Менеджмент в образовании Платная доработка Экономические науки

Платная доработка на тему Социально-педагогические факторы развития рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
РАЗВИТИЯ РЫНКА ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ………..9

1.1 Особенности рынка языковых образовательных
услуг как объекта научного исследования………………………………………………………….9

1.2 Специфика рынка образовательных услуг по
языковой подготовке подростков в России и за рубежом……………………………………………..22

1.3 Характеристика подходов к определению
социально-педагогических факторов развития рынка образовательных
услуг…………………………….31

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО
ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ В Г. МОСКВЕ……………….35

2.1 Программа исследования развития
образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г.
Москве…………………………………………….35

2.2 Результаты исследования
социально-педагогических факторов развития рынка образовательных услуг
подростков в г. Москве……………………….38

2.3 Методические рекомендации по учету
социально-педагогических факторов развития рынка образовательных услуг
……………………………76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….85

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….92

  

Введение:

 

Актуальность
исследования рынка
образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве обусловлена
рядом обстоятельств.

 Во-первых, государственная образовательная
политика, призванная обеспечить запросы всех категорий населения, не допустить
усиления социальное равенство[1].
Данная точка зрения находит подтверждение у известных экспертов в области
образования: «главной целью всей образовательной политики и конкретных реформ
является моральная необходимость улучшить образовательные достижения всех
учащихся»[2]
(С. Г. Косарецкий).

Во-вторых,
языковая подготовка, являясь в высокой степени востребованной населением
образует значительную и быстрорастущую долю рынка образовательных услуг.
Российский рынок образования в целом к 2021 году продолжит расти: с 1,8 трлн рублей в
2016 году до 2 трлн рублей к 2021 году. При этом доля онлайн-образования
вырастет до 2,6% и составит 53,3 млрд руб.[3]. Общий объем
языкового сегмента российского образовательного рынка на начало 2018 г.
оценивался примерно в 700-800 млн. долл. США, для сравнения:
в 2008 г. данный сегмент рынка составлял всего лишь 350 млн. долл. США[4]. В 2015 г.
объем мирового рынка обучения английскому языку составлял $60 млрд, с
проникновением онлайна на уровне 2%. В 2017–2021 гг. «цифровая» часть рынка
растет в среднем на 23,36% в год – быстрее отрасли в целом[5].

Стоит
отметить, что рынок языковых образовательных услуг также весьма интересен с
экономической и маркетинговой точек зрения. Для него характерны высокая степень
конкуренции, необходимость максимального соответствия запросам потребителей,
гибкость в управлении ассортиментом услуг. Следовательно, мы можем отметить важность
формирования представлений и оценки рынка образовательных услуг для
организаций, которые выступают провайдерами образовательных услуг (частные
репетиторы и школы иностранных языков).

Эти
факторы (востребованность услуг, низкая степень их изученности в экономической
литературе и наличие очевидной отраслевой специфики, не позволяющей
безоговорочно применять к изучению рынка языковых образовательных услуг модели
и выводы, полученные для других сегментов образовательного рынка) позволяют
говорить о том, что он нуждается в специальных исследованиях состояния и
факторов, влияющих на принятие потребителем решения о выборе организации услуг
дополнительного образования.

При всех
достоинствах репетиторов, репетиторы не имеют возможности предоставить обучающемуся
документального подтверждения факта обучения, что может не устроить
работодателя. Такие документы выдают только курсы иностранных языков. Основными
игроками рынка образовательных услуг являются самостоятельные курсы, поскольку
они составляют абсолютное большинство организаций на рынке и предоставляют
потребителям максимально широкий выбор по числу языков и уровней обучения.

Различные
аспекты развития рынка образовательных услуг разработаны в зарубежной
экономической литературе (С. Барнет, Э. Графтон, Г.Джонсон, Б. Кларк, М. Норе и
др.), отечественной (И.С. Березин, Л.А.Захарчук, О.В.Конина, Е.В. Перминова,
Н.Н.Терещенко, О.Ю. Чернициной и др.) литературе.

К
настоящему времени разработаны и накоплены социологические и статистические
материалы, позволяющие провести более обоснованный анализ рассматриваемой
проблемы.

Имеющиеся
разработки содержат значительный потенциал разработки научных рекомендаций по
дальнейшему развитию рынка образовательных услуг, что обуславливает
необходимость дальнейшего исследования этих вопросов.

В
современной России и в Москве, в частности, имеется ряд лиц и организаций,
представляющих образовательные услуги в сфере подготовки, но эта сфера
недостаточно исследована в контексте менеджмента в образовании.

Издержки
от существующего и увеличивающегося разрыва в образовательных достижениях
учащихся из разных слоев населения выше, чем издержки, которые могут быть
направлены на ликвидацию этого разрыва, поэтому государство должно выстаивать
государственную политику так, чтобы достичь образовательного равенства для всех
обучающихся.

Представления
о рынке образовательных услуг позволят создавать виртуальное
персонализированное образовательное пространство, призванное реализовать
основной вектор государственной политики в этом вопросе.

Таким
образом, сформулируем основные противоречия:

— между необходимостью государства
выстраивать обоснованную образовательную политику в сфере рынка языковых
образовательных услуг и недостаточной исследованностью (разработанностью) этого
явления.

— между необходимостью в информировании
ключевых субъектов рынка образовательных услуг (репетиторы, языковые
школы/курсы) для успешной конкуренции и недостатками соответствующих научных
представлений. Рынок образовательных услуг по языковой подготовке может быть
рассмотрен в качестве языковых стартапов;

— между наличием научных разработок о
рынке образовательных услуг, о форматах языковой подготовки, региональной
специфики рынка и отсутствием специальных исследований состояния языковых
образовательных услуг в г. Москве;

— между опытом предоставления языковых
образовательных услуг в г. Москве и недостаточной изученностью данного опыта.

Основная проблема исследования: управление
развитием рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в
г. Москве.

Цель исследования – выявить социально-педагогические
факторы развития рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков
в г. Москве.

В
соответствии с целью исследования были сформулированы его задачи:

— выявить особенности рынка языковых
образовательных услуг как объекта научного исследования;

— определить специфику рынка
образовательных услуг по языковой подготовке подростков в России и за рубежом;

— охарактеризовать подходы к
определению социально-педагогических факторов развития рынка образовательных
услуг;

— разработать реализовать на практике
программу исследования состояния рынка образовательных услуг по языковой
подготовке подростков в г. Москве;

— разработать методические рекомендации
по учету особенностей развития рынка
образовательных услуг по языковой подготовке.

Объект исследования
–рынок образовательных услуг по языковой подготовке подростков.

Предмет
исследования – социально-педагогические факторы
развития рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г.
Москве.

Гипотеза исследования
– на развитие рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в
г. Москве оказывают влияние такие социально-педагогические факторы как:

— запросы со стороны потребителей
языковых образовательных услуг в г. Москве,

— предложения со стороны производителей
и провайдеров языковых образовательных услуг в г. Москве,

— оценка эффективности предоставления
языковых образовательных услуг в г. Москве в контексте интерпретации
образовательных успехов обучающихся.

Теоретико-методологическими основами данного исследования являются
основные положения, сформулированные

— в классических теориях, относящих
образовательные услуги к различным формам «общественных благ» западных и
отечественных экономистов (С. Брю, К. Макконнелл, С. Фишер М. Бурда, B.М.
Зуев, О. Малиновская, и др.), подчеркивающими необходимость регулирующего
воздействия государства, чтобы избежать падения рынка образовательных услуг;

— в исследованиях Г. Беккера, Т.
Шульца, Дж. Дэвиса, Э. Кона, а также отечественных исследователей C.А.
Дятлова, В.И. Ерошина, В.М. Зуева, Р.И. Капелюшникова, В.И.
Марцинкевича и др., рассматривающих образование как основополагающий фактор
социально-экономического развития общества;

— в трудах отечественных ученых,
анализирующих проблемы рынка образовательных услуг (С.И. Немцова, А.И.
Щербаков, В.В. Чекмарев и др.), качество услуг, предоставляемых
учебными заведениями (А.А. Аветисов, В. Н. Нуждин, В. М. Соколов и др.),
специфику маркетинга образовательных услуг (К.С. Крячко, М.Е. Потеев, У.Г.
Зиннуров, А.П. Панкрухин), дидактические основы современных методов обучения
(А.А. Андреев, В. И. Левин и др.), дистанционные формы
организации языкового обучения (А. А. Андреев, Е. А.С. Демушкин, А.П.
Егоршин, А.О. Кривошеее, Е.С. Полат и др.).

В
исследовании также использовались данные аналитических обзоров о мировом и
российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий,
подготовленных East-West Digital News, digital-платформой VB Profiles, Rusbase,
Фондом общественного мнения, Russia Beyond The Headlines, «Нетологией Групп»,
«Технологии роста», ФРИИ, Высшей школой экономики и агентством Сomscore.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение и
систематизация, сравнительный подход, опросные методы (анкеты), анализ
интернет-контента, моделирование процесса исследования социально-экономических
явлений.

Научная новизна состоит в выявлении особенностей
рынка языковых образовательных услуг, в определении специфики рынка
образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве и за
рубежом, в разработке модели и программы исследования состояния рынка образовательных
услуг по языковой подготовке подростков и реализации ее на практике.

Практическая значимость состоит в разработке методических
рекомендаций для менеджеров в области изучения рынка образовательных услуг.
Разработанные по результатам исследования рекомендации призваны оказать
методическую помощь в качестве инструментария маркетингового анализа менеджерам,
исследующим рынок образовательных услуг по языковой подготовке.

Структура исследования. В соответствии с поставленными целью
и задачами исследования была определена логика изложения материала и структура
работы, которая включает в себя введение, две главы (теоретическую и
практическую), заключение, список литературы, приложения. [1] Иванова А. Образовательное неравенство: как помочь
слабым стать сильнее? [Электронный ресурс] // Новостная служба портала ВШЭ. –
Режим доступа: https://www.hse.ru/news/science/65917307.html (дата обращения: 20.03.2020). [2] Там же. [3] Дополнительное профессиональное
образование России – итоги реформ // Аналитический центр при правительстве РФ,
2017, №14. [4] Обзор рынка коммерческого изучения
иностранных языков в России. – Режим доступа:
http://www.4p.ru/main/research/134910/ (дата обращения: 04.10.2020). [5] Исследование российского рынка онлайн-образования и
образовательных технологий. – Режим доступа https://www.ewdn.com/files/russian_edtech_part1.pdf

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.

1.
Выявлены особенности рынка языковых образовательных услуг, дано определение
образовательной услуги, специфика услуг по языковой подготовке. В литературе
под образовательной услугой в широком смысле понимается организованная,
целенаправленная деятельность, осуществляемая одним или несколькими субъектами
(коллективом педагогов) посредством непосредственного взаимодействия с
обучающимся путем организации и управления его учебной деятельности;  как воспитание и обучение и т.д. Были выделены различные подходы к
определению образовательной услуги, проведено их сравнение и дано
систематизированное определение. Понимая рынок образовательных услуг как
систему организаций и индивидов, имеющую необходимую инфраструктуру и
методическое обеспечение для удовлетворения специфической потребности человека
– потребности в знаниях, подчинённая законам спроса, предложения и стоимости,
образовательную услугу можно определить как удовлетворение разнообразных
образовательных потребностей потребителя через деятельность субъекта (преподавателя)
с целью формирования у обучающегося личностных качеств, компетенций, знаний,
умений, навыков.

2.
Определена специфика рынка образовательных услуг по языковой подготовке
подростков в России и за рубежом Услуги по языковой подготовке на российском
рынке образовательных услуг предоставляет достаточно широкий спектр
производителей: общеобразовательные организации, ВУЗы, лингвистические центры,
частные репетиторы, международные институты, образовательные интернет-сервисы,
онлайн-курсы, летние языковые лагери, подготовительные курсы при учебных
заведениях за рубежом и др., как правило, имеющими в своем арсенале
брендированые мобильные платформы и приложения для изучения иностранных языков.
Таким образом, рынок образовательных услуг по языковой подготовке – довольно
сложный сегмент с пестрой палитрой предлагаемых услуг различными игроками
(производителями).

3. Описаны
основные подходы к определению социально-педагогических факторов развития рынка
образовательных услуг. Выявлено, что для современного рынка дополнительного
языкового образования характерны разнонаправленные стратегии развития:
расширение филиальной сети, узкая специализация (корпоративное обучение,
бизнес-язык, подготовка к ЕГЭ, моноязыковое обучение, экспресс-курсы и т.д.). В
борьбе за качество, характерной для современной ситуации на этом рынке, высоко
ценится методика, преподавательский состав и формат обучения, сроки курсов (и
соответственно использование технологии дистанционного обучения и других
онлайн-методик). В этой связи, можно утверждать, что будущее языкового рынка
связано с использованием инновационных онлайновых методик обучения. Большую
популярность имеют летние языковые школы, включающие помимо освоения программы
в условиях естественного общения с носителями языка, экскурсии, мероприятия и
приобщение к культуре.

Объем
мирового рынка образования составляет в настоящее время порядка 5 трлн.
долларов, имея тенденцию к увеличению в ближайшие годы до 6 – 7 трлн, при этом
рынок образовательных услуг онлайн, при среднегодовом приросте в 17%, к 2020
году превысит 240 млрд. В качестве прогнозируемой тенденции развития
интернет-образования аналитики предсказывают образовательные центры, в которых
искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под возможности,
склонности и цели учащихся, заменит преподавателей.

Среди
наиболее востребованных и перспективных продуктов – обучающие решения,
построенные на игровых механиках и симуляции реальных процессов,
онлайн-платформы и решения, обеспечивающие подготовку к стандартизированным
экзаменам. Наиболее перспективны с точки зрения потенциала роста в настоящее
время сегменты дошкольного и школьного образования (K-12), корпоративного
образования, изучения иностранных языков, репетиторства.

4.
Разработана и реализована программа исследования состояния рынка
образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве. Обзор
методического инструментария, моделей и программ исследования современного
рынка услуг по языковой подготовке подростков показал, что разнообразные и
многочисленные исследования рынка образовательных услуг можно объединить под
эгидой двух направлений – маркетинговых и социологических исследований. Среди
преобладающих методик исследования – анкетный опрос, построение мотивационного
профиля респондентов (потенциальных слушателей) и трансформационного анализа
мотивов обращения за данной услугой. Модель
исследования рынка образовательных услуг по языковой подготовке включает в себя
следующие основные функциональные разделы: изучение спроса потребителя
(обучающегося, его родителей или законных представителей), изучение предложения
(предлагаемого перечня услуг функционирующими на рынке производителями) и
сравнительный анализ результатов реализации языковых образовательных услуг,
включающий контроль качества оказываемых услуг и их соответствие ожиданиям
потребителя.

Что касается предложения, то в последние несколько лет на
московском рынке услуг языковой подготовки наблюдается тенденция увеличения
доли онлайн-обучения в сегменте языковой подготовки. Онлайн-школа английского
Skyeng в настоящее время является лидером в своей нише в Восточной Европе
и России.

Предложенная модель ориентирована на конкретный период –
охват целевой аудитории (первый курс) с целью выявления потенциальных
потребителей услуг по языковой подготовке. В качестве методики был использован
специально разработанный опросник. В качестве параметров измерения выступили
тип целевой аудитории, предпочтения и запросы, емкость и потенциал.

В результате проведенного анкетирования по специально
разработанному опроснику и сравнительного анализа полученных результатов были
исследованы запросы услуг по языковой подготовке студентов на базе ГАОУ ВО МГПУ
в двух группах первого курса
направлений подготовки «Педагогическое образование:
иностранный язык» (30 чел.) и «Начальное образование, иностранный язык» (28
чел.).

Результаты проведенного исследования позволили определить,
какие услуги потребляли студенты, их мотивы при выборе той или иной услуги по
языковой подготовке (причем, в динамике – в школе и планах на будущее), запросы
и предпочтения.

По результатам
анкетирования можно сделать выводы, что студенты направления подготовки
«Начальное образование, иностранные языки» менее нацелены и считают менее
приоритетной деятельностью изучение иностранного языка, не мотивированы и на
изучение второго иностранного языка (89% человек не изучали в школе
дополнительный язык, не изучают сейчас и не хотят изучать в будущем). Эти
студенты тратили на изучение английского языка меньше времени, чем учащиеся
направления подготовки «Педагогическое образование: иностранные языки», не
готовы вкладывать в дополнительное языковое образование.

Следовательно, целевой
аудиторией для организации языковой подготовки является первая группа, что
неудивительно, учитывая их профессиональный выбор и самоопределение при выборе
направления подготовки. Они могут и готовы вкладывать в свое дополнительное образование,
осваивая второй иностранный язык и совершенствуя первый. Но их предпочтения –
высокие требования к качеству подготовки, трудозатраты – должны быть учтены при
проектировании образовательных программ. Поскольку они занимаются изучением
иностранного языка, их обращение к дополнительному образованию может быть
обусловлено именно необходимостью его совершенствования, поэтому высокое
качество подготовки, осязаемые ключевые результаты (В2,С1) – должны быть
приоритетными при разработке и подборе образовательных программ и курсов.

5. Для менеджеров в
образовании (в сфере организации языковой подготовки), на основе итогов
проведенного анкетирования, были разработаны следующие рекомендации:

Помимо хорошей языковой
подготовки важно освоить межкультурную компетентность, хорошо владея навыками
межкультурной коммуникации.

Важное значение имеют
базовые теоретические знания и практические навыки в области инновационного
образовательного менеджмента, образовательного маркетинга, проектирования
образовательных систем и, конечно, правовой базы.

Все эти знания и навыки
могут быть востребованы и реализованы в практике функционирования языковых школ
и курсов только при условии хорошей ориентации в международных тенденциях
языковой подготовки, изучения мирового опыта управления образованием, технологий
преподавания иностранных языков за рубежом вследствие глобализации мирового
образовательного пространства и высокой конкуренции на рынке образовательных
услуг по языковой подготовке.

Ключевую роль в
управлении современным образовательным комплексом языковой подготовки (на всех
его уровнях) играют повышение квалификации педагогов. Менеджер-профессионал
должен планировать с учетом карьерных ожиданий и индивидуальных предпочтений
основные направления в этой области – создание современных учебно-методических
комплексов по иностранному языку, опытно-экспериментальная работа,
академическая коммуникация, индивидуализация учебного процесса с учетом
категорий обучающихся.

В качестве
прогнозируемых тенденций развития интернет-образования эксперты предсказывают
образовательные центры с искусственным интеллектом, онлайн-платформы и решения,
обеспечивающие подготовку к стандартизированным экзаменам. Наиболее
перспективны сегменты дошкольного и школьного образования (K-12),
корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВНИЮ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ

1.1 Особенности рынка языковых
образовательных услуг как объекта научного исследования

В
современной экономической литературе – как отечественной, так и зарубежной – не
существует единой трактовки понятий «услуга» и «образовательная услуга».
Подходы к определению этих социально-экономических категорий отличаются
разнообразием, отражая многообразие направлений и форм их хозяйственного
использования.

Услуги с 1
октября 2013 года были признаны объектом гражданских прав путем включения в ст.
128 Гражданского Кодекса РФ. Вместе с тем, как видно из названий и содержания
статей гл. 39 ГК РФ, включенные в нее нормы, носят преимущественно рамочный и
императивный характер. Их цель состоит в регулировании обширного, но четко не
ограниченного спектра услуг. Как полагает Л.В. Санникова, «в основу такого
понятия должна быть положена экономическая сущность услуг. В имущественном
обороте услуги участвуют в качестве экономического блага, которое раскрывается
большинством ученых-экономистов как осуществление деятельности[1].

Зарубежные
авторы С.Х. Ли, К.Д. Хоффман определяют услуги преимущественно как процесс,
включающий неосязаемые действия, которые по необходимости происходят при
взаимодействии между потребителями и поставщиками услуг (обслуживающим
персоналом), физическими ресурсами, схемами предприятия-поставщика услуг[2].
Известный американский исследователь Филипп Котлер определяет услугу как любую
деятельность, «которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое
действие, не приводящее к владению чем-либо»[3].

Отечественные
авторы Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратковский определяют услуги как
виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый
ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется
качество уже имеющегося, созданного продукта; спецификой услуги, по их мнению,
является предоставление блага не в виде вещей, а в форме деятельности,
вследствие чего само оказание услуг создает желаемый результат[4].
В.В. Кванина под услугами понимает любую деятельность, не имеющую
овеществленного результата[5].
Некоторые авторы рассматривают услугу прежде всего как результат деятельности[6].
Еще один подход к определению услуги основывается на восприятии услуги как
совокупности деятельности и результата[7].

Услуга,
как социально-экономическая категория, выражает определенные экономические
отношения. К ней применимы трактовки сущности услуги как отношения по поводу
полезного действия труда, потребляемого как деятельность[8].
Конкретизируя, отметим эту особенность услуги, отличающую ее от материально
овеществленных предметов – товаров, заключающуюся в том, что в сфере услуг не
происходит характерного для материального производства перехода из формы
деятельности в форму продукта, а процесс производства услуги совпадает с
процессом потребления.

Рассмотрим
специфические характеристики услуг, которые раскрывают сущность экономической
категории услуг[9]:

— неосязаемость (услуга невещественна
по содержанию, нематериальна по форме);

— неотделимость (услугу невозможно
законсервировать как товар, который хранится на складе);

— полезность (потребитель оценивает
услугу только в процессе ее потребления);

— невозможность хранения,
транспортировки услуг, рассредоточенность и локальность рынка услуг[10];

— индивидуализированность (две
взаимосвязанные стороны одного процесса — субъективное восприятие и качество
услуги);

— непостоянство (качество обслуживания
потребителя времени может изменяться в определенные моменты);

— несохраняемость (потребительные
свойства могут стать неактуальны или оказаться невостребованными длительное
время из-за низкого спроса, что касается повышенного спроса, то здесь
необходимо увеличить либо объемы оказываемых услуг, либо интенсивность
обслуживания меньшим количеством услуг[11]);

— качество услуги (выступает результатом
сравнения ожиданий потребителя и реального уровня предоставления услуги);

— ценность (если услуга не оказана в
срок, указанный потребителем, она может потерять свою ценность[12]);

— безопасность (результат и процесс
предоставления услуги должны быть безопасны для жизни, здоровья, имущества
граждан и окружающей среды);

— надежность (способность предоставить
услугу на обещанном уровне, качественно, в срок, без ошибок, стойкость к
внешним воздействиям результата услуги[13]);

— социальная адресность (услуга должна
соответствовать требованиям различных социальных групп потребителей);

— эстетичность (гармоничность, целостность
композиции и художественная выразительность);

— информативность (предоставление верной
информации об ассортименте услуг, исполнителе, правилах и условиях оказания[14]);

— особое отношение к клиенту (умение
войти в положение потребителя услуги, подстроиться под удобный для него график,
готовность учитывать особенности и запросы, ожидания и потребности постоянных
клиентов[15]).

Следовательно,
понятие «услуга» представляет собой продукт конкретного труда. Более того,
спецификой такого продукта является то, что в качестве его полезного эффекта
выступает потребительская стоимость, удовлетворяющая конкретные потребности
потребителей услуг. Таким образом, к услугам относятся такие виды деятельности,
в процессе выполнения которых изменяется качество имеющегося продукта, но новый
материально-вещественный продукт не создается.

Сфера
услуг является неотъемлемой частью национальной экономики, хозяйственного
комплекса любой страны. Сфера услуг подчиняется общим экономическим законам,
действующим в данном обществе, участвуя в общей системе экономических отношений
конкретной страны. В этой связи отметим неоднозначность подходов относительно
природы услуг, в том числе образовательных, наблюдаемую в современном научном
дискурсе. Так, к примеру М.Н. Малеина, А.А. Мохов обосновывают
гражданско-правовую природу данных отношений[16],
В.М. Сырых – социально-правовую[17],
А.В. Белозеров, В.В. Кванина, В.Н. Соловьев – определяют правовую природу
отношений в сфере услуг в зависимости от их возмездности или безвозмездности[18].

Любая
услуга как социально-экономическая категория циклична. Жизненный цикл услуги
подразделяется на несколько этапов, они включают в себя, во-первых,
предоставление потенциальным потребителям информации по услугам; во-вторых,
принятие заказа на предлагаемую услугу; в-третьих, ее исполнение; в-четвертых,
контроль качества; наконец, в-пятых, выдача заказа потребителю.

На первой
стадии жизненного цикла услуги на основе проведенного исследования спроса
предоставляется информация по предлагаемым потребителям услугам. На следующем
этапе на основе сформированных учебных программ и выбранных методов и форм
обучения происходит процесс оформления заказа. Третий этап представляет собой,
собственно, сам процесс обучения (исполнение услуги), который сопровождается
текущим и итоговым контролем качества предоставленной услуги. Наконец,
завершается процесс оказания услуги выдачей заказа (получением соответствующего
подтверждающего документа об освоении программы, компетенции, получения
квалификации и т.д.).

Полный
жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:
внедрение; рост; насыщение; спад (по Ф. Котлеру)[19].

Разнообразны
и предлагаемые, широко представленные в экономической литературе классификации
услуг, которые могут быть: материальные и нематериальные, частные или
коммерческие, добровольные или вынужденные, инжиниринговые, консалтинговые,
юридические или бухгалтерские, образовательные, психологические, IТ-услуги и т.д.

Далее рассмотрим
специфику образовательной услуги.

В процессе
оказания образовательных услуг осуществляется воздействие непосредственно на
человека. В п. 2 ст. 779 ГК РФ в перечне услуг содержится понятие «услуги по
обучению», но в законодательстве об образовании, образовательном праве и в
правовой литературе преимущественно используется термин «образовательные
услуги».

Основанием
использования в образовательном пространстве категории «услуга» для обозначения
регулирования образовательных отношений явились следующие обстоятельства:
комплексная природа образовательных отношений, порождающая потребность в
использовании методов регулирования различных отраслей права (не только
административно-правовых отношений); усиление частноправовых начал в
регулировании образовательных отношений; активное использование в юридической
доктрине и правотворческой практике категории «публичные услуги»[20].

Сущность
образовательных услуг в литературе раскрывается по-разному. По мнению С.В.
Курова, под образовательной услугой понимается организованная, целенаправленная
деятельность, которая осуществляется одним или несколькими субъектами
(коллективом педагогов) посредством непосредственного взаимодействия с другим
субъектом – обучающимся по передаче знаний, формированию умений, навыков,
оказанию воздействий, формирующих личность человека путем организации и
управления его учебной деятельности[21].
Другой отечественный автор, А.В.
Белозеров, специалист в области образовательного права,  определяет образовательные услуги как «услуги
по воспитанию и обучению, т.е. действия по передаче обучающемуся информации,
направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений»[22].

Таким
образом, существуют разные подходы к определению образовательной услуги,
систематизируем основные из них, представив в сводной таблице 1.

Таблица 1
– Основные подходы к определению образовательной услуги авторы Трактовка понятия «образовательные
услуги» Родовая общность Видовое отличие Радчук
В.А. система
знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях
удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества,
государства[23] система
знаний, информации, умений и навыков удовлетворения
разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства Куров
С.В. объем
учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и
специального характера и практические навыки, передаваемые личности по
определенной программе[24] объем
учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и
специального характера и практические навыки передаваемые
личности по определенной программе Галайда
О.В. работа
отдельного педагога или педагогического коллектива, направленная на
целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической
(в частных проявлениях – профессиональной, квалификационной) структуры
личности обучаемого[25] работа отдельного педагога или педагогического коллектива целесообразное
(предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в
частных проявлениях – профессиональной, квалификационной) структуры личности
обучаемого Павлова
М.П., Ралык Д.В. особый
вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности,
удовлетворяющей общественные потребности[26] вид
потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности удовлетворяющей
общественные потребности Санникова
Л.В. процесс
формирования разнообразных способностей человека к труду, т.е. инвестирование
в человеческий капитал, принимающий форму комплексного блага[27] процесс
формирования разнообразных способностей человека к труду, т.е.
инвестирование в человеческий капитал принимающий
форму комплексного блага Деружинский
Г.В., Раецкий
М.Д. полезный
вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании
и как материально-вещественный продукт, позволяющий удовлетворять
образовательную потребность человека самостоятельно[28] полезный
вид труда удовлетворяющий
потребность человека в образовании Галеев
А.П. совокупность
результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных
процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке
образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение
установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного
потребителя[29] совокупность
результатов образовательного процесса и сопутствующих ему
вспомогательных процессов удовлетворение
установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного
потребителя Радчук
В.А. комплекс
таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей
образования, осуществлением его миссии[30] комплекс
услуг связаны
с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии Moravcikova
D. экономическая
категория, выражающая сложные экономические отношения в области образования[31] сложные
экономические отношения область
образования Larsson
A. демонстрация
в течение определенного времени способностей преподавателя[32] демонстрация  способностей преподавателя в
определенный период Mang’unyi
E., Oumar T. результат
образовательного производства[33] результат
образовательного производства специфический
вид производства При определении
родовой общности, к которой целесообразно отнести образовательную услугу,
выявлено три позиции:

— результаты образования (знания,
умения,  навыки, компетенции и т.д.) – в
определениях В.А. Радчука, С.В. Курова, А.П. Галеева, E. Mang’unyi, T. Oumar;

— деятельность (труд) субъекта
(преподавателя) – в определениях О.В. Галайда, Г.В. Деружинского, М.Д.
Раецкого, A. Larsson;

— экономические отношения – в
интерпретации М.П. Павловой, Д.В. Ралык, Л.В. Санниковой, D. Moravcikova.

При
характеристике видового отличия образовательной услуги обнаруживается указание
на такие функции как:

— удовлетворения разнообразных
образовательных потребностей потребителя – личности, общества, государства
(форма комплексного блага) – в трактовке В.А. Радчука, А.П. Галеева, Л.В.
Санниковой, Г.В. Деружинского, М.Д. Раецкого;

— изменение свойств и качеств личности
обучаемого – в интерпретации С.В. Курова;

— передача личности знаний умений и
навыков по определенной программе – в определении О.В. Галайда;

— реализация целей и миссии образования
– в определении В.А. Радчука.

Таким
образом, обобщая проанализированные подходы к определению образовательной
услуги, исходя из многообразия, а также юридической природы отношений,
возникающих в сфере образования, нужно разграничить безвозмездные (бесплатные)
социальные образовательные услуги и возмездные (платные) образовательные
услуги.

Понимая
рынок образовательных услуг как систему организаций и индивидов, имеющую
необходимую инфраструктуру и методическое обеспечение для удовлетворения
специфической потребности человека – потребности в знаниях, подчинённая законам
спроса, предложения и стоимости, образовательную услугу можно определить как удовлетворение
разнообразных образовательных потребностей потребителя через деятельность субъекта
(преподавателя) с целью формирования у обучающегося личностных качеств,
компетенций, знаний, умений, навыков.

Образовательные
услуги в литературе классифицируются по различным основаниям, в
систематизированном виде эти подходы представлены в табл. 2. Таблица 2
– Основные подходы к типологии образовательных услуг[34] Таким
образом, потребителем образовательной услуги является личность, имеющая
потребность в информации, а также желающая получить знания для их дальнейшего
использования в производстве и другой трудовой деятельности, повысить свою
конкурентоспособность на рынке труда. Отличительной особенностью рынка
образовательных услуг является то, что потребитель – это активный субъект
создания услуги. Он является потребителем и участником образовательного
процесса.

Следовательно,
ключевую роль на рынке образовательных услуг играет непосредственно
потребитель, который осуществляет конкретный выбор специализации/предпочтения,
содержания услуги, сроков, места и формы обучения, источников его
финансирования. Поэтому именно должна быть в центре внимания, информационных
потоков и коммуникаций, других маркетинговых коммуникаций[35].

Субъектами
рынка образовательных услуг являются различные учебные центры, образовательные
организации, как государственные, так и частные[36].

На
развитых рынках в комплекс маркетинга входят товарная политики (качество,
ассортимент, сервис), ценообразование, продвижение (реклама, PR, стимулирование
сбыта, прямой маркетинг), сбыт. В услугах важным вопросом является подбор
персонала (отбор, обучение, организация труда и стимулирование, награждение
персонала)[37].

Отличительной
особенностью рынка образовательных услуг является то, что потребитель – это
активный субъект создания услуги, который осуществляет конкретный выбор
специализации/предпочтения, содержания услуги, сроков, места и формы обучения,
источников его финансирования. Субъектами рынка образовательных услуг являются
различные учебные центры, образовательные организации, как государственные, так
и частные.

Рынок
образовательных услуг Москвы представлен большим разнообразием образовательных
организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Этот сегмент столичной экономики отличается высоким уровнем образования,
наличием выдающихся школ, высоким уровнем подготовки кадров, наличием ведущих
вузов страны, повышенными требованиями к качеству образования, готовностью
инвестировать в развитие образования. Отличаются и запросы потребителей
образовательных услуг.

В течение
последних нескольких лет, и особенно в текущем 2020‑м, система образования, и
мировая, и российская, подвергается масштабной трансформации. В чрезвычайной
ситуации система образования, не исключая сегменты дополнительного
профессионального образования (ДПО), вынуждена ускоренно осваивать различные
образовательные технологии и переводить обучение в дистанционный формат, что
приводит к росту спроса на технологические образовательные решения[38].
Экстренный переход к использованию интернета в образовании с высокой
вероятностью приведет к масштабному освоению технологий онлайн-образования во
всех сегментах, повышению его проникновения и лояльности массовой аудитории, в
том числе работников сферы образования, к онлайн-образованию, что ускорит рост
рынка, инвестиций и количества игроков[39].

Во всем
мире образовательное направление считается инвесторами одним из самых
привлекательных и многообещающих для бизнеса. По сравнению с другими сферами
IT-индустрии рынок онлайн-образования находится на раннем этапе развития и пока
занимает лишь менее 4% общего рынка образования, что вкупе с отмеченными
факторами может служить основанием для прогнозирования относительно быстрого
роста в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Крупнейшие
отечественные игроки предоставляют продукты и сервисы для изучения – готовые
образовательные программы и курсы, половина из которых ориентирована на
школьников. Доля решений для управления (в основном это B2B-рынок) в России в
два раза меньше, чем в мире, а компании – разработчики финансовых сервисов для
EdTech, например сервисов для получения займов на учебу, отсутствуют.

Относительно
новое направление на российском рынке – продукты и сервисы для
создания/разработки образовательных продуктов (2% в Москве и 7% в мире).

Аналитическое
агентство HolonIQ в исследовании «Education in 2030» c помощью анализа более
пяти тысяч публикаций выделило четыре основных драйвера изменений
образовательной системы: глобализацию, рост численности населения, изменение
требований к навыкам рабочих, совершенствование технологий[40].

Очевидно,
что на образовательный рынок оказывают влияние намного больше факторов: от
уровня располагаемых доходов населения до степени освоения технологий и
масштаба глобализации.

Исчезновение
старых и появление новых профессий наряду с автоматизацией производств
порождает спрос на освоение с нуля новых профессий или отдельных навыков, во
втором случае часто с использованием микроформатов, позволяющих получить знания
быстро и без «лишней» информации. Растущая популярность микроформатов может
объясняться также изменениями в культуре потребления и сменой поколений в
структуре рабочей силы: поколение Z, которое в скором времени станет основной
составляющей трудоспособного и платежеспособного населения, характеризуется
клиповым мышлением и привычкой к мобильному потреблению[41].

В то же
время растет доля населения старше 65 лет, чьи навыки устаревают еще до выхода
на пенсию, что обуславливает необходимость разработки образовательных продуктов
с учетом потребностей и специфики восприятия материала этой группой населения.
Изменение рынка труда также подразумевает переход от оформленных профессий к
наборам компетенций, требование к междисциплинарности специалистов.
Востребованность гибких навыков и цифровых компетенций возрастает в том числе
как группа компетенций, которая с трудом может быть автоматизирована.

Драйверы
спроса прежде всего включают в себя повышение проникновения онлайн-образования
и требований к качеству образовательного продукта. Согласно «Интерфаксу»,
несмотря на высокий уровень распространения интернета в России, наблюдается
отставание от развитых стран в использовании его в образовательных целях.

Далее мы
рассмотрим конкретную сферу рынка образовательных услуг, а именно языковую
подготовку. [1] Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2016. С. 94-95. [2] Lee S.H., Hoffman
K.D. Learning the Shamwow: Creating Infomercials to Teach the AIDA Model//
Marketing Education Review, 2015. Vol.
25, №1. P. 9 – 14. [3] Котлер
Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2018. С. 549-550. [4] Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.,
Ратковский А.А. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 118. [5] Кванина В. В. Договор на оказание возмездных услуг.
Челябинск, 2017. С. 31. [6] Харланова Е.М. Соотношении понятий
«формальное», «неформальное» и дополнительное образование // Вестник Челябинского государственного педагогического
университета.
2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenii-ponyatiy-formalnoe-neformalnoe-i-dopolnitelnoe-obrazovanie (дата обращения: 20.03.2020). [7] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй
(постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2018. С. 344. [8] Галайда О.В.
Экономические аспекты зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и
возможности его использования в Российской Федерации. М., 2018. C. 67. [9] Деружинский Г.В.,
Раецкий М.Д. Теоретико-методологические аспекты понятий «Услуга»,
«Обслуживание», «Сервис» как экономических категорий // Terra Economicus, 2012.
[Электронный ресурс]. – URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-ponyatiy-usluga-obsluzhivanie-servis-kak-ekonomicheskih-kategoriy (дата обращения:
20.03.2020). [10] Бабенко А.А. Анализ различных
методов оценки потребительской лояльности // Вопросы экономики и управления,
2016. №1. С. 36 – 39. [11] Канбекова Д.Р. Маркетинговая воронка: определение,
этапы и показатели / Д.Р. Канбекова // Молодежный Научный Вестник. 2017. №5. С. 262 – 266. [12] Digital
advertising around paid spaces, E-advertising industry’s revenue engine: A
review and research agenda // Telematics and Informatics, 2017. Vol. 34. P.
1650 – 1662. [13] Jiang H. Dynamics
of an advertising competition model with sales promotion // Communications in Nonlinear Science
and Numerical Simulation, 2017. Vol. 42.
P. 37 – 51. [14] Федоров В.А. Модель Воздействия на
Потребителя «AIDA» в Системе Маркетинговых Коммуникаций // Синергия наук, 2017.
№11. С. 238 – 242. [15] Деружинский Г.В., Раецкий М.Д.
Теоретико-методологические аспекты понятий «Услуга», «Обслуживание», «Сервис»
как экономических категорий // Terra Economicus, 2012. [Электронный ресурс]. – URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-ponyatiy-usluga-obsluzhivanie-servis-kak-ekonomicheskih-kategoriy (дата обращения: 20.03.2020). [16] Малеина, М. Н. Человек и медицина в современном праве
/ М. Н. Малеина. — М. : БЕК, 2015. — 146 с; Мохов, А. А. Некачественное
медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих / А.
А. Мохов // Современное право. — 2014. — № 10. — С. 2-6. [17] Сырых В.М. Социология права. М.: Юстиция, 2016. – 487 с. [18] Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг.
Челябинск, 2017. [19] Тультаев Т.А. Маркетинг услуг [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/book/bib/07_marketing/marketing_uslug/book/docs/piece007.htm (дата обращения: 12.03.2020). [20] Lemon K.
Understanding Customer Experience Throughout the Customer Journey// Journal of
Marketing. 2016. Vol. 80. P. 69 – 96. [21] Куров С. В. Образовательные услуги:
Гражданско-правовой аспект. М., 2019. С. 50. [22] Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по
возмездному оказанию образовательных услуг. – М.: Академия, 2014. – 220 c. [23] Радчук В.А. Закономерности
развития рынка образовательных услуг на современном этапе (обзор) [Текст]: /
В.А. Радчук // Инженерный вестник Дона. 2018. С. 306–310. [24] Куров С. В. Образовательные
услуги: Гражданско-правовой аспект. М., 2019. С. 50. [25] Галайда О.В. Экономические аспекты
зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и возможности его
использования в Российской Федерации. М., 2018. С. 167. [26] Павлова М.П., Ралык Д.В. Маркетинг
образовательных услуг. [Электронный ресурс]. – URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2953/ 
(дата обращения: 20.03.2019). [27] Санникова Л.В. Услуги в
гражданском праве России. М., 2016. С. 59. [28] Деружинский Г.В., Раецкий М.Д.
Теоретико-методологические аспекты понятий «Услуга», «Обслуживание», «Сервис»
как экономических категорий // Terra Economicus, 2012. [Электронный ресурс]. – URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-ponyatiy-usluga-obsluzhivanie-servis-kak-ekonomicheskih-kategoriy (дата обращения: 20.03.2019). [29] Галеев А.П. Менеджмент информационных продуктов и услуг [Текст] / А.П.
Галеев // Международный электронный научный журнал Перспективы Науки и
Образования. 2015. №2 (14). С. 145–150. [30] Радчук В.А. Закономерности
развития рынка образовательных услуг на современном этапе (обзор) [Текст]: /
В.А. Радчук // Инженерный вестник Дона. 2018. С.
306–310. [31] Moravcikova D.
Brand Building with Using Phygital Marketing Communication // Journal of
Economics, Business and Management. 2017. Vol. 5, №3. [32] Larsson A.
Building customer loyalty in digital banking: A study of bank staff’s
perspectives on the challenges of digital CRM and loyalty// International
Journal of Bank Marketing, 2017. Vol. 35. P. 858 – 877. [33] Mang’unyi E.,
Oumar T. The relationship between e-CRM and customer loyalty: a Kenyan
Commercial Bank case study// Banks and Bank Systems. 2017. Vol.12, №2. P. 106-115. [34] Деружинский Г.В., Раецкий М.Д.
Теоретико-методологические аспекты понятий «Услуга», «Обслуживание», «Сервис»
как экономических категорий // Terra Economicus, 2012. [Электронный ресурс]. – URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-ponyatiy-usluga-obsluzhivanie-servis-kak-ekonomicheskih-kategoriy (дата обращения: 20.03.2020). [35] Lipiäinen H. CRM in the digital age:
implementation of CRM in three contemporary B2B firms// Journal of Systems and
Information Technology. 2015. Vol.17, №1. P. 2-19. [36] Larivier B.
Modeling Heterogeneity in the Satisfaction, Loyalty Intention, and Shareholder
Value Linkage: A Cross-Industry Analysis at the Customer and Firm Levels//
Journal of Marketing Research. 2016. Vol. LIII. P. 91 – 109. [37] Chang C. How can
social networking sites help build customer loyalty? An empirical investigation // Total Quality Management,
2016. Vol. 27. №1. P. 111 –
123. [38] Чавкин З.В. Поиск бизнес-модели
образовательным стартапом в сегменте взрослого обучения на российском рынке //
Стратегические решения и риск-менеджмент, 2020. №1. Т. 1. С. 70-97.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43118637 (дата обращения: 21.10.2020). [39] Исследование рынка онлайн-обучения 2020 (2020). URL: http://research.edmarket.ru/. [40] Education in
2030 (2018). URL: https://www.holoniq.
com / wp-content / uploads / 2020 / 01 / HolonIQ-Educationin-2030.pdf. [41] Чавкин З.В. Поиск бизнес-модели образовательным
стартапом в сегменте взрослого обучения на российском рынке // Стратегические
решения и риск-менеджмент, 2020. №1. Т. 1. С. 70-97. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43118637 (дата обращения: 21.10.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы