Платная доработка на тему Содержание взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ………………………………………………… 9
1.1 Сущность и понятие здорового образа жизни…………………………….. 9
1.2 Роль и значение становления здорового образа жизни школьников 1-4 классов…………………………………………………………………………….. 11
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….. 18
2.1. Задачи исследования………………………………………………………… 18
2.2 Методы и методики исследования………………………………………….. 19
Глава 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
3.1 Анализ результатов психологической диагностики………………………. 30
3.2 Анализ игровой эффективности до и после коррекции состояния
методами саморегуляции………………//…………………………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 58
Введение:
Направление работы: Данная работа нацелена на изучение наиболее приемлемых путей взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов, представляющего интерес для исследований в направлении «Педагогика».
Актуальность темы проистекает из современного общественного положения, когда очень многие родители вынуждены работать на двух или трёх работах, чтобы одеть, обуть и прокормить своих детей. У них нет времени даже для того, чтобы нормально поговорить со своими детьми, узнать, нет ли у них проблем со здоровьем, как они используют свои санитарно-гигиенические навыки, как питаются и т.д.
Как правило, родители появляются дома только тогда, когда дети уже спят, и уходят на работу тогда, когда дети ещё не встали с постели. Они не в состоянии оказать своим детям ни психологической поддержки, ни практической помощи в вопросах становления здорового образа их жизни.
В то же время, такая поддержка детям требуется в очень высокой мере. потому что им постоянно нужно становиться более сильными. ловкими, инициативными, а не слабыми и беззащитными, поэтому для наиболее слабых обучающихся младших классов средней общеобразовательной школы должно быть организовано посещение занятий так называемых «групп здоровья» и посильных для них спортивных секций.
В то время как родители не могут полноценно контролировать посещаемость спортивных секций в общеобразовательной школе или занятий спортивной школы их ребёнком, а тем более – иметь весьма смутное представление о его успехах в спорте.
Поэтому задача педагогического коллектива средней общеобразовательной школы в случае непосещения ребёнком занятий спортивных секций в данном образовательном учреждении находить родителей, по крайней мере, на работе, и вести с ними хотя бы дистанционную работу.
Кроме этого, учитель начальных классов должен в полном объёме представлять характер посещаемости групп здоровья и спортивных секций во вверенном ему классе для того, чтобы сохранять возможность реального управления ситуацией.
В особенности это представляется обстоятельством принципиальной важности тогда, когда ситуация со здоровьем детей приобретает критический характер в отношении уровня заболеваемости обучающихся в эпидемический период.
В виду резко ухудшающейся экономической обстановки и отвлеченности родителей от решения семейных, в частности – детских проблем, приобретает особое значение изучение взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Представляется, что изучение содержания взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов в дальнейшем позволит сформировать адекватную систему средств противодействия бесконтрольно развивающейся ситуации в вопросах формирования здорового образа жизни.
Более того, перед семьёй и школой стоит совместная задача привить обучающимся младших классов средней общеобразовательной школы чувство ответственности за свое здоровье, а одновременно с этим – также и чувства патриотизма, поскольку именно здоровый, физически и нравственно крепкий человек способен защищать свою Родину и свою семью.
В данный момент обучающийся младших классов средней общеобразовательной школы, оставленный дома один на один с младшими братьями и сестрами, призван нести за них моральную ответственность и следить за тем, как они делают зарядку, чистят зубы. умываются, моют руки и выполняют ещё многие другие полезные навыки.
По мере взросления ребёнка акцент ответственности за происходящее в семье будет постепенно трансформироваться у него в формирующуюся готовность к созданию собственной семьи и полноценно отвечать за формирование здорового образа жизни у каждого её члена на протяжении всей своей жизни. В особенности это важно, если обучающийся младших классов средней общеобразовательной школы – мальчик, которому в дальнейшем предстоит стать главой семьи.
Степень разработанности темы: данная тема явилась объектом внимания значительно количества научных организаций и учреждений. Однако стремительное развитие общественной ситуации и включённых в неё форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает искать новые действенные решения там, где традиционные взгляды и алгоритмы теряют присущую им эффективность.
Проблема в основе работы: дальнейшее, всё более углублённое изучение наиболее приемлемых путей взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Цель работы: изучение содержания взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и понятие здорового образа жизни.
2. Рассмотреть роль и значение становления здорового образа жизни школьников 1-4 классов.
3. Дать характеристику базы опытно-экспериментального исследования по формированию здорового образа жизни школьников 1-4 классов.
4. Изучить опыт формирования здорового образа жизни школьников 1-4 классов посредством игровых технологий на базе государственного общеобразовательного бюджетного учреждения города Москвы «Покровский квартал».
5. Определить перспективные направления по формированию здорового образа жизни школьников 1-4 классов
Объект работы: Содержание взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Предмет работы: Изучение наиболее приемлемых путей содержания взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Гипотеза исследования: сотрудничество семьи и школы способно оказать надлежащее влияние на процесс формирования здорового образа жизни у школьников 1-4 классов, выливающегося в конструктивные модели общественного поведения и позитивной самореализации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в посильном обогащении материалов опытно-экспериментального исследования наиболее приемлемых путей взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Практическая ценность исследования заключается в формировании практических рекомендаций по увеличению многообразия форм и расширению спектра наиболее приемлемых путей взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Апробация результатов данного исследования состоялась на базе четвертого «А» класса государственного образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы города Москвы «Покровский квартал» при непосредственном участии классного руководителя, учителя начальных классов высшей категории В. А. Жиляевой [1-5].
Это активный участник экспериментальной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт Мозга Человека имени Н. П. Бехтеревой» Российской Академии наук (ИМЧ РАН), а также почётный член Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко с личного одобрения Президента данного научного сообщества профессора О. Ю. Латышева.
Результаты высокопродуктивной экспериментальной деятельности государственного образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы города Москвы «Покровский квартал» по различным педагогическим проблемам регулярно публикуются в стране и за рубежом.
В том числе это происходит и по проблеме взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов, регулярно публикуются в сборниках докладов многочисленных международных научно-практических конференций в Москве, Казани [3], Пскове [4], Таганроге [2; 5], Челябинске, Шадринске [1] и других городах Российской Федерации.
Базой эмпирического исследования также стал коллектив вышеназванного государственного образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы города Москвы «Покровский квартал».
Одновременно (в дистанционной форме) базой эмпирического исследования в качестве контрольной группы стал четвёртый «Б» класс муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы Лабинского района Краснодарского края им. Героя России С. Н. Богданченко, станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края.
Классным руководителем и основным учителем данного контрольного класса является Е. П. Жирнова, учитель начальных классов высшей категории, почётный член Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко [6-10].
Следует отметить, что результаты высокопродуктивной экспериментальной деятельности Е. П. Жирновой, в т.ч. – и по проблеме поиска наиболее приемлемых путей содержания взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов, ежегодно публикуются в сборниках докладов международных научно-практических конференций в Москве, Казани [8], Пскове [9], Таганроге [7; 10], Челябинске, Шадринске [6] и других городах Российской Федерации.
Результаты экспериментальной деятельности государственного образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы города Москвы «Покровский квартал» и четвёртого «Б» класса муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы Лабинского района Краснодарского края им. Героя России С. Н. Богданченко, станица Вознесенская Лабинского района Краснодарского края, получили высокую оценку со стороны выдающихся современных учёных в области педагогики, психологи и медицины.
Среди отзовистов, позитивно отнесшихся к проведенной работе – доктор педагогических наук, профессор университета г. Мостар, Босния и Герцеговина, госпожа Славица Павлович, доктор психологических наук, профессор Университета Бин Халида, Египет, госпожа Бошра Ахмед Эсмиэль Арноут, доктор медицинских наук, профессор университета г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия, господин Габер Ахмед Саад Ибрагим и др.
Методологическая основа работы: в основу данного исследования положены работы представителей отечественной философской и педагогической школы в направлении развития нравственной сферы личности (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).
Также были использованы исследования о неотъемлемой роли семейного воспитания в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов (И. А. Ильин, Д. С. Лихачёв, Г. К. Селевко) и собственно, о влиянии плодотворного сотрудничества школы и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей (И. В. Метлик, Н. В. Микляева, Е. Н. Бородина, А. Б. Теплова).
Кроме этого, при подготовке к написанию работы исследованы положения аксиологического подхода к развитию личности (Е. В. Бондаревская, А.Д.Леонтьев, В. А. Сластенин, и др.), а также о высоком потенциале воспитания социально значимой деятельности (М. А. Ступницкая, Е. С. Полат, Н. В. Иванова, Е. Б. Новикова) и других известных учёных
Методы: анализ научной и нормативно-правовой документации, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, библиографический метод.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
В ходе данного исследования была достигнута его цель: состоялось изучение содержания взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и успешно решены следующие задачи работы:
1. Изучена сущность и понятие здорового образа жизни.
2. Рассмотрена роль и значение становления здорового образа жизни.
3. Дана характеристика базы опытно-экспериментального исследования по формированию здорового образа жизни школьников 1-4 классов.
4. Изучен опыт формирования здорового образа жизни младших школьников посредством игровых технологий на базе государственного общеобразовательного бюджетного учреждения города Москвы «Покровский квартал».
5. Определены перспективные направления взаимодействия семьи и школы формированию здорового образа жизни школьников 1-4 классов.
Объектом проделанной работы стало содержание взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов. В свою очередь, предмет работы был обозначен непосредственно как исследование содержания взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни у школьников 1-4 классов.
Была подтверждена гипотеза исследования, состоявшая в том, что сотрудничество семьи и школы способно оказать надлежащее влияние на процесс формирования здорового образа жизни у школьников 1-4 классов, выливающегося в конструктивные модели общественного поведения и позитивной самореализации.
В ходе исследования были применены такие методы, как анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, библиографический метод.
Таким образом, проведённое в данной работе исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В процессе решения первой задачи было выяснено, что здоровый образ жизни являетс неотъемлемой характеристикой образа жизни каждого человека в целом, и представляет собой единственно возможный способ достижения гармонии в физическом развитии.
2. В процессе решения второй задачи было выяснено, что значение становления здорового образа жизни чрезвычайно велико, поэтому тесное взаимодействие семьи и школы в данном направлении должно иметь наиболее высокорезультативный характер.
3. В процессе решения третьей задачи было выяснено, что база опытно-экспериментального исследования по формированию здорового образа жизни школьников 1-4 классов располагает всеми необходимыми средствами и возможностями для проведения такой работы.
4. В процессе решения четвёртой задачи было выяснено, что представляется возможным изучить опыт формирования здорового образа жизни младших школьников посредством игровых технологий на базе государственного общеобразовательного бюджетного учреждения города Москвы «Покровский квартал». Уровень личной ответственности учеников младших классов за соблюдение правил здорового образа жизни проявляется преимущественно на должном уровне, при этом они вполне адекватно оценивают свою способность отвечать за это. По итогам сотрудничества семьи и школы в формировании у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы личной ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни было проведено исследование по совокупности хорошо зарекомендовавших себя методик. Каждая из них позволила получить, обработать, интерпретировать и описать результаты, дающие возможность понять, какой уровень ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни проявляется у обучающихся младших классов.
Обработка, интерпретация и описание результатов исследования особенностей влияния сотрудничества семьи и школы на развитие у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы личной ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни показали, что подавляющее их большинство уже стремится трансформировать свои неконструктивные проявления в продуктивную физкультурно-спортивную деятельность. Большинство обучающихся младших классов средней общеобразовательной школы, испытавших на себе благотворное влияние семьи и этой же школы, адекватно оценивает уровень собственной ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни, и не демонстрирует при этом ни заниженной, ни завышенной самооценки.
Обсуждение результатов исследования особенностей влияния сотрудничества семьи и школы на развитие у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы личной ответственности за свои соблюдение правил здорового образа жизни, проведённого в свете первоначальной гипотезы и литературных данных, позволило убедиться в том, что гипотеза данного исследования оказалась верна. Действительно, хорошо организованные усилия семьи и школы способны благотворно повлиять на воспитание у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы чувства ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни
В ходе проведенного в данном исследовании анализа выявлена необычайная важность согласованности усилий и полного взаимопонимания между представителями семьи и школы, неустанно работающими над достижением одной общей цели. Этой целью и является воспитание учителями и родителями обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы чувства ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни. Кроме этого, также необходимо культивировать у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы стремление трансформировать свои неконструктивные проявления в процессе созидательной творческой деятельности.
5. В процессе решения пятой задачи было выяснено, что и родителям, и молодым учителям следует понимать, что необходимо воспитание у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы чувства ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни. Это многогранный целенаправленный процесс педагогического взаимодействия высоко заинтересованных взрослых и детей. Данный процесс наилучшим образом может получать развитие в рамках такого широкоформатного единого ценностно-смыслового пространства, наиболее выдающимся результатом которого явилось формирование у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы чувства ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни на основе деятельностного проявления ими трогательной заботы об интересах других людей, а также общества в целом.
Воспитание у обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы чувства ответственности за соблюдение правил здорового образа жизни определяется в строгом и недвусмысленном единстве трех критериев: образно-содержательного, эмоционально-мотивационного, действенно-практического. Всеми данными критериями следует руководствоваться и педагогу, и родителю, занятому воспитанием обучающегося начальных классов средней общеобразовательной школы в духе здорового образа жизни.
Проект «Кругосветное путешествие» по формированию здорового образа жизни учеников младших классов заслуживает большого и пристального внимания. В данном случае он выступает в качестве органичной модели сплочения четвероклассников в коллективном творческом деле, а также установления между ними дружественной атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки и общей эмпатии. Подобные мероприятия способны оказать значительное влияние на формирование здорового образа жизни учеников младших классов, и помочь им надёжно закрепить выработанные у них навыки позитивного взаимодействия со сверстниками в процессе подвижных игр и спортивных соревнований. Наиболее актуальные и действенные современные методики, и алгоритмы установления взаимопонимания между обучающимся младших классов позволили придать позитивный характер взаимодействию обучающихся младших классов вне зависимости от национальности, пола, вероисповедания и социально-культурных предпочтений каждого из участников проекта.
Следует понимать, что формирование у обучающихся младших классов стремления к соблюдению правил здорового образа жизни будет всегда находиться в зависимости от того, какой пример в этом будут подавать им окружающие взрослые люди.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ
1.1 Сущность и понятие здорового образа жизни
Наиболее ощутимо взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражена в понятии «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни следует рассматривать в качестве виде жизнедеятельности, способствующего укреплению здоровья и его сохранению.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни представляет собой активность людей, которая направлена на сохранение и улучшение здоровья каждого человека. Образ жизни человека и семьи не может складываться самостоятельно в зависимости от обстоятельств, а формируется на протяжении жизни целенаправленно и постоянно.
Итак, попытаемся рассмотреть, вернее, оценить, факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, оказывающих наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.
Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом. Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит — духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой — всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из указанных предпосылок структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру (1998 г.) должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, половую культуру, закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.
При переходе к здоровому образу жизни:
· изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;
· исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков (хорошее настроение формируется «гормонами радости» — эндорфинами, которые образуются в организме человека);
· половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями как во времени, так и по траектории.
Оптимальный двигательный режим
Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах, — уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовалась гимнастика, дыхательные упражнения, массаж.
Физическая активность представляет собой целеустремленную двигательную деятельность человека, направленную на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
1.2 Роль и значение становления здорового образа жизни
школьников 1-4 классов
Исследования специалистов подтверждают, что уровень физического, душевного благополучия россиян, особенно детей школьного возраста, становится все меньше. «Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это означает, что из 10 человек только двое здоровы» [4, с. 98].
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы [8, с. 27].
Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ [17, с. 14].
По данным Трещевой О. Л. духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме. Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой — более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни на ступени начального школьного образования [22, с. 128].
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: — социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа; — инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль; — личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада [22, с. 154].
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни: — эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами; — интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление, духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм. 19 Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми [7, с. 91].
В «здоровый образ жизни» включаются различные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
— воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; — окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
— профилактика и искоренение вредных привычек;
— питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
— движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
— гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; — закаливание [9, с. 17].