Социология Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Социальные институты: понятия, функции и типология.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие социальные институты 4

2. Классификация социальных институтов 9

3. Функции социальных институтов 14

Заключение 17

Список использованной литературы 19

  

Введение:

 

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам.

Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся или созданную целенаправленными усилиями форму организации взаимодействия людей в конкретной сфере жизни общества, в пределах которой реализуются соответствующие функции, главной из которых выступает удовлетворение потребностей. В основе социального института лежат правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Цель работы – рассмотрение понятия, функций и типологии социальных институтов.

Задачами работы являются следующие:

1. Изучить понятие социальные институты.

2. Описать классификацию социальных институтов.

3. Обозначить функции социальных институтов.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из вышесказанного и поставленных задач в работе, сделаем соответствующие выводы.

Фундамент, на котором построено все общество, – это социальные институты – система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, институтов, снабженных определенными материальными ресурсами и выполняющих определенную социальную функцию. С содержательной стороны это некая система целенаправленно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Главная цель существования социальных институтов – обеспечение стабильности в жизни социума.

Главные задачи социального института представлены:

— согласованием интересов членов общества;

— реализацией базовых потребностей каждого человека;

— стабильностью и развитием;

— формированием общепринятых правил и норм.

Социальные институты обладают следующими характерными признаками:

1. Они обладают более или менее четко определенной целью своей деятельности.

2. Им свойственны определенные функции, которые обеспечивают достижение стоящих перед ними целей.

3. Для них характерно четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

Названные признаки социального института во многом совпадают с существенными признаками социальной организации. И такое совпадение объяснимо, поскольку социальные институты представляют собой особый тип социальной организации и поэтому в своих особенностях во многом совпадают с характеристиками формальной организации. Однако социальный институт в своем развитии проявляет и существенные признаки, которые отличают его от организации. К таким признакам относятся: наличие установлений, крупномасштабная общность, наличие кадров и ресурсов, длительность действий, интегрированность в систему общества, стандарты поведения людей.

Традиционно функции социальных институтов выглядят следующим образом:

— закрепление и воспроизводство общественных отношений;

— регулятивная;

— интегративная;

— транслирующая;

— коммуникативная.

К группе современных основных социальных институтов принято относить: семью, государство, образование, церковь, науку, право.

Таким образом, социальный институт – это социальная система, существующая длительное время, удовлетворяющая фундаментальные потребности общества, обладающая силой и моральным авторитетом, охватывающая большую совокупность явлений. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.

Важность социальных институтов постоянно увеличивается, вследствие чего в современном обществе невозможно представить структуру социума без данного разделения. Это напрямую связано с многообразием жизнедеятельности человека, а также с динамичным развитием каждой сферы.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие социальные институты

Термин «социальный институт» образован от латинских слов «socius» (общий, совместный) и «institutum» (учреждение, обычай). Слово «социальный» – понятие, связанное с обществом; слово «институт» – конкретный класс организаций и общественных явлений [1].

Социологи позаимствовали это понятие у правоведов и наделили его новым содержанием. Социальный институт – это, прежде всего, совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, это учреждение, призванное удовлетворять фундаментальные потребности общества.

В социологическом толковании социальный институт представляет собой, в широком смысле, исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей; в более узком – это организованная система социальных норм и связей, предназначенных для удовлетворения основных потребностей общества, социальных групп и отдельных лиц.

Основные этапы возникновения социального института:

— появление у людей потребности (например, в получении знаний и их передаче, формируется цель – организовать данную деятельность);

— создание специальных норм (появление школьных уставов, правил, законов об образовании и др.);

— создание целой системы знаков и символов (школьная форма, название образовательных учреждений);

— появление особых ролей (учитель и ученик, директор и подчиненный);

— создание материальных ресурсов для существования института (государственная поддержка, внутренние ресурсы);

— включение в структуру социальных институтов общества (налаживание связи образовательного учреждения с культурными центрами, налоговыми органами и так далее);

— формирование системы санкций, предусмотренных за нарушение введенных правил поведения [3].

Из вышесказанного следует, что причиной возникновения социального института является некая насущная потребность, которая характерна сразу для большого количества людей.

В классических теориях социальные институты преподносятся как определенные типы отношений между людьми, которые будут постоянно востребованы и потому воспроизводятся (М. Вебер, Э. Дюркгейм)

С точки зрения О. Конта, который рассматривал институты как верования и моральные ценности, поддерживающие порядок в обществе, социальный институт является основоположником в формировании социальных связей, поскольку ведется борьба за существование социального организма в контексте эволюции.

К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, которые обусловлены производственными отношениями. Он рассматривал разделение труда, частную собственность, права и другие институты как формы регулирования и организации деятельности общества [1].

М. Вебер же считал, что социальные институты следует изучать лишь в том виде, в каком они будут иметь значение для личности, поскольку общество становится все более и более рациональным, поэтому важны лишь рациональные действия. Он являлся сторонником создания института бюрократии, который в свою очередь представляет собой структурный компонент для рационально организованного капиталистического предприятия. В свою очередь, концепция социального института в структурном и функциональном анализе, занимает центральное место [2].

Т. Парсонс строил свою модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты представляют собой ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. Как устойчивые конфигурации они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистский взгляд на социальные институты является наиболее развитым в западной и российской социологии [3].

Но несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой стояло понятие института, давала ему свое определение, в целом существовало понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования социальной жизни. обеспечение относительной стабильности связей и отношений в рамках социальной организации общества. Их можно определить как набор ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения конкретных социальных потребностей. Социальные связи между институтами и между ними организуют социальную жизнь.

В связи с тем, что теория социальных фактов Э. Дюркгейма и социальные институты рассматриваются как важнейшие социальные факты, социологи вывели ряд основных социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1. Институты воспринимаются людьми как внешняя реальность. Другими словами, учреждение для любого взятого индивида – это нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике учреждение напоминает другие сущности внешней реальности — даже деревья, столы и телефоны, каждая из которых находится вне индивидуума;

2. Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Что-то объективно реально, когда любой человек соглашается с тем, что это действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

3. Институты принудительные. В некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может желать, чтобы он исчез по своей воле или прихоти. В противном случае могут последовать негативные санкции;

4. Институты обладают моральным авторитетом. Учреждения провозглашают свое право на легитимацию, т. е. Оставляют за собой право не только наказать правонарушителя любым способом, но и вынести ему моральное порицание. Конечно, институты различаются по степени моральной стойкости. Эти различия обычно выражаются в степени наказания правонарушителя. Состояние в крайнем случае может лишить его жизни; соседи или коллеги могут бойкотировать его. В обоих случаях наказание сопровождается чувством возмущения справедливостью среди тех членов сообщества, которые к нему причастны [5].

Социальные институты целесообразны и преследуют одну цель, которая заключаются в установлении стабильности в процессе общественного развития. Признаки институтов едины для всех и отвечают следующим уникальным характеристикам:

— формирование специальных учреждений, в рамках которых функционируют институты (например, для религии – это церкви, древние культовые здания, для института образования – школы, библиотеки);

— установленные нормы поведения и предписаний (например, в институте семьи – это стремление к браку);

— общепринятая система ценностей, связанная с идеологией (например, для бизнеса семьи – это забота, любовь, верность);

— набор социальных правил и предписаний, через которые проводится контроль поведения членов общества, исходя из общепринятых норм и интересов социума;

— культурные символы (обручальное кольцо, флаг, икона и т. д.);

— устные и письменные уставы и кодексы (для семейного института – это удостоверение о браке, брачный контракт);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы