Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Социально-педагогические условия формирования самоопределения у учащихся Приморской специальной общеобразовательной школы закрытого типа имени Т.М. Тихого.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность исследования. Тенденции изменения векторов жизнедеятельности российского общества, частичная изменчивость социальных норм, резкая социальная дифференциация и поляризация российского общества, неэффективный институциональный социальный контроль привели к изменениям ценностных ориентаций несовершеннолетних, как результат – развитие поведения, отклоняющегося от обычного, принятого для принятия. За последние годы смущает научный мир рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Особую обеспокоенность вызывают молодые люди, которые переходят границу закона и попадают на обучение в специальные общеобразовательные школы закрытого типа.

Для нашего исследования большое значение имеет изучение зарубежного опыта предупреждения девиантного поведения подростков. Да, анализ социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью в Германии свидетельствует, что социально-педагогическая профилактика в этой стране осуществляется на трех уровнях: первичная (ранняя), вторичная и третичная (специальная) профилактика.

Первичная профилактика предполагает реализацию разнообразных мероприятий, проектов, а также научных исследований, направленных на ликвидацию дестабилизирующих факторов. Система школьной профилактики предусматривает: организованное сотрудничество социального педагога с другими специалистами в учебном заведении; тренинги и курсы по конфликтологии для педагогического коллектива; проведение уроков правового воспитания и социальной компетенции, профилактические автобусы, различные школьные акции, курсы повышения квалификации педагогического коллектива и родителей [1].

Целью вторичной профилактики является обеспечение правопорядка и общественной безопасности в учебных заведениях и за их пределами.

Таким образом, осуществляется активная работа с прогульщиками и правонарушителями, проводится внешкольная социальная работа (сопровождение уличной молодежи и неформальных группировок), реализуются спортивные и туристические проекты, оказывается консультативная помощь проблемным семьям, широкое распространение получила педагогика досуга и приключений. путешествия, походы, альпинизм, сплавы на плотах и др.), а также работа в заведениях молодежного досуга.

Третичная (специальная) профилактика является кризисной формой социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями, а именно работа в амбулаторных и стационарных социально-педагогических службах. В рамках третичной профилактики реализуются такие мероприятия как: кратковременный арест Kurzarest (от 1 до 3 месяцев), несудебная процедура примирения жертвы и правонарушителя Taeter-Opfer Ausgleich, привлечение к общественно-полезным работам, ресоциализация и трудоустройство правонарушителей [4].

Кроме того, в Германии функционируют альтернативные общеобразовательные учреждения. Примером такого заведения является «Город как школа» (создана в 1972 году), которая является государственной экспериментальной моделью открытого учреждения для подростков, которые учатся и проходят практику по индивидуальным программам, работая в разных частях города. Основной идеей функционирования школы является предоставление молодежи, которая оставила обучение в традиционной школе, шанс устранить пробелы и недостатки в системе образования. В школе работают профессиональные педагоги, занимающиеся образованием подростков и социальные педагоги, которые осуществляют социально-педагогическую работу превентивного характера, устанавливают связи с другими институтами и родителями. Используя методы социально-педагогического воздействия, они оказывают помощь подросткам в решении конкретных проблем (семейные конфликты, финансовое обеспечение и т.п.) [3, с.215].

Следует обратить внимание на основные направления деятельности социальных педагогов с подростками в США, в частности, они предусматривают работу в образовательных и воспитательных заведениях, помощь семье и детям, а также работу в пенитенциарных заведениях.

В Великобритании существует два подхода к работе социального педагога с девиантными подростками, а именно: социальные педагоги входят в состав работников учебного заведения или объединены в специальные службы социального обеспечения образования.

В мировом измерении социальная работа существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой, выступающей содержательной и организационной основой социальной работы, которая, в свою очередь, выступает практическим механизмом реализации социальной политики государства [2, с.11].

Так, одним из направлений социальной политики Франции является политика оказания социальной поддержки, предусматривающая проведение психологических консультаций, бесед, оказание помощи в социальной реабилитации и социальной адаптации личности [3].

Особенности социализации людей, детство которых прошло вне семьи, влияют на становление этих людей, на их жизненные цели и траектории. К данной категории относятся выпускники общеобразовательных заведений интернатного типа. Таких людей относительно немного, но это не значит, что внимание к ним должно быть снижено: дети, обучающиеся в интернатных заведениях – наиболее уязвимая часть общества, они нуждаются в постоянной защите, помощи и поддержке. Вызывает научный и практический интерес то, какой тип личности формируется в условиях нетипичной социализации. Эта проблематика довольно широкой, и в ней важное значение имеет то, какое отношение формируется у воспитанников учебного заведения интернатного типа в отношении тех или иных жизненных ценностей.

Под влиянием условий жизни и обучения в интернате формируется особый тип личности, в котором есть как положительные, так и отрицательные черты. Изучение данного типа личности имеет не только психологический интерес, но и социологический: ведь речь идет об определенной социальной группе людей, жизненный путь которых детерминирован специфическими условиями социализации. Особенности социализации детей в интернате заключаются в полузакрытом содержании, на которое в процессе социализации в равной степени влияют и родители, и воспитатели интерната. Значительную часть времени воспитанники интерната проводят в учебно-воспитательном заведении, где коллектив учителей и воспитателей частично обеспечивает первоначальную социализацию, в какой-то мере заменяя родителей.

Для характеристики типа личности важной информацией являются жизненное ценности, разделяющие носители данного типа личности. Ценности составляют квинтэссенцию типологических черт определенной социальной общности. Именно благодаря идентичности ценностей членов сообщества можно говорить о наличии достаточно устойчивого социального образования и самоопределения, сформированного членами этого сообщества.

В данных обстоятельствах возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков, умений и способностей к самостоятельной жизнедеятельности в динамично меняющемся обществе.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов и, что не мало важно, способности к социальному самоопределению).

Современная психолого-педагогическая литература, авторские исследования раскрывают обширное проблемное поле социального самоопределения подростков. Проблему социального самоопределения рассматривали такие зарубежные ученые, как Э. Шпангер, А. Маслоу, Дж. Холланд, М. Рокич, В. Франкл, С. Шварц и др. В социально-педагогической и психологической литературе на необходимость изучения девиаций обращали внимание известные отечественные и зарубежные ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Берон, Р. Уолтерс, Э. Фромм, В. Христенко.

Указанная проблема в подростковой возрастной группе авторами преимущественно рассматривается с точки зрения профессиональной ориентации подростка. И.А. Громов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский обозначают термином профессиональное самоопределение процесс вхождения подрастающих поколений в систему трудовых общественных отношений. Я.В. Дидковская рассматривает профессиональное самоопределение молодежи как «процесс ее интеграции в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через выбор вариантов профессионального развития». Процессы становления профессионального самосознания поднимаются в работах

Е.А. Климова, З.Ф. Зеер и др., позиции совершенствования профессионального мастерства, развития необходимых профессионально значимых качеств личности изучаются в работах Л.М. Митина, Л.И. Новикова, А.К. Асмолова. В.И. Журавлев определяет понятие жизненного самоопределения как переход юношей и девушек, оканчивающих среднюю школу от социально однозначной роли (все учащиеся) к социально-дифференцированным ролям под влиянием объективных и субъективных факторов. Божович рассматривает самоопределение как выбор школьником жизненного пути.

Однако в работах вышеописанных авторов социальное самоопределение наименее освещено с педагогических позиций, ровно, как и социально-педагогические условия формирования самоопределения у подростков с девиантным поведением.

Современные дети должны быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, определять пути решения в возникающих проблемах, действовать в соответствии с принятым решением, что предполагает высокий уровень социального самоопределения. Особо остро проблема социального самоопределения стоит перед подростками с девиантным поведением.

Система образования ставит задачу по успешной ресоциализации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, что имеет высокую социальную значимость, требует комплексного подхода и адресной работы.

Профилактикой правонарушений подростков занимаются различные образовательные учреждения, в том числе и специальные школы для детей и подростков с девиантным поведением закрытого и открытого типов.

В Приморском крае осуществляет свою деятельность краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Приморское специальное учебно-воспитательное учреждение имени Т.М. Тихого».

Важное влияние в воспитании детей с девиантным поведением играет досуговая занятость подрастающего поколения. Большое количество неполных семей, распавшихся по экономическим или моральным соображениям, вынуждают женщин работать все больше и все меньше уделять времени детям.

За последние 5 лет в школу Т.М. Тихого было зачислено 88 несовершеннолетних. Из них 14 подростков из детских домов Приморского края и 74 подростка из полных и неполных семей, что составляет 84 % от общего количества.

Появилась острая необходимость принципиально менять подходы к организации профилактической деятельности с дезадаптированными подростками. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей, призванных работать с этой категорией детей и создавать комфортную среду для формирования социально-педагогических условий.

Научная актуальность выбранной темы обусловлена недостаточностью ее изученности. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных проблемам воспитания подростков в специальных образовательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, не было уделено должного внимания изучению создания социально-педагогических условий для формирования социального самоопределения подростка с девиантным поведением в специальной школе.

Изучение данных вопросов, как представляется, позволит выявить основные направления работы всего персонала учреждения для успешной ресоциализации воспитанников специальной школы закрытого типа.

Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы разработать методические рекомендации с выявленными социально-педагогическими условиями формирования самоопределения у учащихся Приморской специальной общеобразовательной школы закрытого типа имени Т.М. Тихого.

Предмет исследования: выявление условий для формирования самоопределения у учащихся КГОБУ «Приморская специальная общеобразовательная школа закрытого типа имени Т.М. Тихого».

Объект исследования: процесс формирования самоопределения у детей с девиантным поведением.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «Социально-педагогические условия формирования самоопределения»;

2. Разработать авторскую концепцию формирования самоопределения у учащихся школы Т.М. Тихого в условиях социально-педагогической подготовки

3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс социально-педагогических условий эффективного формирования самоопределения у учащихся школы Т.М. Тихого;

4. Дать сравнительный анализ эффективности экспериментального комплекса социально-педагогической подготовки учащихся школы Т.М. Тихого.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы