Платная доработка на тему Соотношение зрительного и слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ 5
1.1. Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Развитие восприятия в дошкольном возрасте 9
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 11
ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 12
2.1. Соотношение зрительного и слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 12
2.2. Методические рекомендации по развитию зрительного и слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи 13
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 17
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1. Цель и задачи, организация экспериментального исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 21
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
В настоящее время специалистов в области психологии интересует проблема развития ребенка. Их интерес не случаен, так как известно, что дошкольный период является наиболее интенсивным в физическом, психическом и нравственном развитии.
Восприятие является активным процессом и осуществляется как сложный системный акт, в который включены различные специализированные структуры головного мозга, от подкорковых центров до проекционных и ассоциативных областей коры, взаимодействующие между собой. Процесс восприятия обеспечивает анализ и обработку поступающей информации, на основе которой создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт человека и формируется его познавательная деятельность, а также мышление и сознание.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Фундаментальными трудами отечественных и зарубежных деятелей в области психологии по изучению особенностей восприятия являются труды Дж. Брунера, У. Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и другие.
Развитие восприятие у детей с ОНР играет особую роль. Наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового и зрительного восприятия отмечаются при общем недоразвитии речи (ОНР), под которым понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При ОНР нарушается формирование звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи. Изучением восприятия у детей с нарушениями речи занимались такие ученые, как Г.В. Бабина, Т.В. Волосовец, Л. И. Белякова, Г.А. Волкова, Ж.М. Грозман, Ю. Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л. С. Цветкова и другие.
Таким образом, актуальным становится анализ соотношения зрительного и слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – зрительное и слуховое восприятия.
Предмет исследования – выявить особенности соотношения зрительного и слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы – теоретически рассмотреть соотношение зрительного и слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
— изучить теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии;
— рассмотреть развитие восприятия в дошкольном возрасте;
— проанализировать соотношение зрительного и слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи;
— предложить методические рекомендации по развитию зрительного и слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи;
— проанализировать полученные результаты.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, а также интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводам к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 19 страниц, список использованной литературы включает 10 наименований.
Заключение:
Таким образом, общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Каждый уровень развития речи детей с ОНР характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Эти уровни подробно описаны в первой главе: Первый уровень, когда у ребенка отсутствует общеупотребительная речь; Второй уровень — начатки общеупотребительной речи; третий уровень речевого развития — появляется развернутая фразовая речь, но с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В психологии восприятие рассматривается как процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
С шести лет ребенок начинает самостоятельное исследование предметов, сочетая при этом как внешние, так и внутренние перцептивные действия и, применяя собственный опыт к анализу сложных форм, выделяет в них знакомые формы и детали.
Исходя из исследований педагогов-психологов, выяснилось, что дети с ОНР с трудом воспринимают образ предмета в усложненных условиях, имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса, видны проблемы при исследовании слухового восприятия: При составлении рассказа по цепи сюжетных картин, не всегда понимают смысл сюжета, не могут составить полноценный рассказ, не полностью сформированы слуховые представления. При обследовании оптико-пространственного гнозиса у таких детей, можно выявить трудности в смешении понимания предлогов, обозначающих пространственные отношения, имеются проблемы ориентировки в пространстве.
У детей с ОНР наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, а Степень развития тактильного восприятия не отстает от нормы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ
1.1. Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
Сущность определения процесса восприятия тесно связано с определением психологии как науки. Психологией восприятия является психология, и если важной задачей психологической науки является создание общепсихологической теории, то теория восприятия с необходимостью должна будет войти в нее как одна из составных частей.
Восприятие считается одной из ранних форм познания, как в онтогенезе, так и в филогенезе. Восприятие составляет основу каждого познавательного процесса наиболее высокого уровня.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Заключается в отражении предмета или явления при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств [14, с. 18].
В восприятие входит обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Выделяют следующие теории восприятия:
1) Ассоциативная теория восприятия достигла огромного значения во второй половине XIX в. Виднейшими ее представителями стали немецкие ученые Э. Мол, И. Моллер, Э. Геринг, Г. Гельмгольц, Г. Э. Мюллер, В. Вундт и американский психолог Э. Б. Титченер. Несмотря на существенные различия в объяснении частичных проблем, упомянутые исследователи придерживались общих взглядов на природу восприятия. Они полагали, что воспринимаемый индивидом образ – это на самом деле сложное объединение первичных элементов сознания – ощущения. При этом самоощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, которое подверглось воздействию внешнего раздражителя.
Объединение ощущений в восприятие осуществляется при помощи ассоциаций по сходству либо по смежности. Данный ассоциативный механизм определяет главную роль прошлого опыта для возникновения восприятия.
Некоторые авторы, к примеру, Г. Гельмгольц и В. Вундт, привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие внутреннюю активность индивида в форме волевой апперцепции (апперцепция в понимании В. Вундта, значит некоторая внутренняя сила, которая направляет мысли и ход психических процессов) либо интеллектуальных бессознательных умозаключений. Ключевая ошибка ассоциативной теории заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных иные, пытаясь этим вывести сознание из самого себя. Данная ошибка в особенности ярко выступала в исследованиях структуралистской школы (Э. Б. Титченер, В. Вундт).
Структуралисты полагали, что если восприятие – это комплекс ощущений, а задача заключается в том, чтобы при помощи самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а потом изолировать и описать их. Данный метод назывался методом аналитической интроспекции [8, с. 22].
2) Гештальт-теория. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов: В. Келлер, М. Вертхаймер, К. Коффка и др. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Потому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в общем.
Это направление стало называться гештальтпсихологией. Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого в непосредственном описании наблюдателем содержания собственного восприятия. Психология восприятия, как они полагают, должна отвечать на вопрос – почему мы видим мир таким, каким мы его видим? Представители гештальт-теории, как и структуралисты, отказались от исследования восприятия в связи с выполняемой им функцией. Другой недостаток заключается в отрицании историчности восприятия. Прошлый опыт не может, как они полагают, изменить восприятия объектов, раз они образуют «хорошую» структуру. Представители гештальт-теории собрали огромное число экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как симметричность, близость, замкнутость, сходство и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон.
3) Теория восприятия Гибсона. Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах некоторых зарубежных психологов, по которым восприятие – это результат активной деятельности субъекта, который обеспечивает получение информации о внешнем мире. Согласно Дж. Гибсону, восприятие – это процесс добывания информации о среде, в слдствие чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Информацию о внешнем мире содержат лишь организованные системы раздражителей.
К примеру, несколько точек, которые расположены в порядке уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют т. н. градиент плотности и величины, который обладает информацией о протяженности рассматриваемой поверхности в глубину. Потому индивид воспринимает уходящую вдаль, поверхность. Восприятие по Дж. Гибсону является активным процессом. В теории Дж. Гибсона внимание акцентируется на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающей действительности. Но, при этом слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется.
4) Теория восприятия Хэбба основывается на многочисленных клинических, генетических и физиологических фактах. По данной теории восприятие объекта как единого целого изначально не дано. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии.
Хэбб Д. О. полагал, что восприятие – это прижизненно формулируемый навык, которому важно научиться. Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры, а потом уже всей фигуры.
Итак, в работах Хэбба Д. О. восприятие объекта – это процесс синтеза отдельных его деталей. Но отсюда не вытекает, что теория Хэбба Д. О. – это возврат к ассоциатизму, так как если ассоцианиоты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, Хэбб считает, это активное выделение частей объекта. В это же время данную теорию невозможно считать общей теорий восприятия. В ней остаются нераскрытыми такие значимые проблемы, как специфика человеческого восприятия, восприятие пространства и т.д. [20].
5) Теория развития восприятия Ж. Пиаже. Экспериментальные данные, которые получены Ж. Пиаже и его коллегами, показывают, что у новорожденных детей нет еще подлинного восприятия пространства и предметов, они даже не дифференцируют объекты и себя, не различая, к примеру, изменения вида предметов, которые вызваны собственными движениями, от изменений, которые возникли в следствие движения предметов. Большое значение в данной теории отводится анализу различий между интеллектом и восприятием.
Ж. Пиаже полагает, что при восприятии, причина ошибок заключается в законе относительных центраций: обращение внимания на какую-нибудь деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие – это вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб вторым.
В результате этого, для адекватного отображения объекта должна учитываться каждая его сторона. Это вероятно в результате моторной активности субъекта. Вследствие этого, восприятие становится стабильным и целостным.