер инициативу своего товарища, какие конкретные эмоции при этом чувствует ребенок. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широк: от полного безразличия к заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться. Воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению негативных эмоций, проявления невнимательности, агрессивности [1, c. 28].
Своеобразно рассматривает вопрос о сути игры и ее функций американский психолог Г. Лендред в труде «Игровая терапия: искусство отношений». «О первостепенном значении игры для естественного развития малыша свидетельствует то, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Детей надо учить игре, не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких конкретных целей» [10, c. 18]. Его коллега психолог Э. Берн в своей работе «Игры, в которые играют люди» дал определение игры как серии последовательного скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым концом:«… коротко говоря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку …». Далее Э. Берн рассматривает существенную особенность игры – кульминацию: выигрыш. «Предыдущие ходы делаются именно для того, чтобы подготовить ситуацию, которая обеспечит выигрыш, но при этом ходы планируются с таким расчетом, чтобы каждый следующий шаг также приносил максимально возможное удовлетворение» [4, c. 38].
Психолог, доктор С. Миллер в своих теоретических исследованиях «Психология игры» определила важность роли игр в развитии фантазии ребенка, а также влияние на игру индивидуальных и социальных различий. Она отметила важность игровой терапии и ее необходимость в человеческой жизнедеятельности [12, с. 10]. Так же Д.Б. Эльконин в своих исследованиях поднял вопрос психологической теории детской игры, который и изложил в книге «Психология игры». Ученый подробно рассмотрел гипотезу об историческом происхождении игры; видение игры как формы ориентированной деятельности; определение истока возникновения игры – предметного действия; а также понятие значение игры как начала интеллектуальных форм видения и мировосприятия [24, с. 24].
Масштабно исследовал понятие игры голландский ученый Й. Гейзинга в работе «Homo Ludens» («Человек играющий»). Он проанализировал игру, проследил большой путь от разнообразных спортивных игр до массовых праздников и доказал, что игра является основной частью жизни в детстве и юности человека, к тому же является частью наиболее естественного. Ученый отвел игре особую роль в праздничных шоу. Й. Хейзинга определил игру как важный элемент в организации любого отдыха, как начальный импульс человеческой истории [22, с. 20].
Имеющиеся научные данные свидетельствуют об отсутствии единого подхода к толкованию феномена «игровая деятельность». Однако различные определения не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют, позволяя обосновывать его с разных точек зрения, в зависимости от научной отрасли.
Так, в словаре А.М. Новиковой игровую деятельность определена «видом активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают социальными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми» [15, с. 139]. Актуальным считаем определение, выраженное Н.В. Кудыкиной, которая понимает «игровую деятельность» как динамическую систему взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которой происходит его познание, усвоение культурно-исторического опыта и формирования детской личности [9, с. 58].
Возникновение игры у детей связано не с действиями каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с полностью очерченными социальными условиями жизни ребенка в обществе и взаимодействия с людьми для осознания опыта.
Игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно действуют на его чувства. Если взрослому не удается пробудить в детях интерес к окружающему миру, то и детские игры будут неинтересными и кратковременными.
Значение игры многогранное в дошкольном возрасте. Оно вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, в становлении самооценки, осознании в игре представлений детей о мире взрослых людей, их действия, взаимоотношения [20, c. 38].
То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только услышали от взрослых, или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отражает, а моделирует социальные ситуации жизни взрослого, которые дети воспроизводят в играх.
Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мобильного телефона, стул вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, который ведет к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, которое передается из поколения в поколение в виде таких систем знаков как устная и письменная речь, математическая символика. [11, c. 114].
Играя, ребенок, максимально реализует свои возможности и способности, которые она осознала в процессе взаимодействия с людьми. Игра для дошкольника самая интересная деятельность. Игра дает детям возможность проявить свою активность и самостоятельность.
В реальной жизни ребенка все эти простые, на наш взгляд, действия не всегда он может выполнить сам, без помощи взрослого. Игра не требует от него в этом плане особых усилий, так как не связана с получением какого-то практического результата. Поэтому в игре ребенок может стать героем, пилотом дельтаплана, парикмахером, водителем, воспитателем. Игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать свои желания,интересы, а с другой стороны – помогает приобщиться к широкой сферы жизни людей, которые его окружают. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отразить окружающие понятия и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.
В связи с этим можно сказать, что взрослые не всегда понимают место и роль игр в жизни ребенка. Детство – это полноценный этап жизни человека. Для развития ребенка на этапе детства необходим взрослый человек, который является советчиком, помощником, другом, наставником, опорой и защитой, источником развития, источником информации для осознания опыта взаимодействия [21, c. 62].
Таким образом, можно констатировать, что игровая деятельность имеет большой потенциал для развития детей дошкольного возраста. Она способствует активному познанию окружающей среды и себя в ней, осознанию своего «Я» и своих возможностей; стремлению применять полученные знания в разных игровых ситуациях, уметь ориентироваться в новых условиях; целеустремленности, настойчивости и решительности в игре, преодолевая различные препятствия; самостоятельности в осуществлении логических операций, прогнозируемости и творчества; умению критически оценивать полученный результат, стремиться к его совершенствованию, умению принимать собственные решения; пониманию ответственности за свои действия перед коллективом, умению действовать согласно установленным правилам и подчинять себя им по собственной инициативе, а не под руководством взрослого.