Платная доработка на тему Социально-культурная деятельность , как средство социализации подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации подростков 6
1.1 Подростки как объект внимания науки 6
1.2 Теоретические подходы к исследованию понятия «Социализация» 11
1.3 Особенности процесса социализации современных подростков 16
Глава 2. Потенциал социально-культурной деятельности в социализации современных подростков 21
2.1 Социально-культурная деятельность. Понятие, роль и место социализации подростков 21
2.2 Возможности повышения эффективности реализации социально-культурной деятельности в социализации подростков 25
Заключение 31
Литература 33
Глоссарий 36
Введение:
Актуальность проблемы.
В условиях современной реалии одной из важных проблем современного общества является вопрос взаимоотношений общества с каждой личностью, как индивидуальностью – то есть ее социализация. Особенно актуально остается тема социализации подрастающего поколения. Давно известным фактом является то, что именно в подростковый возраст закладывается основной фундамент личности, ее структура и характер, которые в больше степени являются зависимыми от развития окружающей среды.
Самоопределение, в том числе социальное, остается актуальным не только в прошлую эпоху, но и в нашем столетии. Самоопределение зависит от социально-политической и экономической системы общества. Этот процесс постоянно меняется и не остается в стабильном положении.
Если рассматривать социализацию подрастающего поколения, можно понять, что это сложный процесс, который, позволяет адаптировать человека к общественным потребностям. Стоит отметить, что адаптация носит активный характер, включающая в себя творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда человек, как индивид, проявляет всю значимую мочь своих ресурсов, чем позволяет себе добровольно выстраивать свою роль в обществе.
С другой стороны, общество, наоборот, уже заранее начинает формировать свою норму морали и поведения, педагогически целесообразных отношений между людьми внутри семьи, в школах, в культурно-досуговых учреждениях и иных окружающих человека средах.
Само собой, данную проблему поднимали многие выдающиеся профессора и кандидаты наук, в том числе педагогических и психологических, например: Л.С. Выготский, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, М. Каплан, А.С. Макаренко, А.В. Мудри. Кроме того, уже в 19 веке было употреблено такое определение, как социализация. Эту тему хорошо развил американский социолог Ф. Гиддингс.
Вместе с тем, несмотря на обширное внимание общей проблемы социализации подростков, тема социально-культурной деятельность как средством социализации подростков занимает малое место в исследованиях.
Также необходимо отметить и то, что наиболее сложно процесс социализации протекает именно в подростковом возрасте, что связано с общими изменениями в организме и мыслительных процессах молодежи (в их сознании). Помимо этого, появляется еще проблемы в более углубленном понятии таких тем, как дружба, вражда, любовь и т.д. Необходимо также отметить и то, что на подростков дополнительное воздействие оказывают микро и макро среды, а также различные социальные институты.
К сожалению, помимо того, что подростки сталкиваются с общей суровой реалией, есть проблема и неблагополучных семей, где дети предоставлены сами себе и абсолютно беспризорно взрослеют. Должное отсутствие социально-культурной деятельности в их жизни, отсутствие досуговых центров и культурных учреждений, а также отсутствие грамотных специалистов, которые могут вовремя увидеть проблему – все эти факторы могут сломать жизнь еще не развитой личности подростка. Именно поэтому данная работа является актуальной и значимой.
Степень изученности проблемы. Значимые для темы исследования вопросы социально-культурной деятельности разработаны в трудах не только отечественных теоретиков: Л. А. Акимовой, А.С. Орлова, Ю.А. Стрельцова, А.В. Соколова, Э.В. Соколова, В.Я. Суртаева, Н.Н. Ярошенко, но и в работах зарубежных авторов. Например, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали теории о необходимости развития общей досуговой деятельности для всестороннего развития человека, как личности. Также стоит отметить такого ученого, как А.Шопенгауэр, который называл досуг «венцом человеческого сознания», и был сторонником того, что именно досуг позволяет стать полноправным обладателем своего «я».
Объект исследования: процесс социализации подростков.
Предмет исследования: социально-культурная деятельность как средство социализации подростков.
Цель исследования: изучить социально-культурную деятельность как средство социализации подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации подростков.
2. Провести анализ проблемы влияния досуговой деятельности на социализацию подростков;
Методы исследования: абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, моделирование, классифицирование.
Заключение:
Ученые в настоящее время все больше внимания уделяют проблемам подросткового досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастании значения досуга подростков, а значит, и о его возрастающем влиянии на процесс социализации подрастающего поколения.
Процесс социализации подростков неразрывно связан со знанием окружающего мира, содержащихся в нем основных норм и правил поведения, а также знакомством с достижениями культуры.
Итак, социализация представляет собой социокультурное понятие, о чем свидетельствует включение подростка в единое для всех жизненное пространство, через усвоение человеком знаний об окружающем мире, типа осознания действительности, культурных особенностей и традиций, а также включение подростка в эту систему социальных отношений.
Социализация молодежи в культурно-досуговом учреждении представляет собой активный творческий процесс овладения общечеловеческими и общекультурными ценностями. Задача культурно-досуговых учреждений состоит в том, чтобы создать нравственно здоровую среду, в которой подросток может создать условия для благоприятного формирования своих жизненных ориентиров и социального опыта.
Особенность деятельности культурно-досугового учреждения заключается в сочетании формальных и неформальных воздействий на отдельного подростка или группу молодых людей.
Эта деятельность представляет собой совокупность различных видов и форм взаимодействия профессионалов культурно-досугового учреждения и подростков в досуговой сфере, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационные, культурно-просветительские, творческие потребности и интересы, и личностное развитие подростков гарантировано.
Проблема социализации подростков в настоящее время является одной из важнейших, ее процесс неразрывно связан с познанием мира и приобщением к культурным ценностям. Социализация молодежи предполагает активный творческий процесс освоения общечеловеческих и общекультурных ценностей.
Основные выводы по всем параграфам. См. формулировки параграфов
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации подростков
1.1 Подростки как объект внимания науки
Изучению подросткового возраста посвящено немало работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Несмотря на множество исследований подросткового возраста, эта часть жизни человека является источником многочисленных споров. Например, нет единого мнения о границах подросткового возраста, центрального новообразования, ведущей активности, является ли половое созревание критическим или литическим и т. д.
Большинство отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.), занимающихся проблемами возрастной периодизации, рассматривают подростковый возраст, как переходный этап, переломный момент от детства к взрослой жизни.
Основоположником психологических исследований подросткового возраста является Ст. Холл, охарактеризовавший этот этап жизни как амбивалентный, парадоксальный, время «бури и натиска». Все содержание подросткового возраста было отмечено кризисом уверенности в себе, при преодолении которого у человека появляется «чувство индивидуальности». Современные зарубежные и отечественные психологи в целом разделяют взгляды Ст. Холла[17].
В настоящее время психологи имеют довольно смутное представление о пределах подросткового возраста (Д. И. Фельдштейн, В. М. Кроль, Г. С. Абрамова, М. Клее и др.). Эта неоднозначность в определении границ подросткового возраста позволяет некоторым авторам считать 10-12-летний период «ничьей территорией», предполагая, что этот возрастной интервал считается вторым этапом младшего школьного возраста.
Следует отметить, что дискуссии психологов ведутся не только о пределах подросткового возраста, но и о понимании того, как протекает подростковый возраст: критически или бескризисно. А. М. Клее, ссылаясь на проведенные М. Мидом и Р. Бенедиктом исследования особенностей подростков-аборигенов, отрицает наличие возрастных кризисов в этот возрастной период[9].
Однако большинство отечественных ученых доказывают наличие возрастного кризиса (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн).
Так, К. Н. Поливанова считает, что сущностью критической фазы, и в то же время ее диагностическим признаком, является расслоение поведения ребенка. Это ситуации, в которых ребенок проявляет неадекватное, высокомерное поведение. И под диагностическим признаком кризиса К.Н. Поливанова понимает трудность воспитания, которая характеризуется не логикой ситуации, а логикой аффекта[14].
В подростковом возрасте помимо глубокой физиологической перестройки организма (неравномерность развития и созревания различных структур головного мозга, гормональная перестройка, изменение обменных процессов и др.) происходит изменение всей личности в целом: глубокие внутренние переживания , переосмысление, критика мира и себя, поиск себя и т.д[7].
Среди изменений, которые происходят в психическом развитии подростков, авторы выделяет различные компоненты в личностном и интеллектуальном плане: развитие нового уровня самосознания и Я-концепции (Л.С. Выготский, Р. Бернс и др.); формирование «чувства взрослости» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова и др.); зарождение «юношеского максимализма», начало поисков смысла жизни, «смыслообразование» (В. Е. Чудновский); формирование личности (Э. Эриксон, М. Кле и др.); преодоление эгоцентризма (Ж. Пиаже, Д. Элкинд и др.); авторство собственной жизни (К. Н. Поливанова, Е. И. Исаев и др.); развиттие проектной деятельности (с авторством, созданием идеи, реализация которой отходит на второй план) (Поливанова К.Н. и др.); развитие нового образа мышления (Ж. Пиаже и др.), мышление подростка становится прогрессивным, он начинает больше интересоваться будущим[5].
Кроме того, в подростковом возрасте меняется ведущая деятельность, которой, по мнению психологов, становятся: интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин, А.М. Прихожан и др.); общественно полезная и ценная деятельность (В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн и др.). Среди многих особенностей и изменений, происходящих в подростковом возрасте, обратимся к тем, которые в большей степени относятся к теме нашего исследования[11].
Как отмечает Л. С. Выготский, ключом к пониманию переходного возраста являются интересы, в основе которых лежат потребности и мотивы. За это время у подростка появляются новые интересы, а следовательно, и новые потребности и мотивы, меняется его отношение к окружающему[13].
Процесс развития в подростковом возрасте идет неравномерно. Критический период, называемый негативным, имеет отрицательный характер, так как слом и отмирание ранее сложившихся интересов сменяется литическим, для которого характерно развитие новых интересов.
Л.С. Выготский видит в нем время осознания себя, развития личности и мировоззрения, формирования жизненного плана, как систему приспособления, которая впервые осознается подростком. В целом Л.И. Божович видит в этом длительный переходный период от детства к зрелости. Это время, когда человек начинает «творить себя»[2].
В подростковом возрасте начинает усиленно развиваться уверенность в себе, с которой тесно связана самооценка, начинается «стремление к взрослости», самоуважение, стремление не только удовлетворять требования других, но и свои. Развитие подростка все больше определяется внутренними условиями (ценностями и самооценкой).
Подростковый возраст обычно рассматривается как этап жизни, в котором меняются одни ценности и требования на другие, процесс подготовки площадки для будущего «смыслообразования», как этап жизни, который создается путем активного поиска оптимального смысла жизни[8].
Однако сложность этого периода заключается в том, что поиск основной линии жизни осуществляется тогда, когда у подростка еще нет достаточного жизненного опыта и знаний, а проблеме построения жизненной перспективы практически не уделяется внимания в школе.